Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Младенец 
-> Грудные дети -> Отрок, младенец, малое дитя -> Рождение.

Младенцы 
-> Дети, сыновья, младенцы, чада.

Мнасон 
(греч. «помнящий» или «стремящийся»), христианин с Кипра; в доме М. ап. Павел остановился по пути из Кесарии в Иерусалим (Деян 21:16).

Моав 
(евр. «(происходящий) от отца»):

1) сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31-37). Родоначальник -> моавитян;

2) горная страна, расп. к вост. от Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. — «долины») Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6.7) на юге до окрестностей Есевона (евр. Хешбон, Ис 15:4) и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Числ 33:48), на севере; на востоке М. переходит в Сирийскую пустыню (см. Числ 21:11). В сев.-зап. части нагорья возвышаются Аваримские горы с вершинами Пеор (в Синод. пер. — Фегор, Числ 23:28), Нево (Втор 32:49) и Писга (в Синод. пер. — Фасга, Числ 23:14). Постепенно понижаясь как с севера, так и с юга к центру, нагорье переходит в долину, по к-рой поток Арнон течет к Мертвому морю (ср. Числ 21:13-15). М. беден водой, т.к. большая часть его многочисл. речек и ручьев, как правило, надолго пересыхает, русла же остальных либо рассечены на мелкие потоки, либо расположены в труднодоступных горных ущельях, так что использовать их воду для хоз. целей затруднительно. Пригодные для земледелия угодья расположены в Медеве, Дивоне и Эль-Кераке (Кир-Харешете) — в зап. части страны, вост. же знаменита скотоводством, в частн. разведением верблюдов.

Моавитяне
(об этимологии слова -> Моав; о происхождении народа -> Лот). Согл. Библии, М. родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост. Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер. (Втор 2:10.11). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод. пер. — Есевона) оттеснили М. и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Числ 21:13.26-30). При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами (Ис Нав 13:15-23). Так рувимляне стали сев. соседями М., что постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов (Исх 15:15). В песне Моисея (Исх 15) говорится об эйлей Моав — «сильных Моава» (в Синод. пер. — «вожди Моавитские»), что может быть понято и как «овны Моава»: такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см. 4 Цар 3:4), кр. того, в древнейшей ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам враждовать с М. и нападать на них (Втор 2:9). М. позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан (Втор 2:28.29), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали -> Валаама, чтобы тот проклял народ Господень (Втор 23:4.5). В наказание М. и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне (Втор 23:3). В Ситтиме М. совращали израильтян к идолопоклонству (Числ 25:1; Ос 9:10). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М. (Суд 3:12-30). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и нек-рые проявления приязни.
Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1 Цар 22:3.4). После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. нек-рые иудеи нашли пристанище в Моаве (Иер 40:11). Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с ними войну (1 Цар 14:47), Давид, победив, сделал их своими данниками (2 Цар 8:2.12; 1 Пар 18:2.11). Об истории М. в IX в. до Р.Х. -> Меша -> Камень Меши. При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну (4 Цар 13:20.21). М. платили дань ассир. царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4 Цар 24:2). М. заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора (Иер 27:3), однако впоследствии радовались поражению Иудеи (Иез 25:8-11). После возвращения из вавил. плена нек-рые иудеи взяли себе в жены моавитянок (Езд 9:1.2; Неем 13:23). С течением времени М. были поглощены арабами. Пророки по-разному описывали грядущий суд над М., к-рый постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие (Ис 15:1 — Ис 16:1; Иер 9:25.26; Иер 25:21; Иер 48:1; Ам 2:1-3; Соф 2:8-11). М. были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синод. пер. — Хамос, 3 Цар 11:7). (См. надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош — вероятно, верховная богиня.) Почитаемым у М. божеством был также Ваал-Фегор (Числ 25:1-3); по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (-> Моав, 2).

Могущество 

I.

М. — особый признак бытия Бога и Его власти. Бог, будучи всемогущим, проявляет Свое владычество над всем сотворенным как на земле, так и во вселенной. М. Божье неотделимо от Его славы и вечности. Как могучий Владыка, являет Он Себя человеку в творении, спасении и откровении, в подчинении Себе всех других сил. В свящ. истории избавление Израиля от егип. ига рассматривается как откровение М. Божьего: «Ты явил могущество Свое среди народов» (Пс 76:15). Библия призывает каждого человека и все народы признать М. Того, Кому оно единств. и принадлежит: «Воздайте Господу славу и честь» (Пс 95:7; в др.-евр. оригинале слово оз, переведенное как «честь», означает М.). Если человек присваивает себе М., принадлежащее Богу, и поклоняется этому М., он становится идолопоклонником: «Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует. Сила его — бог его» (Авв 1:11).

II:

1) благовестие и сила Иисуса Христа, Сына Божьего, — выражение особого М., власти (греч. exousia): «Он со властию и силою повелевает нечистым духам» (Лк 4:36). Отсюда вопрос, обращенный к Нему: «Какою властью Ты это делаешь?» (Мф 21:23). Как через Евангелия, так и через послания апостолов красной нитью проходит свидет-во о получении М. через Иисуса Христа. Бог посадил Его одесную Себя, «превыше всякого начальства и власти, и силы» (Еф 1:21). Благодаря этому Он лишил М. всех других властителей, в т.ч. дьявола (см. Лк 4:6; Рим 16:20) и смерть (2 Тим 1:10). Наконец, Он дал верующим возможность укрепляться «всякою силою по могуществу славы Его» (Кол 1:11);

2) особым образом проявляется М. Иисуса в прощении грехов: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф 9:6). Тем, кто в Него верует, Иисус дает «власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), Он защищает их от демонических сил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк 10:19). Откровение Иоанна свидет-вует о том, что в конце времен спасенные народы провозгласят: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его» (Откр 12:10).

III.

В человеч. обществе М. обладают представители власти (ср. Ам 6:13). Библия, однако, говорит о том, что М. дано им Богом (см. Ин 19:11; Рим 13). Жена, в «знак власти» над нею мужа, должна покрывать голову (1 Кор 11:10) согл. обычаю, распростран. в иуд. общинах новозаветного времени; это свидет-вует не только о ее подвластности мужу, но и соподчиненности вместе с ним Богу.

IV.

Прил. «могучий», «крепкий» употребляются также в значении «имеющий силу, могущество». «Крепкая рука» Бога видимым образом управляет народами (Исх 13:3; Втор 4; Втор 34). В Псалмах провозглашается, что «сила у Бога» (Пс 61:12). Пр. Иеремия свидет-вует, что Господь — «великий в совете и сильный в делах» (Иер 32:19). М. Божье проявляется для верующих в Его помощи: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему (греч. дюнамай, «иметь силу») назидать вас» (Деян 20:32). Ап. Павел сам испытал, насколько верны слова «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:9). Ведомый этой силой, он свидет-вует о победе над грехом, болезнью и дьяволом: «Все могу (т.е. превозмогаю) в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13). -> Сила.

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий