Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Книга Екклесиаста 
К.Е. относится в евр. Библии к «свиткам» (мегиллот). Ее зачитывали во время богослужения на празднике Кущей. В НЗ она не цитируется, но среди речений Господа, записанных на папирусе из Оксиринха, обнаружена ссылка на Екк 10:9: «Иисус говорит: где собраны двое, там Я посреди них, и где кто-то находится один, то говорю вам: Я с ним. Передвигаешь ли камни, там находишь Меня, колешь ли дрова, и Я пребываю с тобой».
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ:

1) евр. название книги — «Кохелет». Слово кохелет происходит от кахал — «собрание». Окончание в слове кохелет, указывающее на форму жен. рода, часто встречается в словах, обознач. мужчин, занимающих адм. должность. Т.о., кохелет — это руководитель или оратор на некоем собрании. В Септуагинте это слово переведено как экклесиастес (отсюда и рус. название книги), а в Вульгате как конционатор;

2) Кохелет (Екклесиаст), как сказано в книге, был сыном Давида, царем в Иерусалиме, причем, видимо, здесь подразумевается не отдаленный потомок Давида, а Соломон. Автор говорит: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Екк 1:12). На авторство Соломона указывает и упоминание о том, что Екклесиаст снискал славу и обрел богатства большие, чем все, царствовавшие до него в Иерусалиме (Екк 2:9 и след.), а также о том, что он стремился к познанию мудрости, к постижению всего того, что совершается под солнцем (Екк 8:9). Автор наделен великой мудростью и делится ею с другими (Екк 1:16; Екк 12:9). Таким в ВЗ изображен только Соломон (3 Цар 2:9; 3 Цар 3:12; 3 Цар 4:30 и след.; 3 Цар 10:1). Автор — сторонник жесткой и неогранич. цар. власти (Екк 8:2-4; Екк 10:4.16-20); это не противоречит концепции об авторстве Соломона, методы правления к-рого (ср. 3 Цар 12:4), как и методы правления живших ранее или одноврем. с ним ханаан. или арам. царей, нельзя назвать либеральными. Примеров утраты царства неразумными правителями или восхождения на престол незнатного баловня судьбы (Екк 4:13-16) история Востока знает немало, к тому же сам Соломон знал о том, что его преемником должен был стать не его сын, а Иеровоам (3 Цар 11:26-40);

3) очевидно и то, что окончат. вид книге придал не Соломон, а кто-то др. (ср. Екк 1:2; Екк 7:27; Екк 12:8-14). Неизвестно, кто сделал подборку изречений Соломона, не установлено и время, когда это произошло. Нек-рые исследователи, указывая на присутствие в книге позднеевр. и арам. выражений, относят ее к периоду после вавил. плена, другие, отмечая финик. и халдейское влияние, датируют ее более ранним временем. Но недостаточное исследование древних языков делает подобные аргументы неубедительными; в этом случае любое новое открытие может опрокинуть все прежние доводы.

II. КОМПОЗИЦИЯ:

I. О трудах человеч. (Екк 1:2 — Екк 3:15):
1. Круговращение (Екк 1:2-11).
2. Тщетное стремление познать мудрость (Екк 1:12-18).
3. Суетность всех дел человеческих (Екк 2:1-11).
4. Непознаваемость грядущего (Екк 2:12-26).
5. Всему свое время (Екк 3:1-11).
Вывод: вечно лишь соделанное Богом (Екк 3:12-15).

II. О человеч. неправедности (Екк 3:16 — Екк 5:19):
1. Смерть — конец всего живущего (Екк 3:16-22).
2. Неправда под солнцем (Екк 4:1-16).
3. Преимущество слушания слова Божьего перед жертвоприношением (Екк 4:17).
4. Глупые пред Богом (Екк 5:1-6).
5. Опасность богатства (Екк 5:7-16).
Вывод: следует довольствоваться тем, что дал Бог (Екк 5:17-19).

III. Уроки мудрости (Екк 6:1 — Екк 9:10):
1. Наслаждение настоящим (Екк 6:1-12).
2. Лучшее (Екк 7:1-14).
3. Уроки опыта (Екк 7:15-29).
4. Благочестие и благополучие (Екк 8:1 — Екк 9:6).
Вывод: наслаждайся той жизнью, которая дана (Екк 9:7-10).

IV. О мудрости и глупости (Екк 9:11 — Екк 11:10):
1. Ценность мудрости (Екк 9:11-18).
2. Мудрость и глупость (Екк 10:1-20).
3. Жизнь и труд в веселии (Екк 11:1-8).
Вывод: наслаждаясь жизнью, помни о суде Божьем (Екк 11:9.10).
Заключительное предостережение (Екк 12:1-14).

III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:

1) иерусалимский царь видит, какая трудная роль определена ему Богом. Он созерцает жизнь и стремится определить ее порядок, т.е. «ищет мудрость», а это нелегкое занятие (Екк 1:13). Хотя он и наделен мудростью больше, чем к.-л. из людей, но искать мудрость — значит скорбеть, учиться, страдать. Царь же обращается к наслаждению жизнью и к труду, становясь «великим и богатым больше всех». Он не возбраняет своему сердцу «никакого веселия» (Екк 2:10), но все это не приносит ему удовлетворения, потому что он знает: ему предстоит умереть и плоды его труда окажутся невостребованными. Итак, каждый, кто хочет получить ч.-л. от жизни, должен принять то, что происходит «от руки Божией», и наслаждаться этим (Екк 2:24-26). В человеч. делах нет ни прямых путей, ни постоянства.

Только дела Бога вечны и всегда праведны, но Он оставляет людей в их тщетном стремлении постичь мир (Екк 3:11). Бог попускает и безбожие, ибо оно показывает, что без Бога люди — подобны животным. Мудрый молчит пред Богом и боится Его, потому что каждое слово и каждый обет должны быть исполнены (Екк 5:3). Раздумья мешают наслаждаться даров. Богом радостями. Возникающий в мире беспорядок происходит не от Бога, Который сделал человека правым, а от людей, к-рые пустились во многие помыслы и стремятся идти своими путями (Екк 7:29), вместо того чтобы предать себя в руки Господа, творящего «как дни благополучия», так и «дни несчастия». Избежать беды сможет только тот, кто боится Бога и угоден Ему (Екк 8:12 и след.). Люди не могут устранить из мира зло и неправду, это доступно лишь Богу, Он должен судить всех людей (Екк 3:17) и этого суда никому не дано избежать (Екк 11:9). Поэтому можно и должно наслаждаться даров. Богом жизнью, не забывая при этом о предстоящем -> суде (Екк 12:13 и след.);

2) К.Е. относится к лит-ре премудрости, к-рая, наряду с данным Самим Богом -> Законом и полномочным словом -> пророков, является третьей формой Божьего руководства. Первоначально -> мудрость означала знание любого рода (Иов 38:37), но в Библии это понятие ограничивается знанием Божьей воли и Его установлений, по к-рым человек должен направлять свою жизнь (Притч 18:15; Екк 8:5). Поскольку полностью эти установления знает один только Бог, то и мудр только Он (Рим 14:26). Господь дает через дух премудрости способности, необходимые для каждого дела, будь то сооружение святилища (Исх 28:3) или управление народом (3 Цар 4:29). Воспринятая от Него мудрость превращает Соломона в учителя народа, излагающего свои познания как в пространных поучениях, так и в кратких притчах (-> Притчи Соломоновы). От многообразной лит-ры премудрости других народов обе назв. книги отличаются своей основной идеей: -> верой в единого, устраивающего все в мире и вершащего суд Бога, а также своей целью: со всей рассудительностью указывать людям путь к жизни в благочестии и довольстве (ср. 1 Тим 6:3-10). Усталость и безразличие, к к-рым в конечном итоге приводит пресыщенность, относятся только к этому миру и преодолеваются верой в Бога Творца.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий