Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Мисаил 
(евр. Мишаэль, «кто (принадлежит) Богу»):

1) левит из рода Каафа, потомок Узиила (Исх 6:18.22; Лев 10:4);

2) товарищ Даниила, к-рого главный придворный (в Синод. пер. — «начальник евнухов») царя Навуходоносора переименовал в Мисахома (Дан 1:6.7). По просьбе Даниила М. вместе с Седрахом и Авденаго был поставлен над делами страны Вавилонской (Дан 1:19; Дан 2:49). За свой отказ поклониться истукану М. вместе с двумя своими товарищами был брошен в огненную печь, но все трое были спасены ангелом, к-рого послал Господь (Дан 3:12-30);

3) один из мужей, стоявших рядом с Ездрой во время чтения народу Закона Божьего (Неем 8:4).

Мисах 
— вавил. имя Мисаила, товарища Даниила (Дан 1:7; Дан 2:49; Дан 3:12-30).

Мисия, 
область на северо-западе Малой Азии (Деян 16:7), юго-зап. Вифинии. Входила в состав рим. провинции Асии. На ее зап. побережье располагались Троада и Асс (Деян 20:6.13), а юж. — Пергам (Откр 2:12).

Мисрефоф-Маим 
(евр. «сожигание (возле) воды»), город на границе с тер., заселенной сидонянами (Ис Нав 11:8; Ис Нав 13:6), совр. Хирбет-эль-Мешериф.

Мисфар 
(евр. Миспар, «счет»), один из вождей народа, возвратившийся вместе с Зоровавелем из вавил. плена (Езд 2:2; Неем 7:7; в последнем случае он назван Мисперетом, в Синод. пер. — Мисферефом).

Митилина, 
главный город острова Лесбос, располож. у зап. побережья Малой Азии, сев. Хиоса (Деян 20:14). М. находится в юго-вост. части острова.

Мифка 
(евр. Митка, возм., от маток, «сладость»), одна из стоянок израильтян в пустыне (Числ 33:28.29), вероятно, совр. Вади-Абу-Такийе, располож. между Эль-Арудом и находящимся сев.-зап. Эйлата (Эль-Аккабы) Вади-Джерафом.

Мифниянин 

(евр. митни), прозвище одного из главных воинов Давида, образованное, вероятно, от названия города или сельской местности Метна или Метен (от корня со значением «дар», «подарок»; нигде больше это название в Свящ. Писании не встречается), см. 1 Пар 11:43.

Мифредат, 
или Митридат, на др.-иран. яз. авестийской эпохи — «дар (бога солнца) Митры»:

1) казначей (в Синод. пер. — «сокровищехранитель») перс. царя Кира (Езд 1:8);

2) один из перс. чиновников (в Синод. пер. — «советников») царя Артаксеркса I Лонгимана, из-за доноса к-рых была надолго прервана работа по восстановлению стен Иерусалима (Езд 4:7).

Миха (Михей) 
(кр. ф-ма др.-евр. имени Михайагу, «кто как Господь?») (-> Михаил):

1) человек, живший «на горе Ефремовой», т.е. на Эфраимском нагорье, располож. в центр. части Палестины (Суд 17-18). М. похитил у матери 1100 сиклей серебра, но, испугавшись ее проклятия, вернул похищенное. Мать (за 200 сиклей) заказала плавильщику изготовить истукан и литой кумир. Поставив их в своем доме, М. превратил его в «дом Божий». Сделав -> ефод и -> терафим, он посвятил одного из сыновей в «священники», чтобы тот совершал идолослужение (Суд 17:1-5). М. уговорил пришедшего к нему левита (-> Ионафан, I) из Вифлеема Иудейского стать священником при его «храме». Сыны Дана, шедшие покорить Лаис, проходя мимо дома М., захватили находившиеся там предметы «богослужения» и увели с собой левита, предложив ему быть «отцом и священником» своего племени (Суд 18:17-20). Все это наглядно отражает духовный и нравств. упадок народа в эпоху судей, когда «не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 17:6). Согл. более позднему иуд. преданию, М. жил в Гераве (совр. Хирбет-Джераб, располож. прим. в 2 км зап. Шило (Силома);

2) сын Мемфивосфея (Мериббаала), внук Ионафана (2 Цар 9:12; 1 Пар 8:34.35; 1 Пар 9:40.41);

3) левит из рода Каафа, современник Давида (1 Пар 23:20; 1 Пар 24:24.25);

4) сын Иемвлая, пророк Господень, к-рый отважился сказать правду царю Ахаву, предсказав ему смерть на поле боя (3 Цар 22:5-28; 2 Пар 18:4-27; в Синод. пер. — Михей);

5) сын Шимея, отец Реаии, из колена Рувима (1 Пар 5:5);

6) пророк в эпоху Исаии (Мих 1:1; в Синод. пер. — Михей). -> Книга пророка Михея;

7) левит, подписавший во дни Неемии обязат-во исполнять Закон (Неем 10:11);

8) левит из рода Асафа, отец Матфании (Неем 11:17; 1 Пар 9:15);

9) левит из рода Асафа, отец Матфании, праправнук к-рого, Уззий, был современником Неемии (Неем 11:22). Возм., то же лицо, что -> Михаия (6).

Михаил 
(евр. Михаэль, «кто как Бог?»):

1) архангел, споривший с дьяволом о теле Моисея (Иуд 1:9), князь ангелов (Дан 10:13.21; Дан 12:1). В Откр 12:7-9 говорится о низвержении сатаны с неба М. и его ангелами. -> Ангел (IV);

2) отец Сефура, соглядатая из колена Асира (Числ 13:14);

3) имя двух мужей из колена Гадова, живших в Васане (1 Пар 5:13.14);

4) левит, предок Асафа (1 Пар 6:39.40);

5) сын Израхии, израильтянин из колена Иссахара (1 Пар 7:3);

6) вениамитянин, сын Берии (1 Пар 8:16);

7) манассиянин, перешедший к Давиду при его возвращении в Секелаг (1 Пар 12:20);

8) отец Омри, главного начальника колена Иссахара в эпоху Давида (1 Пар 27:18);

9) один из сыновей царя Иосафата, к-рых убил Иорам, их брат, при восшествии на престол (2 Пар 21:2-4);

10) отец Зевадии, возвратившегося из изгнания в эпоху Ездры (Езд 8:8).

Михаия 
(кр. ф-ма др.-евр. имени Михайагу, «кто как Господь?»):

1) в 2 Пар 13:2 М. именуется мать царя -> Авии, дочери Уриила из Гивы. Сравнение с 2 Пар 11:20 показывает, что М. и Мааха, внучка (в библ. оригинале — «дочь») Авессалома, — одно и то же лицо;

2) один из князей царя Иосафата, к-рых он вместе с левитами послал по городам Иудеи, чтобы учить народ Закону Господнему (2 Пар 17:7; в Синод. пер. — Михей);

3) отец Ахбора, придворного царя Иосии (4 Цар 22:12; 2 Пар 34:20; в Синод. пер. — Михей);

4) сын Гемарии, одного из придворных царя Иоакима во времена Иеремии (Иер 36:10-14; в Синод. пер. — Михей);

5) священник, современник Неемии (Неем 12:41; в Синод. пер. — Ми-хей);

6) священник из рода Асафа, отец Матфании, праправнук к-рого, по имени Захария, был современником Неемии (Неем 12:35; в Синод. пер. — Михей). По мнению нек-рых исследователей, то же лицо, что -> Миха (9).

Михея пророка книга 
-> Книга пророка Михея.

Михмас, 
город в уделе колена Вениамина, вост. Беф-Авена (1 Цар 13:5), сев. Иерусалима, на пути из Гая в Геву (Ис 10:28.29). Совр. Мухмас расположен прим. в 12 км сев.-вост. Иерусалима, сев. горного хребта Вади-эс-Сувенит, простирающегося от Бейт-Эля (Вефиля) к долине Иордана (см. 1 Цар 13:23) и известного своими глубокими ущельями («теснинами», см. Ис 10:29); именно здесь следует искать упоминаемые в 1 Цар 14:4.5 скалы Боцец и Сене, располож. недалеко от М. После вавил. плена М. был вновь заселен (Езд 2:27; Неем 7:31; Неем 11:31).

Михмефаф, 
погран. город между уделами колен Ефрема и Манассии (Ис Нав 16:6; Ис Нав 17:7), расположен вост. Сихема (Шхема) и сев. Таппуаха. Возм., это совр. Хирбет-Макне-эль-Фока, в 4 км юго-зап. Сихема и в 1,8 км юго-вост. Бурина.

Михри 
(евр. «проданное мной»), вениамитянин, отец Уззия (1 Пар 9:8).

Мицраим 
(евр. «теснины», «ущелья»):

1) сын Хама (Быт 10:6.13; 1 Пар 1:8.11), родоначальник египтян. В большинстве мест Библии М. — это название Египта и египтян, что соотв. отражено в Синод. пер. (-> Египет);

2) в 3 Цар 10:28 название М. в др.-евр. оригинале (в Синод. пер. — Египет), возм., подразумевает не Египет, а другую страну. Букв. перевод этого стиха: «А добывание лошадей, которые у Соломона, — из Мицраима и из Кве; торговцы царя брали (их) из Кве за плату». Кве (в Синод. пер. — Кува) — страна на побережье Средиземного моря — между Сирией и Малой Азией, населенная потомками хеттов (-> Хеттеи), смешавшихся с -> арамеями и хурритами; впоследствии она именовалась -> Киликией. Сев. Кве лежала страна, к-рую ассир. источники именовали Муцри. Ее население тоже было хеттско-арам. происхождения. Вероятно, именно она и подразумевается в указ. месте под названием М. М. (в Синод. пер. — Египет), о котором упоминается в 4 Цар 7:6 в связи с хеттами, по-видимому, эта же страна.

Мишал 
(евр. «просимый», «взыскуемый»), левитский город в уделе колена Асира (Ис Нав 19:26; Ис Нав 21:30), в 1 Пар 6:74 названный Машалом. Возм., он располагался на равнине, в 12 км юж. Акко, близ Телль-Нахла.

Мишам 
(возм., от др.-евр. «опора»), вениамитянин, сын Елпаала (1 Пар 8:12).

Мишма 
(евр. «услышанный»):

1) сын Измаила (Быт 25:14; 1 Пар 1:30). Его потомки образовали араб. племя;

2) потомок Симеона (1 Пар 4:25).

Мишманна 
(евр. «насыщенный», «упитанный»), гадитянин, перешедший к Давиду в горное укрепление (1 Пар 12:10).

Мишна 
(евр. «повторение», «изучение», «толкование», «возобновление (в памяти)»), первое авторитетное изложение устного Закона, зафиксированное в письм. виде. Слово «повторение» означает в иуд. традиции «изучение», а также «устное наставление», «устное учение» (евр. Тора шебе-аль пэ — букв. «Тора, которая на устах» или «Устный Закон», в отличие от письменного, излож. в Пятикнижии Моисея). Согл. иуд. преданию, Моисею на горе Синай, помимо текста Пятикнижия, были дарованы также устные наставления, к-рые затем передавались евреями из поколения в поколение в среде пророков, старейшин, мудрецов и законоучителей. Эти наставления дополнялись и комментировались (особенно начиная с эпохи вавил. плена) «соферами», т.е. «книжниками» также устно. Обширный материал устного Закона начал записываться только в первой пол. II в. по Р.Х., в связи с жестокими гонениями на иудеев при рим. императорах (особенно при Адриане, после восстания Бар-Кохбы). Тогда возникла угроза гибели всех носителей устной традиции, и народ мог остаться без наставников. Так, со временем, появился труд, известный под названием «М.» М. состоит из 63 трактатов. Впоследствии она была довершена Гемарой (арам. «завершение») — собранием комментариев законоучителей к М. — и в совокупности с нею составила Талмуд (евр. «Учение»), к-рый, наряду с Танахом (Ветхим Заветом), является важнейшей свящ. книгой иудаизма. По месту составления различаются Талмуд Иерусалимский и Талмуд Вавилонский (последний, как более обширный и завершенный, считается более авторитетным). В М., как и в Гемаре, содержится множество историч., религ. и др. сведений, важных также и для истории раннего христианства.

Миямин 
(евр. «с правой стороны» (правая сторона считалась счастливой)):

1) начальник 3-й священнич. череды («жребия») в эпоху Давида (1 Пар 24:9);

2) священник, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:5);

3) израильтянин, к-рый во времена Ездры расстался со своей иноплем. женой (Езд 10:25);

4) священник, современник Неемии (Неем 10:7);

5) один из священников, к-рые при освящении стен Иерусалима во времена Неемии трубили в свящ. трубы (Неем 12:41; в др.-евр. оригинале и в Синод. пер. — Миниамин). Возм., то же лицо, что М. (4).

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий