Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Ме-Иаркон 
(евр. «воды (реки) Иаркона»), город вблизи Иоппии (Яффы) (см. Ис Нав 19:46). Возм., идентичен Телль-Джеризу, стоящему на реке Нахр-эль-Ауджа (иврит. Иаркон) сев. Яффы.

Меа 
(евр. «сотня»), башня на сев. стороне Иерусалимской стены. Возм., М. получила свое название по численности охранявшего ее воен. отряда (Неем 3:1).

Меара 
(евр. «пещера»), местность в пределах Сидонских (Ис Нав 13:4). Возм., именно там, близ Мурарат-эль-Фардж, сев. Нахр-эль-Казимийе (сев.-вос. Тира), находилась пещера, посвящ. Астарте.

Мегетавеель 
(евр. «Бог творит добро»):

1) жена Гадара, царя эдомского (Быт 36:39; 1 Пар 1:50);

2) дед лжепророка Шемаии (в Синод. пер. — Мегетавел, Неем 6:10).

Мегиддо 
(в Синод. пер. также — Мегиддон). Телль-эль-Мутеселлим, холм с руинами города Мегиддо, находящийся прим. в 15 км юго-зап. Назарета, относится к числу важнейших мест археологич. раскопок в Палестине (-> Раскопки). Существование города М. прослеживается приблизит. с 3500 г. до Р.Х. Гор. стена, первонач. четырехметровой ширины, впоследствии была расширена вдвое. Крепость удерживала ключевые позиции на границе между Самарией и Галилеей, на перевале между Саронской и Изреельской долинами. Согл. памятной надписи фараона Тутмоса III, захватить эту крепость оказалось для него труднее, чем завоевать тысячу городов. Древнеегип. тексты упоминают М. в связи с Таанахом (в Синод. пер. — Фаанах, см. Ис Нав 17:11). Хананейский цар. город М. (Ис Нав 12:21) достался в удел колену Манассии (Ис Нав 17:11), к-рое, однако, поначалу не смогло изгнать из него хананеев (Суд 1:27). Поблизости от М. Варак одержал победу над Сисарой (Суд 5:19). Впоследствии, в годы правления Соломона, М. был одним из израил. «колесничных городов», т.е. местом, где располагался гарнизон с конницей и боевыми колесницами (3 Цар 9:15.19; 3 Цар 10:26), а также резиденцией цар. приставника (наместника, 3 Цар 4:12). Археологами найдены руины дворца, домов воиновстрельцов и укреплений гор. ворот, относящиеся к той эпохе. Захват города фараоном Шешонком в 925 г. до Р.Х. (евр. Шишак, в Синод. пер. — «Сусаким») подтвердился надписью на обломке стелы этого фараона (см. 3 Цар 14:25). Иуд царь Охозия умер здесь после того, как бежал от Ииуя (4 Цар 9:27). От эпохи Иеровоама II сохранилась печать Шемы, слуги этого царя, с изображением льва. После гибели Северного царства иуд. царь Иосия вышел на сражение с фараоном Нехао и пал близ М. (609 до Р.Х.; 4 Цар 23:29.30). Рим легион располагался лагерем близ древнего М., к югу от него, в Легио (араб. Леджун).

Мегуман 
(возм., от авестийского «маг» — «жрец»), придворный перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10; -> Авагфа)

Медан 
(возм., корень этого слова связан с аккад. «быть сильным»), сын Авраама от Хеттуры (Быт 25:2; 1 Пар 1:32).

Медведь 
(евр. дов). М., о к-ром говорится в Библии, относится к семейству сир. медведей (Ursus arctos isabellinus). Последние представители этого вида были истреблены во время первой мировой войны. М. достигал в длину 2 м и питался в основном плодами деревьев. В горах Ливана до сих пор сохранилось несколько особей другого вида М. — Ursus arctos syriacus. Небольшой бурый М., питающийся плодами деревьев, зеленью, медом, яйцами птиц, птенцами и мелкими животными, вероятно, является зверем, о к-ром говорится в 1 Цар 17:34. Известно, что голодный М. представляет угрозу для человека (Ам 5:19; 4 Цар 2:24); особенно опасна медведица, у к-рой отняли детенышей (2 Цар 17:8; Притч 17:12; Ос 13:8). Медвежий рев в Библии символизирует человеч. недовольство и негодование (Ис 59:11). В Дан 7:5 М. олицетворяет собой Мидию и Персию. Выходящий из моря зверь с ногами «как у медведя», о к-ром говорится в Откр 13:2, символизирует могуществ. разрушит. силу. -> Звезда (I.

Медева, 
город к вост. от Мертвого моря, в 30 км юго-зап. Раввы (совр. Аммана) и приблизит. в 10 км юж. Есевона (Хешбона) (совр. Мадаба). Первонач. принадлежавший моавитянам, город был захвачен аморрейским царем Сигоном (Числ 21:30; Ис Нав 13:9.10), а впоследствии вошел в удел колена Рувима (Ис Нав 13:16). В эпоху Давида город принадлежал аммонитянам (1 Пар 19:7.15). Согл. надписи на «Моавитском камне» царя -> Меши («Камень Меши»), во дни израил. царя Амврия (Омри) М. принадлежала Израилю, а впоследствии была захвачена Мешей. Пр. Исаия предсказал разрушение этого города (Ис 15:2). В 1896 г. в М., в церкви, относящейся к VI в. по Р.Х., был обнаружен мозаичный пол с изображением карты Палестины. Сохранившиеся фрагменты его чрезвычайно важны для воссоздания географии Палестины библ. времен.

Медное море 
Во дворе храма Соломона, близ жертвенника всесожжений, с юго-зап. стороны от него, находиллся сделанный из меди большой резервуар для воды; его называли «медным морем» (3 Цар 7:23-26; 2 Пар 4:2-5). Это круглое по форме М.М. имело в диаметре 10 локтей (ок. 5,25 м), толщина его стенок составляла ладонь (ок. 7,5 см), а длина окружности — 30 локтей. Согл. 2 Пар 4:5, оно вмещало 3 тыс. батов, а согл. 3 Цар 7:26, — 2 тыс. батов (-> Меры длины, площади, объема и веса, II,2). Зная диаметр и высоту М.М. (5 локтей — 3 Цар 7:23), можно определить его вместимость, считая 22-литровыми ведрами (таков приблизит. совр. эквивалент бата). Если М.М. имело форму полусферы, то оно вмещало около 1730 ведер (прим. 38 тыс. л); если же оно было цилиндрич. формы, то в него могло войти около 2300 ведер (прим. 50 тыс. л). Упомянутое в тексте 3 Цар 7:26 число — 2 тыс. батов — можно считать округленным; оно указывает лишь на то, что количество воды в М.М. было ближе к 2 тыс., нежели к 1 тыс. ведер.
Под верхними краями М.М., к-рые «походили на распустившуюся лилию» (3 Цар 7:26), находились литые украшения ( 3 Цар 7:24: в др.-евр. тексте пекаим — «дикие огурцы», по сходству формы этих рельефных украшений с огурцами; в Синод. пер. — «(подобия) огурцов»). Зелмс предполагает, что речь здесь идет о чашечках распускающихся цветов (так он объясняет др.-евр. слово бакар во 2 Пар 4:3, понятое в Синод. пер. как «вол»: этимологич. оно может быть связано также с корнем слова, означ. «проглядывать», «раскрываться»).
Представление о подобных украшениях может дать цветочная чашечка, изображ. на треножнике из Угарита. М.М. стояло на 12 медных волах, разделенных на 4 группы, ориентиров. по четырем сторонам света. Обычно исследователи представляют себе волов стоящими, однако в тексте Библии не содержится пояснений по этому поводу. О символич. значении самого М.М. и этих волов в Библии также не говорится. Предложенные нек-ры-ми библ. критиками мифологич. истолкования явно не соответствуют библ. смыслу. М.М. предназначалось для очистит. омовений священников (2 Пар 4:6), а также, видимо, для наполнения водой 10 умывальниц, к-рые использовались при ополаскивании жертв всесожжения (3 Цар 7:38; 2 Пар 4:6; -> Умывальник, умывальница, II). Вероятно, из М.М. черпали также освященную воду для приношения ревнования (Числ 5:14-17). Откуда поступала вода для наполнения М.М. неизвестно. Существование прудов Соломона, находившихся юго-зап. Вифлеема, и водопровода, проведенного от них к месту Иерусалимского храма, достоверно прослеживается лишь с эллинистич. эпохи (-> Иерусалим, II,С). При взятии Иерусалима вавилонянами М.М., к-рое по приказу царя Ахаза было снято с медных волов (4 Цар 16:17), вместе с остальной храмовой утварью подверглось разрушению, а высоко ценимая медь была доставлена в Вавилон (4 Цар 25:13).

Медный 
Прямое значение: сделанный из меди или сплава, содержащего медь, напр. из бронзы (Числ 21:9; 1 Цар 17:6; 3 Цар 4:13; Иов 20:24 и др.). Переносное значение: «непреклонность» (Втор 28:23), «прочность» (Мих 4:13), «упорство» (Ис 48:4). ->
Медь.

Медный змий 
-> Змей медный.

Медь 
Евр слово нехошет и соотв. ему греч. халкос передаются в Синод. пер. в большинстве случаев как М. (Втор 8:9; Иов 28:2) или «медная руда», свидет-ва об использовании к-рой восходят еще к IV тысячел. до Р.Х. (см. Быт 4:22). Однако эти же слова могут обозначать и бронзу — сплав М. с оловом. В скинии собрания из М. были изготовлены подножия столбов во дворе, колья (Исх 27), умывальник (Исх 30:18), оклад и принадлежности жертвенника всесожжения (Исх 27:2 и след.). В храме, построенном Соломоном, находились отлитое из М. «море», т.е. емкость для воды, столбы, подставы, умывальницы и прочая утварь, изготовленная медником Хирамом (3 Цар 7:13-47; 2 Пар 4). В дальнейшем М. служила средством платежа (Мф 10:9). В Иез 27:13 говорится о торговле медной посудой. М. применялась для изготовления -> оружия, -> шлемов, наколенников, щитов (1 Цар 17:5.38), цепей (Суд 16:21), статуй богов (Дан 5:4.23), музык. инструментов (1 Кор 13:1). Наряду с бронзой в древности были известны и другие медные сплавы (евр. хашмаль). Упомянутый в Откр 1:15 и Откр 2:18 халколиван (от греч. халколибанон) — это, вероятно, то же, что и «блестящая медь» в Дан 10:6, т.е. латунь, твердый и блестящий сплав. Возм., здесь имеется в виду т.н. «коринфская М.» — сплав М., золота и серебра, о к-ром сообщает Иосиф Флавий: по его словам, секретом изготовления «коринфской М.» владели евреи. Из этого же сплава, вероятно, были сделаны и упоминаемые в Езд 8:27 «сосуды из лучшей блестящей меди, ценимой как золото». Самые известные медные копи находились на Кипре, но М. добывали и на Синайском полуо-ве, на вост. берегу Иордана, в долине Аравы. Во времена Соломона М. выплавляли в -> Ецион-Гавере (-> Горное дело -> Ремесло, V).

Мезагав 
(евр. «золотые воды»), дед жены Гадара, царя Эдома (Быт 36:39; 1 Пар 1:50).

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий