Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Металл 
-> Ремесло.

Меунитяне 
(или «жители страны Маонитской»; возм., от др.-евр. «обитать»), аравийское племя, жившее в Южной Палестине (2 Пар 20:1; 2 Пар 26:7) и вытесненное затем коленом Симеона (1 Пар 4:41; в Синод. пер. — «оседлые»). В 2 Пар 20:10 М. названы «обитателями горы Сеира» (ср. 2 Пар 20:1). Столицей М. предположит. был Маон, не упоминаемый в Библии (совр. Маан, лежащий в 33 км юго-вост. Петры). Пленные М. и их потомки были храмовыми -> рабами в Иерусалиме (см. Езд 2:50; Неем 7:52; в Синод. пер. — «сыновья Меунима»).

Мефааф 
(этимология неясна), левитский город (Ис Нав 21:37) в уделе колена Рувима (Ис Нав 13:18), во времена Иеремии принадлежал моавитянам (Иер 48:21; в последнем случае в Синод. пер. — Мофаф). Возм., соответствует Телль-Джаве, что в 10 км юж. Аммана и к югу от Хирбет-Нефаа, по дороге к Амману. На холме археологами были найдены остатки поселения бронзового и железного веков.

Мефег-Гаама 
Значение этого выражения, встречающегося в 2 Цар 8:1 (евр. метег ха-амма) и означающего досл. «узда столицы», точно не установлено. Возм., это название города, о к-ром более ничего не известно. Сопоставление указ. стиха с парал. местом в 1 Пар 18:1 также не вносит в этот вопрос ясности.

Мехи, 
мешок из козьей шкуры, в к-ром хранили воду, молоко или вино (Быт 21:14; Суд 4:19; 1 Цар 16:20; Иов 32:19; Мф 9:17). С забитого животного сдирали шкуру, из к-рой предполагали изготовить М., надрезая ее только в области шеи и в области живота. Затем эту шкуру замачивали в крепком соляном растворе, обезжиривали и дубили. Надутые воздухом М. служили вспомогат. средством при плавании и для изготовления плотов.

Мехиаель 
(евр. «стертый Богом» или «оживляемый Богом»), сын Ирада и отец Мафусала из рода Каина (Быт 4:18).

Мехида 
(арам. «единственный»), нефиней (прислужник в храме), чьи потомки вместе с Зоровавелем возвратились из вавил. плена (Езд 2:52; Неем 7:54).

Мехола 
(возм., от др.-евр. «пляска», «хоровод»), местность, от к-рой произошло прозвище Адриэла, мужа Меровы, дочери царя Саула (1 Цар 18:19). Вероятно, М. тождественна -> Авел-Мехоле, родине пр. Елисея.

Мехон 
(евр. «место», «основание»), город в Южной Иудее, местоположение неизвестно (Неем 11:28).

Меч 
-> Оружие и орудия труда.

Меша 
(евр. «спасение»):

1) первенец Халева, племянник Иерахмеила (1 Пар 2:42);

2) царь Моава (в Синод. пер. — Меса). В др.-евр. оригинале он назван нокедом — овцеводом (в Синод. пер. — «был богат скотом», 4 Цар 3:4). В качестве ежегодной дани М. поставлял царю Израиля 100 тыс. овец и 100 тыс. неостриж. баранов. Царь Амврий (Омри), возм., будучи еще военачальником Ваасы, отвоевал у моавитян Медеву и возвратил ее Израилю (ср. Ис Нав 13:9 с Ис 15:2). Спустя 40 лет, ок. 864 г. до Р.Х., М., как следует из надписи на камне (-> Камень Меши), вновь захватил эту область, однако еще более 10 лет оставался данником израил. царя. Только после смерти Ахава (853 до Р.Х.) М. отпал от Израиля (4 Цар 1:1; 4 Цар 3:4.5). Израил. царь -> Иорам и иуд. царь -> Иосафат предприняли попытку нового, на этот раз совместного, завоевания Моава (см. 4 Цар 3). Они опустошили страну и осадили -> Кир-Харешет, где в тот момент находился М. Не видя иного средства к спасению, М. на гор. стене, так что израильтяне видели это, принес своего сына-первенца в жертву языч. божеству (возм., Кемошу, в Синод. пер. — Хамосу, богу-покровителю Моава). После этого израил. войско, пришедшее в «большое негодование», дабы предотвратить повторение подобных эксцессов, сняло осаду и покинуло Моав (4 Цар 3:25-27). Эти события зафиксированы в надписи на камне, известном ученым как «Камень Меши». Надпись была сделана, по-видимому, в период между снятием осады Кир-Харешета и вторжением объединенных войск Моава и Аммона в Иудею (к-рое окончилось их уничтожением; это произошло еще при жизни Иосафата, умершего в 848 г. до Р.Х., см. 2 Пар 20:1-30);

3) сын вениамитянина Шегараима и его жены Ходеши (1 Пар 8:8.9);

4) местность в Аравии, западная граница расселения потомков Иоктана (Быт 10:30).

Мешелемия 
(евр. «воздаяние Господне»), храмовый привратник-левит из рода Авиасафа (в Синод. пер. — Евиасафа или Асафа, ср. 1 Пар 9:19.21 и 1 Пар 26:1-9.14. -> Асаф).

Мешех 
(евр. «ноша», «охапка»):

1) сын Иафета, внук Ноя. Имя М. носили также и его потомки, обитавшие в сев.-вост. части Малой Азии. В Библии М. упоминается вместе с Иаваном и Фувалом (Быт 10:2; Иез 27:13; Иез 32:26; Иез 38:2; Иез 39:1). В ассир. надписях народы мушки и табал причисляются к врагам Ассирии. Геродот говорит о мосхах и тибаренах, живущих на юго-вост. побережье Черного моря. Легенда связывает с именем М. название Москвы, якобы основанной самим М. после Всемирного потопа;

2) в Пс 119:5 — племя (по-видимому, кочевое), обитавшее, судя по упоминанию его в связи с -> Кедаром, вост. Палестины (в Синод. пер. — Мосох).

Меши камень 
-> Камень Меши.

Мешизабэл 
(вероятно, от евр. «(происходящий) от избавленного Богом»):

1) отец Берехии (Неем 3:4);

2) израильтянин, во времена Неемии поставивший свою подпись на свитке завета (Неем 10:21, в Синод. пер. — Мешезавел);

3) иудей из рода Зары (Неем 11:24).

Мешиллемоф 
(евр. «воздаяния (Божии)»):

1) представитель колена Ефрема, отец Берехии (2 Пар 28:12);

2) священник, сын Иммера (Неем 11:13; 1 Пар 9:12. В последнем случае в Синод. пер. именуется Мешиллемифом).

Мешовав 
(евр. «возвратившийся»), один из князей колена Симеона во времена царя Езекии (1 Пар 4:34).

Мешок 
В Израиле М. служили для хранения -> денег (4 Цар 5:23; Притч 7:20 — в Синод. пер. — «кошелек»; Лк 10:4; Лк 12:33 — в Синод. пер. — «влагалища»; 12:33), к-рые хранили также и в поясах (Мф 10:9). Кр. того, в М. (сумах) хранились весы и гири (Втор 25:13; Мих 6:11).

Мешуллам 
(евр. «воздаваемый»):

1) вениамитянин, потомок Елпаала, значившийся в родословном списке царя Саула (1 Пар 8:17);

2) израильтянин из колена Гадова, современник Иеровоама II, царя Израиля (1 Пар 5:13);

3) дед Шафана, цар. писца во времена иуд. царя Иосии (4 Цар 22:3);

4) левит из рода Каафа, современник иуд. царя Иосии (2 Пар 34:12);

5) священник, сын Садока и отец Хелкии (1 Пар 9:11; ср. с Неем 11:11). В 1 Пар 6:12.13 и в Езд 7:2 он же назван -> Шаллумом, в Синод. пер. также и Селлумом;

6) священник из рода Иммера (1 Пар 9:12);

7) старший сын Зоровавеля (1 Пар 3:19);

8) вениамитянин, отец Саллу (1 Пар 9:7; Неем 11:7);

9) вениамитянин, сын Шефатии (1 Пар 9:8);

10) один из мужей, посланных Ездрой в Касифью, чтобы побудить левитов возвратиться в Иерусалим (Езд 8:16);

11) израильтянин, современник Ездры (Езд 10:15);

12) израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:29);

13) сын Берехии, участвовавший в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3:4.30). Его дочь вышла замуж за Иоханана, сына Товии Аммонитянина (Неем 6:18; в Синод. пер. этого стиха отец М. носит имя Верехий);

14) сын Бесодии, к-рый вместе с Иоиадой чинил старые ворота в Иерусалиме (Неем 3:6);

15) священник или левит, стоявший рядом с Ездрой, когда тот читал книгу Закона перед народным собранием (Неем 8:4);

16) священник, во времена Неемии приложивший печать к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:7);

17) израильтянин из числа «начальников» народа, во дни Неемии приложивших печати к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:20);

18) один из начальствующих в Иудее во время освящения стен Иерусалима во дни Неемии (Неем 12:33);

19) священники, главы поколений из домов Ездры и Гиннефона во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:13.16);

20) левит-привратник, страж «у порогов ворот», возвратившийся в Иерусалим после вавил. плена (Неем 12:25).

Мешуллемеф 
(евр. «воздаваемая»), жена царя Манассии, мать Аммона (4 Цар 21:19).

Мецовая 
-> Сова.

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий