Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Индия, 
субконтинент на юге Азии. Северо-запад И. был завоеван Дарием I и присоединен к Персидскому царству. В Есф 1:1; Есф 8:9 И. упоминается как самая вост. часть Персидской империи во времена Артаксеркса.

Иней, 
кристаллы льда (Иов 38:29; Пс 147:5). В дождливое зимнее время осадки в виде И. влияли на будущий урожай (-> Дождь, I,1).

Инструмент 
-> Музыкальные инструменты.

Иоав 
(евр. «Господь — отец»):

1) сын Сераии и внук -> Кеназа, «родоначальника долины плотников» (1 Пар 4:13.14);

2) один из трех сыновей единокровной сестры Давида Саруи, брат Авессы и Асаила (2 Цар 2:18; 1 Пар 2:16). Имя отца И., похороненного в Вифлееме (2 Цар 2:32), неизвестно. Трое братьев были соратниками Давида, возм., уже во время его бегства от Саула, хотя в этой связи прямо назван только Авесса (1 Цар 26:6). И. оставался преданным своему дяде и царю на протяжении всей жизни. Но он, верный военачальник, не мог до конца осознать тот путь, к-рым шел помазанник Божий Давид. И. действовал расчетливо, стремясь к собств. выгоде. Его благочестие — это благочестие доблестного воина; осознавая необходимость борьбы за Божий народ, он полагался в ней на собств. силы, но последнее слово оставлял за Богом (2 Цар 10:12). И. мудро предостерегал Давида от исчисления народа, но царь не послушался его (2 Цар 24:3; 1 Пар 21:3.6). И. отомстил Авениру за смерть своего брата Асаила в сражении при Гаваоне (2 Цар 2:12-23) и тем самым устранил возможного соперника (2 Цар 3:22-39). Убийство Авенира было довольно вероломным, т.к. произошло во время переговоров с ним, но Давид не был уверен в своих силах, чтобы судить И. своим цар. судом. И. отличился при взятии Иерусалима, после чего стал начальником войска, т.е. возглавил народное ополчение (2 Цар 8:16; 1 Пар 11:6). Вместе с Авессой он успешно воевал против арамеев (сирийцев) и аммонитян (2 Цар 10:7-14; 1 Пар 19:8-15), а также против эдомитян (2 Цар 8:13.14; 3 Цар 11:15.16; 1 Пар 18:12.13; Пс 59:2). И. руководил осадой Раввы и овладел «водой города», подготовив тем самым окончат. завоевание города Давидом (2 Цар 12:26-29). И. проявил готовность помочь своему царю и в убийстве Урии (2 Цар 11:14-25). Он помог возвращению изгнанного Авессалома (2 Цар 14), но не принял участия в восстании цар. сына. В решающей битве И., невзирая на приказ Давида, убил Авессалома и, угрожая царю новым предательством, прервал его плач по сыну (2 Цар 18:1 — 2 Цар 19:9).
В ответ на это Давид вместо И. назначил начальником войска Амессая. Но вскоре восстание Савея дало И. возможность, убив Амессая, занять свое прежнее место (2 Цар 20:7-22). Давид ничего не предпринял против этого. Адония же, противившийся планируемой царем передаче трона Соломону, нашел у И. поддержку (3 Цар 1:5.7). Помазание на царство Соломона послужило причиной заговора, в к-ром И. принял участие, однако и на этот раз он остался безнаказанным. Но в своем завещании Давид все же поручает Соломону совершить над И. правый суд за убийства Авенира и Амессая, на что у него самого не хватило сил (3 Цар 2:5.6). С падением Адонии нашел свою погибель и И.: по приказу Соломона он был убит Ванеем (ср. Исх 21:14), к-рый после этого занял его место (3 Цар 2:35);

3) город в окрестностях Вифлеема, называемый Атрот-Бет-Иоав (1 Пар 2:54, в Синод. пер. — «венец дома Иоавова»). Возм., под И. здесь подразумевается сын Сераии;

4) израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд 2:6; Езд 8:9; Неем 7:11).

Иоаким 
(евр. Йехояким, «Яхве возвеличит»):
1) второй сын царя Иосии. После смерти Иосии (к-рый погиб в 609 г. до Р.Х. в битве при Мегиддо), народ избрал царем его сына Иоахаза, к-рый был моложе своего брата Елиакима. Но три месяца спустя фараон Нехао (Нехо) пленил Иоахаза и увел его в Египет, а Елиакима возвел на цар. престол, изменив при этом его имя на Иоаким. И. царствовал в 609-598 гг. до Р.Х. Это был нечестивый и несправедливый царь (4 Цар 23:34-37). Он велел вернуть и казнить пр. Урию, бежавшего от него в Египет (Иер 26:20-23). Позднее И. сжег пророчества Иеремии, записанные Варухом (Иер 36). После того как в 605 г. до Р.Х. вавилоняне победили фараона Нехао в битве при Кархемисе (Каркемише), Навуходоносор осадил Иерусалим (Дан 1:1). Возможно, вавил. царь собирался увести И. в плен (2 Пар 36:6), но, видимо, этого не случилось. И. умер в Иерусалиме (4 Цар 23:36; 4 Цар 24:6). В ноябре-декабре 604 г. до Р.Х. с завоеванием Аскалона Навуходоносор завершил покорение Арама (Сирии) и Палестины. Это событие, вероятно, послужило причиной объявления поста в Иерусалиме (Иер 36:9). Однако спустя три года, воспользовавшись тем, что Нехао успешно выступил против вавилонян, И. вновь отвернулся от Вавилона. Вначале Навуходоносор послал против него полчища халдеев, арамеев, моавитян и аммонитян (4 Цар 24:2), а затем выступил и сам. И., видимо, умер во время осады Иерусалима, еще до того, как Навуходоносор подступил к городу (ср. 4 Цар 24:10.11). Его тело было выброшено за гор. ворота (Иер 22:19; Иер 36:30). Преемником И. на престоле стал его сын Иехония;
2) первосвященник, живший в Иерусалиме после вавил. плена, сын -> Иешуа (3) (Неем 12:10.12.26).

Иоанн 
(греч. ф-ма (Иоаннес) евр. имени Иоханан, «Яхве милостив»):

1) отец Симона Петра (Ин 1:42; Ин 21:15-17, в Синод. пер. везде — Иона); иногда встречается кр. ф-ма его имени: Иoна (Мф 16:17);

2) член первосвященнич. рода, современник апостолов (Деян 4:6);

3) Иоанн Марк (-> Марк);

4) -> Иоанн Креститель;

5) -> Апостол Иоанн.

Иоанн апостол 
-> Апостол Иоанн.

Иоанн Креститель 
— последний из пророков ВЗ, сын священника -> Захарии и его жены -> Елисаветы, к-рая происходила из рода Аарона и была родственницей Марии, матери Иисуса (Лк 1:5.36). Захария и Елисавета достигли преклонного возраста, оставаясь бездетными, и уже утратили надежду иметь детей. Но однажды Захарии явился ангел Господень и предрек ему рождение сына, к-рого следовало назвать Иоанном. Ангел сказал также, что сын Захарии обратит к Богу многих израильтян и будет жить жизнью назорея (-> Назореи; Числ 6:1-21); с самого рождения он исполнится Св. Духа и, действуя в силе и духе Илии, подготовит народ к принятию Господа. В наказание за сомнение и неверие в это чудо ангел наложил на уста Захарии печать молчания. Когда Мария, носившая во чреве Иисуса, приветствовала Елисавету, находившийся в утробе матери младенец Иоанн возрадовался будущему Мессии, Который должен был родиться 6 месяцев спустя после его рождения. Выбирая имя ребенку, родственники начали спорить, но Захария прекратил спор, написав имя «Иоанн», после чего вновь обрел дар речи (Лк 1:8-25.57-66).
О юных годах И.К. из Библии ничего не известно. Он жил в пустыне, когда Бог призвал его к служению (Лк 3:2). Своим внешним видом Иоанн напоминал Илию: он носил одежду из верблюжьей шерсти, подпоясанную кожаным поясом. Пищей ему служили акриды (разновидность саранчи) и мед диких пчел. Иоанн проповедовал приближение Царства Небесного, Божьего Царства. Это Царство установит другой — Сильнейший, идущий за ним и уже живущий среди людей (Мк 1:7.8; Ин 1:26.27). И тогда люди узрят спасение Божье (Лк 3:6). Но для вступления в Царство Божье необходимо обращение. Многие приходили к И.К., каялись в совершенных грехах и принимали крещение через омовение водой. Другие же, напр. фарисеи и саддукеи, приходили с неискренними намерениями, и их обращение не было истинным. Таким И.К. отказывал в омовении (Мф 3:1-12). Из Иерусалима к нему прислали священников и левитов, чтобы выяснить, кто он. Иоанн ответил им, что он не Илия, не пророк и не Христос; он — «глас вопиющего в пустыне», призванный возвестить о приходе Мессии (Ин 1:19-27; ср. Ис 40:3). Его миссия — явить Израилю Христа (Ин 1:31). Он постоянно напоминал, что Христос как Сильнейший придет вслед за ним и будет крестить Св. Духом и огнем (Мф 3:11; Ин 1:26.27; ср. Ин 1:29.30).
Тем самым Иоанн указывал на ограниченность своего -> крещения. Приняв от И.К. крещение, Иисус уравнял Себя с другими людьми. В момент крещения Иисуса И.К. увидел Св. Духа, нисходящего с неба в виде голубя, и услышал глас с небес (Ин 1:32-34 и пар.). С явлением Иисуса миссия И.К. была завершена. Вплоть до своего ареста Иоанн крестил народ вместе с Иисусом (Ин 3:22.33), сохранился и круг его учеников, хотя часть из них последовала за Иисусом (Мф 9:14 и пар.), что весьма радовало Иоанна (Ин 3:23). Ап. Павел, прибыв в Эфес, встретил там нек-рых из учеников Иоанна (Деян 19:1-7). Можно предположить, что эти люди были крещены И.К. в Палестине во время какого-то празднества и затем вернулись в Эфес: именно поэтому они ничего не знали об Иисусе. Иоанн публично обличал Ирода Антипу, за то что тот вступил в связь с женой своего брата Иродиадой и за другие беззакония. Ирод, к-рый ранее с интересом слушал проповеди И.К. и многое делал по его совету, заключил пророка в крепость Махерон (вблизи Мертвого моря). Находясь в темнице, И.К. усомнился в Иисусе. Он послал к Господу двух своих учеников, чтобы те спросили Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Отвечая на их вопрос, Иисус указал им на Свои деяния (Мф 11:1-6). Когда дочь Иродиады в награду за свой танец потребовала от Ирода голову И.К., царь приказал обезглавить его (Мф 14:1-12). Служение И.К. имело огромное значение для евр. народа. Его почитали пророком, а Иисус говорил, что И.К. «больше пророка», что он — самый великий из всех «рожденных женами» (Мф 11:9-14). Сведения об Иоанне можно найти также в трудах евр. историка Иосифа Флавия. -> Вифания (2).

Иоанна послания 
-> Послания Иоанна.

Иоанна 
(евр. Йохана, «Яхве милостив»), жена Хузы, домоправителя Ирода (Лк 8:3). И. была одной из исцеленных Иисусом Христом женщин, к-рые затем следовали за Ним и служили Ему. В утро воскресения она была среди пришедших к гробу Иисуса (Лк 24:10).

Иоас 
-> Иоаш (I,2,3,4,5,6; II,2).

Иоафам 
-> Иофам (3).

Иоах 
(«Яхве — брат»):

1) сын Асафа, дееписатель царя Езекии (4 Цар 18:18.26.37; Ис 36:3.22);

2) левит, сын Зиммы из рода Гирсона (1 Пар 6:21);

3) сын Овед-Едома, привратник при ковчеге завета во времена Давида (1 Пар 26:4);

4) сын Зиммы и отец Едена, левит, живший во времена Езекии (2 Пар 29:12);

5) сын Иоахаза, дееписатель царя Иосии (2 Пар 34:8).

Иоахаз 
(евр. Йехоахаз, «Господь держит»):

1) другое имя Охозии, сына Иорама, царя Иудеи (2 Пар 21:17 — в Синод. пер. — Охозия);

2) сын и наследник израил. царя Ииуя (4 Цар 10:35; 4 Цар 13:1), правивший в 818-802 гг. до Р.Х. И. продолжал упорствовать в идолослужении — грехе -> Иеровоама. За это Господь предал Израиль в руки сир. царя Азаила и его сына Венадада, в результате чего в войске И. осталось лишь 50 всадников, 10 колесниц и 10 тыс. пеших воинов. Но И. обратил к Господу молитву, и она была услышана: Бог послал Израилю избавителя (4 Цар 13:4.5.22.23), весьма вероятно, в лице -> Иеровоама II (4 Цар 14:26.27). И. был похоронен в Самарии, и царство наследовал его сын Иоас;

3) отец Иоаха, дееписателя царя Иосии (2 Пар 34:8);

4) сын и преемник иуд. царя Иосии. После того как отец И. был убит в сражении при -> Мегиддо, народ избрал И. царем; 23-летний И. царствовал в Иерусалиме три месяца (609 г. до Р.Х.), совершая неугодное Господу. Фараон Нехао захватил его в Ривле, в Емафской земле, и наложил на Иудею дань в 100 талантов серебра и 1 талант золота. Нехао, воцарив брата И., Елиакима, к-рый получил имя Иоаким, увел И. в Египет, где тот и умер (4 Цар 23:30-34; 2 Пар 36:1-4). В 1 Пар 3:15 И. назван Селлумом; вероятно, имя И. было дано ему лишь после того, как он взошел на трон (в Синод. пер. в 1 Пар 3:15 сказано, что И. — старший сын Иосии, однако в МТ в данном месте приведено имя: Иоханан (-> Иоханан, 7). В Иез 19:3.4 под львенком также подразумевается И.

Иоаш (Иоас) 
Два евр. имени, к-рые одинаково передаются средствами рус. языка, но их значения в евр. языке различны:

I. «Яхве даровал»:

1) еврей из колена Иуды, потомок Силома (1 Пар 4:22);

2) потомок Авиезера из колена Манассии, отец Гедеона. Когда Гедеон разрушил жертвенник Ваала и находившееся рядом с ним изображение Ашеры (в Синод. пер. — «священное дерево»), установленные его отцом, И. заступился за сына перед жителями Офры, требовавшими смерти Гедеона: «Если он (Ваал) Бог, то пусть сам вступится за себя» (Суд 6:11-32);

3) вениамитянин из Гивы, сын Шемаи, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:3);

4) сын израил. царя Ахава (3 Цар 22:26; 2 Пар 18:25);

5) сын иуд. царя Охозии, царствовал в 840-801 гг. до Р.Х. Своему спасению от -> Гофолии и восхождению на трон был обязан своей тете Иосавеф и ее мужу, первосвященнику Иодаю, к-рые укрывали его в храме в течение шести лет (4 Цар 11:1; 2 Пар 22:10 — 2 Пар 23:21). И. стал царем в семилетнем возрасте. Наставляемый Иодаем, И. совершал богоугодные поступки. Только жертвоприношения на высотах не были им упразднены (4 Цар 12:3; 2 Пар 24:1-3). Еще при жизни Иодая И. повелел священникам и левитам (4 Цар 12:5.6; 2 Пар 24:4.5) позаботиться о восстановлении храма, пришедшего в упадок, в первую очередь, по вине Гофолии и ее сыновей. Но в 23-й год своего правления И. убедился, что священники и левиты не выполнили порученного им дела (4 Цар 12:6). Царь призвал к себе Иодая, освободил священников от ответственности за обновление храма и повелел установить специальный ящик для сбора серебра, к-рое предназначалось для оплаты труда ремесленников и для закупки строит. материалов (2 Пар 24:8-14).
После смерти Иодая царь подпал под влияние иуд. князей, совративших его к идолопоклонству. Слова пророков не были услышаны. Захария, сын Иодая, по приказу царя был побит камнями во дворе храма, за то что обличал народ в нечестивых делах (Мф 23:35; Лк 11:51). Перед смертью Захария сказал: «Да видит Господь и да взыщет!» Наказание пришло в лице арамейского (сир.) царя Азаила, к-рый двинул войска на Иерусалим и отступил только после того, как получил золото из сокровищниц храма и цар. дома. Еще раньше арамеи, несмотря на свою малочисленность, разбили большое иуд. войско и взяли богатую добычу (4 Цар 12:18.19; 2 Пар 24:23.24). Спустя время И. был убит в -> Милло заговорщиками: сыном Шимеафы — Завадом и сыном Шимрифы — Иегозавадом. Причиной заговора явилось убийство Захарии (4 Цар 12:20.21). Согл. 4 Цар 12:21, И. был погребен в городе Давида, но, как подчеркнуто в 2 Пар 24:25, не в цар. гробницах. Преемником И. стал его сын Амасия;

6) сын и преемник израил. царя Иоахаза, царствовавший в 802-787 гг. до Р.Х. (4 Цар 13:10-25; 4 Цар 14:8-17; 2 Пар 25:17-25). И. совершал богопротивные поступки и не отрекался от грехов Иеровоама. В самом начале его правления, когда страна находилась под гнетом арамеев, пр. Елисей на смертном одре предсказал ему три победы над арамеями; их могло быть и больше, если бы царь проявил больше рвения, когда Елисей повелел ему бить стрелами по земле. И только сын И. — Иеровоам II, стал истинным избавителем, к-рого Господь дал Израилю (4 Цар 13:5). Но И. и сам одержал три победы над сирийцами и отвоевал у Венадада, сына Азаила, города, потерянные Иоахазом. Кр. того, он нанес сокрушит. поражение иуд. царю -> Амасии. И. был похоронен в Самарии, в гробнице израил. царей, а его преемником стал его сын Иеровоам II.

II. «Яхве приходит на помощь»:

1) сын вениамитянина Бехера (1 Пар 7:8);

2) распорядитель запасами «деревянного масла» у царя Давида (1 Пар 27:28).

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий