Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Князь: 

1) князьями в Синод. пер. названы правители и вожди народов, а также другие знатные и влият. люди (Быт 23:6; Иов 34:18 и след.; Пс 75:13). Как правило, точное значение этого слова можно понять лишь из контекста;

2) из знатных людей различных израил. родов (Числ 25:14 — в Синод. пер. — «начальник»; 1 Пар 4:38; 1 Пар 5:6; Пс 67:28) избирались К. племен, руководившие народом во время странствования по пустыне. Это были 12 К. Израиля, К. общества (Числ 1:16.44 — в Синод. пер. — «начальники»; Числ 31:13). Иногда царь богоизбранного народа также называется К. (3 Цар 14:7 — в Синод. пер. — «вождь»; Иез 45:7), но истинным Царем Израиля является Сам Господь. Иногда ВЗ называет К. иноплем. царей (Иез 28:2 — в Синод. пер. — «начальствующий»), вождей араб. племен (Быт 25:16; Иез 27:21), вождей моавитян (Числ 22:14). К. филистимские (1 Цар 29:2) были повелителями пяти городов — Газы, Азота, Аскалона, Гефа и Екрона (Ис Нав 13:3);

3) К. — высокопост. чиновники и военачальники, в т.ч. егип. (Ис 19:13), перс. и вавил. сановники и вельможи (Есф 1:14; Дан 6:3; Иер 39:3). Люди, называвшиеся К., часто имели благородное происхождение, но это не было обязательным условием;

4) в духовной сфере К. (в Синод. пер. — «владыка») назван у Даниила обетованный Мессия (Дан 9:25). С др. стороны, «князь мира сего» — именование дьявола (Ин 12:31; Ин 14:30; Ин 16:11; Еф 2:2).

Коа, 
народность, вероятно, вавил. происхождения (Иез 23:23).

Коварство, 
как и ложь, является преступлением против истины, а значит, и тяжким грехом (Притч 12:20; 1 Петр 2:1). Через «отца лжи» (Ин 8:44) К. вошло и в земную жизнь (Быт 3:13). Словами «К.» и «обманывать» как в НЗ, так и ВЗ переводится целый ряд евр. и греч. выражений, объединяемых широким понятием -> ложь.

Ковчег 
(евр. тева), слово, употребляемое для обозначения Ноева ковчега (Быт 6:14-16), а также корзины из прутьев, в какой, напр., был пущен в воду младенец Моисей (Исх 2:3.5). К., построенный Ноем по повелению Господа, был изготовлен из дерева гофер. Он должен был иметь отделения (Быт 6:14). Евр слово, к-рое передает здесь понятие «отделение», обозначает в евр. также «гнездо». По-видимому, здесь имеются в виду отдельные помещения внутри трех этажей, на к-рые был разделен К. Готовое сооружение было пропитано смолой изнутри и снаружи для придания ему водонепроницаемости. Это плавучее сооружение имело 300 локтей (135 м) в длину, пятьдесят локтей (22,5 м) в ширину и 30 локтей (13,5 м) в высоту (локоть = 0,45 м). Перевод «окно» или «проём» не совсем надежен: существует мнение, что соотв. слово означает «крыша». Поэтому и значение размера в один локоть в этом месте не вполне ясно.

Ковчег завета 

I. НАЗВАНИЕ

1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт 50:26 употребляется в значении «саркофаг»;

2) «Ковчег завета» Господня (евр. арон берит яхве; Числ 10:33; Втор 31:26; ср. Евр 9:4 и т.д.) был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидет-вом Божьего завета с народом Израиля;

3) название «ковчег откровения» (Исх 25:16.22) также указывает на Божий Закон как на свидет-во Божьей воли;

4) выражения «ковчег Божий» (1 Цар 3:3; 1 Цар 4:11) и «ковчег могущества Твоего» (2 Пар 6:41; Пс 131:8) говорят о К.З. как о знаке Божьего присутствия.

II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ
Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых скинии, имел длину 2,5 локтя, ширину — 1,5 локтя и высоту — 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» (2 Пар 3:3) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом (Исх 25:10-16). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в к-рые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр 9:4, наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона (Исх 16:33 и след.; Числ 17:10; но ср. 3 Цар 8:9). К.З. был накрыт -> крышкой.

III. ИСТОРИЯ
Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок (Числ 10:33). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возм., эти молитв. обращения стали начальными строчками нек-рых псалмов (ср. Числ 10:35 и Пс 67:2). Перед К.З. остановились воды Иордана (Ис Нав 3:11-17; Ис Нав 4:7.11.18); К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом (Ис Нав 6:4-12). Поэтому вполне естественно, что народы, к-рым подобное духовное служение Богу было чуждо, воспринимали К.З. как Бога Израиля (1 Цар 4:6 и след.); это заблуждение еще прочнее укоренялось благодаря фигурам херувимов на крышке К.З. После перехода через Иордан К.З. находился, предположит., в Галгале, в месте, где разбил свой стан Иисус Навин (см. Ис Нав 5:9 и след.; Ис Нав 9:6 и др.), а затем был перенесен в Силом, город, находившийся прим. в 30 км сев. Иерусалима, в уделе колена Ефрема. Здесь К.З. оставался вплоть до времен Илии (1 Цар 4:4), но иногда его переносили в другие места: напр., согл. Суд 20:27 и след., во время войны с коленом Вениамина К.З. находился в Вефиле.

Из Силома К.З. был взят на войну с филистимлянами, но Господь не признал внешнего свидет-ва завета, поскольку завет уже давно был нарушен в сердце народа. Так К.З. на нек-рое время попал в руки филистимлян (1 Цар 4:11), но те, испытав на себе могущество Господа, вскоре вернули К.З. израильтянам, присовокупив к нему жертву повинности (1 Цар 5:1 — 1 Цар 6:14). После того как К.З. на короткое время был установлен на большом камне в Вефсамисе, он 20 лет стоял на холме в Кириаф-Иариме — в доме Аминадава (1 Цар 7:1 и след.), так что находившаяся в Силоме, а затем в Гаваоне (2 Пар 1:3) скиния собрания долгое время была лишена своей главной святыни. Давид распорядился перенести К.З. в Иерусалим, чтобы превратить этот город, завоеванный им и ставший его полит. столицей («город Давида»), также и в религ. центр. Перенесение К.З. в Иерусалим было прервано смертью Озы, прикоснувшегося к святыне. После этого К.З. три месяца находился в доме Аведдара (2 Цар 6:10 и след.). Когда Давиду сообщили, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божьего (2 Цар 6:11 и след.), он торжественно перенес ковчег в Иерусалим и поставил его посреди скинии (2 Цар 6:12-19). По-видимому, К.З. и отсюда несколько раз брали на войну (2 Цар 15:252 Цар 15;25). (См. также парал. повествование в 1 Пар 13-16.) Соломон приказал перенести К.З. из скинии в построенный им храм (3 Цар 8). Там К.З. был установлен в центре Святого Святых «под крыльями херувимов».

Вероятно, отсюда ковчег уже не брали в воен. походы. В 2 Пар 35:3 левитам дается указание вновь перенести К.З. в храм. Это объясняется либо тем, что ковчег был вынесен нечестивым Манассией или Амоном, либо тем, что во времена Иосии он был временно перенесен в другое место на период проведения в храме ремонтных работ. О дальнейшем местонахождении К.З. Библия ничего не сообщает. Возм., он сгорел, когда халдеи сожгли Иерусалим и храм (4 Цар 25:9). Уже в Иер 3:16 предсказано наступление времени, когда К.З. не будет, ибо люди утратят необходимость в нем. Поэтому представляется вымыслом история, приведенная в 2 Макк 2:4 и след., согл. к-рой пр. Иеремия спрятал К.З. в пещере горы Нево до тех пор, пока Царство Божье не будет восстановлено. Во втором храме, построенном после возвращения из плена, К.З. отсутствовал, Святое Святых было пусто (Иосиф Флавий. Иудейская война, V.5,5).
На протяжении 850 лет К.З. был для израильтян зримым свидет-вом Божьего присутствия, еще через 600 лет Господь пришел во плоти и жил на земле (в Ин 1:14 дословно: «И Слово стало плотию и обитало с нами…»), явив Собою исполнение завета. В Христе воплотилось то, символом чего был ковчег в ВЗ: присутствие живого, святого, вершащего суд и милующего Бога. В Откр 11:19, где взгляду Иоанна предстает храм Божий на небе, упоминается и К.З., как зримое свидет-во того, что Господь исполнит обещанное народу в завете. В новом Иерусалиме Иоанн не увидел храма, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр 21:22). Здесь реально присутствует Бог, и в особом знаке Его присутствия уже нет нужды.

Кожа 
Дубление К. было известно израильтянам, видимо, уже с древних времен (Исх 25:5; Числ 31:20; Деян 9:43). Из К. делали предметы быта: обувь, в частности сандалии (Иез 16:10), палатки (Исх 26:14), пояса (Мф 3:4), меха для хранения воды, вина и молока (ср. Ис Нав 9:13; Мф 9:17; Мк 2:22) и др.; ею обтягивали боевые щиты (ср. 2 Цар 1:21). -> Ремесло.

Кожаные книги 
-> Пергамент.

Кожевник 
Ремесло К., занятого выделкой кож из шкур различных животных, у евреев считалось нечистым, т.к. К. приходилось соприкасаться со шкурами нечистых животных. Поэтому К. жили за пределами городов и, как правило, возле воды, к-рая нужна была для обработки кож. К., у к-рого ап. Петр жил в Иоппии, был, вероятно, членом христ. общины (Деян 9:43; Деян 10:5 и след.).

Коза 
(евр. эз). Палест. К. (Capra mambrica) — крупное животное с длинным, узким торсом и черно-коричневой длинной шерстью. Пятнистые К. в древности были редкостью (ср. Быт 30:32). Изогнутые серпообразные рога у козлов могут достигать 70 см в длину. Свешивающиеся уши К. так длинны (ср. Ам 3:12), что при кормежке касаются земли. К. держали для получения молока (Притч 27:27) и мяса; из козьих шкур шили одежду (Евр 11:37); шерсть К. также использовалась (1 Цар 19:13.16; ср. Числ 31:20; -> Шерсть), из нее, в частности, ткали покрывала для шатров (Исх 26:7). Из дубленых козьих шкур делали -> мехи, в к-рых, как в кувшинах, держали воду. Наряду с овцами, К. были наиб. распростран. жертв. животными (Лев 1:10; Лев 3:12). Обычно в жертву приносили козлов (-> Козел), но в Лев 5:6 встречается и упоминание К. Козлят закалывали на праздник Пасхи (Исх 12:5). О видении пр. Даниила об овне и козле (Дан 8:5-14) -> Козел.

Козел, 
животное, приносимое, главным образом, в жертву за грех (Лев 4:24; Лев 9:15; Лев 10:16 и др.). Его мясо разрешалось употреблять в пищу. Овцы и козы часто паслись на одном пастбище, поэтому постоянно возникала необходимость разделять стада. Это обстоят-во иногда обыгрывалось в сравнениях. Напр., в Мф 25:32 и след. К. олицетворяют неправедных людей, к-рые в Судный день будут стоять по левую руку от Господа. В Иез 34:17 К. служат символом нечестивых и неверных вождей народа. Особая роль отводилась К. в великий праздник, в День очищения (искупления). Одного К. приносили в жертву за грех народа, а другого, исповедовав над ним грехи всего народа, отпускали в пустыню (Лев 16:15-22). (-> Азазель.) В Дан 8:5-14.21.22 К. символизирует греко-македонскую империю Александра Великого, к-рая после его смерти (323 г. до Р.Х.), в 301 г. до Р.Х., распалась на четыре отдельных царства — Египет, Сирию, Фракию и Македонию, что показано в видении о выросших у К. четырех рогах.

Козни 
(дьявола) подразумевают враждебные действия сатаны против людей, подобные тем, к-рым подвергался Иoв (Иов 7:20). Об аналогичных К. дьявола говорится и в Еф 6:11.

Колени: 

1) коленопреклон. поза выражала мольбу (4 Цар 1:13; Мф 17:14; Мк 1:40), почитание (Мк 10:17; в т.ч. и проявляемое как насмешка, как это было во время бичевания Иисуса: Мф 27:29; Мк 15:19) или поклонение (2 Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 94:6). Отказ преклонить К. перед идолом означает отказ от служения ему (3 Цар 19:18; Рим 11:4). Но пред Богом в будущем преклонят К. все люди, и это будет признанием Его власти (Ис 45:23; Рим 14:11; Флп 2:10 и след.). -> Молитва (III, 1 б,г) -> Приветствие;

2) сгибающиеся (изнемогающие, дрожащие) К. — признак слабости, страха и неуверенности (Иов 4:4; Пс 108:24; Ис 35:3; Иез 7:17; Наум 2:10; Евр 12:12);

3) на К. держат ребенка, нуждающегося в родительском уходе и защите (4 Цар 4:20; Ис 66:12; на -> руках).

Колено 
В ВЗ народ Божий образует ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ (Быт 49:28), история к-рых определяется их неразрывной взаимосвязью. При перечислении К. последовательность имен часто меняется, однако в обеих переписях она остается постоянной (Числ 1:1; Числ 26:1), равно как и при описании расположения в стане, в походном порядке и при жертвоприношениях (Числ 2:1-34; Числ 7:10-83; Числ 10:13-27). Всегда неизменным остается общее число колен — 12. Это число сохраняется для обозначения всего народа даже через много столетий после исчезновения десяти колен (Деян 26:7), и упоминается там, где под именем «Израиль» подразумевается Божий народ НЗ (Иак 1:1). По числу колен устанавливаются памятники при жертвеннике и после перехода через Иордан (Исх 24:4; Ис Нав 4), Илия также сооружает свой жертвенник из 12 камней (3 Цар 18:31 и след.), и камни на -> наперснике первосвященника носят имена 12 колен Израилевых (Исх 28:21):

1) Имена колен происходят от имен сыновей -> Иакова, новое имя к-рого -> Израиль (Быт 32:28) становится наименованием всего народа, почитающего единого истинного Бога. Согл. Библии, процесс становления народа Израилева проходит в -> Египте. Решающим событием, однако, является получение Закона на горе -> Синай; с этого времени -> Закон и -> ковчег завета определяют сплоченность и распорядок жизни колен. Когда Иаков переселился в Египет, то его род (он, его сыновья и внуки) насчитывал 70 мужчин (Быт 46:27), каждый из к-рых имел свою семью и челядь. Их потомство выросло в течение 430 лет, не смешиваясь с египтянами, прим. до 600 000 годных для войны мужчин. Такой рост народонаселения за 10 поколений по тем временам представляется вполне вероятным.

Если между Левием и сыновьями Моисея и Аарона (Исх 2:1.2; Исх 6:16-25) перечисляются только Кааф, Амрам и Моисей, то им противостоит большее число имен от Иуды до Веселиила (1 Пар 2:3-5.18-20) и от Ефрема до Иисуса Навина (1 Пар 7:22-27). Пропуск отдельных звеньев обнаруживается в нек-рых местах в библ. родословных перечнях (-> Родословие) (ср. Мф 1:1-16 с 1 Пар 3:9-17 и Езд 7:1-5 с 1 Пар 6:1-15);

2:

а) РАЗДЕЛЕНИЕ народа, дома Израилева (Исх 40:38), обусловленное происхождением и родственными узами, сохранилось даже во время его угнетения в Египте. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова образуют одно К. Из К. Иосифа вышли оба полуколена Манассии и К. Ефрема, ставшие самостоятельными (Числ 1:32.34) после того, как К. Левия было как бы «изъято» из числа К. для служения в святилище. Там же, где Левий причисляется к прочим К., Манассия и Ефрем считаются единым К. Иосифа (Втор 27:12 и след.);

б) каждое К. подразделяется на несколько -> родов, большинство к-рых восходит к внукам или правнукам Иакова, а также на «дома». Внутри этих домов семейства, возглавляемые отцами семейств, также образуют мелкие самостоятельные подразделения (ср. Числ 1:2.18; Ис Нав 7:14.16-18; 1 Цар 10:20 и след.; 1 Пар 23:7-11). Руководителями всех этих групп являлись -> старейшины Израилевы (Исх 4:29), среди к-рых первонач., вероятно, не было твердо установленных различий и рангов; в) однако во время -> странствования в пустыне возникла необходимость более строгой организации общества, поэтому Моисей, по совету Иофора, выбрал из «главных в народе» наиболее способных людей и назначил их судьями, надзирателями, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками (Исх 18:21-24; Втор 1:15 и след.). После такого разделения речь идет уже о «тысячах» Израилевых (Числ 10:36), и мы вновь встречаемся с указанным делением в переписи населения, результаты к-рой округляются часто до сотен (Числ 1:21), но иногда до полусотен (Числ 1:25.46; Чис 2:15 и след.,32; Числ 4:36) или до десятков (Числ 4:40.48; Числ 26:7.51). Соотв. схему, очевидно основанную на подразделениях К., мы находим и в израил. -> войске с его начальниками над тысячью, сотней и пятьюдесятью воинами. Но, как кажется, это не были обычные начальники или старейшины К.; во Втор 20:5-9 делается различие между надзирателями и воен. начальниками. Впрочем, структура К. и войска во многих случаях могла и совпадать, целый ряд мест Библии указывает на тождественность тысяченачальников войска и начальников К. (Числ 1:4.16; Ис Нав 22:14.21.30; Суд 6:15; 1 Пар 27:1; 2 Пар 17:14; 2 Пар 25:5).

Согл. этому, новое управление, введенное Моисеем, использовало прежние семейные объединения; в этом случае реальная численность пригодных к войне мужчин одного «дома», к-рые составляли т.наз. «тысячу» (евр. элеф), могла колебаться и, вероятно, часто оказывалась существенно ниже засвидетельствованной в названии; г) в особых случаях каждое К. выставляло одного мужа или -> князя (Числ 13:2-17; Числ 34:18; Ис Нав 22:14). Главу каждого К., 12 князей, -> «начальников общества» сынов Израилевых (Числ 1:4-16) определял Господь, Который, кр. того, отдал Моисею распоряжение собрать 70 мужей из старейшин Израилевых для облегчения руководства народом (Чис 11:16 и след.);

3) после покорения Ханаана каждое К. получило свой удел в земле обетованной (см. статьи по именам отдельных колен). Левитам при этом было выделено 48 городов в различных частях страны (Ис Нав 21), в то же время колено Симеона не имело четких границ своего удела и поселилось в уделе Иуды (Ис Нав 19:1). После смерти Иисуса Навина пути развития отдельных К. или их групп значительно разнились. Более обособленным оказалось К. Иуды, отделенное от прочих К. Израилевых тер., принадлежавшей жителям Гаваона и иевусеям. Если сплоченность народа сохранялась в период -> судей и вновь укрепилась в период Царств, то централизованная власть отрицательно влияла на процесс объединения К. При Давиде в К. Гада и Асира уже не названы их князья (1 Пар 27:16-22). Реорганизация управления царством при Соломоне (3 Цар 4:7-19) еще более усилила эту тенденцию. После его смерти Израиль распался на Южное (Иудейское) царство, включавшее К. Иуды, Симеона и «половину» К. Вениамина, и на Северное (Израильское) царство, куда вошли остальные «десять колен» (реально девять с половиной). Израильское царство, разгромленное Ассирией, пало в 722 г. до Р.Х. В 586 г. до Р.Х. население Иудейского царства было уведено в вавил. плен, из к-рого вернулась лишь часть народа. Но несмотря на падение царств, пророческие обетования давали надежду на восстановление народа Израиля во всех его К. (Ис 11:11 и след.), как это возвещается в Иез 47:13; Иез 48:1-29 и в Откр 7:4-8. Иисус обещает Своим ученикам, что они будут судить двенадцать К. Израилевых (Мф 19:28). Павел говорит о двенадцати К. «наших» (Деян 26:7) и подчеркивает свое евр. происхождение из К. Вениамина (Флп 3:5). Иаков пишет послание к двенадцати К., находящимся в рассеянии (Иак 1:1). На вратах нового Иерусалима написаны имена двенадцати К. Израилевых (Откр 21:12), и ворота города, обетованного у Иезекииля, называются именами К. Израилевых (Иез 48:31-34).

Колесница, повозка 

I. В Палестине для перевозки грузов повозки применялись редко из-за характера местности, и потому они редко упоминаются в Библии. Обычно поклажу перевозили на вьючных животных — ослах и верблюдах. Во время странствования по пустыне левиты перевозили скинию на крытых повозках (Числ 7:3-8). Хетты имели четырехколесные повозки, К., с дисковыми колесами. Такой же, вероятно, была и та К., на к-рой филистимляне вернули израильтянам ковчег завета (1 Цар 6:7). Пр. Ам упоминает К. для перевозки снопов (Ам 2:13). Грузовая повозка времен Исаии (см. Ис 66:20) изображена на ассир. рельефе, найденном в районе Лакиша (Лахиса). В эти повозки впрягали волов.

II. Шумеры еще в III тысячел. до Р.Х. имели четырехколесные боевые колесницы, в к-рые запрягали лошадей. Эти животные появились на Ближнем Востоке, вероятно, благодаря гиксосам. Более легкая двухколесная К. была широко распространена у египтян (Исх 14:6 и след.; 4 Цар 18:24), хананеев (Ис Нав 17:16; Суд 1:19; Суд 4:3), филистимлян (2 Цар 1:6), арамеев (2 Цар 10:18), хеттов (4 Цар 7:6, ассирийцев (Ис 22:7; Наум 2:1-4), вавилонян (Иер 50:37; Иез 26:7) и персов, а со времен Соломона и у израильтян (3 Цар 16:9; 2 Пар 1:14; -> Войско, V). Док-ты из архивов Рас-Шамры и Алалаха дают представление о структуре и организации отрядов К. как ядра войска. Эти К., запряж., как правило, двумя, иногда тремя, реже четырьмя лошадьми, использовались и для охоты. К. правителя и его сыновей, прежде всего наследников престола, во время их выезда сопровождали бегущие впереди скороходы (-> Предтеча), к-рые должны были освобождать едущим дорогу (2 Цар 15:1; 3 Цар 1:5);

Колия 
(евр. Колайя):

1) отец лжепророка Ахава, современника Иеремии (Иер 29:21);

2) вениамитянин, предок Саллу (Неем 11:7).

Колода 
Деревянные или железные К., применявшиеся в тюрьмах, состояли из двух частей с отверстиями, в к-рые вставлялись ноги заключенных, чтобы узники не могли двигаться ( Пс 104:18, евр. кевел, возм., также «оковы», как в Синод. пер.; Деян 16:24). В 2 Пар 16:10 (в Синод. пер. — «темница») и в Иер 20:2 и след.; Иер 29:26 (в Синод. пер. — «темница») под евр. словом махпехет, вероятно, подразумевается приспособление, с помощью к-рого дополнительно сковывались руки и шея заключенного так, чтобы он постоянно находился в согнутом состоянии. -> Темница.

Колодец Иакова 
Колодец глубиной ок. 35 м., располож. прим. в 500 м юго-вост. ветхозаветного Сихема, на сев.-зап. стороне горы Гаризим (см. Быт 33:18; Ис Нав 24:32; Ин 4:6). Согл. самарянскому преданию, этот колодец, наполняющийся водой из источника (ср. Ин 4:11), был выкопан Иаковом, сыном Исаака. Близ этого места (совр. Бир-Якуб) проходит дорога, по к-рой некогда путешествовали патриархи. Упоминаемый в Ин 4:5 Сихарь — это, вероятно, совр. деревня Аскар, находящаяся в 10 минутах ходьбы от К.И.

Колодец, источник 

I. КОЛОДЦЫ КАК ИСТОЧНИКИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1) вода в Палестине всегда имела особую ценность, особенно в засушливый летний период. Проблема обеспечения водой являлась главной при основании любого нового поселения. Поэтому многие города получали свои названия по названию К., к-рые были предварительно вырыты на месте их строит-ва (напр., -> Вирсавия (Беэр-Шева) = «колодец семи» или «колодец клятвы», Быт 21:31). Наряду с К., питаемыми грунтовыми водами (евр. беэр), существовали К., наполнявшиеся родниковой водой (евр. айин); оба слова иногда употреблялись для обозначения одного и того же К. (Быт 24). Третья разновидность К. представляла собой резервуар, наполнявшийся дождевой водой (Иер 2:13;

2) К. обычно расширялся книзу, достигая иногда глубины 20 м; изнутри стенки К. обкладывались камнями и белились. В неглубокие К. спускались по лестнице и там зачерпывали воду кувшином (Быт 24:16), но обычно воду черпали ведрами и поднимали наверх (Ин 4:7.11). Для безопасности К. накрывали каменной плитой (Исх 21:33; ср. Песн 4:12) с продел. в ней небольшим отверстием, через к-рое черпали воду. Это отверстие также закрывали камнем. На водопоях устанавливались длинные деревянные или каменные корыта, к-рые наполнялись водой (Быт 24:19 и след.);

3) К. были на пастбищах (Суд 1:15), из-за них часто вспыхивали ссоры между пастухами (Быт 21:25; Быт 26:17-22). Рытье или выдалбливание К. было трудоемкой работой; в Ханаане израильтянам достались уже вырытые К. (Втор 6:11). В Чис 21:17 и след. говорится о том, что в рытье К. участвовали и князья. Особенно ценились К., наполнявшиеся родниковой водой и называвшиеся К. «живой воды» (Быт 26:19; Иер 2:13). Этим объясняется недоразумение, возникшее в разговоре Иисуса с самарянкой, к-рая неправильно истолковала Его слова (Ин 4:10 и след.). -> Вода.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в переносном смысле слово «К.» означает живую воду Господа (Иер 2:13) и жизнь, даруемую Богом (Ин 4:14; Откр 7:17; Откр 21:6). Источником жизни называются также уста праведника (Притч 10:11) и разум (Притч 16:22);

2) с источником, извергающим воду, сравнивается Иерусалим, источающий из себя зло (Иер 6:7); безводными источниками названы лжеучителя (2 Петр 2:17);

3) К. служит символом невесты (Песн 4:12.15), женщины (Притч 5:15-18) и блудницы (Притч 23:27);

4) питье воды из собственного К. символизирует мир и спокойную жизнь (Ис 36:16);

5) о К. бездны (Откр 9:1) -> Бездна;

6) о К. Иакова -> Колодец Иакова.

Колония, 
поселение в завоев. Римом областях и провинциях, где селились вышедшие в отставку рим. воины. Эти ветераны получали дом и землю, т.е. своего рода пенсию, а также рим. гражданство, если не имели его ранее. К. подчинялись рим. администрации. Главная цель их основания — укрепление воен. господства Рима над захвач. тер. и романизация местного населения. Такой К. были Филиппы (Деян 16:12).

Колоссы, 
город на юго-западе малоазийской провинции Фригии, располож. на реке Лик, притоке Меандра. Во времена ап. Павла К. были небольшим, но процветающим городом. Вблизи его развалин ныне находится селение Хонас. К церкви в Колоссах, основ., вероятно, Епафрасом (Кол 1:7; Кол 4:12), принадлежали Архипп (Кол 4:17; Флм 1:2), Филимон (Флм 1:1) и Онисим (Кол 4:9; Флм 1:10 и след.).

Колхозей 
(евр. Кол-Хозе, «всевидящий»):

1) предок Маасеи, жившего в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:5);

2) отец Шаллума, начальника округа Мицфы во времена Неемии (Неем 3:15).

Колчан 
-> Лук.

Кольцо 
-> Украшение.

Кольцо в носу 
-> Украшение (II,4).

Колья 
-> Скиния.
Колючий кустарник,
различные виды дикорастущего кустарника, заросли терновника (-> Терние) и -> волчцев появляются на запустелой, необрабатываемой земле как знак войн и разрушений (Ис 7:23; Ис 32:13). Колючая изгородь в Мих 7:4 — образ запустения.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий