Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Книга пророка Наума 

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ
Об обстоят-вах жизни пр. Наума неизвестно ничего, кроме названия города, откуда он был родом, -> Елкос. Предсказывая падение Ниневии, к-рая в 612 г. до Р.Х. была завоевана вавилонянами и мидийцами, Hаум упоминает о штурме Но-Аммона (егип. Фив), предпринятом ассирийцами в 663 г. до Р.Х. Т.о., его пророчество следует отнести к периоду между этими двумя датами. Создается впечатление, что во времена Наума Ассирия еще находилась на вершине своего могущества: в Ниневию стекались богатства, награбленные в воен. походах (Наум 2:13; Наум 3:1), а в покоренной Иудее (Наум 1:13) повсюду можно было видеть ассир. купцов, князей и военачальников (Наум 3:16.17). Такое вряд ли было возможно в период правления Иосии, но в царствование Манассии представляется вполне вероятным. В то время Аснафар (Ашшурбанипал) подавил восстание своего брата, вавил. царя Шамаш-шум-укина (648 г. до Р.Х.), и не исключено, что пленение Манассии (2 Пар 33:11) было связано с участием этого царя в антисир. заговоре. В это безрадостное для Иудейского царства время весть К.п.Н. о грядущем суде над Ниневией, к-рая вызывала всеобщий страх и к-рую пророк называл «логовищем львов» (Наум 2:11 и след.), звучит особенно ободряюще.

II. КОМПОЗИЦИЯ

1. Вступление (Наум 1:1).

2. Хвала Богу (Наум 1:2-15):
а) Господь как праведный судья (Наум 1:2-8);
б) Бог наказывает Своих врагов и спасает народ Израиля (Наум 1:9-15).

3. Cуд над Ниневией (Наум 2:1 — Наум 3:19):
а) взятие города (Наум 2:1-5);
б) разграбление (Наум 2:6-10);
в) логовище львов (Наум 2:11-13);
г) вина и наказание (Наум 3:1-7);
д) сравнение с егип. Фивами (Наум 3:8-15);
е) неотвратимость суда (Наум 3:16-19).

III. СТИЛЬ
Книга написана живым, образным языком, прекрасно передающим непосредств. впечатления пророка от того, что пришлось ему увидеть во время осады и штурма города (Наум 2:3 и след.; Наум 3:2 и след.). В 1-й главе автор, кр. того, использует форму акростиха, правда, не так последоват., как того требовали законы жанра (-> Поэзия).

IV. СОДЕРЖАНИЕ И БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Пророк возвещает: Господь воздает Своим противникам (Наум 1:2). И великие мировые державы, какими бы ни были самонадеянными их правители, подчинены Богу Израиля. Его суд настигнет и могучую Ниневию, грехи к-рой состоят в насилии, угнетении других народов, грабеже и жажде наживы (Наум 2:12; Наум 3:1.4.16). От Израиля, к-рому провозвещается освобождение от ассир. господства (Наум 1:13), требуется воздавать благодарение Господу, соблюдать праздники и исполнять обеты (Наум 1:15; возм., этот стих предвещает реформы Иосии).

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий