Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Маслина, масло, елей 
I.

М. — вечнозеленое дерево, широко распространенное в Палестине, а также его плод. М. культурная, именуемая оливой ((Olea euro-paea sativa) евр. зайит; греч. элайа) была получена от М. дикой (Olea europae oleaster) методом окультуривания, известного еще финикийцам (см. Рим 11:17 и след., а также -> Прививка). Кора М. и оливы — морщинистая, с трещинами; листья — темно-зеленые, нижняя сторона имеет беловатый оттенок, похожи на листья ивы. Оливы могут достигать десятиметровой высоты. Старые деревья иногда имеют несколько узловатых, перевитых между собой полых стволов. Пора цветения М. приходится в Палестине на начало мая. Соцветия мелких белых цветков появляются в тех местах, где лист соединяется с веткой.
Вначале зеленые, а затем темно-синие или темно-зеленые плоды похожи на мелкие сливы; содержание масла в них превышает 30%. Начало сбора урожая приурочивалось к -> празднику Кущей. Как дикие, так и культурные М. могут произрастать на известковых почвах и на базальтовых породах, поскольку их корни способны проникать в расщелины скал (Втор 32:13). Поэтому дикие М. распространены по всей Палестине, есть они и в горах (Втор 28:40). Эти деревья живут очень долго, не переставая плодоносить. М., растущим в Гефсимании, приписывают возраст почти в 2000 лет. Вокруг старого ствола от корней пробиваются молодые побеги (см. Пс 127:3). В Палестине М. были известны еще до ее покорения израильтянами (Втор 6:11). Твердая темная древесина М. — прекрасный материал для резчиков по дереву и столяров. Но «масличное дерево», упоминаемое в 3 Цар 6:23.31.33, — это древесина не М., а лоха узколистного ((Eleagnus angustifolia) евр. эц шэмэн, досл. «масляное дерево»), вечнозеленого кустарника с узкими листьями серебристого оттенка. Ветви и плоды этого кустарника также содержат масло. Лох узколистный упоминается и в Неем 8:15 (в Синод. пер. — «маслина дикая») и в Ис 41:19 (в Синод. пер. — «маслина»).

II.

Олива ценилась прежде всего из-за плодов, оливок, из мякоти к-рых получали масло (елей) (Суд 9:9). Оливки собирали, срывая с дерева или сотрясая его, а также сбивая легкой палкой (Втор 24:20; Ис 17:6; Ис 24:13). Собранные плоды перебирали, оставляя полноценные, затем мяли ногами в давиле (Мих 6:15); для выдавливания масла нередко пользовались также каменной ступой или давильней на маслобойне. Выжатые плоды ссыпали в корзину — и стекавшее по каплям свободное от примесей масло и было тем самым «елеем чистым», о к-ром говорится в Исх 27:20; Лев 24:2. Содержимое корзины затем подвергалось полному отжиму под прессом, к-рый представлял собой бревно, утяжеленное камнями. Полученное после такой обработки масло считалось второсортным, «битым елеем» или «выбитым елеем» (Исх 29:40; Числ 28:5; 3 Цар 5:11). В масло для ежедневного потребления добавляли кусочки мякоти плодов и ядрышки плодовых косточек. Масло хранили в глиняных сосудах (3 Цар 17:12; 4 Цар 4:2; ср. 1 Пар 27:28; 4 Цар 20:13). Оливки и оливковое масло — важнейшие продукты питания в странах Средиземноморья (Числ 18:12; Неем 13:5; Иез 16:13; 2 Пар 11:11). Свежие оливки ели с солью, зеленые плоды консервировали в рассоле, а зрелые — в масле, иногда их сушили. Оливковое масло использовали при выпечке хлеба (3 Цар 17:12 и след.; ср. -> Пресные хлебы, лепешки, пирожки). Кр. того, оливковое масло находило применение в косметике (-> Масть), в медицине (-> Врач) и как горючее вещество (-> Светильник). Торговля оливковым маслом была одной из важных статей дохода (Иез 27:17; Езд 3:7).

III.

В богослужении елей использовался как горючее вещество для -> светильника скинии (Исх 27:20) и как составная часть ежедневной жертвы (Исх 29:40), а во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (Быт 28:18; Быт 35:14). Кр. того, елей служил для помазания первосвященников и царей (Исх 29:7; 1 Цар 10:1; -> Масть -> Помазанник), а также являлся символом Святого -> Духа (Зах 4; 2 Кор 1:21 и след.; 1 Ин 2:27).

Масличная (Елеонская) гора, 
невысокая горная гряда с несколькими вершинами, к-рая тянется с севера на юго-вост. -> Иерусалима. Собственно М.Г. имеет три вершины: на севере — Карм-эс-Саяд, по древней традиции называемую «Вири-Галилеи» («Мужи Галилейские», в соотв. с Деян 1:11, т.к. именно это место отождествляли с Галилеей в том значении, как это приведено в Мф 28:7.16), на юге — Джебель-эт-Тур и на востоке — самую высокую вершину, высота к-рой достигает 812 м. С юга к М.Г. примыкает -> «Гора гибели» (или «Гора огорчения»). Во времена Неемии (см. Неем 8:15 — «гора») и даже в новозаветные времена (Мк 11:8) склоны М.Г. были покрыты деревьями, в основном маслинами. Расстояние от города до Елеонской горы считалось равным субботнему пути (Деян 1:12; -> Меры длины, площади, объема и веса). Местом вознесения Иисуса (Лк 24:50.51) считают Джебель-эт-Тур, где ныне стоят церковь Вознесения и русский храм. С этой вершины, отделенной от Храмовой горы и от остального Иерусалима Кедронской долиной, открывается замечательный вид на город. У зап. подножия горы лежит Гефсимания; здесь расходятся три пути, ведущие на М.Г., затем они вновь соединяются на вершине, и отсюда дорога идет на -> Вифанию (1); юж. путь проходит мимо т.наз. «гробниц пророков». Следуя из Вифании (Мф 21:1 и след.; Мк 11:1 и след.; Лк 19:29 и след.,41 и след.), Иисус въехал в Иерусалим, видимо, через Джебель-эт-Тур. Большая дорога на Иерихон, к-рая проходит сейчас с юж. стороны М.Г., появилась позднее, она была проложена арабами в VII в. по Р.Х. Прежний путь в Иерихон пересекал горный хребет на севере. На М.Г. Иисус произнес проповедь о конце времен (Мф 24:3 и след. Мк 13:3 и след.), а у подножия этой горы, в Гефсиманском саду, враги схватили Его (Мф 26:30 и след.; Лк 22:39 и след.; Ин 18:1 и след.). Иезекииль видел над М.Г. уходящую «славу Господа» (Иез 11:23), а Захария сделал след. предсказание о дне Господа: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской» (Зах 14:4).

Масло 
-> Маслина, масло, елей.

Масло сливочное 
-> Молоко.

Масоретский текст 
(от евр. масора, «передача», «предание») — название др.-евр. оригинала текста ВЗ (МТ), к-рый в неискаж. виде передавали из поколения в поколение евр. ученые-книжники. Масора — это совокупность норм и правил, связанных с записью и произношением названного текста, первоначально передававшихся в устной форме, а впоследствии записанных. Масора создавалась в течение приблизит. тысячи лет. Сначала было зафиксировано правильное (каноническое) написание текста Торы, а затем и других книг.
Текст записывался с помощью только 22 согл. букв др.-евр. алфавита. Главным из ученых-книжников среди возвратившихся из вавил. плена и называемых «старшими масоретами» считается Ездра. До конца III в. по Р.Х. центрами евр. учености являлись палест. синагоги. Уже со II в. первенство Палестины в сохранении иуд. религ. культуры стала оспаривать Вавилония, знаменитая своими учебными заведениями, академиями (иешивами), в городах Суре, Пумпадите, Нагардее и др. Вавил. иешивы сохраняли свою роль до X в. С VII в. возобновилась деят-сть палест. центров учености. В VII-IX вв. особую известность приобрела школа раввинов в Тиберии (Тверии). Следует различать палест. и вавил. традиции, причем роль палест. школы, функционировавшей в Тиберии, оказалась решающей в окончат. завершении Масоры. Главной целью масоретов было не только сохранить правильное произношение текста ВЗ, но и зафиксировать это произношение на письме с точностью до знака. По-видимому, уже в VI-VII вв. записанный одними согл. буквами текст ВЗ был снабжен гласными знаками в виде точек и черточек (евр. некуддот, «точки», т.е. вокализация), а также интонац. знаками, передающими (евр. тааммим, букв. «вкусовые свойства», т.е. кантилляция) ударения, паузы и т.д. и являющимися своего рода «нотами». Первонач. использовались три системы вокализации текстов ВЗ — «тивериадская», «вавилонская» и «страны Израиля»; первая из них стала в конце концов повсеместно принятой и дожила до наших дней. Знаки вокализации и кантилляции, а также свои примечания масореты помещали на полях текста. В Палестине различали «малую Масору» (пометки на полях сбоку от текста) и «большую Масору» (пометки на верхнем и нижнем краях свитка).
Вместе они составляли «сопроводительную Масору», к-рую, в свою очередь, следует отличать от «заключительной Масоры», помещавшейся в конце каждой книги ВЗ и заключавшей в себе сведения о количестве слов, букв и т.д. данной книги. Нек-рые списки содержат в конце ВЗ весь масоретский материал в алфавитном порядке. Наиб. авторитетной стала школа масоретов, действовавшая в IX-X вв. Ею руководили представители семейства Бен-Ашер. Если в основу первых двух печатных изданий др.-евр. Библии (конец XV в.) был положен текст масорета Иакова бен-Хайима, то уже третье издание базировалось на тексте масорета Бен-Ашера (т.наз. Санкт-Петербургская рукопись), нач. X в. Со времени открытия рукописей Мертвого моря (III в. до Р.Х. — II в. по Р.Х.) (-> Рукописи Мертвого моря) ученые получили возможность познакомиться с большей частью текстов ВЗ в их домасоретских редакциях, причем получило подтверждение древнее происхождение МТ.

Масрека 
(евр. «красная», «красящая»), местность в Едоме (Быт 36:36; 1 Пар 1:47). Возм., соответствует совр. Джебель-эль-Мушраку, лежащему приблизит. в 55 км юж. Петры.

Масса 
(евр. «ноша», «произнесенная речь»), сын Измаила (Быт 25:14; 1 Пар 1:30). Потомки М. составили араб. племя (ср. Агур, Лемуил), к-рое в ассир. надписях упоминается рядом с эпонимами -> Фема и -> Наваиоф. Возм., это племя тождественно масанитам, жившим в вост. части Аравии, на границе с Вавилонией.

Масса и Мерива 
(евр. «искушение и распря»), местность близ -> Рефидима, где Моисей вскоре после исхода из Египта дал роптавшему народу воду, изведя ее из скалы (Исх 17:1-7; Пс 94:8). Это событие упоминается в Библии неоднократно, при этом местность иногда именуется просто Масса (Втор 6:16; Втор 9:22) или Мерива (Пс 94:8). Предположение нек-рых исследователей, что рассказанное в Исх 17:1-7 и Числ 20:1-13 относится к одному и тому же событию, противоречит библ. данным, т.к. событие, описанное в Числ 20:1-13, произошло в конце сорокалетнего пребывания израильтян в пустыне.

Массифа 
(евр. Мицпа, «место наблюдения», «место стражи»):

1) город в уделе колена Вениамина (Ис Нав 18:26; в Синод. пер. — Мицфе), где колена Израилевы собрались, чтобы сразиться с вениамитянами (Суд 20:1.3; Суд 21:1.8). Здесь Самуил судил народ (1 Цар 7:16) и созывал всех израильтян (1 Цар 7:5-7), здесь был избран царем Саул (1 Цар 10:17-25). Опасаясь агрессии со стороны Северного царства, царь Аса сделал М. погран. крепостью (3 Цар 15:22; в Синод. пер. — Мицпа; Иер 41:9.10). Из Ос 5:1, однако, видно, что в эпоху пр. Осии М. принадлежала Северному царству. После разрушения Иерусалима этот город стал местом пребыванием Годолии, иуд. наместника, поставленного вавилонянами (4 Цар 25:23; Иер 40:6; Иер 41:1). После того как иудеи были в 586 г. до Р.Х. угнаны в плен, город опустел, но после их возвращения был снова заселен (Неем 3:7.19; в Синод. пер. — Мицфа). Раскопки, проводившиеся в Телль-эн-Насбе, располож. в 12 км сев. Иерусалима, дали основание исследователям отождествлять М. с данным местом. Археологами была обнаружена стена длиной 600 м и толщиной 4-6 м. Выстроенная на массивном основании, достигающем в высоту 6 м (см. 3 Цар 15:22), эта стена окружает площадь размером прим. в 3 га. Здесь был найден оттиск печати с именем Иезании (ср. 4 Цар 25:23; -> Иазания, 2);

2) город в Шефеле («долина», «низменность»; в Синод. пер. — «на низменных местах», Ис Нав 15:33; Мицфе, Ис Нав 15:38). Точное местоположение города неизвестно. Согл. Евсевию, М. находилась сев. Бет-Губрина (греч. Элеутерополис) по направлению к Иерусалиму. Идентифицируется с Телль-эс-Сафи;

3) город в Моаве (1 Цар 22:3); согл. А.Музилю, на этом месте, юго-зап. Мадабы, расположен совр. Руйум-эль-Мешрефеш;

4) долина (в Синод. пер. — «земля») близ горы Ермон (в Синод. пер. Ис Нав 11:3 — Массифа; та же местность в Ис Нав 11:8 названа Мицфой);

5) Иаков дал название М. (в Синод. пер. — Мицпа) холму из камней, к-рый он вместе с Лаваном воздвиг на границе земель Арама и Ханаана. Другие названия этого холма — Иегар-Сагадуфа и др.-евр. Галаад (Быт 31:45-49); см. также Быт 31:23 и Быт 32:2.22. На этом месте, вероятно, впоследствии возник город, к-рый в Суд 10:17; Суд 11:11.34 именуется М., а в Суд 11:29 — М. Галаадской. Этот город был родиной -> Иеффая. В Ис Нав 13:26 он назван Рамат-Мицпа («высота Мицпы», или «высота наблюдения»; в Синод. пер. — Рамаф-Мицфа) и упоминается как погран. город на сев. окраине колена Гадова. Ему, видимо, идентичен Рамоф в Галааде (Втор 4:43), называемый иногда просто Рамоф или Рама (4 Цар 8:29; 2 Пар 22:6), левитский город-убежище в колене Гадовом (Ис Нав 21:38), ставший впоследствии местом пребывания одного из наместников («приставников») Соломона (3 Цар 4:13). Этот город известен в истории как крепость на границе Израиля и Сирии, не раз переходившая из рук в руки (3 Цар 22:3.4; 4 Цар 8:28).

Мастиковое (мастичное) дерево 
(Pista-cia lentiscus; евр. «цари»), вечнозеленая разновидность теревинфа (из рода фисташков, семейства анакардиевых), часто встречающаяся в Палестине и Сирии. Ствол и ветви М.Д. выделяют клейкую, медленно затвердевающую смолу. Маленькие светло-желтые капли смолы, именуемые мастикой (в Синод. пер. — «бальзам»), при нагревании издают приятный запах. Это вещество неоднократно упоминается в Свящ. Писании (Быт 37:25; Быт 43:11; Иер 8:22; Иер 46:11; Иер 51:8; Иез 27:17). Возм., слово «стакти» (евр. натаф) (Исх 30:34) является другим названием мастики. Особенно широко бальзам применялся в медицине (Иер 8:22; Иер 46:11; Иер 51:8).

Масть (мазь), умащать, помазание 

I.

Израильтяне высоко ценили благовония вообще и притирания в частн. (Притч 27:9; Екк 7:1; Песн 1:2; Ис 39:2). Их использовали при повседневном уходе за телом (Руф 3:3; Ам 6:6; Мф 6:17) и волосами (Екк 9:8), для очищения кожи, а также как ароматич. притирания (Есф 2:12). Отказ от притираний был знаком траура или покаяния (2 Цар 14:2; Дан 10:3). Помазание головы маслом в новозаветное время было знаком уважения к гостю (Лк 7:46); так, женщины неоднокр. помазывали Иисуса, выражая Ему свою любовь и благодарность (ср. Мф 26:6-13). Обычно М. служило оливковое масло с добавлением благовонных веществ, из к-рых в Библии упоминаются -> нард (Ин 12:3) и -> мирра (Песн 5:5). Библ. тексты (Мф 26:7; Мк 14:3.8) позволяют предположить, что во многих случаях речь идет о веществах прим. той же консистенции, что и совр. духи. -> Составляющий масти.

II:

1) мази применялись и в медицине. Для лечения ран использовали оливковое масло (елей) (Ис 1:6; Лк 10:34) и бальзам (Иер 8:22). Из Откр 3:18 известно о существовании -> глазной мази. Существовал обычай мазать маслом больных при совершении над ними молитвы, чтобы Господь даровал им исцеление (Мк 6:13; Иак 5:14 и след.; -> Исцеление больных). М. использовались также, когда тело покойного готовили к погребению (2 Пар 16:14; Мф 26:12; Лк 23:56; Ин 12:3.7; Ин 19:40);

2) в Быт 50:2.26 говорится о практиковавшемся в Египте бальзамировании тела умершего; эта процедура занимала особое место в егип. культе мертвых. В Библии упоминается о бальзамировании тел Иакова и Иосифа, к-рое было произведено в Египте. Приготовлением тела к погребению занимались особые специалисты. Метод бальзамирования зависел от социального статуса умершего. Один из самых дорогих способов бальзамирования заключался в том, что из трупа извлекали мозг и внутренности, тело промывали вином, обрабатывали солью и специями и помещали на 70 дней в едкий натр; после этого пеленали узкими полотняными лентами (дл. до 500 м) и укладывали в деревянный саркофаг, украш. резьбой и росписью. Нек-рых покойников хоронили в нескольких саркофагах, вставл. один в другой; отдельные саркофаги могли быть металлич.

III:

1) в Библии говорится об обряде помазания, посредством к-рого человек освящался для определ. служения. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники. Бог повелел Илии помазать себе в преемники Елисея (3 Цар 19:16). Аарон и его наследники на посту первосвященника помазывались свящ. елеем (Исх 28:41; Исх 30:30; Лев 8:12.30). Саул (1 Цар 9:16), Давид (1 Цар 16:1), Соломон (3 Цар 1:34), Азаил Сирийский (3 Цар 19:15 и след.), Ииуй, Иоас (4 Цар 11:12) были помазаны в цари. С помазанием может быть связан дар Св. Духа (ср. 1 Цар 10:1.6; 1 Цар 16:13). Исаия говорит о даровании ему Св. Духа именно как о Божьем помазании (Ис 61:1). Иисус Христос относил это место и к Себе (Лк 4:18). Он и есть Христос, -> Мессия, -> Помазанник; Он был помазан Св. -> Духом в пророки, священники и цари (Лк 4:18; Деян 4:27; Деян 10:38; Евр 1:9). Подобно Ему помазаны Духом и Его ученики (2 Кор 1:21 и след.; 1 Ин 2:20.27);

2) в Библии упоминается также о помазании предметов. Так, Иаков помазал камень, к-рый он поставил памятником (Быт 28:18; Быт 35:14). Миром для свящ. помазания, состоявшим из смирны, корицы, благовонного тростника и касии (Исх 30:23-25), помазывали жертвенник всесожжения, -> скинию и находившуюся в ней утварь (Исх 29:36; Исх 30:26; Исх 40:9-11).

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий