Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Книга пророка Софонии 
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Об авторе книги известно только его имя и имена его предков на протяжении четырех поколений (Соф 1:1). Родословие заканчивается на некоем Езекии, к-рого нек-рые комментаторы отождествляют с царем Иудеи; по времени такое отождествление возможно, хотя и не доказано. Софония, видимо, жил в Иерусалиме, во всяком случае, здесь он возвестил свое пророчество; об этом свидет-вует тот факт, что Софония называет этот город «место сие», а также упоминает целый ряд точных характеристик столицы Иудеи. Выступление Софонии приходится на время царствования -> Иосии (639-609 гг. до Р.Х.) и предшествовало разрушению Ниневии (Соф 2:13-15; 612 г. до Р.Х.). Из Соф 3:5 (см. также Соф 1:4; «остатки Ваала»), видимо, следует, что реформа Иосии, начатая в 628 г. до Р.Х., находит свое завершение с находкой Книги Закона и с празднованием Пасхи 622 г. до Р.Х. Проведение этого праздника натолкнулось на сопротивление князей, судей, пророков и священников (Соф 3:3 и след.). Т.о., Софония — современник молодого пр. Иеремии, к-рый был призван на служение в 627 г. до Р.Х. Подлинность книги оспаривается с конца прошлого столетия, однако, по мнению совр. исследователей ВЗ, для этого нет основательных причин.

II. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
Заголовок (Соф 1:1).

I. Суд, грозящий Иудейскому царству (Соф 1:2 — Соф 2:3):
1. Cуд за грехи Иудейского царства (Соф 1:2-13);
2. Судный день Господа (Соф 1:14-18);
3. Призыв к обращению (Соф 2:1-3).

II. Cуд над народами (Соф 2:4-15) и обетование остатку Израиля:
1. Cуд над филистимлянами (Соф 2:4-7).
2. Cуд над Моавом и Аммоном (Соф 2:8-10).
3. Cуд над народами запада и юга (Соф 2:11 и след.).
4. Cуд над Ассирией (Соф 2:13-15).

III. Горе ожесточившемуся Иерусалиму (Соф 3:1-7).

IV. Гнев Господень на Последнем суде и грядущее спасение (Соф 3:8-20):
1. Только остаток из язычников и иудеев выстоит на суде (Соф 3:8-13).
2. Спасение для Иерусалима (Соф 3:14-20).

III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Самое важное в пророчестве Софонии — это весть о -> Дне Господнем. Божий суд неотвратим и неизбежен, даже если люди закрывают на него глаза (Соф 1:12). Время милости миновало (Соф 3:2-4). Царь пытается вновь обратить свой народ к Богу и спасти его, но встречает сопротивление (Соф 3:1-4). Несмотря на все усилия восстановить правильное богослужение, грех распространяется: наряду с Богом иудеи поклоняются Ваалу, идолам и небесному воинству (Соф 1:4 и след.), клянутся одноврем. Господом и Милкомом (в Синод. пер. — «царем своим»).

Другие совсем отпали от Бога и больше не вопрошают о Нем. В народе царят чуждые нравы, суеверные обычаи (ср. 1 Цар 5:5), корыстолюбие, обман и насилие (Соф 1:8 и след.). На такое беззаконие грядет суд Господень. Это будет день трубы, зовущей к Божьей брани, к брани против народа, к-рый Бог когда-то называл Своим. Господь хочет устрашить людей; они, подобно слепым, будут топтаться на месте, не находя выхода, ибо Бог решил разметать «кровь их, как прах» и истребить всех жителей земли (Соф 1:14-18). Но перед лицом грозящей катастрофы Бог еще раз предупреждает Свой народ о том, что ему грозит. Еще раз Бог призывает беззаконных к обращению, а тех, кто соблюдает Его Закон, призывает еще решительнее «взыскать Господа». Это последняя возможность избежать суда (Соф 2:1-30). Затем взор автора обращается к соседним народам и царствам — и они подвержены гневу Господа.

Cуд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников, на востоке — Моав и Аммон, на юге — Эфиопию, а на севере — Ассирию. Остаток Израиля овладеет землей филистимлян, а с Моава и Аммона получит добычу и унаследует эти земли. Но Иерусалим не прислушивается ни к угрозам, ни к обетованиям Господа: он не желает покориться, и его вожди предаются греху больше, чем когда-либо (Соф 3:1-4). Поэтому Господь отвергает Свой народ и оставляет его (ср. Мф 23:37-39) до тех пор, пока не наступит срок окончат. суда, к-рый постигнет весь мир (Соф 3:8). Только когда Господь выплеснет Свой гнев, останется -> остаток Израиля, бедный и малочисл. народ, к-рый вновь научится уповать на Господа (Соф 3:12). Язычники, к-рые останутся в живых, также будут служить Богу. Спасенные Богом будут прославлять и благодарить Его за милосердие и прощение. И избавит Бог Свой народ от всякого страха, соберет притесняемых (Соф 3:16,19,20) и поклоняющихся Ему из других народов, будет их могуществ. Спасителем и станет радоваться за тех, кого Он спас.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий