Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Иазания (Иезания) 
(евр. Яазанья, Яазаньяху, «да прислушается Яхве»):

1) сын Иеремии, глава дома рехавитов (Иер 35:3);

2) сын некоего маахитянина (4 Цар 25:23). Вероятно, это то же лицо, что и военач. царя Седекии Азария, сын Осаии, упоминаемый в Иер 43:2. В Массифе (совр. Телль-эн-Насбе) была найдена печать с именем И., к-рая, возм., принадлежала этому военач.;

3) сын Сафана, одного из старейшин колена Иуды. В видении Иезекииля он предстал совершающим идолослужение в Божьем храме (Иез 8:11);

4) сын Азура, князь колена Иуды, к-рого Иезекииль увидел в видении у вост. ворот храма (Иез 11:1).

Иазер 
(от хананейского «помощь», «защита»), аморрейский город вост. Иордана (Числ 21:32), вошедший в удел колена Гадова (Числ 32:1.3.35; Ис Нав 13:25) и переданный затем левитам (Ис Нав 21:39; 1 Пар 6:81). Позднее И. был завоеван моавитянами (Ис 16:8; Иер 48:32). В качестве возможного местоположения И. исследователи называют ряд мест зап. и сев.-зап. Аммана (Раввы Аммонитской).

Иазиз 
(евр. Язиз, «изобильный»), агаритянин, пастух, пасший отары овец Давида (1 Пар 27:31).

Иаиль 
(евр. Яэл, «серна»), жена кенеянина Хевера. И. убила Сисару, когда тот, спасаясь от Варака, укрылся в ее шатре и заснул. Девора, предсказавшая этот поступок И., воспевает ее решительность в своей песне (Суд 4:9.11.17-22; Суд 5:6.24-27).

Иаир 
(евр. Яир, «Он (т.е. Бог), да дарует свет»):

1) сын Сегува и внук Есрома из колена Иуды (1 Пар 2:21-23). Он, однако, причислялся к колену Манассии, т.к. его мать принадлежала к этому колену (Чис 32:39 и след.; Втор 3:14; Ис Нав 13:30; 3 Цар 4:13);

2) галаадитянин, к-рый был судьей Израиля 22 года. Его 30 сыновьям принадлежали 30 городов в Галааде, к-рые назывались «селениями Иаира». И. был погребен в Камоне (Суд 10:3-5). Возм., он был потомком Иаира (1);

3) отец Мардохея, вениамитянин (Есф 2:5);

4) имя отца Елханана, одного из храбрых у Давида (1 Пар 20:5). То же лицо, что и -> Ягаре-Оргим;

5) начальник синагоги, умершую дочь к-рого воскресил Иисус (Мф 9:18; Мк 5:22; Лк 8:41).

Иакей 
(евр. Яке, возм., от араб. «осторожный»), отец -> Агура (Притч 30:1).

Иаким 
(евр. Яким, «да установит Он (Бог)»):

1) руководитель 12-й череды священников во времена царя Давида (1 Пар 24:12);

2) сын Шимея, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1 Пар 8:19).

Иаков 
(евр. Яаков). В основе имени «Иаков» лежит корень акав, от к-рого образованы сущ. акев = «пятка» и глагол акав = «оставлять след», а также «побеждать» («запинать») и «обманывать, вводить в заблуждение». Т.о., слово «И.» может обозначать «он держится за пятку», «он оставит след», «он победит», «он обманывает» (см. Быт 25:26; Быт 27:36; Ос 12:3). М.Нот считал, что имя И. — это кр. ф-ма от южноараб. яакобил = «да защитит Бог». Как название местности слово «И.» встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.:

1)

а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в -> Египет, вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785-1540). (-> Исаак -> Летосчисление, IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, к-рый появится на свет первым, будет служить младшему (Быт 25:23; ср. Мал 1:2.3; Рим 9:10-13);

б) первым родился Исав, вторым — И., к-рый держался за пятку брата (Быт 25:26). Когда И. повзрослел, он стал пастухом, «живущим в шатрах». Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника.
Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, к-рое предназначалось первенцу (Быт 27:1-40). По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран (Быт 27:41 — Быт 28:5). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец к-рой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. «поставил памятником» камень, к-рый служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим. «И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом»;

в) в доме Лавана И. сам стал жертвой обмана. Ему приглянулась младшая дочь дяди — Рахиль, и он попросил Лавана отдать ее ему в жены, пообещав отработать за нее семь лет. Прошло семь лет, но вместо Рахили «Лаван… вечером взял дочь свою Лию и ввел ее» к И. Чтобы получить Рахиль,
И. вынужден был отработать еще семь лет, а затем — еще шесть за приданое. Через 21 год И. был отцом 11 сыновей и одной дочери; он разбогател, хитростью приобретя много скота. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют его благосостоянию, И., собрав домочадцев, тайком ушел в Ханаан. Бог предостерегает бросившегося в погоню Лавана от проявления недружелюбия по отношению к И.; на границе между Арамом и Галаадом И. и Лаван заключили между собой союз (Быт 29-31). Несмотря на то, что на вост. берегу Иордана И. встретили ангелы Божьи (Быт 32:1.2), он, тем не менее, опасался встречи со своим братом Исавом. Узнав, что Исав движется ему навстречу в сопровождении четырехсот вооруж. воинов, И. разделил своих людей и скот на два стана, чтобы в случае конфликта хотя бы один из них спасся. Затем он обратился к Богу в молитве и послал Исаву богатые подарки. Ночью ему пришлось бороться с таинственным «Некто», Которого он не хотел отпускать до тех пор, пока Тот не благословит его.
Наконец Некто открылся ему, сказав, что отныне И. будет носить имя -> Израиль, «ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт 32:28). И. назвал это место Пенуэл, что значит «Лик Божий». Утром состоялась встреча братьев, к-рая привела к примирению;

г) Исав пригласил И. к себе в Сеир. Но И., к-рый все еще не доверял брату, свернул в сторону с намеченного пути и разбил свой стан близ Сихема (Быт 33). Глава 34 повествует о том, что сыновья И. Симеон и Левий перебили жителей города Сихема, после того как сын сихемского князя обесчестил их сестру Дину. По Божьему призыву И. отправился в Вефиль. Он повелел закопать под дубом близ Сихема предметы языч. культа, принадлежавшие членам его семьи и рабам. Придя в Вефиль, И. соорудил там жертвенник (Быт 35:1-7). Господь вновь явился И. и подтвердил данное ему имя — Израиль, а также обетование относит. земли, к-рая ранее была обещана Аврааму и Исааку.
В том месте, где Бог разговаривал с ним, И. поставил «памятник», «возлил на него возлияние» и заново назвал это место Вефилем;

д) вскоре после того как И. покинул Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в Ефрафу, т.е. в Вифлеем;

е) после того как младший сын И. -> Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей переселился в Египет. Израильтяне, поселившиеся в земле Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана (Быт 34:1; Быт 35:22; Быт 38:1). Когда И. прибыл в Египет, ему было 130 лет (Быт 47:1-12). Он умер в возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим 12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду (Быт 48-49). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице, где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия (Быт 49:29-32). Иосиф распорядился набальзамировать тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней (Быт 50:1-3); затем И. был погребен в Ханаане;

2) сын Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом (Мф 4:21). Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое положение среди учеников Иисуса (Мф 17:1; Мф 26:37; Лк 8:51). Однако о деятельности И. в Евангелии почти ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с Петром и Андреем (Мф 4:21; Лк 5:10). Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф 27:56 с Мк 15:40; Мк 16:1 и Ин 19:25). В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна, причем имя И., как правило, упоминается первым, возм., как старшего из двух братьев (Мф 10:2; Мк 3:17; Лк 6:14; что касается Деян 1:13, то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов). Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище «Воанергес», «сыны грома» (Мк 3:17), вероятно, за их рвение. Он осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян (Лк 9:54.55), и за их стремление к собств. славе (в Мф 20:20 мать просит за своих сыновей; Мк 10:35-40). После воскресения Иисуса И. вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме (Деян 1:13). В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить (Деян 12:1.2); вероятно, И. стал вторым христ. мучеником;

3) сын Алфея, также ученик Иисуса. В списках апостолов его имя стоит одним из последних. О деятельности И. почти ничего не известно. Возм., именно он упоминается в Мф 27:56; Мк 15:40; Мк 16:1; Лк 24:10. Если это так, то, значит, его мать Мария была среди женщин, сопровождавших Иисуса, а сам И. носил прозвище «меньший», данное ему либо из-за небольшого роста, либо для того, чтобы отличать его от Иакова, сына Зеведея (-> Клеопа);

4) брат Господа, упоминаемый в Мф 13:55; Мк 6:3; Гал 1:19, сын Иосифа и Марии (-> Братья Господа). Братья Иисуса, вначале не верившие в Него (Ин 7:5), затем оказались среди апостолов (Деян 1:14). Из вышесказ. можно заключить, что в 1 Кор 15:7 речь идет о брате Господа. И. играл важную роль в управлении Иерусалимской церковью (Гал 2:9.12). Именно его в первую очередь Петр просил уведомить о своем освобождении из тюрьмы (Деян 12:17). На -> Апостольском соборе И. внес предложение, к-рое было принято как общее постановление (Деян 15:13 и след.).

Павел посетил его в Иерусалиме после возвращения из третьего миссионерского путешествия (Деян 21:18); он встречался с ним и ранее, вскоре после своего обращения (Гал 1:19). И. — автор -> Послания Иакова. Согл. Евсевию Кесарийскому, И. называли «праведным»; вероятно, в 62 г. по Р.Х. его побили камнями иудеи, о чем сообщает и Иосиф Флавий. И., возглавлявшего иудеохрист. церковь в Иерусалиме, нек-рые исследователи представляют ярым оппонентом апостола язычников Павла. Но какими бы, на первый взгляд, различными ни были высказывания апостолов по ряду вопросу, главным для них всегда оставалась жизнь в -> вере. Когда Павел и И. лично общались друг с другом (Деян 15:1; Деян 21:18-26; Гал 1:19; Гал 2:9), они всегда находили общий язык;
5) отец ап. Иуды (9), о котором больше ничего не известно (Лк 6:16; Деян 1:13).

Дети Иакова

от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда
от Валлы, рабыни Рахили: Дан, Неффалим
от Зелфы, рабыни Лии: Гад, Асир
от Лии: Иссахар, Завулон, Дина
от Рахили: Иосиф, Вениамин
(О внуках и правнуках см. Быт 46:8-27).

Иакова 
(евр. Яакова, ф-ма имени -> Иаков), князь из колена Симеона, современник Иезекииля (1 Пар 4:36).

Иакова колодец 
-> Колодец Иакова.

Иакова послание 
-> Послание Иакова.

Иалон 
(евр. Ялон, «обитающий»), сын Езры, израильтянина из колена Иуды (1 Пар 4:17).

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий