Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Макац 
(«крайний», «конечный»), город неподалеку от Вефсамиса, находившийся под началом приставника Бен-Декера, назначенного Соломоном (3 Цар 4:9). В храмовой надписи из Карнака М. назван рядом с Иоппией (Яффой). Возм., он соответствует совр. Хирбет-эль-Мухайзину, лежащему в 8 км юж. Экрона и в 3 км сев.-зап. Эльтеке.

Макед 
(евр. «преклонение»), ханаан. цар. город (Ис Нав 12:16), находившийся в Шефеле, в уделе колена Иуды (Ис Нав 15:41). Он упоминается в связи с Азеком (Ис Нав 10:10) и Ливной (Ис Нав 10:29), местоположение неизвестно. Исследователи отождествляют М. с Хирбет-эль-Хейзумом, лежащим в 4 км сев.-вост. Азека, и считают, что там расположена пещера Македа (Ис Нав 10:16).

Македония, 
рим. провинция на Балканском полуо-ве, граничившая на юге с Ахаией, на востоке с Фракией и на севере с Далматией. Ап. Павел через видение был призван проповедовать в М. (Деян 16:9.10). Он основал там христианские церкви в Филиппах, Фессалониках и Верии. Македонские общины славились своей щедростью, радушием и усердием в помощи бедным (Рим 15:26; 2 Кор 8:1.2).

Макелоф 
(евр. «собрания»), стоянка израильтян в пустыне (Числ 33:25), возм., это совр. Кунтиллат-Курайа, или Айруду, лежащий прим. в 50 км юж. Кадеса-Варни.

Маккавеи 
(от евр. маккевет, «молот»).

I.

Прозвище «Маккавей» носил вначале Иуда, третий сын священника Маттафии (1 Макк 2:4). Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к др.-евр. маккевет или арам. маккава — «молот». Согл. же традиц. иуд. толкованию, оно является аббревиатурой др.-евр. оригинала стиха Исх 15:11: «Кто, как Ты, Господи, между богами?»

II:

1) В период гонений на иуд. народ со стороны сир. царя Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р.Х.) священник Маттафия из Модина (в 10 км юго-вост. Лидды) поднял восстание против чужеземной власти, к-рое после его кончины возглавили пятеро его сыновей. Из них вначале особо отличился Иуда. Ему удалось отвоевать у сирийцев Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. Это произошло в декабре 164 г. до Р.Х.
В память об этом иудеи установили -> праздник Обновления — Хануку (см. Ин 10:22). В 160 г. до Р.Х. Иуда пал в бою с сирийцами. Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан. Старший, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври — членами разбойничьего племени в Заиорданье. Воспользовавшись отсутствием единства среди сирийцев, Ионафан сумел достичь значит. успехов, но и он в 143 г. до Р.Х. был убит сир. военачальником Трифоном. После этого руководство перешло к последнему из братьев, оставшемуся в живых, — Симону, второму сыну Маттафии. Он получил от Димитрия II, противника Трифона, полное освобождение Иудеи от податей, практически добившись этим ее независимости от Сирии (142 г. до Р.Х.), и, наконец, истребил последние сир. гарнизоны в Иудее;

2) в 140 г. до Р.Х. на торжеств. собрании народа Симон был провозглашен наследств. первосвященником и князем. Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род. Когда сирийцы вновь напали на иудеев, сыновья Симона Иуда и Иоанн одержали над ними убедит. победу. В 135 г. до Р.Х. Симон был убит своим зятем Птоломеем. Вместе с ним жертвами заговора пали и его сыновья — Маттафия и Иуда, Иоанн же спасся и захватил власть. Он получил прозвище Иоанн Гиркан. За время своего долгого и успешного правления (135-105 гг. до Р.Х.) он покорил идумеев. Его сын Аристобул I стал его преемником. Духовный подъем, вначале сопровождавший правление Хасмонеев, постепенно ослабевал. Уже Иоанн Гиркан склонялся к саддукеям, пребывавшим под влиянием греч. культуры, Аристобул же присвоил себе цар. титул. Он правил в 105-104 гг. до Р.Х., затем на престоле его сменил брат — Александр Яннай (в 104-78 гг.). В период правления Александра происходила бурная борьба между фарисеями и саддукеями. Он вступил в брак с Александрой, вдовой Аристобула I, к-рая после смерти мужа правила в 78-69 гг. до Р.Х. и покровительствовала фарисеям. Между ее сыновьями Гирканом II и Аристобулом II началась борьба за власть. Аристобул в 69-63 гг. обладал политич. властью, в то время как Гиркан был первосвященником. Тогда в борьбу между ними вмешались римляне, и в 63 г. до Р.Х. Помпей захватил Иерусалим. Аристобул был свергнут с престола и доставлен в Рим, Гиркан же в 63-40 гг. оставался первосвященником и одновременно правителем, зависимым, однако, от Рима. Гиркан был слабым человеком, и его приближенному, идумеянину Антипатру, удавалось оказывать на него все большее влияние. Римляне назначили Антипатра прокуратором Иудеи (под властью Гиркана), и он также добился для своих сыновей Фазаила и -> Ирода (Великого) высоких должностей. Антигону, сыну Аристобула II, при поддержке вторгшихся в Палестину парфян удалось воцариться и править в 40-37 гг. Однако римляне уже в 40 г., когда Антипатра и Фазаила не стало, сделали Ирода царем Иудеи. Ирод вступил в брак с Мариамной, внучкой Гиркана II, и в 37 г. до Р.Х. захватил Иерусалим. Представители дома Хасмонеев, еще остававшиеся в живых, один за другим пали жертвами его коварных интриг.

III.

История Маккавеев отражена в Маккавейских книгах. Первая Книга Маккавейская излагает историю иудеев от вторжения Антиоха Епифана до кончины Симона, т.е. в период 175-135 гг. до Р.Х. Книга сохранилась только в греч. переводе, первонач., однако, она была составлена на др.-евр. или арам. языке и появилась около 100 г. до Р.Х. Вторая Книга Маккавейская была написана около 50 г. до Р.Х. Она представляет собой извлечение из труда Иасона Киринейского (Язона из Кирены), сочинения, состоявшего из пяти книг. Обе книги обычно относят к -> апокрифам. (В православной и католической традициях они причисляются к агиографам — «второ-каноническим» книгам Свящ. Писания — и включены в состав Библии).

Малакия 
(греч. малакос, «мягкий», «легко поддающийся давлению, сжатию», «эластичный» (напр., в Мф 11:8; Лк 7:25)). В 1 Кор 6:9 под словом «М.» подразумевается мужчина или юноша, к-рый позволяет мужеложникам (см. 1 Тим 1:10) использовать себя для удовлетворения сексуальных потребностей (Рим 1:27). Греч. философами мужеложство расценивалось нередко выше, чем половые отношения между мужчиной и женщиной. Так, в сочинении «Пир» Платон прославляет М. след. образом: «Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, мужественности и храбрости, из пристрастия к собственному подобию».

Малахии книга 
-> Книга пророка Малахии.

Малахит 
-> Драгоценные камни.

Малелеил 
(евр. «хвала Богу»):

1) сын Каинана, отец Иареда из рода Сифа (Быт 5:12-17; Лк 3:37);

2) иудей из рода Фареса (Неем 11:4).

Малкирам 
(евр. «Царь мой высок»), сын Иехонии (1 Пар 3:18).

Маллофи 
(евр. «мое возвещение»), сын Емана, предводитель 19-й чреды храмовых певцов (1 Пар 25:4.26).

Маллух 
(евр. «воцаренный»):

1) левит, потомок Мерари (1 Пар 6:44);

2) священник, вернувшийся вместе с Зоровавелем из вавил. плена (Неем 12:2). В след. поколении так именовался священнич. род (Неем 12:14; в Синод. пер. — Мелиху);

3) каждый из двух израильтян, к-рые в эпоху Ездры отпустили своих иноплем. жен (Езд 10:29.32);

4) священник и израильтянин, к-рые в эпоху Неемии подписались под обязат-вом соблюдать завет (Неем 10:4.27).

Маловеры, маловерные 
Так Иисус называет Своих учеников, когда они излишне заботятся о пропитании и одежде (Мф 6:30; Мф 16:8; Лк 12:28), пугаются шторма (Мф 8:26); эти слова в полной мере относятся и к Петру, когда тот, ступив на воду, пугается и поэтому начинает тонуть (Мф 14:31). Быть маловерным означает колебаться в своей вере под действием внешней угрозы или внутр. смятения.

Малодушные, упавшие духом 
(1 Фес 5:14)

Малое дитя 
-> Отрок, младенец, малое дитя.

Малх 
(лат.-греч. ф-ма от евр. мэлех, «царь»), раб первосвященника, к-рому Петр во время взятия Иисуса под стражу отсек ухо (Ин 18:10).

Малхам 
(евр. «их Царь»), потомок Вениамина, сын Шегараима и Ходеши (1 Пар 8:8.9).

Малхиил 
(евр. «Царь мой — Бог»), сын Берии, внук Асира (Быт 46:17; Числ 26:45; 1 Пар 7:31).

Малхисуа 
-> Мелхисуа.

Малхия 
(евр. «Царь мой — Господь»):

1) левит из рода Шимия, потомок Гирсона (1 Пар 6:42);

2) предводитель 5-й священнич. череды в эпоху Давида (1 Пар 24:9). Вероятно, он тождествен Малхии, к-рый упоминается в 1 Пар 9:12, Неем 11:12 как отец Пашхура;

3) иуд. царевич во времена Иеремии (Иер 38:6). Возм., он был отцом Пасхора, к-рый упоминается в Иер 38:1 (ср. Иер 21:1);

4) имя, которое носили трое израильтян, к-рые отпустили своих иноплем. жен (Езд 10:25.31). Из них М., упомянутый последним, помогал Неемии при возведении стен Иерусалима (Неем 3:11);

5) сын Рехава, начальник Бефкаремского округа во времена Неемии (Неем 3:14);

6) сын золотых дел мастера, принимавший участие в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3:31; в др.-евр. оригинале его отец назван «плавильщиком», «ювелиром», «золотых дел мастером»; в Синод. пер. это понято как собственное имя его отца — «сын Гацорфия»);

7) священник в эпоху Неемии (Неем 10:3; Неем 12:42). Он же, очевидно, имеется в виду в Неем 8:4.

Мальта 
(от имени финикийской богини Мелит), остров, находящийся приблизит. в 100 км юж. Сицилии (Деян 28:1; в древности именовался островом Мелит). Залив, в к-ром судно ап. Павла потерпело кораблекрушение, находится сев.-вост. М. (Деян 27:39.40). Жители М. названы варварами (в Синод. пер. — «иноплеменники», Деян 28:2.4), поскольку не были ни греками, ни римлянами.

Малые 
В Мф 10:42; Мф 18:10.14 под М., очевидно, подразумеваются ученики Иисуса и верующие вообще. Когда Иисус объявляет, что самые меньшие в Небесном Царстве будут больше Иоанна Крестителя (Мф 11:11), то Он подразумевает новое положение Божьих чад (-> Усыновление), к-рое стало возможным только в результате Его явления (Ин 1:12 и след.).

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий