Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 10 «К»

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Клятва 
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В Синод. пер. два евр. слова переданы словом «клятва»:

1) сущ. шевуа («клятва») имеет тот же корень, что и числит. шева («семь»). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт 21:22-32 — Беэршева, Синод. пер. — Вирсавия = «колодец семи» или «колодец клятвы»);

2) сущ. ала, в отличие от шевуа, переводится не только как «клятва», но и как «проклятие», «заклинание». В значении «проклятие» это слово употреблено в Лев 5:1; Числ 5:23; 1 Цар 14:24 и др. Как «клятва» оно переведено в Быт 26:28: «поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз», — а также в 2 Цар 21:7. О К. «поступать по закону Божию» идет речь и в Неем 10:29.

II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. ВЗ знает различные формы К.:

1) К., скреплявшая -> союз или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. закланием животных и рассечением их туш (Быт 15:10; Быт 21:28-31; Иер 34:18 и след.);

2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Быт 14:22; Втор 32:40; Дан 12:7; Откр 10:5), поэтому словосочетание «поднять руку» в нек-рых случаях означает «поклясться» (Исх 6:8; Числ 14:30);

3) иногда приносящий К. должен был положить руку «под стегно» (бедро) того, кому он клялся (Быт 24:2.9; Быт 47:29). Это могло означать: а) связь с обрядом обрезания; б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К.;

4) в более поздние времена К. стали приносить перед жертвенником (3 Цар 8:31).

III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ

1) К. облекалась в различные формулы: «Бог … да судит между нами» (Быт 31:53); «да живет душа твоя» (1 Цар 1:26; 1 Цар 17:55; 2 Цар 14:19); «клянусь жизнью… (указывается, чьей жизнью)» (Быт 14:15; 2 Цар 11:11); «жив Господь…» (1 Цар 14:39; 1 Цар 19:6; 2 Цар 15:21; 3 Цар 18:10); «жив Господь и жива душа твоя» (1 Цар 20:3); клятва «небом», «землею», «храмом», «Иерусалимом» (Мф 5:34 и след.; 23:16 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» (Исх 20:7);

2) святость К. была нерушима. Ложная К., называемая в Библии «ложным свидетельством», каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исх 20:16; Лев 19:12; Втор 19:16-19; Пс 14:4; Иер 5:2; Иер 7:9; Иез 16:59; Ос 10:4; Зах 8:17).

IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
К. придавалось важное значение в обществ. и полит. жизни, особенно в судебных разбират-вах. К. в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на к-рое присягающий должен был ответить «аминь» (ср. Числ 5:22; Втор 27:15 и след.; Мф 26:63 и след.). К. в суде могла быть либо К. свидетеля, либо К. очищения:

1) свидетель должен был произнести К. до допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию; Притч 29:24: «Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие (произносимое судьей заклятие), но не объявляет о том (всей правды)». Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Лев 5:1.5-19);

2) К. очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след., 10 и след.; Лев 6:1 и след.; 3 Цар 8:31 и след.). Если такая К. была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидет-вать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности.

V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙ
Третья заповедь запрещает опрометчивые К. и ложные свидет-ва. Поскольку К. была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иер 5:7; Иер 12:16; Соф 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. не нужна. Т.о., запрет, наложенный Иисусом, касается не К. как таковой, а такого обращения с истиной, к-рое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. такого рода, к-рые требует гос-во. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным «аминь» («истинно, истинно») — Ин 1:51; Ин 5:19.24-47; Ин 10:1.7; Ин 12:24; Ин 14:12; Ин 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим 1:9; 2 Кор 1:23; 2 Кор 11:31; Флп 1:8; 1 Фес 2:5.10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. силы, убедительно свидет-вует пример Петра (Мф 26:72.74).

VI. КЛЯТВА БОЖЬЯ
По свидет-ву Библии, Бог сопровождает К. великие обетования Своим избранникам (Быт 22:16; Пс 88:4 и след.; Пс 109:4; Пс 131:11; Евр 6:13 и след.,17; Евр 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1:34 и след.; 1 Цар 3:14; Пс 94:11; Ам 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой.

Клятвопреступник 
-> Клянущийся ложно, клятвопреступник.

Ка-Кад, Каз, Каи-Кам, Кан-Кар, Кас-Кед, Кеи-Кер, Кес-Кеф, Киб-Кир, Кис-Клю, Кля, Кни-Кез, Кни-Кек, Кни-Кес, Кни-Кза, Кни-Кин, Кни-Кио, Кни-Кпм, Кни-Кн, Кни-Кпи, Кни-Кпа, Кни-Кпд, Кни-Кпиз, Кни-Кпие, Кни-Кпио, Кни-Кпис, Кни-Кпм, Кни-Кпн, Кни-Кпо, Кни-Кр, Кни-Кпс, Кни-Кси, Кни-Кпа, Кни-Кен, Кни-Кц, Кня-КолКом-Корз, Кори-Коры, Кос-Кра, Кре, Кри-Кро, Кру, Кры-Ку

Добавить комментарий