Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Маммона 
(арам. «имущество»), заимствованное слово в греч. языке, означающее «богатство» и «роскошь» (Мф 6:24; Лк 16:9.11.13). В Синод. пер. Лк 16:9.11 — «богатство».

Мамре 
(возм., от арам. «слово»):

1) аморрей из окрестностей Хеврона. Вместе со своими братьями Анером и Эшколом М. помогал Аврааму одолеть четырех вост. (месопотамских) царей, за что и получил свою долю воен. добычи (Быт 14:13.24; в Синод. пер. в Быт 14:24 — Мамрий);

2) дубрава (точнее, теревинфовая роща) близ Хеврона, где Авраам жил долгое время и где он возвел жертвенник (Быт 13:18; Быт 18:1; ср. Быт 20:1), совр. Рамет-эль-Халиль, в 3 км сев. Хеврона. В результате археол. раскопок была обнаружена большая площадка (65 на 50 м), на тер. которой располагались колодец, дерево и жертвенник. Ирод Великий обнес это место, связанное с воспоминаниями об Аврааме, стеной и укрепил настилом. Под этим настилом позднее были обнаружены развалины, относящиеся к времени Маккавеев. Однако почитание этого места восходит, очевидно, к гораздо более ранним временам. Имп. Адриан превратил М. в языч. святилище, в визант. эпоху на вост. стороне М. была воздвигнута базилика. В юго-зап. углу окружающей М. стены находился колодец, непосредств. возле него часть настила отсутствовала. Здесь, несомненно, рос теревинф. Традиц. принято считать, что жертвенник стоял в центре площадки.

Манаил 
(в греч. тексте — Манаэн, возм., от евр. Менахем — «утешитель»), христианин, входивший в число пророков и учителей Антиохийской церкви. Он был «совоспитанником» Ирода Антипы (Деян 13:1).

Манассия, манассияне, Манассиино колено 
(евр. Менаше, «дающий (возможность) забыть»):

1) старший сын Иосифа и Асенефы, дочери егип. жреца (Быт 41:50.51; Быт 46:20). Иаков включил М. и его младшего брата Ефрема в число своих собств. сыновей и, благословляя их, поставил младшего выше старшего (Быт 48:1-20). Благословение Иакова (Быт 49:22-26), как и Моисея (Втор 33:13-17), уравнивало обоих сыновей Иосифа. Сыном М. от его наложницы-арамеянки был Махир (Быт 50:23; 1 Пар 7:14);

2) потомки сына Иакова, колено М. Сын Махира Галаад имел шестерых сыновей, к к-рым восходит столько же «поколений» («родовых ветвей», «отеческих домов», см. Числ 26:28-32; Ис Нав 17:1.2). У Салпаада, внука Галаада, были только дочери: они и получили от Господа (через Моисея) повеление унаследовать земельные уделы наравне с «братьями» (т.е. родственниками) своего отца (Числ 27:1-11; Числ 36:1; Ис Нав 17:3-6). Между первым и вторым исчислениями народа Израиля в пустыне число годных для войны мужей из колена М. возросло с 32200 до 52700 человек (Числ 1:34.35; Числ 26:34). При этом колено М. по своей численности переместилось с последнего на шестое место среди колен Израилевых. Во время странствований по пустыне колено М. располагалось станом вместе с коленом Вениамина, под главенством колена Ефрема, к западу от скинии; при переходах оно отправлялось в путь вслед за сынами Каафа (священниками-ааронидами, см. Числ 2:18-24; Числ 10:21-23). Сыны (потомки) Махира, составлявшие половину колена М., получили еще до завоевания Ханаана свои земельные наделы и осели в Заиорданье, в Северном Галааде и Васане, сев. колена Гадова (Числ 32:33.39-42; Втор 3:13-15; Ис Нав 13:29-31; 1 Пар 5:23.24). Однако они, как и колена Рувима и Гада, помогали остальным коленам в завоевании Ханаана (Ис Нав 1:12-18; Ис Нав 4:12; Ис Нав 22:1-4). Вторая половина колена М. получила земельный надел зап. Иордана, сев. колена Ефрема и юж. колен Асира, Завулона и Иссахара. Зап. границей этого надела стало Средиземное море, вост. — Иордан (Ис Нав 17:5-10). Внутри этой тер. отдельные города принадлежали, однако, колену Ефрема (Ис Нав 16:9). Колену М. также были уделены определ. города на землях колен Иссахара и Ассира, однако овладеть ими оно сумело лишь впоследствии (Ис Нав 17:1-13; Суд 1:27.28).
Левиты также получили на тер. колена М, зап. и вост. Иордана, четыре города, в т.ч. город-убежище Голан в Васане (Ис Нав 21:25.27). Из колена М. вышел Гедеон (Суд 6:15). Давид получил в Секелаге подкрепление от М. (1 Пар 12:19-21), вожди этого колена явились также в Хеврон для избрания царя (1 Пар 12:31.37). Из колен Ефрема и М. многие пришли к иуд. царю Асе, когда узнали, что Господь с ним (2 Пар 15:9). Подобное произошло и во времена царей Езекии и Иосии (2 Пар 30:1.11.18; 2 Пар 31:1; 2 Пар 34:6.9). Вост. половина колена М., объединившись с коленами Рувима и Гада, поразила во времена Саула агарян (1 Пар 5:10.18-22). Впоследствии эта часть М., в наказание за неверность Господу, страдала от вторжений сирийцев, особенно при Азаиле (4 Цар 10:32.33). Наконец, население вост. половины колена М. было уведено в изгнание ассир. царем Тиглатпаласаром III (библ. Феглаффелласар, см. 4 Цар 15:29; 1 Пар 5:25.26). Население зап. половины удела колена М. было уведено в плен только после разрушения Самарии (-> Плен, III,2). Отдельные представители колена М. вернулись впоследствии из вавил. плена и поселились в Иерусалиме (1 Пар 9:3). В пророчестве Иезекииля колено М. получает свой удел между землями колен Неффалима и Ефрема (Иез 48:4.5), а среди запечатленных 144 тыс. израильтян (Откр 7:6) представлены и 12 тыс. из колена М.;

3) сын и преемник царя Езекии. В 12-летнем возрасте М. стал соправителем своего отца и правил в Иерусалиме в течение 55 лет (696-642 гг. до Р.Х., с 687 г. — в качестве царя) — дольше других царей Иудеи и Израиля (4 Цар 21:1). В противоположность набожному отцу, М. предался языч. идолослужению и суевериям. В этом сыграло свою роль и давление ассир. сюзерена. Из условий договора царя Асархаддона от 672 г. до Р.Х. известно, что он вменял в обязанность зависимым от него царям почитание ассир. верховного божества Ашшура (библ. Ассура). М. обновил святилища на высотах и воздвиг в храме языч. жертвенники, принес в жертву собственного сына и пытался узнать будущее, обращаясь к вызывателям мертвых и волшебникам (4 Цар 21:2-9). Пророки Господни тщетно предостерегали его (4 Цар 21:10-15; 2 Пар 33:10); царь в их преследовании дошел до кровопролития, жертвой к-рого, согл. иуд. преданию, пал и пр. Исаия (4 Цар 21:16). Затем пришло возмездие. М., к-рый после Асархаддона платил дань также и Ашшурбанапалу, был пленен в Иерусалиме неким ассир. военачальником и отведен в Вавилон (2 Пар 33:11). Возм., причиной пленения послужило его участие в заговоре Шамашшумукина, брата -> Ашшурбанапала. Это несчастье заставило М. обратиться к Господу, Который вновь возвратил его в Иерусалим. После этого М. покончил с языч. идолослужением, только жертвы Господу по-прежнему приносились еще на высотах. М. заново укрепил Иерусалим. После его смерти престол наследовал его сын Аммон (4 Цар 21:18-20). Но ни внутр. покаяние, ни попытки исправить содеянное уже не смогли упразднить последствий его отступничества. Аммон следовал дурным примерам своего отца (4 Цар 21:22.23), и Господь осудил народ Иудеи на изгнание (Иер 15:4);

4) имена двух израильтян, взявших себе иноплем. жен (Езд 10:30.33).

Манахаф 
(евр. «покой»):

1) сын Шовала хорреянина (хуррита — Быт 36:23; 1 Пар 1:40);

2) местность, куда были переселены жители города Гевы. Согл. архиву Телль-Амарны, искать ее следует зап. Вефсамиса (1 Пар 8:6).

Мандрагора 
Евр слово дудаим (от дод = любовь; Быт 30:14; Песн 7:14) означает желтый плод М. (Mandragora officinarum), растения семейства пасленовых (Solanaceae). М. приписывалось благоприятное воздействие на потенцию мужчины и плодовитость женщины.

Манна 
Среди израильтян, когда они, выступив из Елима, достигли пустыни Син, начался ропот. Тогда Господь пообещал им: «Вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исх 16:4; ср. Втор 8:3; Неем 9:15). Появление «хлеба небесного», или «хлеба ангельского» (Пс 77:23-25; ср. Ин 6:31) было возвещено Моисеем (Исх 16:8) и все же оказалось неожиданным (Исх 16:14). Израильтяне питались М. во все время странствования по пустыне (Исх 16:35; Ис Нав 5:10-12). Она выпадала там, где народ располагался станом, и каждому доставался гомор (сосуд, мера объема) М. (Исх 16:16); в субботу М. не выпадала, поэтому в пятницу ее собирали в два раза больше, чем обычно (Исх 16:29); на солнце М. таяла, однако ее можно было печь и варить (Исх 16:21.23; Числ 11:8). Это были мелкие круглые и твердые зерна (Исх 16:14; Числ 11:8), формой и размерами походившие на семя -> кориандра, белизной же — смолу -> бдолах. Вкусом М. напоминала лепешку с медом или елеем (Числ 11:7.8; Исх 16:31). Название «М.» связано с вопросом израильтян: «Ман гу?» — «Что это?» (Исх 16:15). Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение появления М. Они указывали на мелкие затвердевшие капли на кустарнике тамариска, к-рый растет на Синайском полуо-ве. Из проколов, к-рые делают на тамариске мелкие насекомые (Coccus mannibarus), выделяется сладкий сок. Однако эта т.наз. «синайская манна» существенно отличается от библ. как по своим свойствам, так и по происхождению (ср. «хлеб небесный», Пс 77:24.25). Невозможно однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, и вопрос о «естественном» или же «сверхъестественном» происхождении М. остается не решенным. Чудо заключается в том, что Господь мог и в пустыне давать Своему изголодавшемуся народу пропитание, что Он постоянно и совершал.

Маной 
(евр. «покой»), отец Самсона, выходец из колена Дана (Суд 13:2.24).

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий