Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Крыло: 

1) в Библии К. птицы (Быт 7:14; Иов 39:26; Екк 10:20) часто символизирует защиту (Втор 32:11; Пс 35:8; Мф 23:37), силу (Ис 40:31) и спасение (Пс 54:7; Пс 138:9; Откр 12:14). Голубю, к-рого приносили в жертву всесожжения, надламывали К. (Лев 1:17);

2) пророкам в их видениях являлись херувимы с четырьмя крылами (Иез 1:6 и след.; Иез 10:16 и след.) и серафимы с шестью крылами (Ис 6:2). По Божьему приказанию херувимы на крышке ковчега завета были сделаны с К. (Исх 25:17-20; Исх 37:9; 3 Цар 8:7; 2 Пар 3:11-13), что должно было символизировать защиту и прикрытие. В повествованиях о явлении ангелов на земле К. ни разу не упоминаются;

3) в поэтич. речи К. наделяется и ветер (2 Цар 22:11; Пс 17:11; Пс 103:3; Ос 4:19).

Крытый 
-> Покрывать.

Крышка (ковчега завета) 
Крышка (евр. каппорет) -> ковчега завета была сделана из чистого золота и имела размеры 2,5 локтя (ок. 1,25 м) в длину и 1,5 локтя (ок. 75 см) в ширину. Установленные на К. две золотые фигурки херувимов (Исх 25:17 и след.; Исх 37:6 и след.) должны были указывать на присутствие живого Бога. В День искупления первосвященник окроплял К. кровью жертв. животных (Лев 16:13 и след.).

Крючок
В скинии собрания, как позднее и в храме (2 Пар 3:9), с помощью золотых К. крепилась завеса, разделявшая святилище и Святое Святых (Исх 26:32.37; Исх 36:36.38). Завесы двора скинии удерживались с помощью серебряных К. (Исх 27:10 и след.; Исх 38:10-12).

Кува, 
местность в Египте, по другим предположениям, — это Куве в Малой Азии (Киликия), -> Мицраим. Из К. для Соломона доставляли лошадей (3 Цар 10:28; 2 Пар 1:16). В Масоретском тексте (МТ) Библии это слово можно прочесть также как «скопление… (товаров)».

Кувшин, ведро, водонос, 
сосуды для хранения и транспортировки продовольств. запасов и воды, были самых разнообразных форм и размеров. В евр. и греч. языках К. разных видов обозначались разными словами:

1) обычный К. для продовольств. запасов (без ручек) был высотой 60-120 см, вмещал 20-50 л жидкости, имел выпуклое днище, поэтому для устойчивости его надо было ставить либо в углубление в земле, либо на спец. подставку. В таких К. хранили муку, вино, масло, воду;

2) К. других форм, водоносы, имели сверху две ручки (реже одну), их носили на голове или на плече, доставляя воду из -> колодца в дом (Быт 24:15; 3 Цар 18:34; Ин 4:28); в них также хранили продукты (3 Цар 17:12). Такие К. были и у 300 человек из отряда Гедеона (Суд 7:16). Носить воду считалось женским занятием; мужчина с К. привлекал к себе внимание (Мк 14:13; Лк 22:10);

3) перед домом или в доме устанавливали высеченные из камня сосуды, в к-рых хранили воду, предназнач. для омовения до и после еды (Ин 2:6 и след.); их вместимость зачастую составляла свыше 100 л (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);

4) примечат., что К. эпохи израил. царей часто имели клейма на ручках, к-рыми они были помечены как сосуды для уплаты -> податей. Нек-рые ученые считают, что такие клейма ставили на К., изготовленных в цар. горшечных мастерских (см. 1 Пар 4:23). В Лакише (библ. Лахисе) был найден сосуд с цар. мерным клеймом (-> Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);

5) сосуды, упоминаемые в 3 Цар 14:3; 3 Цар 17:12; 4 Цар 9:1; Иер 19:1.10, служили для хранения меда и растит. масла и по форме были похожи на бутыли. Известны были и фляги, сначала глиняные, а затем металлич., плоской формы, с двумя ручками, соединявшими широкую часть К. с горлышком (1 Цар 26:11; 3 Цар 19:6).

Кузнец 
-> Ремесло (V).

Кулон, 
город в уделе Иуды (Ис Нав 15:59), его местонахождение точно не установлено.

Кумран 
-> Рукописи Мертвого моря.

Кун, 
город Адраазара, царя сувского (1 Пар 18:8), где Давид взял много меди. Впоследствии Соломон приказал сделать из этого металла «медное море». Римляне называли этот город Конна. Ныне на месте К., в 807 км от Бейрута и в 34 км сев.-вост. Баальбека, расположено селение Рас-Баальбек.

Купальня, 
место, где купают скот (Песн 4:2; Песн 6:6).

Купание 
В жарком климате Ближнего Востока К. было необходимостью. Из Исх 2:5; Исх 7:15; Исх 8:20 можно заключить, что во времена Моисея при дворе фараона было принято купаться в Ниле. Согл. же Геродоту, егип. жрецы должны были совершать омовение четыре раза в день (Hist, II,27). При раскопках в егип. дворцах были обнаружены комнаты для К., в к-рых мылись сидя. Для слива воды сооружалась сточная система. Ванные комнаты имелись и во дворцах вавилонян и ассирийцев. При раскопках в Эшнуне, в одном из дворцов периода аккад. династии (-> Вавилония), было обнаружено семь туалетных и пять ванных комнат. В каждой туалетной стоял большой кувшин для воды с глиняным черпаком.

В Ассирии тоже были известны ванны. Найденная в Самарии ванна для ног (ср. Пс 59:10) принадлежит к 900-600 гг. до Р.Х. В ВЗ часто говорится о К. и омовении, совершаемом под струей воды (Лев 15:13) или в реке (4 Цар 5:10.12). После долгого путешествия обычно смывали пыль с ног (Быт 18:4; Быт 19:2; Быт 24:32; Быт 43:24). В домах знати омовения совершались во внутр. дворе (2 Цар 11:2.4). Люди омывались перед торжеств. событиями (Руф 3:3; Иез 23:40) и по окончании траура (2 Цар 12:20). Согл. Иов 9:30; Иер 2:22, для омовения применялись талая вода, щелок и мыло. Важное значение придавалось К. во время отправления службы в скинии и храме (Исх 40:12 и след.; Лев 8:6; Лев 16:4.24), а также совершавшемуся во исполнение закона об обрядовой чистоте (Лев 14:8; Лев 15:5; Лев 17:15; Чис 19:7 и след.). Во дворе святилища находился медный умывальник для священников (Исх 30:17-21). Все это является напоминанием о том, что лишь чистые душой могут приблизиться к Господу и что, в то же время, телесная нечистоплотность является в Библии символом греха. В НЗ также часто идет речь о К. или омовении (Мк 7:3 и след.; Ин 13:10; Деян 9:37), причем говорится об омовении ног и упоминается о применявшихся для этого умывальницах (Лк 7:44; Ин 13:5; 1 Тим 5:10).

Общие купальни с просторными залами и колоннами, как, напр., -> Вифезда (Ин 5:2) и -> Силоам, куда Иисус послал омыться слепого (Ин 9:7), были построены, очевидно, по образцу греч. и рим. бань. Упоминания о горячих целебных источниках Тивериады и Гадары, находившихся вблизи Геннисаретского озера, и источника Каллироя, находившегося вост. Мертвого моря, встречаются, начиная с римских времен. В источнике Каллироя тщетно пытался найти исцеление смертельно больной Ирод Великий. -> Омовение.

Купец 
-> Торговля -> Купля.

Купля 

1) покупка, закупка ч.-л. Эта торг. операция была известна израильтянам уже на ранних стадиях историч. развития. При крупных сделках присутствовали свидетели, их имена записывались в купчей (см. Иер 32:10 и след. — «купчая запись»), затем назначалась цена за товар в -> денежном (см. Быт 23:15; Иер 32:10) или натур. выражении. После уплаты покупателем оговоренной суммы товар переходил в его собственность (см. описание покупки Авраамом участка земли; Быт 23:3 и след.). Наряду с земельными участками, продуктами питания (4 Цар 7:1), одеждой и т.п. (Притч 31:24) продавалось право первородства, как это видно из истории Иакова (Быт 25:31 и след.). В ВЗ упоминается и о продаже людей в рабство (Быт 37:36; Исх 21:2). При заключении брака полагался выкуп за невесту (см. -> Брак).

В городах бойкую торговлю вели уличные торговцы и лавочники, продававшие специи, продукты питания, одежду, оружие (ср. Иер 13:1; Мф 25:9; Мк 16:1; Лк 22:36; Ин 4:8). Зерно и продовольств. товары можно было купить на рыночной площади, у гор. ворот (4 Цар 7:1); нередко лавки размещались вдоль одной улицы (см. 3 Цар 20:34). Т.о., К. и продажа были частью повседневной жизни израильтян (Лк 17:28; Откр 13:17). Пророки предостерегали торгующих от искушения использовать неверные весы и меры (Ос 12:7; Мих 6:10 и след.). К христианам обращено предостережение против обмана покупателей (1 Фес 4:6);

2) в переносном смысле следует понимать слова о том, что Бог продал (в Синод. пер. — «предал») Свой народ в руки врагов, т.е. передал его в собственность врагу, в его распоряжение (Суд 2:14), или о том, что человек «продан греху», т.е. подчинен его власти (Рим 7:14). Кто был продан, тот может быть и выкуплен (Ис 52:3). Мудрость представляет собой товар, к-рый стоит приобрести (Притч 17:16; Притч 23:23). Рекомендуется также купить белую одежду праведности (Откр 3:18), и даже Царство Небесное предстает в образе драгоценной жемчужины как истинно достойное приобретение (Мф 13:45 и след.). Это означает, что человек должен употребить все свое достояние и даже свою жизнь на то, чтобы быть причастным к Божьим благам. -> Торговля.

Курение 
-> Жертва курения, курение.

Курение дыма 
-> Дым, курение дыма.

Куропатка 
(евр. коре, «глашатай»), птица семейства тетеревиных и фазановых. В Палестине обитают разные виды К. (Perdicidae), в т.ч. серая К. (Perdix perdix). В окрестностях Мертвого моря (см. 1 Цар 26:20) можно встретить песчаную К. (Ammoperdix heyi), в гористой местности — каменную К. (Caccabis chukar или Alectoris cypriotes), а на прибрежной равнине — похожих на фазанов турачей (Frankolinus vulgaris). Высказывание Иеремии о К., высиживающей яйца, к-рых она не несла, относится к людям, «приобретающим богатство неправдою» (Иер 17:11). Иногда несколько самок К. откладывают яйца в одно гнездо, в результате чего появляется кладка в 20-30 яиц (-> Перепел).

Кута 
(4 Цар 17:24.30), город, жителей к-рого ассир. царь переселил в Самарию. В клинописных источниках К. часто упоминается вместе с Вавилоном и Борсиппой. Этот город был заново открыт в Телль-Ибрагиме, лежащем сев.-вост. Вавилона. В результате раскопок был обнаружен храм Нергала (4 Цар 17:30). Нергал, или Нерунагал, был богом войны, охоты и подземного мира. Он считался также богом солнца; иногда его изображали в образе льва.

Добавить комментарий