Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 12 «М»

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Месопотамия 
(греч. «(страна) меж двух рек», «междуречье»). Словом «М.» уже в Септуагинте передается др.-евр. название Арам-Нагарайим — «(Страна) Арам двух рек» (Быт 24:10; Втор 23:4; Суд 3:8; 1 Пар 19:6; Пс 59:2). «Две реки» — это либо -> Евфрат и -> Тигр, либо Евфрат и Хабур (библ. Хавор, 4 Цар 17:6). Т.о., в Библии М. названа лишь сев.-зап. часть той тер., к-рую называет М. историч. наука. В то же время название «Арам-Нагарайим» может обозначать и область, прилегающую к -> Харрану. Греч. и рим. географы называли М. земли между Евфратом и Тигром, не включая, однако, в это понятие Вавилонскую равнину, лежащую на юго-востоке долины (-> Сеннаар). В Деян 2:9 области -> парфян, -> мидян и еламитов (-> Елам) также отличаются от собственно М. Однако в Деян 7:2 Стефан, говоря о родине Авраама, подразумевает, что город -> Ур входит в состав М. След., он употребляет название этой страны в совр. значении, относя его ко всей долине, лежащей между Евфратом и Тигром. Об истории М. -> Аморреи -> Ассирия -> Вавилония -> Елам -> Хеттеи -> Хорреи -> Мидияне -> Парфяне -> Персы -> Сирийцы, Сирия.

Мессия 

I.

В др.-евр. оригинале ВЗ употребляется слово машиах, означающее «помазанник». Соотв. ему арам. слово мешиха приняло в греч. произношении форму «Мессиас», а в греч. пер. — «Христос». В ВЗ первосвященник именуется га-коген га-машиах — «священник-помазанник» (в Синод. пер. — «священник помазанный», см. Лев 4:3.5.16). Это связано с тем, что при совершении первосвященником обряда посвящения на служение Господу цари и иногда пророки помазывались свящ. елеем (Исх 40:13-15; 1 Цар 10:1; 1 Цар 16:13), поэтому глагол «помазать» часто употреблялся в значении «посвятить». Господь называл мешихай («помазанные Мои») Авраама, Исаака и Иакова (Пс 104:15). Мидо-перс. царь Кир также был машиахом — «помазанником» Господним (Ис 45:1). Помазанником Господним, наряду с первосвященником, являлся царь Израиля. Давид постоянно подчеркивал достоинство Саула как помазанника Божьего и продолжал оказывать ему честь, даже когда этот царь преследовал его (ср. 1 Цар 24:7). -> Помазание.

II.

Давид был помазанником Господним в особом смысле. К его дому относилось обетование: из него должен произойти великий Властитель, Который будет «поражать в голову» семя змея (Быт 3:15; 2 Цар 7:12-16; ср. Мих 5:2-4). В своем последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2 Цар 23:1-7). Пророки, и прежде всего -> Исаия, предвещали Его приход (см. Ис 9:6.7; Ис 11:1-10; Ис 53:1; Иер 23:5.6; Иез 34:22-24). В этих пророчествах продолжились и углубились обетования, полученные патриархами и Моисеем, а также те, что были провозглашены через Валаама (Быт 12:1-3; Быт 22:18; Быт 49:10; Числ 24:17; Втор 18:15.18). В них ясно проявились мессианские ожидания эпохи ВЗ.

III.

Об ожиданиях М. свидет-вуют памятники иуд. письменности, относящиеся к эпохе между заключением ВЗ и явлением Иисуса Христа. Ко времени Его прихода эти надежды особенно оживились и усилились вследствие бедственного положения Иудеи.
Ожидание Спасителя, Который призван основать царство всеобщего мира, было свойственно и другим народам Древнего Востока, но у иудеев оно выражалось с особой силой. Цари, особенно Давид и Соломон, являлись прообразами грядущего М. Пророки, напр. Исаия и Иеремия («муж скорби» среди пророков), а также священники, и особенно первосвященник (-> Мелхиседек), тоже могут рассматриваться с этой т.зр. Богослужебные обряды, важной частью к-рых было жертвоприношение домашних животных, также указывали на М. как на Агнца Божьего.

IV.

Обетование и ожидание грядущего Избавителя, Который должен был появиться в определ. момент свящ. истории, нашли свое осуществление в жизни -> Иисуса Христа. Начало этому осуществлению положило Его Рождество, а завершение наступит при Его -> Втором пришествии с окончат. установлением на земле -> Царства Божиего. Указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) Господним, содержатся в благовещении ангела Марии (Лк 1:31-33), в собств. свидет-ве Иисуса перед Каиафой и синедрионом (Мф 26:63.64) и в исповедании Его учеников (Мф 16:16; Ин 1:41). Эта внутр. уверенность Иисуса в мессианской сущности Его посланничества и в Его полномочиях, дарованных Ему Богом Отцом, остается ядром благовествования Его церкви (Деян 9:20.22; Деян 10:36-38) и будет продолжаться вплоть до всеобщего и полного признания Его владычества в конце времен (Флп 2:9-11). -> Имена Иисуса Христа.

Место стражей: 

1) место на вершине горы -> Фасги, откуда можно было видеть долину Иордана (Числ 23:14);

2) местность на возвышенности вблизи горы Фасги (Числ 23:14). По мнению исследователя Музиля, возм., это совр. Талаат-эс-Сафа, располож. в сев. части массива Нево, в 3 км вост. Фасги.

Месть, мстить 
До тех пор пока люди нарушают Божьи заповеди, будут существовать обиженные, а причиненное зло — требовать отмщения. Существует неписаный закон М., к-рым руководствовался, в частн., Ламех, хваставшийся, что исполнил кровную М. (Быт 4:23 и след.).

I.

В ветхозаветные времена у израильтян действовал закон воздаяния: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх 21:24.25). Этот закон, т.о., устанавливал границы возмездия, к-рое не должно было превышать причиненного ущерба. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека», — предостерегает Библия (Быт 9:6). В ВЗ действовал принцип кровной М., когда право возмездия предоставлялось самому человеку. Отмщение, к-рое осуществлял мститель за кровь (-> Кровная месть), было хорошо известно в Израиле. Но такое воздаяние имело известные пределы, что выражалось в существовании
-> городов-убежищ, где могли укрыться люди, совершившие непреднамер. убийство (Числ 35:12; Втор 19:1-13).

II.

Только Бог может наказывать за содеянное зло. «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор 32:35; Рим 12:19; Евр 10:30), — говорит Он. Бог не случайно назван «Богом воздаяний» (Иер 51:6.56), ибо Он поражает Своих врагов (Втор 32:41 и след.). В Библии говорится о том, что наступит «год возмездия» (Ис 34:8) и придет «день отмщения» (Ис 61:2; Иер 46:10; Лк 21:22).
Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для «робких душею» (Ис 35:4) и годом искупления для принадлежащих Богу (Ис 63:4). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести (2 Фес 1:8). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, к-рые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Пс 124:3). «Где же ваш Бог?» — спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным «пред глазами нашими» Божье отмщение (Пс 78:10), или взывая: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!» (Пс 93:1.2). Пр. Иеремия, к-рому жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними!» (Иер 11:20). Даже ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение (Лк 9:52 и след.). И на небе души мучеников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр 6:10).

III.

Возмездие, осуществляемое Богом по отношению к грешникам, не противоречит Его любви к людям. Бог, доказавший Свою любовь к человечеству тем, что отдал ради его спасения Своего единств. Сына, по Своей святости никогда не вступает в союз с грехом и с теми, кто совершает зло. Иисус не отменяет принцип Божьего воздаяния — Он изменяет верующих изнутри, внося в их души новое мироощущение: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Ученики Иисуса уже не должны взывать к М., им следует молиться за людей, как это делал Иисус (см. Мф 6:12.14; Мк 11:25; Лк 23:34). Об отношении христиан к М. ап. Павел сказал в Рим 12:17-21: а) необходимо отказаться от собств. помыслов и планов отмщения: «Не мстите за себя, возлюбленные», б) предоставить Богу вершить праведный суд, дать место гневу Божьему, в) проникнуться новым мироощущением: отвечать на зло попечительной, прощающей любовью, что позволит собрать «горящие уголья» на голову зла. См. об этом Нагорную проповедь, Мф 5:38-48.

Месяц 
-> Календарь.

Ма-Маи, Мак-Мал, Мам-Ман, Мао-Мар, Мас, Мат-Маф, Мах-Маш, Ме-Мез, Мел-Мео, Мер, Мес, Мет-Мец, Мё-Миг, Мид-Мил, Мин-Мир, Мис-Мия, Мл-Мог, Мод-Мой, Мол, Мор-Мс, Му-Муз, Мук-Мыс, Мыт-Мя

Добавить комментарий