Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Касифье, 
местность в Вавилонии (Езд 8:17) неподалеку от -> Агавы, ее точное местонахождение неизвестно.

Касия 
-> Корица, касия.

Каслухим, 
в Синод. пер. — имя одного из сыновей Мицраима, в совр. переводах «каслухимы» — егип. народ (Быт 10:14). Это название связывают с горой Касиос, располож. вост. дельты Нила. -> Филистимляне.

Кассия 
(евр. Кециа, «цветы корицы», «аромат корицы»), вторая дочь Иова, родившаяся после восстановления его благополучия (Иов 42:14).

Каттаф,
погран. город в уделе Завулона (Ис Нав 19:15), возм., Хирбет-Котена, лежащий в 8 км юго-зап. Телль-Кемуна (Иокнеама). Однако этот же город отождествляют с -> Карфой или с -> Китроном.

Кафтор, 
земля филистимлян (Иер 47:4; Ам 9:7); вероятно, это остров -> Крит (егип. кефто, в клинописных источниках — каптара). Во Втор 2:23 часть филистимлян названа кафторимами, а в Быт 10:14 кафторимы перечислены среди потомков Мицраима (в Синод. пер. слово «кафторим» передано как имя собств., а не как название народа).

Кафторим 
-> Кафтор.

Кварт 
(лат. «четвертый»), христианин из Коринфа (Рим 16:23).

Квириний 
(Публий Сульпиций Квириний), рим. наместник в Сирии. В годы его правления по приказу имп. Августа в империи проводилась перепись населения (-> Оценка, оценивать), что заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем (Лк 2:2). Это упоминание вызывает большие затруднения, поскольку оно имеет отношение к событиям, происходившим еще при жизни Ирода Великого (ум. в 4 г. до Р.Х.), а античные источники и монеты 9-6 гг. до Р.Х. свидет-вуют, что наместником в Сирии в тот период был Сатурнин, а после него — Вар Однако греч. текст можно понимать и т.о.: Квириний был не гражд. чиновником, а, напр., командующим рим. войсками в Сирии.

И в этом качестве после 11 г. до Р.Х. он совершил воен. поход в Киликию. Упомянутая в Ев. от Луки перепись была лишь частью проводившихся по приказу Августа мероприятий, призванных определить численность населения и оценить имущ. состояние каждого жителя империи. На основании этого учета надлежало упорядоч. гос. бюджет и налогообложение. Перепись началась в 27 г. до Р.Х. с Галлии, а затем распространилась и на другие провинции. Существуют егип. док-ты, подтверждающие тот факт, что регистрироваться нужно было по месту рождения. В Сирии сбор сведений начался, видимо, в 12-11 гг. до Р.Х., причем руководство акцией, к-рая затем охватила и соседние области, могло находиться в руках военачальника, т.е. Квириния. Сведения о восстании Иуды Галилеянина во время переписи (Деян 5:37) относятся, вероятно, уже ко второму этапу переписи, к-рый проходил в Самарии и Иудее после отстранения Архелая и превращения его царства в рим. провинцию. Об участии в этом Квириния, ставшего к тому времени наместником в Сирии, хорошо известно. Но было бы неоправданно на этом основании подвергать сомнению сведения из Лк 2:2, даже если помимо НЗ их ничем нельзя подтвердить.

Кегелафа 
(«созыв», «собрание», «общество народа»), место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Чис 33:22 и след.), находившееся между -> Риссой и горой Шафер; возм., тождеств. -> Макелофу (ср. с Септуагинтой).

Кедар (Кидар) 
(евр. «омрачаться»), имя сына Измаила (Быт 25:13), а также название произошедшего от него племени (Пс 119:5), к-рое упоминается вместе с Неваиофом, т.е. набатеями (Ис 60:7). К. было кочевым племенем, обитавшим в сир.-аравийской пустыне. Его оружием были лук и стрелы; пророк предсказывает, что «вся слава Кидарова исчезнет; и луков у сынов Кидара останется немного» (Ис 21:16 и след.). Кедарян причисляли к жителям востока (Иер 49:28). Они жили в черных шатрах из козьей шерсти (Песн 1:4; Иер 49:28-33), их основными занятиями были скотоводство и меновая торговля, к-рую они вели, в частн., с финикийцами (Иез 27:21). Они проживали между Авраном и Фемой; во времена Синаххериба их царь правил в Думе (совр. Эль-Джау). Основная область расселения кедарян, вероятно, находилась зап. Думы, между ручьями Вади-Сирхан и Вади-эль-Феджр. Из араб. надписей известно, что Гешем (ок. 445 г. до Р.Х.), упоминаемый в Неем 2:19; Неем 6:1 и след., был сыном некого Шахру и царем К. Прим. в конце столетия преемником Гешема стал его сын Кайну.

Кедемоф 
(«восточная местность»), левитский город в уделе Рувима (Ис Нав 13:18; 1 Пар 6:79), название к-рого носит также пустыня, простирающаяся сев. Арнона (Втор 2:26). Полагают, что это располож. в 14 км юго-вост. Мадабы (Медевы) Каср-эз-Зафаран, представляющий собой остатки двух слившихся древних поселений. Руины одного из этих поселений сохранили следы окружавшего его вала, насыпанного в каменном веке.

Кедес 
(предположит. «святилище»):

1) хананейский город, к-рый был завоеван Тутмосом III, а затем — Иисусом Навином (Ис Нав 12:22). Он вошел в удел Неффалима и потому назывался К. Неффалимов (Суд 4:6) или К. в Галилее (Ис Нав 20:7). К. был городом-убежищем и левитским городом (Ис Нав 21:32). Это родина Варака (Суд 4:6). Тиглатпаласар III захватил К. и увел его жителей в плен (4 Цар 15:29). Исследователи установили, что К. — это совр. Кедеш-Нафтали, находящийся в 16 км сев. Цефата и в 35 км юго-вост. Тира. Город располагался на холме; как свидет-вуют археологич. находки, это место было заселено еще в железном веке. На соседнем холме, где много веков спустя местное население обмолачивало зерно, были найдены черепки, относящиеся к бронзовому веку; вероятно, именно здесь находился древний К.;

2) левитский город в уделе Иссахара (1 Пар 6:72), в Ис Нав 21:28 названный -> Кишионом. Вероятно, он же подразумевается в Суд 4:11. По мнению Дж.Гарстэнга, развалины города скрыты под холмом Абу-Кудес, в 4 км юго-вост. Мегиддо, но Г.Г.Дальман считал, что К. — это Телль-эль-Касис, располож. прим. в 3 км сев. Иокнеама;

3) город на юге удела Иуды (Ис Нав 15:23), вероятно, -> Кадес(-Варни).

Кедма 
(«восток»), сын Измаила; его потомки образовали одно из араб. племен (Быт 25:15; 1 Пар 1:31).

Кедмонеи 
(«те, что с востока»), один из народов, населявших Ханаан до прихода туда израильтян (Быт 15:19). Других сведений о них нет.

Кедорлаомер 
(возм. «служитель (еламского божества) Лакамара»). Эламский царь, к-рый в союзе с царями более мелких вавил. царств вторгся в Палестину и был разбит Авраамом. До этого он в течение 12 лет господствовал над мелкими гос-вами, лежавшими юж. Мертвого моря, и после их отпадения пытался восстановить свое владычество (Быт 14:1-16).

Кедр 
(Cedrus libani; евр. эрэз). К. ливанский относится к хвойным деревьям (Coniferae). Это вечнозеленое растение достигает выс. 40 м, а толщина его ствола — до 4 м. Хвойный покров К. похож на покров лиственницы. Его яйцевидные шишки размером до 10 см снабжены черенками и растут на ветках вертикально вверх. Когда-то Ливан был покрыт кедровыми лесами, но сегодня можно видеть лишь жалкие остатки в трех местностях; вблизи Бешерре насчитывается ок. 300 деревьев. К. часто упоминается в Библии (Числ 24:6; Суд 9:15; Пс 28:5; Пс 147:9 и др.). Он считается благороднейшим деревом (3 Цар 5:13; 4 Цар 14:9) — это символ силы и власти, но в то же время может олицетворять гордость и заносчивость (Пс 91:13; Ис 2:13; Иез 17:22-24; Иез 31:1-18). Иногда эти деревья называют К. Божьими (Пс 79:11) или древами Господа (Пс 103:16). Кедровая древесина имеет коричневый цвет, она очень прочна, ее не точат насекомые, поэтому она высоко ценится как строит. материал, это превосходное топливо, поскольку сгорает, почти не выделяя дыма и оставляя мало золы. Кедровое дерево предписывалось для принесения определ. жертв очищения (Лев 14:4.49; Числ 19:6; -> Жертва, V,5 в-д). Из душистой смолы этого дерева с древнейших времен получают кедровое масло. Финикийцы поставляли Давиду кедровые бревна для строит-ва дворца (2 Цар 5:11), Соломону — для строит-ва храма (3 Цар 5:10) и дворца (3 Цар 7:1-12), к-рый называли «домом из дерева Ливанского» из-за того, что при его сооружении и отделке использовалось много кедрового дерева. Строит. лес, как впоследствии и при строит-ве второго храма, перевозили по Средиземному морю (2 Пар 2:15; Езд 3:7). Сами финикийцы использовали стволы К. для изготовления корабельных мачт (Иез 27:5). Ассирийцы и вавилоняне нередко привозили стволы К. из воен. походов в качестве добычи (Ис 14:8; Ис 37:24), к-рая, видимо, считалась достаточно значительной, т.к. о ней упоминается в оставл. царями надписях. Под «кедром» в Ис 60:13, вероятно, подразумевается одна из разновидностей -> кипариса.

Кедрон 
(«мутный ручей»), долина между Иерусалимом и Масличной (Елеонской) горой, по к-рой проходили дороги на Вифанию (ср. Ин 18:1) и на Иерихон (ср. 2 Цар 15:23). Совр. араб. название К. — Вади-ситт-Мирьям, на иврите Нахал-Кедрон. Зимой здесь собиралась вода, образуя поток. В Ин 18:1 К. назван «зимним потоком» (греч. хеймаррос). Долина К. образовывала вост. границу Иерусалима (3 Цар 2:36 и след.; ср. Иер 31:40). Еще в эпоху Царств в долине хоронили простых людей (4 Цар 23:6; ср. Иер 26:23). Аса, Езекия и Иосия приказывали сжигать здесь выброшенных из храма идолов (3 Цар 15:3; 2 Пар 29:16; 4 Цар 23:4.6). Долина К. сливается с Енномовой долиной, располож. к югу от Иерусалима, образуя единое пространство, именуемое Вади-эн-Нар. Затем К. спускается к Мертвому морю. Согласно сложившимся в послепленный период представлениям, воскресение мертвых и суд над ними должны начаться в долине К. (-> Иосафат, 7). Поэтому долина превратилась в место, где евреи предпочитали хоронить своих близких. И поныне на востоке долины, напротив южного угла основания храма, сохранились остатки большого евр. кладбища.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий