Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Молада 
(евр. «родина», «место рождения»), город в иуд. пустыне Негев (Ис Нав 15:26), отданный в удел колену Симеона (Ис Нав 19:2; 1 Пар 4:28). После вавил. плена М. вновь была заселена (Неем 11:26). Место, где находился этот город, неизвестно, но исследователи утверждают, что он лежал недалеко от Беэр-Шевы (Вирсавии).

Молва 
-> Слух, молва.

Молехеф 
(евр. «приводящая»), сестра Галаада, прародительница многих родов и семейств (1 Пар 7:18.19).

Молид 
(евр. «порождающий»), представитель колена Иуды, сын Авишура (1 Пар 2:29).

Молитва

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ:

1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться (преклонив колени)»;

2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек — высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт 1:27) и предназначен для общения с Ним (-> Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей — в т.ч. и язычников — к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., к-рые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;

3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с к-рыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидет-вует Быт 3:8 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, «новый человек» смог поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин 4:24). Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа (Рим 8:15), Которым он исполнен (см. Лк 1:41.46-80; Лк 2:27 и след.). Св. Дух свидет-вует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке «воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. — не обязанность, а свидет-во христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. — это только монолог души. Обращение к Богу — это образ жизни, атмосфера, в к-рой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102:1 и след.); благоговение пред Всевышним (Деян 4:24 и след.); сыновнюю любовь к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6); любовь к ближнему и ходатайство за него (Кол 1:9; 1 Тим 2:1); сомнение, нужду и искушение (Пс 21:1; Пс 72:23 и след.; Пс 73:1 и след.; Пс 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже упреки (Пс 63:2; Пс 88:39.47; Пс 101:2). М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Рим 12:12; Кол 4:2; 1 Фес 5:17 — «непрестанно молитесь» и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божьим присутствием (1 Фес 5:10).

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ:

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Пс 49:15; Ис 55:6; Мф 7:7; Лк 18:1 и след.; Ин 14:13 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Быт 18:27; Дан 9:18; Лк 18:13). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. (Пс 49:15; Мф 7:7.9-29; Мк 11:24; Лк 11:13). Многочисл. библ. примеры (напр., Быт 18:1 и след.; 4 Цар 20:5 и след.; Пс 117:5; Деян 12:5 и след.) и свидет-ва Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;

2) в Библии оговариваются условия, при к-рых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться): а) как видно из начальных слов молитвы «Отче наш» (Мф 6:9 -> Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (Рим 8:15; Гал 4:5). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ин 14:13). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей (Ин 14:14; Ин 15:17; Ин 16:23 и след.). Также будут услышаны М. смиренного (Лк 18:13 и след.), ищущего Бога (Евр 11:6), просьбы нуждающегося (2Пар 33:12 и след.; Пс 49:15); б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ин 14:13; Ин 16:24.26; ср. Мф 18:20). При этом, видимо, имеется в виду не только та М., к-рую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в к-рой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим 8:32), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей; в) М. человека, к-рый опирается на Божье обетование, требует веры (Мф 21:22; ср. Мф 17:20 и след.) и твердости духа (Рим 4:20 и след.; Рим 8:32). Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим 1:5; Рим 14:25), и поэтому М. — это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера — не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согл. ВЗ, верить означает «укрепляться» в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере (Мк 9:24). Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры; г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Лк 11:8) и о докучливой вдове (Лк 18:8). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам; д) молящийся взывает к Богу: «Да будет воля Твоя» (Мф 6:10). Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. — смирение, к-рое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. (1 Ин 5:14), а также то, что Отец Небесный «даст блага просящим у него» (Мф 7:11). Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор 12:9).

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ:

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах: а) согл. вост. придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есф 3:2). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Ис Нав 7:10). Греки называли такую позу проскюнейн; б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2 Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 21:30; Ис 45:23; Мк 15:19; Лк 5:8; Еф 3:14; Флп 2:10 и т.д.); в) часто М. произносили стоя (Мк 11:25), что могло быть выражением искренности (Быт 18:22), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3 Цар 8:22; Пс 140:2; Ис 1:15); г) молясь, человек возводил руки вверх (Исх 17:11; Пс 133:2; Пс 140:2; 1 Тим 2:8), как бы для принятия Божьих даров (Исх 9:29; 3 Цар 8:22; Пс 89:14; 1 Тим 2:8). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Лк 18:13). Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;

2) обычно М. совершается утром (Пс 5:4; Пс 87:14; Пс 118:147), днем (Деян 10:9) и вечером (Езд 9:5; Пс 54:18). Но и ночные М. также обращены к Богу (Пс 41:9; Пс 118:55) — Иисус иногда молился в течение всей ночи (Лк 6:12). Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Рим 12:12; Кол 3:17; 1 Фес 5:17; ср. Лк 18:1). Даниил молился в определ. часы, к-рые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Дан 6:10; ср. Пс 54:18; Пс 140:2);

3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница (Дан 6:10), кровля дома (Деян 10:9), а также «комната» (Мф 6:6) — вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4 Цар 4:10 и след.,33). Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие — чтобы помолиться в одиночку (1 Цар 1:3.10-28; Лк 2:37; Деян 3:1). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3 Цар 8:38; 2Пар 6:34 и след.), а за пределами страны — в направлении Израиля (3 Цар 8:48; Дан 6:10). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося (Ин 4:20-26).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ.

Как и Иисус на кресте (Лк 23:46 = Пс 30:6; Мк 15:34 = Пс 21:2), первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ: Деян 4:25 и след. = Пс 2:1 и след.; ср. Рим 8:31 и след. (Рим 8:31 = Пс 117:6; Рим 8:36 = Пс 43:23) или Рим 11:32 и след. (Рим 8:34 = Ис 40:13; Иер 23:18) или Флп 2:5 и след. (Рим 8:10 = Ис 45:23 и след. и т.д.). Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди к-рых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М. (напр., Рим 11:33 и 1 Тим 3:16). Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные (1 Кор 14:2); см. также «воздыхания Духа» в Рим 8:26. Помимо М., произносимой вслух (Исх 22:23; 1 Цар 7:9; Пс 16:6; Ион 2:3; Лк 23:46; Деян 4:24), упоминается и безмолвная М. (1 Цар 1:13). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Мф 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Мф 6:6; ср. 4 Цар 4:33). Действенность М. зависит не от частоты ее повторения — не следует подражать многословию язычников (Мф 6:7), — а от искренности (Иак 5:16) и душевного состояния молящегося (Лк 18:13). Так, древняя Церковь отказалась от нек-рых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников (Лк 11:1), Иисус дал им пример истинной М. — «Отче наш».

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ:

1) К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Флп 4:6; 1 Тим 2:1): 1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исх 20:5; Втор 4:19), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (Пс 21:28; Ис 45:22 и след.). Ангелы также взывают к Господу (Ис 6:3) и восхваляют Его (Лк 2:14) всем небесным воинством (Неем 9:6). Даже Сам Сын молится Отцу (Мф 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Рим 11:36; Гал 1:5; Еф 3:21; 1 Тим 1:17; 2 Тим 4:18). Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. (Откр 5:9 и след.; Откр 7:10 и след.; Откр 11:16 и след.; Откр 19:1);

2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение — это М., восхваляющая Божью любовь (Быт 29:35; Ин 11:41; Рим 1:8; Еф 5:20 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Рим 1:8; 1 Кор 1:4; 2 Кор 2:14; Еф 1:16; Флп 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф 5:4; Еф 5:20; Кол 4:2 и т.д.) и «бодрствовать в молитве» (Кол 4:2);

3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6:9 и след.; Мф 9:38; Еф 6:19 и след.), но и о вполне материальных вещах. Так, в М. «Отче наш» просьба о хлебе насущном является основной (Мф 6:11). Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Мф 6:10). Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное «приложится» им (Мф 6:33). Человек прежде всего просит о прощении грехов (Мф 6:12, -> Исповедание, исповедовать, I), об укреплении в вере (Лк 22:32; ср. Ин 17:11) и об избавлении от искушений (Мф 6:13; Ин 17:15). Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Еф 6:19; Кол 4:3; 2 Фес 3:1), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:38). С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа (1 Кор 16:22; Откр 22:20);

4) каждый христианин по своей сущности — священник и потому должен совершать священнич. М. — моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. — моление Иисуса о Его врагах (Лк 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7:59 и след.). Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18:22 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исх 32:32; Рим 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1 Цар 7:5; 1 Цар 12:19; Иер 7:16; Иер 11:14; Иер 14:11; Дан 9:16 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. Ин 17:17.20), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Еф 1:16; Еф 3:14 и след.; Флп 1:4.9-30; Кол 1:9), о начальстве (1 Тим 2:1 и след.) и об отдельных христианах. Кр. того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников (Кол 4:3; 1 Фес 5:25).

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА.

В ВЗ молитвы обращены к Богу (Быт 24:26 и след.; Исх 34:8 и след.; 2 Цар 12:20; Пс 28:2; Пс 95:9 и др.). Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (Мф 11:25; Мф 26:39; Лк 10:21 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (Мф 28:17; Ин 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, к-рые будут обращены к Нему (Ин 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59; 2 Петр 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (Ин 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1 Кор 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5:8 и след.). Слова Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» распространяются и на М. (Ин 6:44; Ин 14:6). В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа.

VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ.

К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15:1 и след.) и М. Моисея (Втор 32:1 и след.). Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5:1 и след.). Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1 Цар 7:5.9), Илию (3 Цар 18:36 и след.), Иеремию (Иер 7:16; Иер 11:14; Иер 14:11) и Даниила (Дан 9:1 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2 Цар 22:1 и след. и его исповедь в Пс 50), Соломон (3 Цар 8:22 и след.) и Езекия (4 Цар 19:15; 4 Цар 20:2 и след.). В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам «Отче наш» (Мф 6:9 и след.), первосвященнич. М. (Ин 17:1 и след.), М. в Гефсиманском саду (Мф 26:39.42.44) и М. на кресте (Мф 27:46; Лк 23:34.46). К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк 1:64.67-80), Елисаветы (Лк 1:42 и след.), Марии (Лк 1:46-55) и Симеона (Лк 2:28 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4:24 и след., а также последние слова Стефана (Деян 7:59 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1 Кор 1:4 и след.; 2 Кор 1:3 и след.; Еф 1:15 и след.; Флп 1:3 и след.; Кол 1:3 и след.; 2 Фес 1:3 и след.), а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8:31 и след.; Рим 11:32 и след.; Еф 3:14 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откр 5:8 и след.; Откр 11:17 и след.; Откр 19:1 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. — одна из центр. тем Откровения.

Молитва Господня 
-> Отче наш.

Молния
Мощный природный электрический разряд, в результате к-рого происходит выравнивание электрич. напряжения в атмосфере. В Палестине грозы бывают обычно в период дождей. В Библии М. олицетворяет Божий гнев и Божье величие (Исх 20:18; Иез 1:13; Откр 4:5) в те моменты, когда Господь вершит суд над врагами и являет помощь Своему народу (Пс 17:14; Пс 143:6; Зах 9:14). Cуд над сатаной и его падение совершились с быстротой М. (Лк 10:18). С М. сравнивается вид ангела Господня у гроба Христа (Мф 28:3). В день Второго пришествия Сын Человеческий будет как М., к-рая осветит весь мир и будет видна всем (Лк 17:24).

Молоко 
(евр. халав, греч. гала):

1) в древности в Израиле употреблялось в пищу коровье, овечье и козье (Втор 32:14; Ис 7:21.22; Притч 27:27) М. Вопреки мнению нек-рых исследователей, М. верблюдиц в пищу употребляться не могло, т.к. верблюд животное «нечистое» (см. Лев 11:4); выражение, переданное в Синод. пер. Быт 32:15 как «верблюдицы дойные», означает кормящих самок верблюда. М. хранилось в кожаных мехах (Суд 4:19) и подавалось в чашах (Суд 5:25);

2) др.-евр. халав (Быт 18:8; Суд 4:19; Ис 55:1 и др.) часто означает М., закваш. с помощью бродильных ферментов или кусочков сычуга. Оно употреблялось как освежающий напиток или с крупяными кашами. Обычное М. пили реже, т.к. в условиях жаркого климата в течение большей части года оно быстро скисало;

3) масло (евр. хема) приготовлялось из свежего М., к-рое наливали в подвеш. на палках козий мех. По меху били кулаками, пока М. не взбивалось в масло (см. Притч 30:33). Этот продукт, к-рый в тепле не затвердевает, ели свежим, обмакивая в него хлеб. Чтобы М. сохранялось как можно дольше, его топили;

4) процеживая створоженное М., получали творог, а из него, путем засола и подсушивания, делали сыр. В Синод. пер. словом «сыры» передается др.-евр. выражение харицей гехалав — «куски (створоженного) молока» (1 Цар 17:18; словосочетанием «сыр коровий» — др.-евр. шефот бакар = «сыры (из молока) крупного скота» (2 Цар 17:29); словом «творог» — др.-евр. гвина = «сыр» (Иов 10:10);

5) Ханаан был землей, «где течет молоко и мед» (Исх 3:8 и др.), т.е. изобиловавшей пропитанием. В НЗ М. символизирует «начатки» (т.е. первоначальные основы) духовного обучения (1 Петр 2:2; 1 Кор 3:2; Евр 5:12-14).

Молот

1) орудие каменотеса и кузнеца (3 Цар 6:7; Ис 44:12). М. забивали в землю колья при установке шатров (Суд 4:21), его использовали и златокузнецы (Ис 41:7). При раскопках в Гезере были найдены каменные и бронзовые М. (-> Оружие и орудия труда);

2) в переносном значении Библия говорит о М. как о карающем оружии в руке Божьей (Иер 50:23; Иер 51:20); М. назван также лжесвидетель (Притч 25:18). Слово Божье за его сокрушит. силу сравнивается с М., разбивающим скалу (Иер 23:29; ср. Евр 4:12).

Молотить, молотило 
-> Земледелие.

Молотьба 
-> Мельница.

Молох 
(др.-ханаан. слово, в оригинале — Молех; вероятно, родственно евр. мелех — «царь»; т.о., М. это, видимо, не имя, а титул), название языч. божества, многократно упоминаемого в Библии. Согл. одной из теорий, масореты (-> Масоретский текст) добавили к согласным этого слова — mlk — гласные буквы слова бошет — «срам», «позор», подчеркнув т.о. свое отвращение к данному культу. Наименование того или иного бога «царем» настолько свойственно различным религиям, что не всегда может служить указанием на определ. божество. В Септуагинте, во 2 Цар 12:30 («И взял Давид венец царя их с головы его, а в нем было золота талант…»), вместо слов «царя их» (евр. малкам) читается «Милком» — одно из названий М. Согл. такому прочтению, аммонитяне изображали М. в виде огромной статуи, т.к. упомянутый в названном стихе венец весил около 35 кг (-> Меры длины, площади, объема и веса). В ряде финик. надписей, обнаруж. археологами, содержится название божества Милк, или Малк, («царь»), а именование «Милком» встречается в текстах из Рас-Шамры (Угарита). От того же корня образовано слово, обозначающее титул тирского бога Мелькарта (финик. «царь города»), к-рого -> Ахав и -> Иезавель почитали как Ваала. Ханаан. ритуалы служения М. включали сожжение детей (Втор 12:31), что израильтянам запрещалось под угрозой смертной казни (Лев 18:21; Лев 20:2-5). Однако после того как при Соломоне было возведено капище М. (3 Цар 11:7), часть израильтян переняла и жервоприношение детей в честь него (Пс 105:37.38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву своих сыновей (4 Цар 16:3; 4 Цар 21:6). Подобные жертвоприношения совершались в долине сыновей Енномовых (евр. гей вен-Гинном (Иер 32:35)), откуда впоследствии произошло название гейгином — «геенна» — применит. к преисподней; ср. Мф 5:29). Праведный царь Иосия запретил подобные жертвоприношения и подверг место их совершения осквернению (4 Цар 23:10). В финик. надписях не только упоминается сам М., но говорится об убиении в его честь детей. Диодор Сицилийский, рассказывая о победе, одержанной Агафоклом из Сиракуз над карфагенянами в Ливии в 310 г. до Р.Х., повествует о том, что эти последние принесли в жертву Ваал-Хаммону (солнечному божеству) 200 детей из самых знатных семей (религия и культура Карфагена были финикийскими). Следует, однако, отметить, что Айсфельдт сомневался в существовании бога М. и видел в названии «молк» только обозначение определ. вида жертвы, что, однако, маловероятно.

Моль 
(евр. аш, «разрушитель», греч. сэс, вероятно, «прыгающая»). Климат Палестины благоприятен для размножения М. (семейство Tineidae) разных видов, в т.ч. и платяной (Tineola biseliella). Ее личинки приносят большой вред, поедая и т.о. портя ткани, в основном шерстяные. В Библии М. часто является символом распада и истребления (Иов 4:19; Иов 13:28; Пс 38:12; Ис 50:9; Ис 51:8; Ос 5:12; Мф 6:19.20; Лк 12:33; Иак 5:2). В Иов 27:18 говорится о «доме», т.е. миниатюрном «гнезде», М. Второе др.-евр. название М. — сас («прыгающая», отсюда, вероятно, и греч. сэс) — употреблено, наряду с аш, в Ис 51:8.

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий