Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш
Иесарела 
-> Ашарела.

Иесваал 
-> Иашовам (1).

Иесимон 
(евр. йешимон, «пустыня»), пустынная полоса недалеко от холма -> Гахилы. Местоположение И. точно не известно (1 Цар 23:19.24; 1 Цар 26:1.3).

Иесод 
(«основание»), вероятно, боковые ворота цар. дворца в Иерусалиме (2 Пар 23:5), возм., те же самые, что и ворота Сур (4 Цар 11:6).

Иессей 
(евр. Йишай), сын Овида, внук Вооза и Руфи (Руф 4:18-22). У И. было восемь сыновей, младшим из к-рых являлся Давид (1 Цар 16:1-13; 1 Цар 17:12.14). В 1 Пар 2:13-15 названы только семь из них (-> Елиав, 4). Их сестры Саруия и Авигея были, согл. 2 Цар 17:25, дочерьми другого отца. Когда Давид скрывался от Саула, его родители прибыли к нему в пещеру Адолламскую. В поисках убежища Давид привел их к моавит. царю (1 Цар 22:1-4). В устах Саула (1 Цар 20:27.30-43; 1 Цар 22:7 и след., 13) и Навала (1 Цар 25:10) выражение «сын Иессеев» приобретает презрит. оттенок. Это позволяет предположить, что И. и члены его семейства не были родовиты и не пользовались известностью за пределами Вифлеема (см. также 2 Цар 20:1; 3 Цар 12:16). О потомках Иессея -> Давид.

Иессуи 
-> Ишви.

Иетеф 
(евр. Йетет, возм., «Он (Бог) даст»), потомок Исава, старейшина Едома (Быт 36:40; 1 Пар 1:51).

Иетур 
(возм., от «круг», «палаточный лагерь»), сын Исмаила (Быт 25:15; 1 Пар 1:31; 1 Пар 5:19). Его потомками были кочевые племена итуреев. -> Итурея.

Иеуил 
(евр. Йеуэл, возм., «да очистит Бог»), еврей из колена Иуды и рода Зары, живший в Иерусалиме (1 Пар 9:6).

Иеуй 
-> Иегу (4).

Иеус 
-> Иеуш (1, 2, 5).

Иеуц, 
вениамитянин, сын Шегараима (1 Пар 8:10).

Иеуш (Иеус) 
(«Он (Бог) поможет»):

1) сын Исава и Оливемы, старейшина Едома (Быт 36:5.14.18; 1 Пар 1:35);

2) вениамитянин, сын Билгана (1 Пар 7:10);

3) левит, потомок Гирсона, сын Шимея (1 Пар 23:10.11);

4) вениамитянин, потомок Ионафана, сын Ешека (1 Пар 8:39);

5) сын царя Ровоама (2 Пар 11:19).

Иефер 
(евр. Йетер, «сверх меры», «избыток» или кр. ф-ма от «Он (Бог) стал изобильным, даровал с избытком»):

1) старший сын Гедеона (Суд 8:20);

2) сын Иады из колена Иуды; умер бездетным (1 Пар 2:32);

3) еврей из колена Иуды, сын Езры (1 Пар 4:17);

4) еврей из колена Асира (1 Пар 7:38), видимо, то же лицо, что и Ифран, сын Цофаха;

5) отец Амессая (Амессы), военачальника Авессалома (3 Цар 2:5.32), измаильтянин (1 Пар 2:17); во 2 Цар 17:25 он назван изреелитянином, но, возм., это ошибка переписчика.

Иефонния 
-> Иефунни (1).

Иефунни (Иефонния)
(евр. Йефунне, возм., «Он (Бог) вновь милостиво обратился»):

1) отец Халева из колена Иуды (Числ 13:7);

2) сын Иефера из колена Асира (1 Пар 7:38).

Иеффай 
(евр. Йифтах, «Он (Бог) освободит, откроет»), галаадитянин, сын -> Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Tов (возм., это область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Суд 11:1-3). К тому времени Господь в наказание за идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Суд 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали на колена Иуды, Вениамина и Ефрема. Израильтяне, раскаиваясь в своем грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними. Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять командование (Суд 10:17.18; Суд 11:4-11). Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на к-рых живут вот уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона. Но все же войны избежать не удалось.
И., дав обет Господу, испросил у Него победу, после чего разгромил войско аммонитян. Он разбил и ефремлян, к-рые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии, и, угрожая И., перешли Иордан (Суд 12:1-6). И. был судьей Израиля шесть лет, до своей кончины. Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в жертву всесожжения первое, что «по возвращении (его) с миром от аммонитян… выйдет из ворот дома» его (Суд 11:30.31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И. разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с подругами в горах оплакала свое девство (Суд 11:38). После этого «он совершил над нею обет свой». Учитывая, что И. очень страдал, исполняя обет, нек-рые толкователи Библии считают, что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Лев 27:1-8). Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1 Цар 12:11 и Евр 11:32, смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и пожизненное служение дочери И. при -> Скинии (см. Суд 11:39) — такая же жертва Господу, как и жертва всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем предыдущие.

Иехдия (Иедия) 
(евр. Йехдеяху, «да возрадуется Яхве»):

1) левит, современник Давида (1 Пар 24:20);

2) меронифянин, надсмотрщик над ослицами Давида (1 Пар 27:30).

Иехиел (Иехиил, Иеиел) 
(евр. Йехиэл, «Бог живой, творящий»):

1) левит, игравший на псалтири и сопровождавший ковчег завета в Иерусалим. Позже он играл на псалтири в скинии, к-рую царь Давид соорудил в качестве временного святилища для ковчега (1 Пар 15:18.20; 1 Пар 16:5);

2) левит из рода Гирсона, сын Лаедана, живший во времена Давида (1 Пар 23:8). Его потомки «смотрели за сокровищами дома Господня», т.е. за сокровищницей храма (1 Пар 26:21.22);

3) сын Хахмония, современник Давида (1 Пар 27:32);

4) сын Иосафата (2 Пар 21:2-4);

5) священник, современник царя Иосии (2 Пар 35:8);

6) отец Овадии, возвратившегося из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:9);

7) отец Шехании, сын Елама (Езд 10:2), возм., тот же израильтянин, к-рый отпустил свою жену-язычницу (Езд 10:26);

8) священник, расставшийся с женой-язычницей (Езд 10:21);

9) левит, современник царя Езекии (2 Пар 31:13). Возм., то же лицо, что и И. (10);

10) левит, потомок певца Емана, живший во времена Езекии (2 Пар 29:14). Возм., то же лицо, что и И. (9).

Иехиил 
-> Иехиел (2, 3, 5, 7, 8).

Иехия 
(«Яхве живой» или «Яхве живет»), придверник у ковчега завета, современник царя Давида (1 Пар 15:24).

Иехолия 
(евр. Йехолья, Йехольяху, «Яхве явил свое могущество» или «Яхве смог»), жена иуд. царя Амасии, мать Озии (4 Цар 15:2; 2 Пар 26:3).

Иехония 
(«Яхве укрепит, установит»), сын и преемник иуд. царя Иоакима (1 Пар 3:16.17; Есф 2:6; Иер 24:1; Иер 27:20; Иер 28:4; Иер 29:2; Иер 22:24.28; Иер 37:1; Мф 1:11.12). Его мать Нехушта была дочерью Елнафана (4 Цар 24:8), одного из видных вельмож Иоакима (Иер 26:22; Иер 36:12.25). Когда И. взошел на престол, ему было 18 лет (4 Цар 24:8; 2 Пар 36:9); его правление продолжалось недолго — три месяца и десять дней (2 Пар 36:9; ср. Иосиф Флавий, Иудейские древности, X,11). Как и его отец, И. совершал богопротивные поступки. Когда Навуходоносор в наказание за отпадение Иоакима выступил против Иерусалима и осадил город (598/597 гг. до Р.Х.), И. вышел к нему вместе с матерью, слугами, князьями и евнухами. Его схватили и вместе со всеми вельможами и воинами, плотниками и кузнецами отвели в Вавилон, прихватив при этом сокровища храма и цар. дворца. Навуходоносор посадил на иерусалимский престол дядю И. Матфанию, дав ему имя Седекия (4 Цар 24:10-17; ср. также Иер 22:24-30). После 37-летнего заключения в Вавилоне И. был помилован царем Евилмеродахом в год его восшествия на престол (562 г. до Р.Х.); Евилмеродах возвысил И. по сравнению с другими царями, жившими при вавил. дворе, и назначил ему содержание (4 Цар 25:27-30; Иер 52:31-34). Библ. сведения о времени пленения И. были подтверждены археол. раскопками. В Вавилоне, возле ворот Иштар, было обнаружено около 300 глиняных табличек, на к-рых указано количество масла, ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам и ремесленникам в Вавилоне и его окрестностях. На четырех табличках, одна из к-рых предположит. датируется 592 г. до Р.Х., указано, что масло предназначено «для Яукина, царя земли Яхуд», «для пяти сыновей царя земли Яхуд» и «для восьми людей из земли Яхуд», при этом добавляется: «лично в руки Канаме» (вероятно, слуге). След., в 1 Пар 3:17 имеются в виду сыновья И., а не его внуки, как предполагают нек-рые ученые. Из этого можно заключить, что первые пять сыновей И. родились до 592 г. до Р.Х., причем старший -> Салафиил — не позднее 598 г. до Р.Х. На клейме, обнаруженном на трех ручках от кувшинов, найденных археологами в Бет-Шемеше (Вефсамисе) и Кирьят-Сефере (Давире), написано: «Принадлежит Елиакиму, управляющему Яукина». Это позволяет предположить, что в то время, пока И. находился в плену, цар. имуществом распоряжался Елиаким, а Седекия в ожидании возвращения своего племянника (на что надеялись все жители Иудеи — Иер 28:3.4) не стал присваивать себе собственность законного царя.

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий