Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Кривой 
-> Болезнь: скорченность.

Крискент 
(«растущий»), сотрудник Павла, покинувший Pим и направившийся в Галатию (2 Тим 4:10).

Крисп 
(«кудрявая голова»), начальник синагоги в Коринфе, к-рый уверовал вместе со всеми своими домочадцами и был крещен Павлом (Деян 18:8; 1 Кор 1:14).

Кристалл 
-> Драгоценные камни.

Крит (Кафтор), 
большой греч. остров в юж. части Эгейского моря; в ВЗ он назван Кафтором (Втор 2:23). Впервые ап. -> Павлу пришлось побывать на К., когда его вместе с другими узниками везли в Pим (Деян 27:7-13). Корабль, на к-ром находились Павел и его спутники, сначала приплыл в располож. близ -> Ласеи гавань -> Хорошие Пристани, но она показалась им непригодной для «перезимования», поэтому плавание было продолжено. Плывя к -> Финику, корабль попал в шторм. Исследователи предполагают, что впоследствии Павел основал на К. христ. общины и оставил там Тита для продолжения работы (Тит 1:5). В Тит 1:10 апостол упоминает и о критских иудеях (ср. Деян 2:11), цитируя стихотворную строку о лживости и лени критян (Тит 1:12). Греч. поэт Эпименид, к-рому, вероятно, принадлежат эти слова, жил в VI в. до Р.Х. -> Поэты.

Кровать 
В тексте ВЗ употребляется большое количество слов, связанных с понятием «ложе». Бедные люди спали на полу, укутываясь в верхнюю одежду (Исх 22:26). Простой путешественник мог спать на земле (Быт 28:11), и даже Сисара в шатре Иаили должен был спать на полу, укрывшись ковром (Суд 4:18). Но все же К. не являлась предметом роскоши. Было ложе у волшебницы из Аэндора (1 Цар 28:23) и у вдовы из Сарепты (3 Цар 17:19). На К. могли лежать и днем. На ночь на нее обычно клали матрац. Знать Иудейского и Израильского царств во времена Амоса спала на постелях из слоновой кости (Ам 6:4). Под ложем в Дамаске (Ам 3:12), возм., имеется в виду постель из слоновой кости из Дамаска (-> Слоновая кость).

Во дворце перс. царя Артаксеркса были золотые и серебряные ложа (Есф 1:7). В цар. дворце в Иерусалиме существовали постельные комнаты (4 Цар 11:2; 2 Пар 22:11), в к-рых, вероятно, хранили постельные принадлежности. В Египте, Сирии и Месопотамии постели были известны с древних времен (Быт 47:31; Быт 49:33; Исх 8:3). При раскопках археологи находили как изображения, так и остатки К. Есть упоминания о К. и в клинописных текстах. На основе различных описаний были предприняты попытки реконструировать их. Так, Ватцингер воссоздал ложе по отдельным деталям, обнаруженным в гробнице IX в. до Р.Х. в Телль-эль-Фаре (юж. Иудея). Здесь отчетливо проявляется егип. влияние. В тексте НЗ упоминание постели и своего рода матрацев встречается также в Мф 9:6; Лк 5:18; Деян 5:15; Деян 9:34. Бедные люди спали на них в верхней одежде. Интересно, что на найденных в катакомбах древних рисунках, на к-рых изображено исцеление расслабленных, обычно показаны и различного рода К.

Кровля 
Плоские К. -> домов являлись как бы продолжением жилых помещений дома. Самуил говорил с Саулом, устроившим себе ложе на К. (1 Цар 9:25). Давид находился на К., когда увидел Вирсавию (2 Цар 11:2). Авессалом поставил себе палатку на К. (2 Цар 16:22). На К. спали. С К. люди могли видеть, что происходит в городе (Ис 15:3; Иер 48:38), с К. рекомендовалось публично проповедовать (Мф 10:27; Лк 12:3). Там же приносились жертвы (Иер 19:13; Соф 1:5) и сооружались «кущи» (Неем 8:16). К. должна была иметь перила (Втор 22:8), часто там устраивалась -> горница (-> Дом). Конструкция плоской К. предусматривала слой хвороста над стропильными затяжками, а поверх него — слой утрамбов. глины, так что можно было (в букв. смысле слова) говорить о раскрытии К. дома (Мк 2:4). -> Кирпич.

Кровная месть: 

1) согл. Закону Божьему, преступник, убивший человека, должен был поплатиться за это собств. жизнью (Быт 9:5 и след.; Числ 35:31). В наст. время вынесение и исполнение приговоров входит в компетенцию судов и карат. органов. У ветхозаветных народов исполнение приговора ложилось на плечи «кровника» (евр. гоэль хадам, «искупающий кровь»), ближайшего родственника убитого. Он не только имел право, но был обязан предать убийцу смерти. Это, в свою очередь, часто порождало К.М., в результате чего истреблялись целые семьи (см. 2 Цар 3:27; 2 Цар 14:11). Во избежание этого израильский закон содержал строгие ограничения. Было основано шесть -> городов-убежищ, в к-рых укрывались от мести кровника люди, совершившие непредумышл. убийство. Там они могли рассчитывать на непредвзятый суд, и лишь преступники, совершившие предумышл. убийство, выдавались кровнику. Родственникам убитого запрещалось брать у убийцы выкуп, чтобы земля не оказалась оскверненной кровью (Чис 35:31 и след.);

2) в основе К.М. и смертной казни лежит представление о том, что совершенное преступление порождает нечестие и оскверняет землю (Чис 35:33 и след.) и что зло завладевает преступником, к-рый тем самым может принести несчастье другим людям (как, напр., в случае с Аханом при взятии Гая, Ис Нав 7:1; можно также говорить о «взаимосвязи между поступком и последствиями» или, точнее, о «поступке, чреватом последствиями»). Так что выражение «истребить зло из среды себя» (Втор 17:7; Суд 20:13 и т.д.) подразумевает наказание преступника не за содеянное, а за то, что совершенное зло живет в нем и представляет опасность для других. Т.о., речь идет не о наказании в узком смысле слова и тем более — не о мести, а об устранении опасности. Наказание не было действием, отделенным от преступления, оно представляло собой оборотную сторону содеянного, неминуемо следуя за ним. Это отразилось и в евр. яз., в к-ром не существует самостоятельного слова со значением «наказание», слово же авон означает как преступление (выход зла), так и наказание (устранение зла); таково же значение и глагола пакад. Во всяком случае, К.М. затрагивала только виновного, но не членов его семьи (Втор 24:16; см. 4 Цар 14:6 — иначе в Ис Нав 7:1; 2 Цар 21);

3) вначале древний закон К.М. был несколько иным. В соотв. с ним убийца передавался кровнику только после судебного разбират-ва и при наличии показаний, как минимум, двух свидетелей (Числ 35:12.30). В этом случае кровник был лишь исполнителем смертного приговора, вынесенного судом. Позже исполнение К.М. могли предотвращать цари, обладавшие высшей судебной властью (2 Цар 14:8 и след.), а после судебной реформы царя Иосафата вынесение окончат. приговора над убийцей, совершившим как предумышленное, так и случайное убийство, входило в компетенцию верховного суда в Иерусалиме (2 Пар 19:10; см. Втор 17:8). К.М. все же продолжала совершаться на протяжении всей истории самостоят. Израильского гос-ва, но ко времени рим. правления она утратила свой законный статус (Ин 18:31).

Кровотечение 
-> Болезнь.

Кровь 

I. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В БИБЛИИ

1) «Кровь есть душа» (жизнь) (Втор 12:23); «душа тела в крови» (Лев 17:11); К. может взывать к небесам (Быт 4:10);

2) как Бог оберегает жизнь, к-рую Он Сам даровал (Быт 2:7), так следит Он и за тем, чтобы К. человека оставалась неприкосновенной. Нельзя употреблять в пищу К. животных (Быт 9:4; Втор 12:16; ср. Деян 15:20). Отвергая человеч. жертвоприношения (Втор 18:10) и каннибализм, Библия отстаивает святость и неприкосновенность К. и жизни. Тот, кто проливает человеч. К., посягает на Образ Божий и тем самым — на Самого Творца, Который покарает за каждую каплю пролитой К. (Быт 9:5 и след.; ср. Ис 1:15);

3) фраза «кровь их на нем» и подобные ей служили основанием для смертного приговора и были призваны свидет-вовать о невиновности тех, кто приводит приговор в исполнение (Лев 20:9-27).

II. ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ ПРИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ
Кто согрешил против Бога, тот расплачивается за это своей жизнью. Наказание — это следствие Божьей справедливости и святости (Быт 3:8-24; змей был проклят, а Ева и Адам подверглись наказанию). Краткость человеч. жизни (Пс 89:7-10) и смерть (Рим 6:23) теснейшим образом связаны с человеч. грехами (Втор 24:16). По милости Своей Бог принимает во искупление грехов заместит. К. жертв. животных. Т.о., жертвоприношения ВЗ находятся под знаком божеств. милости. К. при этом не считается частью жертвы, а олицетворяет саму жизнь. Именно поэтому, согл. Евр 9:22, без пролития К. невозможно прощение. К. жертв. животных (-> Жертва) либо кропили на жертвенник, либо ею обмазывали роги жертвенника, либо выливали ее к его подножию (Лев 5:9). Грешник, принесший священнику жертв. животное, должен был во время заклания держать свою руку на голове жертвы, тем самым как бы говоря, что умереть должен был бы он, но вместо него умирает животное (Лев 1:4).

III. КРОВЬ ХРИСТА
Значение К. Христа можно осознать, лишь учитывая все вышесказ. (см. Евр 10:29; Евр 12:24; Евр 13:20). Пролив Свою К., т.е. принеся в жертву собств. жизнь (Лев 17:11), Иисус добился примирения между Богом и людьми. Его К., Его жизнь — это цена, к-рую Иисус заплатил за искупление человеч. грехов (1 Петр 1:18 и след.). И если ВЗ был основан на К. жертв. животных, то НЗ — на К. Иисуса (Мф 26:28 и др.). Совершая Вечерю Господню, община вспоминает искупит. пролитие К. Сыном Божьим и приобщается К. Христа (1 Кор 10:16), в результате чего исчезают людские предубеждения и рушатся прежние препоны в отношениях между людьми (Гал 3:28; Еф 2:13). Благодаря К. Иисуса, пролитой Им на кресте, устанавливается общение как между Богом и человеком (прощение грехов кладет конец вражде), так и между отдельными людьми. Очень точно это выражено в 1 Ин 1:7. Как pars pro toto (часть вместо целого) слово «кровь» употребляется в НЗ (прежде всего ап. Павлом) для обозначения спасит. миссии и дела Иисуса в целом (Еф 1:7; Кол 1:14). Назвав проповедь о том, что Бог совершил во Христе, «словом о кресте» (1 Кор 1:18), Павел выразил суть своего благовествования.

Крокодил 
-> Левиафан.

Кропить 
-> Окропление, окропить -> Жертва -> Вода -> Очищение.

Крот 
Евр слово холэд, вероятно, обозначает в Лев 11:29 один из видов распростр. в Палестине слепыша, а именно Spalax ehren-bergi. Это животное внешне и по образу жизни похоже на крота, но несколько больше его и относится не к насекомоядным, как крот, а к грызунам. Основной его корм — корни растений. Глаза слепыша, величиной с маковое зерно, покрыты пленкой. Основной ареал распространения этого вида слепышей — Палестина, Сирия, Египет и Триполитания. Израильтяне считали это животное нечистым (Лев 11:29).

Кротость, кроткий 
«Кротость» — синоним таких понятий, как «смирение», «покорность», «незлобивость». Кроткому человеку чужды высокомерие и гнев. Так, Моисей проявлял К. при несправедливых упреках Аарона и Мариами (Числ 12:3); Иисус Христос входит в Иерусалим как кроткий Царь (Мф 21:5), чтобы без сопротивления отдать Себя на истязание и распятие. Когда Бог обращается к нам со Своим словом, надлежит принимать его с К. (Иак 1:21). Нельзя гневаться даже на тех людей, которые выступают против Бога; их следует убеждать с К. (1 Кор 4:21; 2 Кор 10:1; Гал 6:1; 2 Тим 2:25; 1 Петр 3:15). В НЗ слово «кротость» часто употребляется в одном ряду со словами «воздержание», «смиренномудрие», «терпение» и «долготерпение» (Гал 5:23; Еф 4:2; Кол 3:12; 1 Тим 6:11); в других случаях его смысл угадывается (Мф 5:5; Мф 11:29; Иак 3:13).

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий