Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Кана 
(«тростник»):

1) погранич. ручей между уделами колен Манассии и Ефрема (Ис Нав 16:8; Ис Нав 17:9), ныне Вади-Кана, приток полноводного Яркона, впадающего в Средиземное море сев. Яффы. Исток К. расположен вблизи горы Гаризим;

2) погранич. город в уделе Асира (Ис Нав 19:28), совр. Кана, прим. в 10 км юго-вост. Тира;

3) город в Галилее, родина Нафанаила (Ин 21:2) и место, где Иисус сотворил Свое первое чудо (Ин 2:1-12; ср. Ин 4:46). Ныне это Хирбет-Кана — развалины на вершине холма в 14 км сев. Назарета, а не Кафр-Канна, располож. в 6 км сев.-вост. Назарета, хотя именно ее по традиции считают Каной Иисуса.

Кананит 
(от арам. канана, «ревнитель»), прозвище ученика Иисуса -> Симона (2). -> Зилоты (зелоты).

Кандакия, 
вероятно, титул эфиоп. цариц (Деян 8:27), ср. с егип. титулом «фараон». В Эфиопии (тер. совр. Судана), неподалеку от городов Мероэ и Напата Джордж Рейснер обнаружил пирамиды, в к-рых были похоронены К., правившие в период с 300 г. до Р.Х. по 300 г. после Р.Х.

Кандалы 
-> Цепь, цепочка, оковы, узы.

Канон 
-> Священное Писание.

Капернаум 
Город на сев.-зап. берегу Тивериадского озера (Мф 4:13), в земле Геннисаретской (ср. Мк 6:53 с Ин 6:22.59), на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. В К. находилась таможня, где собирали пошлины (Мф 9:9), там же было расквартировано подразделение рим. воинов под командованием сотника (Лк 7:2). Название города происходит от евр. кефар нахум («деревня Наума»; кто был этот Наум, неизвестно). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр.

Кфар-Нахум) и есть древний К. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги (ок. II в. по Р.Х.), построенной на месте более древней синагоги — той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом (Мк 1:21 и след.) и человека с иссохшей рукой (Лк 6:6 и след.), а также произнес речь о хлебе жизни (Ин 6:59). К. был для Иисуса Его городом (Мф 9:1; ср. Мф 4:13). Здесь Он исцелил тещу Петра (Мк 1:29 и след.) и расслабленного, к-рого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома (Мк 2:3 и след.). В этом городе жили сотник, раб к-рого исцелился по слову Иисуса (Мф 8:5 и след.), и царедворец, сына к-рого Иисус исцелил, находясь в Кане Галилейской, т.е. на расстоянии 26 км (Ин 4:46 и след.). В К. также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом (Мк 5:22 и след.,35 и след.), и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме (Мк 2:14 и след.). У гор. пристани К. собралось однажды так много народа, что Иисусу пришлось говорить с людьми из лодки, в то время как народ стоял на берегу (Мф 13:2). Но все величайшие деяния, совершенные здесь Иисусом, не смогли обратить жителей этого города к Господу, и «вознесшийся до неба К. был низвергнут в ад» (Мф 11:23): в средние века город подвергся разрушению.

Каперс 
(евр. абиййона), цветочные почки кустарника каперса (capparis spinosa), имеющие форму ягод, в древности служившие средством для возбуждения аппетита. В Екк 12:5 рассыпающийся К., вероятно, служит символом зрелости и приближающегося конца жизни.

Каппадокия, 
область на востоке Малой Азии, с 17 г. по Р.Х. ставшая рим. провинцией. В К. входили земли, лежавшие по берегам реки Галис. На западе К. граничила с Ликаонией и Галатией, на севере — с провинцией Понт, а на юге — с Киликией. Иудеи из К. приходили в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Деян 2:9), позднее Петр адресовал свое Первое послание (иудео- ?) христианам этой области (1 Петр 1:1).

Карей 
(евр. Кареах, «лысая голова»), отец Иоанана и Ионафана, двух военач., командовавших иуд. войском после падения Иерусалима (4 Цар 25:23; Иер 40:8).

Карем 
(это название отсутствует в канонич. (основ. на МТ) тексте Синод. пер. Библии). Город в уделе Иуды (Ис Нав 15:59), вероятно, тождествен совр. Эн-Кариму (новоевр. Эн-Керем), в 6,5 км зап. Иерусалима. По преданию, это был родной город Иоанна Крестителя. -> Ютта (Юта) -> Бефкарем.

Каркас 
(перс. «коршун»), евнух перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). -> Авагфа.

Каркая 
(«дно», «днище»), погран. город на юге удела Иуды, между Аддаром и Ацмоном (Ис Нав 15:3), сев.-зап. Кадеш-Барнеа (Кадес-Варни). Полагают, что К. находилась у слияния ручьев Вади-эль-Айн и Вади-Умм-Хаздум.

Каркор, 
место на вост. берегу Иордана (Суд 8:10), вост. Иогбеги, сев.-зап. Аммана. А.Музиль предполагал, что это долина реки Вади-Сирхан, прим. в 70 км юго-вост. Аммана.

Кармил 
(«сад (с виноградником и фруктовыми деревьями)»):

1) горная гряда в уделе Асира (Ис Нав 19:26), к-рая, вдаваясь в Средиземное море (см. Иер 46:18), закрывает с юга г. Акко. Вследствие того, что здесь выпадает много осадков, К. весь покрыт лесом, что нашло отражение в речениях пророков и в словах других библ. авторов (Ис 33:9; Ис 35:2; Иер 50:19; Ам 1:2; Ам 9:3; Наум 1:4; Песн 7:6). На К. произошел Божий суд, на к-рый -> Илия вызвал жрецов Ваала (3 Цар 18). Полагают, что местом, где Бог исполнил Свой приговор, была вершина Эль-Мухрака («место сожжения») у юж. окончания горной цепи: она достигает высоты 514 м над уровнем моря и имеет обрывистый вост. склон. Очевидно, именно здесь находилось место, пригодное для сооружения жертвенника. На склоне горы было достаточно пространства, чтобы могла разместиться большая толпа; расположена эта гора неподалеку от потока Киссон. Всего в нескольких минутах ходьбы отсюда находится возвышение, с к-рого открывается вид на море. Здесь же несет свои воды не иссякающий с библ. времен источник Бир-эль-Мухрака. Здесь пролегает самый короткий путь от К. в Изреель (ок. 20 км), до к-рого Илия бежал перед колесницей Ахава. В честь Илии арабы до сих пор называют эту гору Джебель-мар-Элиас. Здесь, на К., бывал и преемник Илии Елисей (4 Цар 2:25; 4 Цар 4:25);

2) город в уделе Иуды (Ис Нав 15:55), в 12 км юго-вост. Хеврона. Из К. были родом Авигея, жена Давида (1 Цар 27:3; 1 Пар 3:1), и вдова Навала, у к-рого там имелись владения (1 Цар 25:2). Уроженцем К. был также Хецрай, один из храбрых у Давида (2 Цар 23:35). После победы над амаликитянами Саул соорудил в К. памятник (в Синод. пер. ошибочно говорится о К. (1) — 1 Цар 15:12).

Кармилитянин, кармилитянка 
Так называли тех, кто родился или жил в -> Кармиле (2) (2 Цар 3:3; 2 Цар 23:35; 1 Пар 3:1; 1 Пар 11:37).

Карп 
(греч. Карпос, «плод»), христианин из Троады, у к-рого Павел оставил свой фелонь (2 Тим 4:13).

Карфа 
(«город»). Левитский город в уделе Завулона (Ис Нав 21:34). По мнению Ф.М.Абеля, к-рый в своих предположениях исходил из сообщений средневековых паломников, этот город находился на месте развалин Атлита, на побережье Средиземного моря, прим. в 15 км юж. -> Кармила (1). Другие исследователи сомневаются в том, что удел Завулона мог простираться до моря и считают более вероятным, что это Телль-эль-Артийе. -> Каттаф.

Карфан 
(«город»), левитский город в уделе Неффалима (Ис Нав 21:32); в 1 Пар 6:76 он назван Кириафаимом. Возм., это Хирбет-эль-Курийе, лежащий прим. в 11 км сев.-зап. Кедеш-Нафтали (библ. Кедеса Неффалимова).

Кархемис (Кархамис) 
(в совр. лит-ре — Каркемиш), город в Месопотамии, центр хеттской культуры, столица одного из хеттских царств. Ныне это место называется Йераблус, или Йерабис. К. занимал выгодное геогр. положение, находясь у одного из главных бродов через Евфрат, зап. Харрана. Сюда прибывали купеч. караваны из Персии, Вавилонии, Малой Азии, Египта, Палестины, Угарита (Рас-Шамры). К. был перевалочным пунктом для самых разнообразных грузов; купцы, проходившие через него или перегружавшие здесь товар, платили пошлины. Благодаря этому К. стал богатым и политич. влиятельным городом. В XVII в. до Р.Х. К. попал в руки хеттов. Хотя при Тутмосе III (1504-1450 гг. до Р.Х.) город был занят египтянами, уже к 1400 г. до Р.Х. он вновь попал под власть хеттов и стал форпостом хеттского гос-ва на севере Арама (Сирии). В 717 г. до Р.Х. ассир. царь Саргон, завоевав К., захватил здесь большое количество золота и серебра (Ис 10:9). В 605 г. до Р.Х. фараон Нехо (-> Нехао) потерпел у К. сокрушит. поражение от Навуходоносора (Иер 46:2 и след.).

Каршена, 
один из семи перс. и мидийских князей, приближенных к Артаксерксу (Есф 1:14). -> Адмафа.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий