Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Кис 
(евр. Киш):

1) вениамитянин, отец Саула. Согл. 1 Цар 9:1, К. был «сыном Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия». В 1 Пар 9:35 и след. отец К. назван Иеилом. В 1 Цар 14:50.51 сказано, что Авенир был сыном Нира, дяди Саула. Тогда, согл. этому тексту, К. являлся отцом Саула, а Нир, сын Авиила, отцом Авенира. След., К. и Нир были братьями, сыновьями Нира, сына Иеила (или Авиила). Это самое простое решение вопроса, к-рый возникает при сопоставлении сведений, имеющихся в 1 Цар и (1Пар ср. 1 Пар 9:35 и след.,39);

2) второй сын Иеила и Маахи, дядя Киса (1) (1 Пар 8:30; 1 Пар 9:36);

3) второй сын левита Махли. Сыновья К. женились на дочерях его брата Елеазара, у к-рого не было сыновей (1 Пар 23:21 и след.; 1 Пар 24:29);

4) сын Авдия, левит, современник Езекии (2 Пар 29:12), к-рому он помогал очистить храм;

5) предок вениамитянина Мардохея (Есф 2:5).

Кислев 
-> Календарь.

Кислон,
отец вениамитянина -> Елидада (Числ 34:21).
Кислоф-Фавор,
погран. город в уделе Завулона (Ис Нав 19:12), предположит. тождествен упомянутому в Ис Нав 19:18 Кесуллофу, погран. городу в уделе Иссахара. Совр. Иксаль, лежащий в 3 км юго-вост. Назарета.

Киссон, 
река в центральной Палестине (Суд 4:7.13; Пс 82:10), называемая также «водами Мегиддонскими» (Суд 5:19). В среднем течении К. — это ручей, пересыхающий летом, и только в нижнем течении вода в нем бывает и летом. Несколько истоков К. находятся зап. гор Фавор и Гелвуй, два основных его рукава соединяются на Изреельской равнине сев.- вост. Мегиддо. Русло реки здесь глубокое, дно илистое, берега низкие. Во время разлива после сильных дождей они быстро заболачиваются, и перейти реку вброд становится невозможно. Это обстоят-во способствовало полному разгрому -> Сисары, когда его войско попыталось при отступлении перейти К. (Суд 5:20 и след.). Место, где Илия умертвил пророков Ваала (3 Цар 18:40), расположено на юж. берегу К., у горы -> Кармил, близ селения Мухрака. Здесь река подступает к самому подножию Кармила, а затем впадает в Средиземное море у вост. окраины Хайфы.

Кисть 
(евр. гадил и цицит; греч. краспедон). Согл. Числ 15:38-40; Втор 22:12, к краям верхней одежды израильтян (-> Одежда, II) прикреплялись К., в к-рые обязательно вплеталась нить из голубой (фиолетовой, -> Пурпур) шерсти. К. должны были напоминать о послушании Божьим заповедям и тем самым служили внешним признаком принадлежности израильтян к народу Божьему. Иисус тоже носил одежду с К. (Мф 9:20; Мф 14:36 — в Синод. пер. — «край одежды»). Более поздние предписания раввинов очень точно определяли материал, из к-рого делали К., технику их вязания и миним. длину. Фарисеи нередко украшали свою одежду особо длинными К. (Мф 23:5 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; «воскрилия одежд»).

Кит 
Словом К. переводчики Синод. пер. перевели евр. даг гадол («большая рыба») (Ион 2:1.2.11). Греч. слово кэтос (Мф 12:40) может означать не только «кит», но и «морское чудовище».

Китийская земля 
-> Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские.

Китрон, 
ханаан. город, к-рым не смогло овладеть колено Завулона (Суд 1:30). А.Альт полагал, что К. находился на месте Телль-эль-Фара, в 1 км сев.-зап. Бетена и прим. в 12 км юго-вост. Хайфы. -> Каттаф.

Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские 
Слово «Киттим» (в евр. яз. оно имеет только форму мн.ч.) явл. названием племени, родоначальником которого был Иаван (Быт 10:4; 1 Пар 1:7). Первонач., видимо, К., или землей Китийской, евреи называли город Китион на юге Кипра. Затем это название распространилось на весь остров (Ис 23:1.12), жителей к-рого финикийцы называли китти. Под К. могут подразумеваться другие острова и побережье Средиземного моря (Иер 2:10; Иез 27:6). Более точно отождествить К. с к.-л. геогр. пунктом невозможно. В Иер 2:10 «острова Хиттимские» обозначают запад, а -> Кидар — восток.

Кифа 
-> Петр.

Киший 
(евр. Киши), левит из потомков Мерари, отец Ефана (1 Пар 6:44; 1 Пар 15:17).

Кишион, 
город левитов в уделе Иссахара (Ис Нав 19:20; Ис Нав 21:28), называемый также -> Кедесом (2). Кроме холмов Телль-Абу-Кудес и Телль-эль-Кассис (-> Кедес, 2) ученые отождествляют К. с Телль-эль-Адджулем, находящимся прим. в 20 км сев.-вост. Мегиддо и в 6 км юж. горы Фавор, а также с Телль-Кейсун, лежащим в 2 км юж. Фавора.

Клавда 
(в наиб. достоверных греч. источниках — Кавда), остров, прим. в 40 км юго-зап. Крита (Деян 27:16). Ныне этот остров называется Гавдос.

Клавдий, 
сын Друза и племянник -> Тиверия (Тиберия). Сменив на престоле Калигулу, К. стал четвертым рим. императором (41-54 гг. по Р.Х.). Он не был сильной и решит. личностью. При его вступлении на престол -> Ирод Агриппа I, к-рый в тот момент находился в Риме, выступил посредником между К., к-рого провозгласили императором преторианцы (импер. гвардия), и сенатом. За эту услугу Ирод Агриппа I получил от К. Иудею и Самарию в дополнение к областям, к-рыми он владел ранее. Т.о., благодаря К., Ирод Великий воссоединил земли в единое царство. Однако его сыну, -> Ироду Агриппе II, К. не позволил стать полноправным преемником своего отца; он сделал его лишь царем Халкиды, одноврем. предоставив ему право надзора над Иерусалимским храмом. Иудея вновь стала рим. провинцией. В начале своего правления К. вернул александрийским евреям их прежние привилегии. Позднее, около 49 г., он изгнал всех евреев из Рима (Деян 18:2). К. упоминается в НЗ в связи с голодом, разразившимся в период его правления (Деян 11:28). К. был отравлен, и императорский престол унаследовал его пасынок -> Нерон.

Клавдий Лисий 
Тысяченачальник (греч. хилиархос, соответствует рим. воин. званию «военный трибун»), командовавший в Иерусалиме рим. гарнизоном (Деян 21:31). Его резиденция находилась в крепости Антония, рядом с храмом. К.Л. был греком, за деньги приобретшим рим. гражданство (Деян 22:28). Когда толпа иудеев угрожала расправой ап. Павлу, К.Л. арестовал его, но, выяснив, что Павел не бунтовщик, позволил ему обратиться к народу. При допросе К.Л. узнал, что Павел — рим. гражданин (Деян 21:31 — Деян 22:29). Заседание синедриона, назнач. К.Л. на след. день, не внесло ясности в дело заключенного, поэтому К.Л. направил Павла в Кесарию к наместнику Феликсу вместе с сопроводит. письмом и охраной, задачей к-рой было предотвратить запланиров. иудеями покушение на Павла (Деян 22:30 — Деян 23:35).

Клавдия, 
рим. христианка, к-рой ап. Павел передает приветствия через Тимофея (2 Тим 4:21).

Клевета, клеветать 
Клеветать — тайно, так, чтобы человек не мог защищаться и отвечать, говорить о нем нечто плохое, не соответств. действит-сти. К., к-рая всегда больно ранит ближнего, приравнена в Библии к измене и кровопролитию (Ис 59:13; Иез 22:9), она названа в числе самых тяжких преступлений против Бога (Рим 1:30; 2 Тим 3:3). Разглашающий К. — глуп (Притч 10:18), но это не служит ему оправданием; клевещущего ожидает суд (Пс 100:5).

Клеопа 

1) (греч. Клеопас, «знаменитый»), один из двух учеников, к-рым воскресший Иисус явился на пути в Еммаус (Лк 24:18). Предположит. оба ученика жили в этом селении.

2) (греч. Клопас), муж Марии (Ин 19:25), матери Иакова и Иосифа (в Синод. пер. — Иосия) (Мф 27:56; Мк 15:40). Вероятно, имя К. во втором значении — это греч. форма арамейского имени Халпай, к-рое может передаваться и как Алфей. Тогда К., возм., тождествен Алфею, отцу ап. Иакова (3). Но более вероятно, что оба имени (К. и Алфей) представляют собой греч. вариант двух различных семитских имен. -> Мария (4).

Климент 
(«терпеливый»), сотрудник ап. Павла в Филиппах (Флп 4:3).

Клита 
(евр. Келита, «принятый» или, араб., «малыш»), левит, называемый также Келаия («легкий»), к-рый расстался со своей иноплем. женой (Езд 10:23). Он помогал Ездре в истолковании Закона (Неем 8:7) и вместе с Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:11).

Ключ, затворять 

I.

1) о том, что дома в Палестине закрывались на замок, упоминается неоднокр. (Мф 25:10; Лк 11:7; Лк 13:25; Ин 20:19; Деян 12:14). В самом же доме закрывалось на К. только одно помещение, «кладовая» (Мф 6:6, в Синод. пер. — «комната») — не имеющая окон каморка для хранения запасов. Для замыкания дверей (Песн 5:5) и гор. ворот служили запоры (Втор 3:5; 2 Пар 8:5), к-рые можно было открыть только К. (см. Суд 16:3). Эти К., по всей видимости (особенно это касается К. от ворот дворцов или от гор. ворот), были такими массивными, что их носили на плечах (Ис 22:22). Чаще всего запоры изготавливали из дерева (см. Неем 3:13), особо прочные делали из меди и железа (Втор 33:25; 3 Цар 4:13; Пс 106:16; Ис 45:2);

2) поскольку дом запирался на К., то владение ключом ставило человека в особое положение. Он являлся не просто привратником или сторожем, но распорядителем дома. Назначение Елиакима начальником дворца, или -> начальником дома Давида, делает это очевидным (Ис 22:22): отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит; он решает, кто принадлежит к цар. дому, а кто нет.

II.

К. становится символом власти и олицетворяет того, кому принадлежит последнее слово. В этом, метафорич., смысле образ К. используется в Библии в целом ряде значений:

1) КЛЮЧ К СЕРДЦУ. Человек может затворять свое сердце от Бога, от брата (1 Ин 3:17). Но Бог отворяет сердце человека (Деян 16:14);

2) КЛЮЧ ОТ НЕБА. Выражения, наподобие «заключать небо» или «отверзать небеса», говорят о том, что Бог может давать или задерживать дождь (Втор 11:17; Лк 4:25; Откр 11:6; ср. Пс 77:23 — «манна»);

3) КЛЮЧ ДАВИДОВ. В Откр 3:7, при всем сходстве текста с Ис 22:22, ветхозаветный образ оказывается видоизмененным. Хранитель К. здесь уже не распорядитель дома Давида, а представитель рода Давида, обетов. отрасль Давида. В его руках — К. от эсхатологич. «дома» Божьего (см. также Мф 16:19). Никто не может сам открыть себе доступ в этот «дом». Нельзя яснее, чем в словах, употребл. в Ис 22:22, описать власть Христа. Его воля является окончат. (Откр 3:8);

4) КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, т.е. К. от власти на небесах. Израил. книжникам был доверен «ключ разумения», в послушном следовании Слову Божьему они имели К. к наступающему Божьему Царству (Лк 11:52). Но они потеряли этот К. Т.о. они не только сами утратили возможность войти в грядущее Царство Божье, но и затворили вход другим (Мф 23:13). И вот Иисус отдает К. Царства Небесного Петру (Мф 16:19), но это не означает, что Петр замещает Иисуса. Это исключено уже потому, что и другие ученики тоже причастны к этой власти (Мф 18:18), к-рая дана им Иисусом, продолжающим оставаться верховным властителем (Лк 10:16). Получ. учениками власть («власть ключей») состоит в том, чтобы «связывать и разрешать» от имени Самого Бога. Ученики используют эту власть для спасения людей, для -> прощения их грехов или для вынесения приговора, оповещающего, что грехи им еще не прощены (см. Ин 20:23);

5) КЛЮЧИ ОТ -> МОГИЛЫ И СМЕРТИ. Господу Небесному принадлежат также К. от смерти и от царства мертвых. Он отнял их у смерти. Христос обладает властью отворять царство мертвых и призывать мертвых к воскресению (Откр 1:18);

6) КЛЮЧ ОТ КЛАДЕЗЯ -> БЕЗДНЫ. Бог имеет власть и над местом пребывания бесов (Лк 8:31). Он открывает его для суда (Откр 9:1 и след.) и приказывает запереть там сатану на тысячу лет (Откр 20:1-3).
Клянущийся ложно, клятвопреступник,
всякий, кто перед судом и под присягой, сопровождающейся призыванием имени Божьего, сознат. дает ложные показания или о ч.-л. умалчивает (Иер 7:9; Зах 5:3; Мал 3:5; 1 Тим 1:10). -> Клятва, IV и VI.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий