Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Киброт-Гаттаава 
(«гробы прихоти»), место между горой Синай и -> Асирофом, где израильтяне располагались станом во время своего странствования по пустыне (Числ 11:34; Числ 33:16.17; Втор 9:22). Полагают, что это совр. холм Руэйс-эль-Эбейриг, прим. в 50 км сев.-вост. горы Синай. Холм расположен в просторной долине, к-рая образовалась на месте слияния нескольких периодич. пересыхающих потоков.

Кивцаим, 
левитский город в уделе Ефрема (Ис Нав 21:22). Его местонахождение неизвестно.

Кидар: 

1) -> Кедар (Кидар);

2) -> Первосвященник -> Одежда.

Киликия, 
рим. провинция на юго-востоке Малой Азии, огранич. на западе и на севере горами Тавра, на востоке — горами Амана. Ее столицей был -> Тарс, родина ап. Павла (Деян 22:3). К. часто упоминается вместе с Сирией (Деян 15:23.41; Гал 1:21), обе провинции с 64 г. до Р.Х. находились под управлением римлян (практич. К. подпала под власть Рима много ранее, со 102 г. до Р.Х.). Здесь рано возникли христ. общины (Деян 15:23). Зап. часть страны гористая; вост., где расположен город Тарс, представляет собой плодород. равнину. Контакты с другими гос-вами Малой Азии осуществлялись через знаменитый перевал, называемый Киликийскими воротами. Узкая тропа через перевал была известна еще в 400 г. до Р.Х. и со временем была так расширена, что стала пригодной для колесниц. Цицерон в одном из своих писем замечает, что перевал через Тарс из-за снега непроходим до июня. Из этого комментаторы делают вывод, что Павел во время своего второго миссионерского путешествия не мог прибыть в Дервию и Листру раньше июня 50 г. (Деян 15:41 — Деян 16:1). В ветхозаветное время К. называлась Кое (-> Мицраим); в 839-833 гг. до Р.Х. ассир. царь Салманасар III установил над ней свое господство.

Кимвал 
-> Музыкальные инструменты.

Кимгам 
(евр. Кимхам), видимо, сын галаадитянина Верзеллия, к-рый отказался от почестей, предложенных ему за то, что он оказал царю Давиду поддержку, когда тот бежал от Авессалома. На предложение царя последовать за ним 80-летний Верзеллий ответил отказом, попросив взять вместо себя своего сына К. (2 Цар 19:37 и след.). Когда Давид отправился в Галгал, К. был вместе с ним и с тех пор жил при дворе. См. также 3 Цар 2:7.

Кина, 
погран. город на юге удела Иуды (Ис Нав 15:22), возм., место (новоевр. Хурва-Кина) у Вади-эль-Кени, прим. в 10 км юго-вост. Арада.

Кинеяне 
-> Кенеи (кенеяне, кинеяне).

Киннереф (Хиннароф, Хиннереф, Киннероф): 

1) город в уделе Неффалима (Ис Нав 11:2; Ис Нав 19:35; Втор 3:17), совр. Телль-эль-Ореме на сев.-зап. берегу Геннисаретского озера;

2) равнина, простирающаяся юго-зап. города К. (3 Цар 15:20; ср. Ис Нав 11:2), то же, что земля Геннисаретская (Мф 14:34);

3) море=озеро -> Геннисаретское (Числ 34:11; Ис Нав 12:3 и Ис Нав 13:27).

Киннероф 
-> Киннереф.

Кипарис, 
растение из рода кипарисовых (Cupressoideae). В Палестине встречается только один вид этого дерева — К. вечнозеленый (Cupressus sempervirens), имеющий, однако, две разновидности: а) деревья пирамидальной формы достигают выс. 20-50 м, их ветви растут вверх, тесно прилегая одна к другой. Эта разновидность К. наиб. распространена; б) более мелкие деревья с развесистой кроной, похожей на крону кедра (Cupres-sus sempervirens var. horizontalis). Листья К. мелкие и чешуйчатые, шишки яйцевидные, деревянистые. Древесина красновато-желтого цвета, твердая, ее обычно не точат насекомые. Два евр. слова предположит. обозначают К.: берош (3 Цар 5:8.10; 3 Цар 6:15.34; 4 Цар 19:23; Ис 60:13; Зах 11:2 и др.) и теашшур (Ис 41:19; Ис 60:13; Иез 27:6). Поскольку слово берош встречается чаще, ученые предположили, что оно обозначает К. пирамид. формы, а теашшур — К. с развесистой кроной. Однако исследователь Келер считает, что слово берош обозначает похожий на К. финик. можжевельник (Juniperus phoenicea). К. упоминается в ВЗ как символ Ливана (Иез 31:8; ср. также 4 Цар 19:23; Ис 14:8; Ис 60:13 и др.) и Сенира (Ермона) (Иез 27:5), нередко наряду с кедром. Древесина К. всегда очень ценилась как красивый и долговечный строит. материал. Соломон использовал ее для облицовки стен внутри храма (3 Цар 6:15.34; 2 Пар 3:5). Кипарисовое дерево поставляли ему от Хирама из Тира (3 Цар 5:10; 2 Пар 2:7). Помосты тирских кораблей делали также из кипарисовых досок (Иез 27:5 и след.; в Иез 27:5 — берош, в Иез 27:6 — теашшур). Возм., из К. изготавливали и музык. инструменты (2 Цар 6:5, здесь текст неоднозначен) -> Ковчег.

Кипер 
(лат. lawsonia inermis, или alba; евр. кофэр). Лавсония, или хенна, растение из семейства дербенниковых (Lythraceae), достигает выс. 3,5 м и похожа на европ. бирючину. В библ. времена она произрастала в виноградниках Ен-Геди (Песн 1:13), где встречается и поныне. Ее длинные темно-зеленые ветви покрыты ланцетовидными светло-зелеными листьями, а также соцветиями в виде больших, вертикально растущих гроздьев сильно пахнущих белых цветков (Песн 1:13; Песн 4:13). В Египте из стеблей и листьев этого кустарника получали хну. Из хны изготовляли краску для ногтей, к-рой пользовались женщины (на ногтях рук и ног женских мумий начала III тысячел. до Р.Х. сохранились следы этой краски). Вост. женщины и по сей день красят хной волосы (ср. Песн 7:6), ладони рук и ногти в оранжевый цвет.

Кипр, 
большой остров в вост. части Средиземного моря, юж. Киликии и зап. Сирии. Остров с востока на запад пересекают две горные цепи, на склонах к-рых жители выращивали виноград, масличные и рожковые деревья. Между горными цепями расположена плодород. долина, а на юге простирается узкая прибрежная равнина. Остров издревле славился плодородием и богатыми рудными залежами. Медь добывалась здесь уже в бронзовом веке (лат. сuprum, «медь», происходит от названия острова Кипр). (-> Киттим.) Еще во II тысячел. у К. были тесные торг. связи с Египтом (упоминаемая в письмах архива Телль-Амарны Алашиа, по-видимому, означала Кипр; ср. -> Елиса, 1). К грекам, проникшим сюда прим. в 1350 г. до Р.Х., с IX в. до Р.Х. присоединяются финик. колонисты, к-рые принесли с собой культ плодородия. Впоследствии остров находился под властью ассирийцев, египтян, персов и греков. В 58 г. до Р.Х. К. овладели римляне. В НЗ К. упомянут как родина Варнавы (Деян 4:36) и Мнасона (Деян 21:16). Первыми, кто проповедовал здесь Евангелие, были христиане, изгн. из Иерусалима, но они обращались исключит. к иудеям (Деян 11:19). Однако именно с деят-стью христиан, выходцев с К., связано образование Антиохийской церкви, основу к-рой составили обратившиеся язычники. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава прошли через весь остров (Деян 13:4-13). Варнава и Иоанн Марк посетили его еще раз, после того как в начале второго миссионерского путешествия расстались с Павлом (Деян 15:39).

Кир: 

1) местность, где жили -> сирийцы. В Ис 22:6 К. упомянут в одном контексте с Эламом. Высказывались предположения, что К. находился вост. Тигра, возм., на равнине Ятбури между Тигром и Эламом, но не исключено, что он стоял на реке Куре в древней Армении. Поскольку К., возм., означает просто «город», то это слово не должно быть непременно именем собств. Тиглатпаласар III увел жителей Дамаска в К. (4 Цар 16:9), как это ранее предсказывал (Ам Ам Ам 1:5);

2) -> Кир-Харешет (Кирхарес). Царь Кир Великий (559-530 гг. до Р.Х.), основатель Персидского царства, многократно упоминается в Библии (2Пар 36:22 и след.; Езд 1:1; Езд 3:7; Езд 4:3; Езд 5:13.14.17; Езд 6:3; Ис 44:28; Ис 45:1; Дан 1:21; Дан 6:28; Дан 10:1). В перс. языке его имя звучит как Кураш, в евр. — как Корэш, в греч. — как Кюрос. Еще в предсказании пр. Исаии Господь возвестил о К. как о Своем пастыре, к-рый исполнит Его волю, восстановит Иерусалим и заложит основание нового храма; как помазанник Божий, К. должен был покорить народы и царей ради народа Израиля. В 539 г. до Р.Х. он покорил Вавилон, а в след. году позволил изгнанным иудеям возвратиться в Иерусалим и начать строит-во храма. К. был заинтересован в том, чтобы при подготовке к войне с Египтом можно было положиться на народ, населявший Палестину. Если в указе, обращенном к евреям, К. говорит о Боге (Езд 1:2 и след.), то в другом док-те он столь же естественно приписывает свою победу над Вавилоном вавил. богу Мардуку: «Мардук искал праведного князя по сердцу себе, чтобы повести его за руку. Кира, царя Аншана, он призвал по имени и определил ему властвовать над всей землей. Он привел его в свой город Вавилон, и вместе с ним пришло большое войско, бесчисленное, как вода в реке. Без борьбы и сражений он дал ему войти в Вавилон и избавил город от разрушения. Царя Набунаида, который не боялся его (Мардука), он предал в его (Кира) руки» (ср. TGI, S.82-84).

Кир-Харешет (Кирхарес), 
укрепл. город, резиденция моавитского царя Месы (Меши), в 4 Цар 3:25; Ис 16:7.11; Иер 48:31.36, а также в Ис 15:1 упоминается как Кир-Моав. Здесь находились цар. дворец и два больших водосборника (-> Камень Меши). К.-Х. господствовал над караванными путями, связывающими Арам с Египтом и Аравией. Располож. на склоне холма, город имел форму треугольника с длиной сторон от 730 до 900 м. В стратегич. отношении К.-Х. занимал не столь выгодное положение, поскольку соседние холмы превосходили по высоте тот, на к-ром стоял сам город. Эти холмы использовали для обстрела города враги, не раз осаждавшие его. После того как объединенное войско Израиля, Иудеи и Эдома окружило город (4 Цар 3:25 и след.), царь Меса (-> Меша) предпринял безуспешную попытку вырваться из окружения. Он заставил отступить противника лишь после того, как на гор. стене принес в жертву своего сына. Возм., в словах Иер 48:37 «у каждого голова гола» содержится намек на моавитское название города: Кархах = «голый череп». Ныне К.-Х. носит название Эль-Карак и находится прим. в 28 км юж. реки Вади-эль-Муджиб (Арнон), в 13 км вост. Мертвого моря. Расстояние от К.-Х. до Иерусалима составляет 80 км.

Кириаф-Арбы 
(«город четырех» или «город Арбы»), назван так, вероятно, в честь своего основателя (Ис Нав 14:15; Ис Нав 15:13.54; Ис Нав 21:11); -> Хеврон.

Кириаф-Ваал 
-> Кириаф-Иарим (Кириаф-Ваал, Ваал).

Кириаф-Иарим (Кириаф-Ваал, Ваал) 
(«город в лесной чаще»), город гаваонитян (Ис Нав 9:17), выделенный колену Иуды (Ис Нав 15:60; Суд 18:12). Находился на границе с уделом Вениамина (Ис Нав 15:9) и, по-видимому, временно принадлежал вениамитянам (Ис Нав 18:28). Здесь, на холме, в доме Аминадава, находился доставленный из Вефсамиса ковчег завета (1 Цар 6:21 — 1 Цар 7:1), пока Давид не перенес его в Иерусалим (2 Цар 6:2 и след.; 1 Пар 13:5 и след.). Выражение «на полях Иарима» (Пс 131:6) также, вероятно, относится к К.-И. В этом городе, отцом (т.е. основателем) к-рого был Шовал (1 Пар 2:50), родился пр. Урия (Иер 26:20). Среди евреев, вернувшихся из Вавилона, были и жители К.-И. (Езд 2:25; Неем 7:29). Этот город называется также Кириаф-Ваал (Ис Нав 15:60; Ис Нав 18:14), Ваал (Ис Нав 15:9) и Ваал Иудин (2 Цар 6:2). Согл. Иерониму, К.-И. находился сев.-зап. Иерусалима, на расстоянии, к-рое в совр. исчислении составляет прим. 13 км, на пути в Диосполис (Лидду). Исходя из этого, его чаще всего отождествляют с совр. Кариат-эль-Инабом (называемым также Эль-Карие или Абу-Гош), лежащим в 13 км сев.-зап. Иерусалима, или с располож. рядом с ним холмом Эль-Азхар, название к-рого, возм., сохранило воспоминание о Елеазаре (1 Цар 7:1).

Кириаф-Санна 
-> Давир (Ис Нав 15:49).

Кириаф-Сефер 
-> Давир (Ис Нав 15:16 и след.; Суд 1:11 и след.)

Кириаф-Хецрон 
(«города-загоны»), город на юге удела Иуды (Ис Нав 15:25), называемый также Гацор (2). Вероятно, это Хирбет-эль-Карьетен (новоевр. Хурва-Керийот), прим. в 7 км юж. Маона. Это родной город Иуды, прозвище к-рого — Искариот — означает «человек из Кариота»; ср. также греч. выражение апо Карюоту = «из Кариота», к-рое встречается в нек-рых древних рукописях в Ин 6:71.

Кириафаим 
(«(двойной?) город»):

1) очень древний город, расп. вост. Иордана, из к-рого моавитяне изгнали -> емимов (Втор 2:9 и след.; ср. Быт 14:5). Позднее этот город стал аморрейским (Числ 21:26), а после победы израильтян над Сигоном (Числ 32:33) достался колену Рувима (Ис Нав 13:19). Затем К. вновь перешел к моавитянам; надпись на -> «камне Меши» сообщает о том, что Меса (Меша) якобы построил город Кириатен. Пророки предсказывали разрушение этого города (Иер 48:1.23; Иез 25:9). К. — это совр. Хирбет-эль-Курайят, лежащий прим. в 15 км сев.-вост. устья Вади-эль-Муджиб (Арнона) и в 9 км сев.-зап. Дибана (Дивона). Развалины К. расположены на двух холмах;

2) -> Карфан.

Киринея, 
в совр. лит-ре — Кирена, город на Средиземноморском побережье Ливии, в 800 км вост. совр. Триполи, столица рим. провинции Киренаики (К. была греч. колонией, но ее население на одну четверть состояло из евреев. У евреев Киренаики была собств. синагога в Иерусалиме (Деян 6:9), нек-рые из них слушали проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деян 2:10). Симон Киринеянин нес крест Иисуса к месту казни (Мк 15:21). Киринейцы принесли Благую Весть в Антиохию (Деян 11:20), среди них упомянут пророк и учитель Луций Киринеянин (Деян 13:1).

Кирос 
-> Керос.

Кирпич 
— самый распростран. строит. материал на Ближнем Востоке (-> Раскопки, II,1; IV,2; -> Крепость, II,4), наряду с более редким и дорогим тесаным камнем (ср. Ис 9:9). В Египте К. изготовляли из нильского ила и рубленой соломы (Исх 5:7). В Месопотамии, где К. применялись не только для постройки жилищ, но и для сооружения храмов и дворцов, их делали из глины (Быт 11:3). Внешние стены вавил. сооружений также облицовывали цвет. глазуров. К. Изготовление К. являлось весьма трудоемким процессом, и поэтому в нем использовались преимущ. рабы. В Египте во времена Моисея изготовление К. было работой израильтян (Исх 1:14; Исх 5:6 и след.). Сначала глину «топтали» ногами (Наум 3:14), разминая ее и смешивая с соломой. Чтобы получить К. одинаковой формы, применяли дерев. раму. Готовые К. рядами выставляли для просушки на солнце или обжигали в печах. В 2 Цар 12:31, вероятно, подразумеваются печи для обжига К. Егип. К. были продолговатыми, а вавил. — квадратными и более плоскими. В обеих странах на них нередко ставили клейма с именем и титулом царствующего правителя; в рим. период К., изготовл. воинами, нередко носят клеймо легиона. Кровельная черепица упоминается только в Лк 5:19 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). К., на к-ром пр. Иезекииль должен был «начертать город Иерусалим» (Иез 4:1 и след.), соответствует по своему применению глиняной табличке для письма. Упомянутые в Ис 65:3 «черепки» — это кирпичные жертвенники курения, использовавшиеся для идолослужения, в отличие от жертвенников израильтян, к-рые разрешалось сооружать только из природного камня (Исх 20:25).

Кирхарес 
-> Кир-Харешет.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий