Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Книга 

I. РАННИЙ ПЕРИОД
Когда в Библии упоминается К. (в особенности это касается древнейших времен, напр. Исх 17:14), то имеется в виду свиток из папируса или кожи. Несомненно, в это время в Израиле существовали и глиняные таблички (ср. скрижали завета), но в евр. яз. они назывались не К. (сефер, также — «свиток»), а табличками (луах). Словом луах называются также две каменные скрижали завета (Исх 31:18 и т.д.). Маловероятно, что во времена Моисея все еще существовали свитки из кожи, т.к. в Египте задолго до этого выделанная кожа животных была заменена папирусом. Об этом говорят и древнейшие из обнаруж. в пирамидах надписи, в к-рых папирусный свиток обозначается отдельным иероглифом. Древнейший из известных в наст. время егип. папирусов — письмо из Саккары, относящийся ко времени правления VI династии (ок. 2325-2155 гг. до Р.Х.).

II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИГИ
Для получения писчего материала стебли папирусного тростника разрезали на длинные полосы, складывали крест-накрест и прессовали в листы, смазав их предварит. клейким веществом. Папирусные листы соединяли в свитки шириной ок. 25 см и длиной обычно в 20 листов. Самый длинный из известных свитков достигает 41 м. В случае необходимости большие свитки разрезали на несколько частей. Писали только на одной стороне папирусного свитка (искл. — Иез 2:9 и след.; Откр 5:1), причем текст можно было убрать, смыв чернила. Позднее папирус в качестве писчего материала уступил место -> пергаменту.

III. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Слова «книга» и «книжный свиток» часто встречаются в тексте ВЗ. Упоминаются также названия К., служивших библ. авторам в качестве источников, напр. «Книга Праведного» (Ис Нав 10:13; 2 Цар 1:18), «Книга браней Господних» (Числ 21:14). Эта последняя К., вероятно, являлась сборником песен, из к-рого была взята упоминаемая при описании воен. походов израильтян песнь о колодезе (Чис 21:17 и след.). «Книга Праведного» (Ис Нав 10:13; 2 Цар 1:18), из к-рой взята песнь о луке, видимо, представляла собой собрание героич. песен и описаний битв.

В Библии упоминается также «книга жизни», название к-рой, вероятно, связано с родословными списками (см. Быт 5:1; Неем 7:5.64; Неем 12:22; Иез 13:9 и т.д.). Подобно тому как в родословный список заносятся имена всех членов рода, Бог хранит имена всех живущих на земле (Пс 138:16), и в первую очередь — имена всех праведников (Пс 68:29) и верных Господу (Пс 86:6). Господь воздаст им по заслугам (Лк 10:20; Флп 4:3), они переживут Cуд Божий и достигнут совершенства (Ис 4:3; Дан 12:1). Грешники будут вычеркнуты из К. жизни и должны будут умереть (Исх 32:32 и след.; Пс 68:29). В НЗ говорится о том, что имена членов Церкви Иисуса «написаны на небесах» (Евр 12:23), и прежде всего — имена тех, кто не отпал от Церкви во времена гонений (Откр 3:5). Тот, кто причастен Христу, распятому и вознесенному, обретет вечную жизнь. Имя его записано в «книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр 13:8; Откр 17:8; Откр 21:27). Кр. того, в Библии говорится о «книге, запечатанной семью печатями» (Откр 5:1 и след.), а также о К., по к-рым будут судить в день Страшного суда (Откр 20:12; ср. Дан 7:10).

IV. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В новозаветные времена К. в основном имели вид свитков (см. Лк 4:17.20 — греч. «раскатав книгу», «скатав книгу»). Хотя Ч.Битти обнаружил папирусы, датируемые III в. по Р.Х., можно предположить, что списки ВЗ и НЗ в виде кодексов (т.е. нескольких листов, слож. вместе и сшитых с одной стороны) уже существовали много раньше. Страницы папирусного или пергаментного кодекса были заполнены с обеих сторон. В тексте НЗ при цитировании часто даются ссылки на ветхозаветные К.: на Книгу Моисея (Мк 12:26), Книгу псалмов (Лк 20:42), Книгу пророка Исаии (Лк 4:17), Книгу (12 малых) пророков (Деян 7:42). Неназванная К., о к-рой говорится в Пс 39:8 (этот стих процитирован в Евр 10:7), — это К. ветхозаветного Закона. В Деян 19:19 упоминаются колдовские К.

Книга Ездры 

I.

Предположение нек-рых ученых о том, что К.Е. полностью написана самим Ездрой, вызывает сомнения. С уверенностью о его авторстве можно говорить лишь в отношении тех частей, где повествование ведется от первого лица (Езд 7:27 — Езд 9:15). Ко времени Ездры восходят и те фрагменты, где говорится о подлинных док-тах, таких, напр., как эдикт Артаксеркса (Езд 7:11-26) и письмо Дария (Езд 6:3-12). -> Ездра (3). Ср. -> Неемия (I,2).

II.

Обнаруженные в Элефантине (Египет) папирусные свитки V в. до Р.Х. принесли новую ценную информацию обИСТОРИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ, в к-рой была написана К.Е. Содержание и слог арам. текстов теснейшим образом сближает их с док-тами К.Е. В папирусах нашла отражение описанная в книгах Ездры и Неемии вражда между иудеями Иерусалима и окружавшими их язычниками.

III.

1) ЯЗЫК И СТИЛЬ. Письмо перс. чиновника к Артаксерксу, к-рое приводится в Езд 4:7 и след., как и весь отрывок Езд 4:7 — Езд 6:18, а также Езд 7:21-25, написаны на арам. языке — языке дипломатии того времени. В приводимых док-тах указаны автор и адресат. -> Арамейский язык;

2) НАЗВАНИЕ КНИГИ И ЕЕ МЕСТО СРЕДИ КАНОНИЧЕСКИХ КНИГ. Два последних стиха Второй книги Паралипоменон (2Пар 36:22 и след.) почти дословно совпадают с двумя первыми стихами К.Е., что делает очевидной тесную связь между этими книгами (книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии называют также книгами историч. хроники). В евр. Библии книги Ездры и Неемии первонач. составляли одну книгу. В Септуагинте они также стоят под общим названием — К.Е.; лат. перевод ВЗ (Вульгата) называет К.Е. Первой книгой Ездры, а Книгу Неемии — Второй книгой Ездры. И лишь позднее (прим. с 1448 г. по Р.Х.) эти книги были разделены;
3) СОДЕРЖАНИЕ. В К.Е. описана история возникновения иуд. религ. общины в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена и приводится рассказ о восстановлении храма при Зоровавеле. В последней части книги описана деятельность Ездры;

4) КОМПОЗИЦИЯ. Гл. 1-2 повествуют о том, что перс. царь Кир посылает израильтян в Иерусалим; здесь же приведены списки вернувшихся в Иерусалим священников, левитов, певцов, нефинеев и других израильтян. В гл. 3 рассказывается о возведении жертвенника всесожжения, о празднике Кущей и начале восстановления храма. Из гл. 4 мы узнаем о том, что в период царствования Дария (521-483 гг. до Р.Х.) при возведении храма возникли сложности; в 2 Пар 36:6-23 рассказывается о препятствиях, чинимых врагами израильтян при сооружении стен Иерусалима. Гл. 5-6 повествуют о временах правления Дария, когда пророки Аггей и Захария побуждали народ возобновить строит-во; далее говорится об окончании строит-ва храма и его освящении. В гл. 7-8 сообщается о возвращении из Вавилона новой группы евреев, уже при Артаксерксе I Лонгимане, и приводятся списки вернувшихся. В гл. 9-10 приводится покаянная молитва Ездры и затем рассказывается об очищении иуд. общины от смешанных браков.

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ КНИГИ не менее интересен, чем ее историч. канва. Вместе с Книгой Неемии она дает достаточно материала для правильного понимания книг пророков:

1) К.Е. свидет-вует об исполнении пророч. предсказаний о возвращении евреев из плена;

2) подтверждает высказывания пророка Аггея, Захарии и Малахии о плачевном состоянии израил. народа;

3) позволяет установить различие между предсказаниями о возвращении из плена и предсказаниями о славе народа Израиля в конце времен. В К.Е. излагается своего рода «история реформации», в к-рой сам Ездра предстает как истинный библ. реформатор. Успешное осуществление религ. реформы невозможно без верно понятого Слова Божьего и проповеди свидетельств о Боге. Поэтому Ездра впервые ввел в практику богослужения чтение отрывков из Свящ. Писания и проповеди, поясняющей содержание прочитанного. До него книга Закона долгое время оставалась забытой (4 Цар 22:8). Впервые здесь появляется и прообраз церк. кафедры (ср. Неем 8:4). Истинное обновление опирается на Слово Божье и молитву (Езд 9:5 и след.). Такое обновление повлечет за собой очищение общества верующих, отвращение от греха (Езд 10:2 и след.). -> Неемия, III.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий