Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец 
Слово «мудрость» (евр. даат; греч. софиа) означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает М. частично благодаря врожд. способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий (Притч 2:6).

I. МУДРОСТЬ БОЖЬЯ.

Божья М. проявляется в Его чудесном деянии -> сотворении мира (Пс 103:24; Притч 3:19 и след.; Иер 10:12) и в Его руководстве миром (Иер 31:2; Дан 2:20 и след.), но прежде всего — в откровении Его воли и деяний, направл. на спасение человека (Рим 11:33; Еф 3:10; 1 Тим 1:16 и след.). Говоря об откровении ВЗ, Иисус называет его «премудростью Божией» (Лк 11:49).

II. МУДРОСТЬ ХРИСТОВА.

Еще ВЗ говорит о М. как о личности (Притч 1:20-33; Притч 8:1 — Притч 9:12), а НЗ называет Христа воплощ. М. (1 Кор 1:24); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2:3). Но Бог открыл эту спасит. М. таким образом, к-рый воспринимается безбожным человеком как юродство (1 Кор 1:21-25). Поэтому М. названа также и тайной, сокров. (1 Кор 2:7), раскрывающейся лишь тем, кто не противится воздействию Св. Духа. В верующих, как в «теле Христовом», «многоразличная премудрость Божия» открывается также и для невидимого мира (Еф 3:10). Еще в отрочестве Иисус был вооружен премудростью и благодатью (Лк 2:40.52), и когда Он учил, у слушателей возникал вопрос: откуда у Него такая М. и власть (Мф 13:54; Мк 6:2)? Господу передана вся премудрость Божья (Откр 5:12), поэтому для всех верующих в Него Он может быть источником и дарителем всякой М. (1 Кор 1:30; Кол 2:3).

III. МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ: 

1) в ВЗ М., даруемая человеку Богом, включает в себя и навыки в области ремесла и иск-ва; исполн. премудрости (т.е. мастерства, умения, искусности) называются изготовители священнических облачений (Исх 28:3) и ремесленники, сооружавшие скинию (Исх 31:1-11; Исх 35:31.35), а также главы израильских колен (Втор 1:13.15) и Иисус Навин, преемник Моисея (Втор 34:9). М. ценилась прежде всего как добродетель властителей, судей и советников (2 Цар 16:23; 3 Цар 3:28; Притч 8:15; Притч 20:26), но люди осознавали, что она не всегда награждается по заслугам (Екк 9:15). Иуд предание из всех мудрецов ВЗ особо выделяет трех мужей: Соломона (3 Цар 3:28; 3 Цар 5:9 и след.; 3 Цар 10:1; Мф 12:42), Иосифа (Быт 41:39) и Даниила (Дан 2:48). Мудрецы имелись не только в народе Израиля. В языч. странах они, наряду с предсказателями и чародеями, часто являлись советниками властителей: в Египте (Быт 41:8; Исх 7:11), Вавилонии (Иер 39:3; Иер 50:35; Дан 1:20; 2), Персии (Есф 1:13). Особой М. славились египтяне (3 Цар 4:30; Деян 7:22), но упоминаются также и мудрецы Эдома (Иер 49:7; Авд 1:8), Тира и Сидона (Иез 28:3-5; Зах 9:2). В отличие от языч. народов, у израильтян М. была связана с осознанием той истины, что ее началом является Господь (Пс 110:10; Притч 1:7; Притч 9:10). Представление о богатстве М. израильтян дают Книга -> Пpитч Соломоновых, -> Книга Екклесиаста, а также апокрифич. книги Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова;

2) НЗ также исходит из того, что истинная премудрость пребывает только в Боге (Рим 14:26; 1 Тим 1:17). Поэтому человек без Бога, переоценивая свою собств. М. (Ис 5:21; Рим 1:22), впадает в заблуждение. М. мира сего в глазах Бога выглядит безумием (1 Кор 3:19 и след.). Высшая мудрость заключена в Евангелии. Евангелием Бог посрамляет всю человеч. М. (1 Кор 1:19 и след.,27), оно остается сокрытым от мудрых мира сего (Мф 11:25; Лк 10:21) и кажется им юродством (1 Кор 1:18). Поэтому новозаветное благовествование опирается не на человеч. М., а на Божий Дух и Его силу (1 Кор 2:4 и след.,13). Христ. жизнь руководствуется не «плотской мудростью», а благодатью Божьей (2 Кор 1:12). Христос — наша М. (1 Кор 1:30), только в Нем становится возможной «мудрость на добро» (Рим 16:19), только в Нем христиане могут поступать осмотрительно, как мудрые (Еф 5:15; Иак 3:13-15). Дар М. дается человеку вместе с даром Св. Духа и через Него (Деян 6:3.10). Иисус обещает Своим ученикам «уста и премудрость», к-рым не смогут противостоять их враги (Лк 21:15), поскольку через них будет говорить Дух Отца (Мф 10:20). Даров. Духом премудрость может вскрывать тайное (1 Кор 2:7-10; Откр 13:18; Откр 17:9) и проявляется как в повседневной жизни христиан (Кол 4:5; Иак 1:5; 3,13,17), так и в духовном опыте Церкви (Еф 1:8; Кол 1:9; Кол 3:16).

Муж 
(евр. иш, захар, гевер).

1) С момента сотворения род человеч. (-> Человек) был разделен на два пола — мужской и женский (Быт 1:27; Быт 5:2). В Библии слово иш прилагается к мужчине независимо от его возраста (Быт 4:1). Однако во многих случаях для обозначения человека мужского пола употребляется также слово захар, к-рым обозначается самец животного. Выражение «весь мужеский пол» (Быт 17:10; Быт 34:15; Исх 23:17; Числ 3:15: везде слово захар) применяется к скоту только в нек-рых случаях (Исх 34:19), однако нередко говорится о «мужеском поле» животного (Исх 12:5; Втор 15:19; Мал 1:14 — в последнем случае в Синод. пер. — «самец»; ср. также Быт 6:19 и Быт 7:2.3). В Иов 4:17 слово М. (гевер) употреблено парал. слову «человек» и в том же значении. Вообще в др.-евр. оригинале Свящ. Писания слово иш — «мужчина» — часто заменяет слово «человек».

2) Слово «М.» обозначает также супруга (Быт 3:6.16; Лк 2:36). Бог сочетал друг с другом М. и жену (Мф 19:4-6; -> Брак). В Библии их взаимоотношения рассматриваются с двух т.зр. С одной стороны, человек сотворен так, что М. и жена в чем-то противоположны друг другу, а в чем-то дополняют один другого, составляя единство (Быт 1:27). С др. стороны, — и этот аспект доминирует также и в НЗ — М. является главой (-> Голова, глава) жены (Еф 5:23), причем женщина сотворена из него и для него как его помощница и сотрудница (Быт 2:18.22; 1 Кор 11:7-9). Это соотношение, заданное при сотворении, распространяется не только на брак (где в связи с этим на М. возлагается особая ответственность, Еф 5:25); Павел выводит из него также и взаимоотношения между мужчинами и женщинами в общине (1 Кор 14:34-37; 1 Тим 2:12.13). Закон запрещает даже внешнее, по одежде, уподобление мужчины женщине, и наоборот (Втор 22:5). При всем равенстве их перед Богом, между ними должны сохраняться естеств. различия как в физич., так и в обществ. отношениях. Мужчина и женщина в равной мере обладают человеч. достоинством, но имеют различное предназначение на земле. Дополняя друг друга, они вместе составляют единое целое.

3) В противоположность ребенку (1 Кор 13:11) мужчина является олицетворением зрелости — он сильный, здравомыслящий, ответств. перед Богом (Иов 38:3; Еф 4:13; Иак 3:2). Считалось, что 20 лет — это уже возраст мужчины, с этого же времени молодой человек считался пригодным для воен. службы (Числ 1:3). Мужчины в возрасте 20 лет и старше противопоставляются в Библии детям, не умеющим отличать добро от зла (Втор 1:39; Ис 7:15; Числ 32:11). В то же время старик после 80 лет нередко теряет ясность восприятия (2 Цар 19:35.36). Поэтому «периодом мужественности» можно считать возраст от 20 до 60 лет (Лев 27:3-7). Впрочем, этим сроком не всегда исчерпывался назв. период. Между 20 и 30 годами мужчина именовался юношей (-> Юность, молодость), и даже сверстники Ровоама, возраст к-рого составлял 41 год, в 3 Цар 12:8; 3 Цар 14:21 названы юношами (в Синод. пер. — «молодые люди»); как мужи зрелые, они способны давать «верные советы».

4) Обращение: «Мужи!», «Мужи братия!» и т.п. могло относиться к группе людей или собранию, где находились не только мужчины, но и женщины (Деян 2:14.29.37; Деян 22:1; Деян 27:21.25).

5) Во время проповеди в день Пятидесятницы и в речи, произнесенной в ареопаге, Петр и Павел при первом упоминании имени Иисуса называют Его «Мужем», через Которого действует Бог (Деян 2:22; Деян 17:31). «Мужами Божиими» (в Синод. пер. — «человек Божий») названы Моисей (Втор 33:1), Самуил (1 Цар 9:6), Давид (2 Пар 8:14; Неем 12:24.36), Илия и Елисей (в т.ч. и при обращении к ним — 3 Цар 17:18; 4 Цар 1:9) и другие пророки, имена к-рых не сохранились (1 Цар 2:27; 3 Цар 13:1). Как явления «Мужа Божия» (Суд 13:6.8) или «Мужа» описано и явление Ангела (Быт 32:24, в Синод. пер. — «Некто»; Ис Нав 5:13, в Синод. пер. — «человек»; Лк 24:4; Деян 1:10).

Мужество 
(греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает «присутствие духа», «осознание своей внутр. силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах» (2 Кор 12:10; Евр 12:3; Иак 5:13); в негативном значении — «способность быстро поддаваться гневу» (Притч 30:33; Лк 4:28); в нейтральном значении указывает на определ. черты характера (Притч 17:22). В христ. смысле М. — это неколебимое упование верующего на Бога (в НЗ: греч. тарсос — «дерзновение», «смелость», «отвага»), при к-ром «все возможно верующему» (Мк 9:23; ср. Мф 19:26; Лк 1:37; Деян 28:15; 2 Кор 5:6.8). -> Надежда.

Музыкальные инструменты

I.

Библия свидетельствует о развитой, сложной музыке, как инструментальной, так и вокальной, поэтому, несомненно, оба эти вида музыки в первонач. форме восходят к пению, часто связанному с танцами — мужскими и женскими, преимущ. хороводными (-> Танец). Для поддержания ритма пение и танец часто сопровождались хлопаньем в ладоши, о чем свидет-вуют древние рисунки. Поэтому первыми появились ударные, т.е. поддерживающие ритм, М.И. Позже появились струнные М.И., в т.ч. смычковые, а также духовые. Об оркестровой регулярно исполняемой инструментальной музыке в Библии упоминается редко; инструменты были призваны гл. обр. создавать соотв. эмоцион. настрой у поющих, а также сопровождать пение. Кр. того, существовали спец. сигнальные инструменты. При археол. раскопках были найдены остатки нек-рых М.И., именуемых в Библии «музыкальными орудиями» (1 Пар 16:42; 2 Пар 30:21; Неем 12:36; Екк 2:8; Пс 67:26; Ис 22:24; Ам 6:5). Значит. больше материала предоставляют древние рисунки и рельефы. Однако не обо всех инструментах, упоминаемых в Библии, исследователи имеют сегодня четкое представление. Не много известно также и о том, каким был звуковой ряд в Древнем Израиле. Вопрос о гамме, впрочем, задается только в отношении струнных М.И.; по-видимому, первонач. использовалась одна из разновидностей пентатоники (как и в Междуречье, Сирии, Финикии и других центрах древнейших семит. цивилизаций), впоследствии же распространились диатонические лады, напоминающие древнегреч., и, возм., им предшествовавшие (влияние др.-евр.-финик. культуры на др.-греч. отражено в предании о финикийце Кадме, давшем грекам алфавит).

II.

В качестве УДАРНЫХ М.И. в Библии упоминаются след.:

1) тимпан, т.е. бубен, или ручной барабан (евр. тоф), разновидность тамбурина, к-рый представлял собой деревянную или металлич. раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исх 15:20; Суд 11:34; 1 Цар 18:6), использовали его гл. обр. во время народных увеселений (Быт 31:27; Иов 21:12; Ис 5:12; Ис 24:8; Иер 31:4), реже — храмовые музыканты при богослужении (Пс 80:3; Пс 149:3; Пс 150:4; ср. 1 Цар 10:5; 2 Цар 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Пс 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на к-рых играли только мужчины;

2) кимвалы (цимбалы), или тарелки (евр. цильцелим, «звенящие»; греч. кюмбалон, «кимвал», 1 Кор 13:1). Обычно это были два медных тарелкообразных диска диам. от 8 до 20 см, к-рыми, держа их в вертик. или горизонт. положении, ударяли друг о друга. Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах (2 Цар 6:5; 1 Пар 15:16.19; 1 Пар 25:1; 2 Пар 5:12; Пс 150:5);

3) систры (евр. менааним, «потрясаемые») — инструмент, заимствов. у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2 Цар 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой дерев. или металлич. раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлич. колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из дерев. рамы с подвеш. к ней металлич. стержнями, на к-рые нанизывали небольшие металлич. диски;

4) в 1 Цар 18:6 упоминается инструмент (евр. шалишим, «тройные», или «треугольные»; в Синод. пер. — «кимвалы»), представлявшие собой, вероятно, некую разновидность «триангела» (музык. «треугольника»); возм., однако, что речь идет о лютне;

5) изображения на древних рисунках и рельефах позволяют предположить, что существовала также некая разновидность кастаньет в виде двух дерев. палочек, к-рыми ударяли друг о друга.

III.

Из СТРУННЫХ М.И. в Библии упоминаются два, причем, видимо, речь идет о разновидностях одного и того же М.И. — лиры. (Играя на этих инструментах, перебирали струны или ударяли по ним рукой, а не водили смычком, что следует из этимологии соотв. др.-евр. терминов и видно на древних изображениях, см. 1 Цар 16:16.) Лютня (ср. ил. на стр. 605) не упоминается в ВЗ, возм., за искл. 1 Цар 18:6 (евр. шалишим, см. выше — II,4; в Синод. пер. — «кимвалы»). Струнные М.И. делали из кипарисового или сандалового дерева ( 3 Цар 10:12: др.-евр. альмугим, «сандал»; в Синод. пер. — «красное дерево»); струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок. Исследователи предполагают, что под упомянутыми М.И. подразумеваются след.:

1) арфа, или цитра (евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в Синод. пер. — «гусли», «арфа» или «цитра»), имела поперечную дугу, на к-рую натягивали струны — парал. или перепендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет); похожие инструменты известны и по ассир. источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1 Цар 16:23; в Синод. пер. — «гусли»); уведенные в вавил. плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Пс 136:2; в Синод. пер. — «арфы»). На кинноре часто играли в дороге (ср. 1 Цар 10:5, в Синод. пер. — «гусли»; 2 Цар 6:5, в Синод. пер. — «цитры»). Этот инструмент широко использовался;

2) псалтирь (евр. нэвель) применялась гл. обр. во время богослужения (1 Пар 15:16.28; 2 Пар 5:12; Пс 32:2; Пс 150:3); в светских целях она употреблялась, видимо, только в аристократич. кругах (Ам 6:5, в Синод. пер. — «гусли»). Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у к-рого дуга расположена косо. В Пс 32:2 упоминается псалтирь с десятью струнами: была ли такая форма ее обычной, распространенной, неизвестно. Изображение псалтири можно увидеть на ассир. рельефе: ее держит в руках иуд. пленник из города Лахиша. Однако на древних рисунках встречаются и другие разновидности этого М.И.

IV.

Среди ДУХОВЫХ М.И. различаются собств. музык. и сигнальные.

А. СОБСТВЕННО МУЗЫКАЛЬНЫЕ духовые инструменты включают, как минимум, три разновидности флейты:

1) в Дан 3:5.7.10 упоминается тростниковая флейта (арам. машрокита; в Синод. пер. — «свирель»): очевидно, имеется в виду т.наз. «флейта Пана», широко распростр. пастуший М.И.;

2) наиб. часто в Библии упоминается флейта, др.-евр. угав (Быт 4:21; Иов 21:12; Иов 30:31 — в Синод. пер. — «свирель»; Пс 150:4 — в Синод. пер. — «орган»). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в к-рое музыкант дует без посредства дульца. Этот М.И. был известен и в Египте. Существует, однако, мнение, что угав был разновидностью волынки: воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом музык. звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, к-рые играющий открывал или закрывал пальцами;

3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль (др-евр. «полый») — разновидность гобоя, известную из егип. живописи; существовали как одинарные, так и двойные халили (1 Цар 10:5; 3 Цар 1:40; Ис 5:12; Ис 30:29; Иер 48:36; в Синод. пер. — «свирель»). Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одноврем. исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.

Б. СИГНАЛЬНЫЕ духовые инструменты:

1) рог, или рожок (евр. керен и шофар), представлял собой изогнутый рог животного (обычно бараний). Он издавал однородные звуки. В рог трубили на войне (Суд 3:27; 1 Цар 13:3; 2 Цар 2:28; в Синод. пер. — «труба»), его использовала стража, предупреждая об опасности (Иер 6:1.17). В рог трубили и в торжеств. случаях, напр. при восшествии на трон нового царя (3 Цар 1:34.41) или при объявлении о наступлении -> юбилейного года (Лев 25:9);

2) собств. труба (евр. хацоцра) — металлич. инструмент примерно в локоть длиной (ок. 50 см.), лишенный клапана. Моисей получил от Бога указание изготовить две серебряные трубы, в к-рые должны были трубить священники на войне (Числ 31:6), во время праздников (ср. 1 Пар 15:24; Неем 12:35.41) и в новомесячия. Соломон умножил число труб до ста двадцати (2 Пар 5:12).

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий