Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Миддин, 
город в Иудейской пустыне (Ис Нав 15:61), возм., совр. Хирбет-Абу-Табак, в 5 км зап. Кумрана.

Мидяне 

I.

М. — народ индоевроп. происхождения, населявший Мидию — горную страну, располож. вост. -> Ассирии, сев. Вавилона и Элама (-> Елам), юж. Каспийского моря. М. поселились здесь, по-видимому, в IX в. до Р.Х., покорив коренное население. М. принадлежали к группе народов и племен, к-рую Геродот именовал «скифами» (в широком смысле, что отрицается совр. наукой) и к-рую ассирийцы и вавилоняне называли умман-манда.

II.

Первым ассир. царем, упомянувшим о М., был Салманасар III (858-824 гг. до Р.Х.). Тиглатпаласар III (745-727 гг. до Р.Х.) впервые сделал их данниками Ассирии и захватил часть их земель (см. 4 Цар 17:6; 4 Цар 18:11); это же впоследствии повторил Саргон II (722-705 гг.). Асархаддон и Ашшурбанапал также достигли успеха в борьбе с М. Ашшурбанапал уничтожил независимость Элама, устранив т.о. препятствие к завоеванию Мидии. Мощь Мидийского гос-ва возросла в период правления Фраорта (674-653 гг. до Р.Х.) и его сына Киаксара (652-612 гг. до Р.Х.), к-рый заключил союз с вавил. царем Набопаласаром. В 612 г. до Р.Х. М. разрушили столицу Ассирии Ниневию. После этого Мидия и Вавилон разделили между собой ассир. владения, в результате чего М. получили большую часть земель сев. Тигра — от Элама до реки Галис. Это гос-во, однако, просуществовало недолго. Дружеские отношения с Вавилоном закончились со смертью Навуходоносора II, женатого на дочери Киаксара. Преемниками Киаксара стали Арбак (612-585 гг. до Р.Х.) и Астиаг (584-550 гг. до Р.Х.), сын Киаксара. В 550 г. до Р.Х. персам во главе с Корешом (Киром), царем Аншана, удалось подчинить себе М. Так возникло Мидо-Персидское царство (Есф 1:3.14.18.19; Есф 10:2), жертвой завоевательной политики к-рого стал, в числе других стран, и Вавилон (Ис 13:17; Ис 21:2; Иер 51:11.28; Дан 9:1; Дан 11:1). Александр Македонский покорил Мидию в 330 г. до Р.Х. (см. Дан 8:20.21). После этого Мидия была объединена с Сирией, а впоследствии подпала под власть Парфии (см. Деян 2:9).

III.

М. почитали богов иранского пантеона (восходящего к древнейшей индо-иранской, т.наз. «арийской», мифологии), главным из к-рых, по-видимому, был Митра. М. находились на довольно высоком культурном уровне, и персы многое заимствовали у них в области религии, языка и искусства.

Мидраитяне 
(в др.-евр. оригинале Мишраи, этимология неясна), иуд. племя из Кириаф-Иарима (1 Пар 2:53).

Миза 
(возм., от др.-евр. «вскармливать»), старейшина в Эдоме (Быт 36:13.17).

Миклоф
(от евр. «жезл»):

1) князь, вошедший во 2-е отделение служащих царя Давида (1 Пар 27:4);

2) вениамитянин, потомок Иеила, отца гаваонитян (1 Пар 8:32; 1 Пар 9:35-38).

Микней 
(евр. Микнейагу, «приобретенный Господом»), музыкант и певец из числа левитов во времена царя Давида (1 Пар 15:18.21).

Милалай 
(от евр. «говорить», «возвещать»), левит, современник Неемии (Неем 12:36).

Милит 
(также Милет), древний греч. город-порт (полис) с четырьмя гаванями, располож. на зап. побережье Малой Азии, к югу от устья Меандра и приблизит. на 60 км юж. Эфеса (Деян 20:15; 2 Тим 4:20). В эллинскую эпоху М. был как в хоз., так и в культурном отношении важнейшим городом Ионии, родиной философов Фалеса (прозванного Милетским), Анаксимандра, Анаксимена и др. Выходцами из М. было основано 80 колоний. В годы служения ап. Павла М. уже уступил первенство в своем регионе Эфесу. Впоследствии гавани М. обмелели, и в наши дни на его месте осталась лишь деревня. В М. Павел произнес прощальную проповедь перед пресвитерами Эфесской церкви (Деян 20:17-38).

Милка 
(евр. «царица»):

1) дочь Арана и сестра Лота, жена Нахора и бабка Ревекки (Быт 11:29; Быт 22:20-23; Быт 24:15.24);

2) одна из дочерей -> Салпаада (Числ 26:33).

Милло 
(евр. «насыпь»):

1) Давид обновлял стены -> Иерусалима «кругом от Милло и внутри» (2 Цар 5:9; 1 Пар 11:8). М., т.о., представлял собой укрепленное сооружение иевусейского города, находившееся, по-видимому, в его сев. части. Вероятно, это же место упоминается в рассказе об укреплении Езекией М. в городе Давида (2 Пар 32:5). Если под «домом Милло» (4 Цар 12:20) подразумевается то же самое место, то можно предполагать, что речь идет об укрепленном дворце Давида в сев. части города;

2) в 3 Цар 9:15 о Соломоне говорится, что он «строил», т.е. обновлял, храм, свой дворец, Милло и стену иерусалимскую. Правда, М. он построил, когда строит-во дворца было уже завершено (3 Цар 9:24), при этом «починивал повреждения в городе Давида» (3 Цар 11:27). Эти повреждения находились в низинной части города, между Храмовой горой и городом Давида, здесь была велика опасность прорыва вражеского войска. М. времен Соломона, по-видимому, представлял собой соединит. укрепление между цар. дворцом на юж. части Храмовой горы и Старым городом. Возм. также, что словом «М.» обозначалась вся совокупность укреплений вокруг храма и цар. дворца;

3) «дом Милло» в Сихеме (Суд 9:6.20) также представлял собой укрепление, возм., башню, к-рая была связана с «капищем» (Суд 9:46). Археол. раскопки в Сихеме показали, что весь храмовый комплекс «капища» был расположен на насыпи шестиметровой высоты.

Милосердие: 

1) М.Лютер переводит словом «милосердие» различные евр. и греч. выражения, смысл к-рых связан с такими понятиями, как любовь, верность, добросердечие и милость. М. Божье означает Божью бесконечную спасит. любовь, М. же человеч., в первую очередь, вызвано состраданием (Ис 49:15). То же -> Внутренности (3). Человеч. М. зиждется на М. Божьем, неоднократно восхваляемом в Библии (Ис 54:10; Иер 31:20 и др.). Особенно отчетливо М. Божье показано в НЗ, в притче о блудном сыне (Лк 15:11-32). Божье М. обращено прежде всего на избранный Им народ, о чем, касаясь истории спасения, говорит ап. Павел (Рим 9:23; Рим 15:8), и оно никак не зависит от человеч. желания (Рим 9:18);

2) наивысшая милость Божья заключается в прощении грехов (Числ 14:19; Пс 24:7; Иер 12:14 и след.) и проявляется в том, что Бог посылает Сына Своего для нашего спасения (Лк 1:78 и след.; 1 Петр 1:3; см. также Ис 49:13; Ис 54:10; Ос 11:8). Но спасение в Иисусе Христе, милостью Божьей предлагаемое всем без искл. людям, реализуется лишь для тех, кто верует в Господа Иисуса (Еф 2:4 и след.) и обращается к Нему (Ис 55:7). Человеку, восклицающему к Сыну Давидову: «Помилуй нас!» (Мф 9:27; Мк 10:47; Лк 17:13), даруется милость Божья, избавление от грехов и воскресение из мертвых (Тит 3:5; 1 Петр 1:3). Тот же, кто, напротив, «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета», заслуживает наказания от Господа (Евр 10:28-31; см. также Сир 16:12);

3) человек, познавший милость и исполнившийся радостью и благодарностью (Быт 24:27), может и должен быть милосердным к голодным и обездоленным (Ис 58:7), причем «праведный печется и о жизни скота своего» (Притч 12:10). Образцом М. для тех, кто следует Иисусу Христу, служит добрый самарянин (Лк 10:30 и след.). А тех, кто, познав Божью милость, сам не стал милосердным, ждет «суд без милости» (Мф 18:33 и след.; Иак 2:13).

Милость, благодать 

I.

Евр слова хен и хесед переводятся как «милость», при этом хен означает «благосклонность», «расположение» по отношению к определ. человеку (Быт 19:19; Быт 39:21; Быт 47:29), а хесед — «поступок, вознаграждающий к.-л. за преданность и верность, за оказание помощи» (Быт 24:12; Быт 40:14; 1 Цар 20:8.14.15); слово хесед также — свидет-во любви. Употребляемое в сходном значении слово рахамим означает прежде всего «милосердие», «сострадание» (Пс 24:6; Пс 39:12; Пс 50:3; Пс 68:17; Ис 63:7.9). Евр слову рахамим соответствует греч. слово харис, к-рое является однокоренным со словом хара — «радость». В Синод. пер. слово харис передано по-разному: «благодать» (Лк 4:22; Деян 7:46; Деян 14:26; Деян 15:40; Кол 4:6), «любовь» (Деян 2:47; Лк 2:52), «подаяние» (1 Кор 16:3), «доброе дело» (2 Кор 8:6), «благодарение» (Лк 17:9; 2 Кор 8:16), «благодарность» в значении «вознаграждение» (Лк 6:32-34).

II.

Бог являет Свою М., руководствуясь сострадательной -> любовью (Исх 33:19; Пс 102:8-13; Ис 55:3). Человек ничем не заслужил этой М., он не имеет на нее никакого права (Рим 3:24; Рим 11:6; Еф 2:8.9; ср. Втор 7:7.8). Однако Бог многомилостив (Исх 34:6; Пс 85:15; Иоил 2:13). Божья М. подобна росе и дождю (Притч 16:15; Притч 19:12), она необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья М. велика и могущественна (Пс 116:2), она поддерживает нас (Пс 93:18). Во Христе человек обретает милосердный Божий дар — жизнь вечную (Рим 6:23). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин 1:14.16.17). Оправдание по М. (благодати) Божьей (Рим 3:24; Рим 4:4.16; Рим 11:6) предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей М. праведную жизнь (Рим 5:17.21; 2 Кор 12:9; ср. 1 Петр 2:19: «Ибо это благодать, если кто по совести, ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо» — цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана).
Ап. Павел проповедует «Евангелие благодати Божией» (Деян 20:24). Сынам нового завета, в отличие от участников прежнего завета, была дана сила жить с Богом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит 2:11.12). Милосердие требуется и от человека — как свидет-во его верности Богу (Ос 12:6; Мих 6:8). Любое деяние, совершаемое христианином по Божьей воле, вознаграждается обилием благодати (Рим 5:17), позволяющей ему преодолеть все испытания. В НЗ говорится о необходимости пребывания в благодати (2 Кор 1:12; ср. Ин 15:1-8). О себе самом Павел свидет-вует: «Не отвергаю благодати Божией» (Гал 2:21; ср. 1 Кор 15:10), а в Послании к Евреям он предупреждает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр 12:15). Павел призывает христиан пребывать и возрастать в благодати (Деян 13:43; 2 Петр 3:18), шлет церквам хотя и традиционные, но в то же время искренние пожелания о даровании благодати и молится об этом (Деян 20:32; Рим 1:7; Рим 16:20.24; 1 Кор 1:3; 1 Кор 16:23 и др.). Благодать может явиться и тогда, когда человек теряет веру в собств. силы (Гал 2:16.20.21): «Смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5; Иак 4:6). Всю свою надежду христианин должен возлагать на благодать Божью (1 Петр 1:13); она — единств. сила, способная ему помочь: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:9).

Милостыня 
Еще в ВЗ, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным (Лев 19:9 и след.). М. была особым выражением милосердия в виде подаяния или предоставления мелких беспроцентных ссуд (Лев 25:35 и след.; Втор 15:7 и след.). После того как были прекращены жертвоприношения, раздача М. со временем превратилась во внешний признак праведности (см. Мф 6:1). К добрым делам или соотв. к религ. обязанностям относили совершение молитв, поста и раздачу М. В позднем иудаизме понятие «праведность» становится равнозначным понятию «благотворительность» (см. также Дан 4:24): милосердному подаянию даже приписывалась сила искупления грехов и спасения души (Тов 4:11; Тов 12:9; Сир 4:3). На эти указания опирается среди проч. и учение Рим католической церкви. Во времена Иисуса просить и давать М. было самым обычным делом (Мф 6:1 и след.; Мк 10:46; Ин 9:8; Деян 3:2). Также было принято собирать подаяние для местных бедняков, обходя дом за домом. Для этого по городу каждый день ходили три человека с большой корзиной для хлеба. Кр. того, в каждой синагоге был специальный ящик, в к-рый два человека, называемые парнасим, собирали М. для бедных. В очередную субботу три человека распределяли эти подаяния. НЗ также побуждает верующих не отталкивать руку просящего, но не считать это доказат-вом собств. праведности (ср. Лк 3:11; Лк 6:30; Лк 11:41; Лк 12:33; 1 Ин 3:17). Добровольные пожертвования предстают здесь естеств. проявлением братской любви и связи с Господом (см. Деян 10:31 и др.). Но Павел по праву считает «бесчинным» просить М. вместо того, чтобы зарабатывать себе на жизнь трудом (1 Фес 4:11 и след.; 2 Фес 3:10-14). -> Бедность, бедный, попечительство о бедных.

Милхом, 
божество аммонитян, -> Молох.

Миля 
-> Меры длины, площади, объема и веса (I,2).

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий