Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Комар 
-> Насекомые.

Комната 
В Иер 35:2.4; Иер 36:10 слово «К.» обозначает кладовую при -> храме. К. цар. писца названа канцелярия (Иер 36:12); К. в Библии названы также парадные залы и покои в зданиях, прилегавших к храму (1 Пар 28:12). -> Дом -> Вифезда.

Конец 
I. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО

1) с тоской и нетерпением люди ожидают, когда исчезнет злоба нечестивых (Пс 7:10) и придет К. искушению (1 Кор 10:13);

2) Божий гнев кладет К. злу, навлекая погибель на нечестивых (Пс 72:19): «…Пришел конец твой, мера жадности твоей!» (Иер 51:13). Это осознает и человек: «Приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришел конец наш» (Плач 4:18);

3) но К. приносит освобождение тем, кто принадлежит Богу: «…Борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто» (Ис 41:12). Для Иерусалима исполнится время борьбы (Ис 40:2) и «окончатся дни сетования его» (Ис 60:20). А до тех пор следует хранить надежду (Евр 6:11), терпение (Иак 1:4) и веру (1 Петр 1:9), осознавая присутствие Господа (Мф 28:20) и Его любовь (Ин 13:1). Тогда К. будет «жизнью вечной» (Рим 6:22), а Божьему Царству и Его власти не будет К. (Лк 1:33; Откр 1:8).

II. ЗАВЕРШЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Во Втор 11:12 говорится о К. года. Однако нигде в Библии не утверждается, что жизнь (2 Кор 11:15; Флп 3:19), мир (Мф 13:40; Мф 24:3), дни (Дан 12:13), века (1 Кор 10:11) или все сущее (1 Петр 4:7) конечны во времени. Когда идет речь о К., всегда подразумевается завершение священной истории, предопределенное Богом.
III. ПРЕДЕЛ В ПРОСТРАНСТВЕ
В этом значении слово «К.» употребляется, когда говорится о пределах Вселенной (Пс 2:8; Пс 18:5), о крае земли (Втор 28:49; Мф 12:42) и неба (Втор 4:32; Втор 30:4; Мф 24:31).

Конские ворота 
-> Иерусалим (III,С).

Копты 
-> Фут (2).

Копье 
-> Оружие и орудия труда.

Копыто 
(евр. парса от «разделять», «отламывать», в широком смысле «расщеплять»). Под «копытом» животного (Иез 32:13) в Библии может подразумеваться само животное (Исх 10:26). Жвачные животные с раздвоенными К. (коровы, быки, волы, овцы, козы, серны и др.), согл. закону, считались чистыми (Лев 11:3; Втор 14:4-6); их разрешалось приносить в жертву, а их мясо — употреблять в пищу. «Оторвать копыта», чтобы скорее добраться до мяса, означает «проявить жадность» (Зах 11:16). «Медные копыта» служат символом уничтожающей силы (Мих 4:13).

Корабль, кораблестроение 

I. В отличие от финикийцев (-> Финикия) и от египтян, израильтяне не были мореходами; Иордан мало пригоден для судоходства, поэтому о речном флоте также вряд ли можно говорить. У исследователей нет сведений о том, как выглядели речные паромы (2 Цар 19:18, в Синод. пер. — «судно»). Правда, еще в ветхозаветные времена израильтяне плавали по -> Геннисаретскому озеру, хотя в Библии об этом ничего не говорится. Из НЗ известно о рыбачьих лодках (Лк 5:2; Ин 6:22 и след.), на к-рых были паруса и весла (Ин 6:19 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Мк 6:48 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), якорь и руль. Под возглавием в Мк 4:38, вероятно, подразумевается подушка, на к-рой сидел рулевой. Серьезную опасность представляли внезапные сильные штормы на море (ср. Мф 14:30). На мозаичной карте из Мадабы изображены рим. К. на -> Соленом (Мертвом) море и паромы на Иордане.

II. Сами не будучи мореплавателями, израильтяне всегда поддерживали связи с народами, занимавшимися мореходством. Нил и Евфрат с древнейших времен использовались для судоходства, как и -> Средиземное море, на котором доминировали финикийцы, доставлявшие Соломону для строит-ва храма кедры и кипарисы из Ливана, сплавляя их плотами в Яфу (Яффу) (3 Цар 5:9; 2 Пар 2:16); позднее они же доставляли строит. лес для второго храма (Езд 3:7). Царь Соломон приказал построить флот (на сев. залива Акаба (-> Елаф -> Ецион-Гавер -> Чермное море), к-рый мог бы совершать плавания в страну золота — -> Офир. Это предприятие было связано со строит-вом храма (3 Цар 9:26-28). Опытных мореходов для этих плаваний Соломону прислал дружески относившийся к нему царь Хирам из Тира. Для одного такого плавания флоту Соломона требовалось три года (что означает, вероятно, один полный год и несколько месяцев из двух лет, примыкающих к нему). Эти К. доставляли в Израиль золото, серебро, слоновую кость, обезьян, павлинов (3 Цар 10:22; 2 Пар 9:21). На рисунках, изображающих егип. торг. К., к-рые при царице Хатшепсут (1504-1483 гг. до Р.Х.) совершали плавания в Пунт, видно, что в числе грузов находились и обезьяны. При попытке царя Иосафата повторить плавание в Офир его флот, по воле Бога, потерпел крушение (2Пар 20:36 и след.). -> Акко -> Кесария -> Яффа.

III. Судоходство и, в частн., К. нередко упоминаются в псалмах и притчах (Пс 47:8; Пс 103:26; Пс 106:23-32; Притч 23:34; Притч 30:19; Притч 31:14). Под легкими и быстрыми судами (ладьями) (Иов 9:26; Ис 18:2) подразумеваются легкие нильские лодки из стеблей папируса. В Ис 33:21.23 упоминаются ассир. воен. К., в Дан 11:40 также идет речь о воен. К. В Иез 27 встречается описание тирского торг. К. из кипарисового дерева. К. имел мачту из ствола кедра, скамьи из букового дерева, отдел. слоновой костью, дубовые весла и узорчатые паруса (римляне также украшали паруса). К этому можно добавить навесы из ткани голубого и пурпурового цветов, защищавшие от солнца. К. ходили в Испанию (-> Фарсис; Ион 1:3), оттуда они привозили серебро, железо, олово и свинец (Иер 10:9; Иез 27:12), а также, вдоль атлантического побережья, добирались до Британских о-вов.

IV. Александрийский К., на к-ром Павел плыл от Мир Ликийских до Мальты, имел на борту груз зерна и 276 человек (Деян 27:37.38). У Лукиана есть описание подобного К., перевозившего зерно из Александрии. При дл. 55 м и шир. 14 м такой К., по оценкам ученых, весил около 1250 т. К., на к-ром плыл Павел, был деревянным (корпус был построен из досок); помимо прямого паруса на большой мачте, это судно имело еще и передний (малый) парус, а след., еще одну, меньшую по размерам, мачту в передней части. Управление К. осуществлялось двумя рулями (руль упоминается и в Иак 3:4). Такое судно было оснащено, как минимум, четырьмя якорями (Деян 27:29 и след.). К К. была привязана лодка, к-рую во время шторма поднимали на палубу (Деян 27:16.30.32). Направление и скорость движения зависели от ветра. В неизвед. водах для измерения глубины применялся лот. В штормовых условиях К. обвязывали, чтобы увеличить его прочность. Для этого использовались канаты или цепи; их протягивали под корпусом судна и закрепляли. Как правило, носовая часть К. имела отличит. знак; на К., с к-рым Павел отплывал с Мальты, это были Диоскуры — греч. боги-близнецы Кастор и Полидевк (Деян 28:11).

V. В древности люди плавали по Средиземному морю главным образом так, чтобы берег оставался в зоне видимости (см. маршрут в Деян 20:13-15; Деян 21:1-3). При этом мореходы использовали прибрежные течения, к-рые давали возможность двигаться вперед даже против ветра (Деян 27:4 и след.; здесь К. помогало течение — воды текли с востока на запад вдоль юж. побережья Малой Азии); лавировать против ветра на К. тех времен было невозможно (см. Деян 27:7). Время морских путешествий было ограничено летними месяцами, с началом осенних штормов и до весны К. оставались в гаванях (Деян 27:9-12; Деян 28:11). Как дата, после к-рой в море можно было оставаться только вынужденно, в Деян 27:9 упоминается пост, т.е. День искупления (Йом-Кипур), отмечаемый 10 числа месяца тишри (сентябрь-октябрь).

VI. Кормчий (Иез 27:27 и след.; Ион 1:6 — в Синод. пер. — «начальник корабля»; Откр 18:17) руководил командой К. В Деян 27:11 делается различие между кормчим и начальником К. (судовладельцем). Корабельщики (3 Цар 9:27; Иез 27:9.27.29; Ион 1:5; Деян 27:27.30; Откр 18:17), или гребцы (Иез 27:29), составляли команду К.; в Иез 27:8 особо упомянуты гребцы-рабы. В Ион 1:3 говорится о плате за провоз, взимавшейся с пассажиров.

Кораллы, 
ярко-красные, розовые или белые известковые отложения морских полипов. Используются для изготовления ювелирных украшений:

1) евр. слово пениним, обычно переводимое как «жемчуг» и только в Плач 4:7 как «кораллы», обозначает, вероятно, красные К. (Corallum Rubrum); сегодня они встречаются только в Средиземном море, в древности их находили и в Красном море. С К. в Библии сравниваются премудрость (Иов 28:18; Притч 3:15; Притч 8:11), разумные уста (Притч 20:15) и добродет. жена (Притч 31:10) (в Синод. пер. слово пениним переводится в указ. местах как «рубины», «драгоценные камни», «жемчуг»);

2) значение евр. слова рамот не совсем ясно. Предположит. оно также подразумевает одну из разновидностей К., возм., черные К. (Plexaura antipathes), к-рые встречаются в Красном море и в Персидском заливе. Тир торговал этими К. (Иер 27:16); в Иов 28:18 говорится о том, что цена мудрости выше цены К.

Корван 
(евр. корбан, «принесенное в жертву», «жертвенный дар» (Лев 1:2; Числ 5:15; в Синод. пер. — «жертва»)). В греч. текст НЗ это слово перешло из евр. языка. В Мф 27:6 К. обозначает храмовые сокровища (в Синод. пер. — «сокровищница церковная»), к к-рым первосвященники не захотели присовокупить сребренники Иуды, считая их «ценой крови». В Мк 7:11 слово «К.» объясняется как «дар Богу». Согл. учению книжников, любой иудей мог заявить, что его собственность становится «жертвенным даром» Богу. Подобное заявление делалось в форме обета. Человек, давший такой обет, снимал с себя всякие обязат-ва впредь помогать другим. То, что его близкие могли бы получить от него, отныне посвящалось Богу. Такое заявление считалось обязывающим, хотя на практике за ним не всегда следовала фактич. передача собственности храму.

Коре 
(«серая куропатка»):

1) левит, потомок Корея (1 Пар 9:19; 1 Пар 26:1);

2) левит, современник Езекии (2 Пар 31:14).

Корей 
(евр. Корах):

1) третий сын Исава и Оливемы (Быт 36:5-8.18; 1 Пар 1:35). Из потомков К. позднее образовалось племя эдомитян. В Быт 36:16 это имя встречается среди потомков Елиафаза, но, вероятно, это результат ошибки переписчика, поскольку К. не упоминается ни в Быт 36:11.12, ни в 1 Пар 1:36;

2) сын Ицгара, левит из рода Каафа, выступивший вместе с Дафаном и Авироном против Аарона во время странствования евреев по пустыне (Исх 6:21; Чис 16:1 и след.). В 1 Пар 6:22 К. назван сыном Аминадава. Однако исследователи не считают возможным отождествить Ицгара с Аминадавом. Когда К. потребовал от Моисея священства и для себя, то многие левиты поддержали его. Тогда Моисей распорядился, чтобы К. и его сторонники взяли кадильницы и воскурили курения перед Господом: «…и кого изберет Господь, тот и будет свят». Вместе с тем Моисей осудил восставших за непокорность Богу и за притязания на священство (Числ 16:5-11). Когда К. и его сообщники, в общей сложности 250 человек, подошли к входу в скинию, собравшимся израильтянам явилась слава Господня; только благодаря заступничеству Моисея и Аарона Бог не стал истреблять весь народ. Израильтянам было приказано отойти от жилищ К., Дафана и Авирона, после чего бунтовщики, вместе со всем их имуществом, были поглощены разверзшейся землей. А те 250 человек, к-рые «принесли курение», по воле Бога были истреблены огнем. Согл. Числ 26:11, род К. не пресекся. Его потомки, к к-рым принадлежал и Еман, внук Самуила, впоследствии прославились как певцы в храме (1 Пар 6:33 и след.). Они упоминаются в заглавии Пс 41, очевидно, связанного с Пс 42, а также в заглавиях Пс 43:1 — Пс 48:1; Пс 83:1; Пс 84:1 и Пс 86:1. В 1 Пар 9:19; 1 Пар 26:19 кореяне упомянуты как стражи у порога скинии и у входа в скинию; один из них отвечал за «приготовляемое на сковородах» (1 Пар 9:31);

3) старший сын Хеврона из колена Иуды (1 Пар 2:43);

4) род К. был также и в колене Вениамина (1 Пар 12:6).

Кореяне 
-> Корей.

Корзина, короб 
В Библии встречаются четыре евр. и три греч. слова, обозначающие различные виды корзин.

I.

1) (евр. дуд), К., в к-рой переносили различные грузы, напр. фрукты (Иер 24:2) или землю для изготовления кирпичей (Пс 80:7). Такие же К. упоминаются в 4 Цар 10:7;

2) (евр. келув) (Ам 8:1 и след.), плетеная К. с отверстиями, в к-рую клали фрукты. В Иер 5:27 такая К. упоминается как клетка для птиц;

3) (евр. тэнэ и сал), сплетенные из ивы или из лыка К. для зерна, выпечки и мяса (Быт 40:16; Исх 29:3; Лев 8:2; Числ 6:15; Втор 26:2; Суд 6:19).

II. (греч. кофинос) (Мф 14:20; Мф 16:9; Мк 6:43; Мк 8:19; Лк 9:17; Ин 6:13), большая, прочная К.; (греч. спюрис), круглая, плетеная К., к-рую обычно использовали для хранения пищевых продуктов (Мф 15:37; Мф 16:10; Мк 8:8.20). Спюрис могли быть различной величины; та К., в к-рой ап. Павел был спущен со стены в Дамаске (Деян 9:25), также названа словом спюрис. В 2 Кор 11:32 апостол называет ее сарганэ — этим словом называли большую К., сплетенную из гибких прутьев.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий