Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Имена Бога 

I. Довольно часто Библия говорит о Всевышнем просто как о Боге, не называя других Его имен. В евр. Библии понятие «Бог» обозначается тремя словами — эль, элоах, элохим, в греч. — словом теос. Три приведен. евр. слова имеют общий корень, значение к-рого не поддается однозначному определению; возм., они происходят от корня ‘вл — «быть впереди», «быть сильным». Форма ед.ч. — эль — употребляется, главным образом, с уточняющими определениями (Бог всевышний в Быт 14:18; Бог всемогущий в Быт 17:1). Значит. чаще, чем эль, в Библии встречается ф-ма мн.ч. — элохим (прим. 2500 раз), к-рая может иметь след. значения: божество как общее понятие; некий бог; Бог (Единый Сущий); боги вообще; определенные боги. Слово элоах (напр., Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и прим. 40 раз в Иов) может быть древней ф-мой обращения, употреблявшейся только в возвыш. речи. Итак, слово «Бог» в евр. языке может иметь значение как ед., так и мн.ч.; оно употребляется не только в отношении Бога Израиля (Исх 20:3 и др.). Форма мн.ч. элохим, употребленная в значении ед.ч., становится способом выражения почтит-сти (ср.: Мы, Царь Всея Руси; Ваше величество). В отношении Бога Израиля это слово обозначает Творца, чьи деяния сокрыты. Греч. слово теос может обозначать единого сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие.

II. Во избежание путаницы, в ВЗ часто прибавляется уточняющее определение к слову Бог. Т.о., для обозначения Бога используются выражения, не являющиеся именами в собственном смысле слова, но устанавливающие особую связь между

а) Богом и к.-л. лицом,

б) Богом и особым местом откровения и

в) Богом и Его избр. народом:

1) указывая на прежние откровения (Быт 26:24: «Бог Авраама, отца твоего»; Быт 31:13: «Бог, явившийся тебе в Вефиле»; Быт 46:3: «Бог отца твоего»; Исх 3:6: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»), Бог дает узнать Себя как Бога, уже действовавшего в прошлом и исполнявшего обетования. Он, однако, привлекает к Себе Своего нынешнего собеседника, требуя от него веры;

2) для отличия от прочих богов Бог назван «Богом Евреев» (Исх 5:3; Исх 7:16; Исх 9:1) или «Богом Израилевым» (Ис Нав 7:13; Ис Нав 10:42; и проч.). Эти выражения никоим образом не говорят о реальном существовании других богов, они, скорее, указывают на исключит. взаимоотношения Израиля и Бога, пожелавшего открыть Себя именно этому народу. Существует двойная связь: Бог Своим откровением связал Себя с народом Израиля, а народ Израиля через Божье откровение и благодаря своему избранию связан с Богом;

3) в отдельных случаях в том же значении, что и «Бог Израилев», употребляется выражение «Бог Иаковлев» (2 Цар 23:1; Пс 19:2; Пс 74:10; Пс 80:2; Пс 145:5; Ис 2:3 и др.), указывающее на историю отношений Бога со Своим народом (т.е. «наш Бог со времен Иакова»).

III:

1) наряду с этими обозначениями, а часто и благодаря им, Бог в ВЗ имеет и имя собственное — Яхве, к-рое изображалось на письме согласными буквами Й-Х-В-Х. Из-за опасения нарушить третью заповедь оно прочитывалось так, как если бы это было слово адонай — «Господь». В соответствии с этим Септуагинта, а вместе с ней и большинство переводов Библии, такое прочтение «Господь» (греч. кюриос) переносит и на написание, так что, напр., в Синод. пер. вместо «Яхве» встречается слово «Господь». Когда позднее евр. алфавит был дополнен значками гласных звуков (-> Масоретский текст) и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова адонай (причем по правилам евр. языка первое а стало произноситься как э), то вместо «Яхве» (единственно как результат некомпетентности средневековых переводчиков) возникло прочтение и написание «Й-э-Х-о-В-а-Х», или «Иегова». Такая неверная передача Божьего имени еще встречается в нек-рых церк. песнопениях и в устаревших переводах.
В результате того, что имя Яхве оказалось скрыто под условным именованием «Господь», в тех случаях, когда в евр. тексте стоит «Господь Яхве», переводчикам во избежание дублирования — «Господь Господь» — приходится прибегать к различным приемам (см. в Быт 15:2: «Владыка Господи»; Зах 9:14: «Господь Бог» и др.). По той же причине в Синод. пер. слово «Господь» в Исх 6:3 названо именем. В Исх 3:15 в тексте оригинала стоит: «Яхве (…послал меня к вам)». Это проливает свет на Исх 3:14, где сказано: «Я есмь Сущий». Евр слово со значением «существовать» созвучно имени «Яхве»; в данном случае оно должно объяснить Моисею, что означает это имя: «Остающийся равным Себе» или: «Который есть и был и грядет» (Откр 1:8). М.Бубер понимал откровение имени Яхве в Исх 3 прежде всего как свидет-во того, что Господа не надо призывать, что Он, Его власть и Его помощь всегда с нами; поэтому он перевел это имя как «Я здесь»;

2) в НЗ имя Яхве уже не встречается. Вместо него мы находим ставшее привычным для греч. языка, благодаря Септуагинте, слово кюриос, «Господь» (с артиклем — о кюриос: Мк 5:19; Лк 1:6.9.28.46; Лк 2:15.22; Деян 8:24; 2 Тим 1:16.18 и др.; без артикля, т.е. употребляемое почти как имя собственное: Мф 1:20.22; Мф 21:9; Мк 13:20; Лк 1:58; 2 Петр 2:9 и др.). В др. местах НЗ говорится только о Боге (греч. теос), часто с дополнением: «Отец Иисуса Христа» (Рим 15:6; 2 Кор 1:3 и др.). Иисус говорит просто об -> Отце (арам. Абба; греч. патер); (-> Бог, III,В; см. Мф 5:16.48; Мф 6:4.9 и др.). Ранняя христ. Церковь использует такое обращение к Богу в своих молитвах (Рим 8:15; Гал 4:6).
Через Иисуса Христа Бог становится Отцом;

3) сущность Божьего имени показывает, что, сообщая нам Свое имя, Бог не просто представляет Себя, но и дарует откровение. Это откровение Бога в Его имени было превзойдено в НЗ откровением Бога в Его Сыне.

IV. Наряду с именем собственным Бога встречаются и другие Его обозначения, подобные именам:

1) принимая во внимание безграничное господство Бога, Его называют Всевышним (Втор 32:8; Пс 7:18; Ис 14:14; Мк 5:7; ср. также Быт 14:19.22; Евр 7:1);

2) Его святость и величие выражаются словосочетанием «Святой Израилев», именем, к-рое использует прежде всего Исаия (Ис 1:4; Ис 5:19.24; Ис 10:20 и др.; Ос 11:9). Как Святой (-> Святость, святой) Бог противопоставляется в корне отличному от Него грешнику (ср. Ис 6:3 и след.);

3) выражение «Господь (Яхве) Саваоф» представляет собой непереведенный евр. титул Бога. Слово «саваоф» (евр. цеваот) — это мн.ч. от цава — «войско», «воинство». Этот титул не встречается в книгах Библии от Бытия до Книги Руфь, но обнаруживается в книгах Царств, в книгах Паралипоменон, в Псалтири и в книгах пророков. Под воинствами могут подразумеваться войска израильтян (1 Цар 17:45), а также скопления звезд или сонмы ангелов. Но, скорее всего, верна догадка о воинствах ангелов. Это имя подчеркивает вселенскую власть Бога, в руках Которого находятся судьбы мира;

4) на особые отношения Бога и Его народа указывает то, что Он именуется «Искупителем» (евр. гоэл) (ср. Пс 18:15; Ис 41:14; Ис 63:16; Иер 50:34 и др.): Бог принимает на Себя роль ближайшего родственника, что подразумевает и долг выкупить Своего задолжавшего сородича (-> Наследство (I,3) -> Выкупать). Если другие имена указывают на недосягаемость Бога, то титул Искупитель, к-рым Бог называет Себя Сам, указывает на Его связь с народом Израиля. Бог готов смилостивиться над Своим провинившимся народом;

5) -> Альфа и Омега -> Всемогущий -> Врач -> Аминь (II) -> Крепость (4) -> Спаситель -> Твердыня -> Небо (IV); «Ветхий днями» -> Старый (II); Создатель (Творец) -> Сотворение мира, творение -> Бог (I,A).
Имена Иисуса Христа
О происхождении и значении имени Иисус -> Иисус Христос (I,А). То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога (Мф 1:21; Флп 2:9), свидет-вует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира (Флп 2:10; Откр), Который наделен божеств. могуществом, но все же властвует в послушании Богу, будучи ответственным перед Ним (1 Кор 15:28). В этом имени человек может найти и узнать Бога. Поэтому М.Лютер говорит: «Ты спросишь, кто Он? Его зовут Иисус Христос, Господь Саваоф, и нет никакого другого Бога». (-> Имя, наречение именем.)

IV-I:

а) Когда Иисус говорит о Себе, Он стремится сказать о том, что другого Бога нет. Его речения о Себе Самом, начинающиеся с «Я есмь» (греч. эго эйми), свидетвуют о Нем как о Божьем откровении. Он как «хлеб жизни» (Ин 6:35.51) дарован человеку Богом для жизни вечной. Как «свет миру»(Ин 8:12) Иисус призывает людей выйти из тьмы греха и в Его свете найти путь к жизни. Называя Себя «дверью» (Ин 10:9), а также «путем и истиной и жизнью» (Ин 14:6), Иисус показывает, что только через Него можно прийти к истине, в к-рой человек находит вечную жизнь. Поскольку смерть, являющаяся следствием греха, преграждает путь к жизни, то Иисус есть также «воскресение и жизнь» (Ин 11:25); иными словами, вера в Иисуса приводит к Богу, к Тому единственному, у Кого и через Кого человек может получить жизнь и пребывать в ней. Поэтому Иисус заявляет о Своей исключительности: Он есть «пастырь добрый» (Ин 10:12.14), без Которого не могут жить те, кто принадлежит Ему, кого Он называет «своими». Они неразрывно связаны с Ним, как виноградная ветвь связана с «истинной виноградной Лозой» (Ин 15:1.5). В Ин 8:24.28 Иисус говорит о Себе лично: «это Я» (греч. эго эйми) (ср. Мк 14:62) и тем напоминает о Божьем откровении Моисею в Исх 3:14 (-> Имена Бога, III,1); слова Бога «Я есмь Сущий» Септуагинта переводит здесь как «это Я» (эго эйми). Как Бог стремится разъяснить Моисею Свое имя, так и Иисус говорит о Себе, что Он является окончательным, исключительным Божьим откровением (Евр 1:1 и след.) и что только в Нем Бог дарует людям Свое спасение (Деян 4:12).

б) Сложнее понять, почему Иисус называет себя «Сыном Человеческим» (евр. бен хаадам; арам. бар-энаш; греч. го гюйос ту антропу):

1) а) словосочетание бен хаадам в Синод. пер. ВЗ чаще всего передается как «сын человеческий» (Иов 25:6; Пс 8:5; Пс 35:8; Пс 89:4; Иез 2:1; Иез 3:17 и др.). В этих стихах выражение «сын человеческий» тождеств. понятию -> человек; б) только в Дан 7:13 и след. выражение «Сын человеческий» обозначает грядущего властителя Царства Божиего (-> Мессию): «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий». Он противопоставлен здесь четырем зверям, воплощающим великие земные царства. В подобном же значении это выражение встречается в сохранившейся только на эфиоп. языке Книге Еноха, где Сын Человеческий назван избранным и праведным;

2) называя Себя в Евангелиях Сыном Человеческим (в синоптич. 70 раз, а в Ев. от Иоанна 12 раз), Иисус опирается на Дан 7:13. Помимо Самого Иисуса, так Его называют только Стефан (Деян 7:56) и Иоанн (Откр 1:13; Откр 14:14). В Дан 7 Сын Человеческий однозначно понимается как небесный образ. В Евангелиях Сын Человеческий — это исключит. самообозначение Иисуса; данное выражение ни разу не встречается в обращении или в повествовании об Иисусе. На вопрос о значении этого имени предлагалось множество ответов. Называя себя Сыном Человеческим, Иисус имел в виду, что Его внешний облик ничем не отличается от облика других людей или что в Нем явлен истинный человек, человек, каким хотел его видеть Бог, когда сотворил его.
(См. также противопоставление Адама и Христа в посланиях ап. Павла, Рим 5:12 и след.; 1 Кор 15:20 и след.) Для иудеев понятия «Сын Человеческий» и «Христос» (=Мессия) были тесно связаны (Ин 12:34), и слова Иисуса о том, что Он является Сыном Человеческим, воспринимались ими как богохульство (Мк 14:62-64). В соответствии с этим и более поздние экзегеты безапелляционно и, возм., правомерно говорят о том, что словосочетание «Сын Человеческий» является «самым притязательным самоопределением, к-рое вообще мог употребить житель древнего Востока» (Stauffer, Theologie des NT). Изречения Иисуса, в к-рых присутствует выражение «Сын Человеческий», можно разделить на три группы: а) тождественность Сына Человеческого и Иисуса (Мк 2:10; Ин 1:51), б) Его страдания (Мк 8:31; Мк 9:9.31; Мк 10:33 и пар.; Мф 26:2; Ин 8:28), в) Его явление как властителя и судьи (Мк 8:38; Мк 13:26 и парал.; Ин 5:27).

IV-II. А. Если до сих пор речь шла исключит. о высказываниях Самого Иисуса, то выражение «Сын Божий» является как самообозначением Иисуса, так и человеч. исповеданием Божьего откровения в Иисусе:

1) в ВЗ понятие «сын» в отношении Бога не закреплено исключит. за Мессией: Бог мог называть так и народ Израиля (Исх 4:22; Втор 14:1; Втор 32:6.18; Иер 31:9; Ос 11:1). Правда, такие места в Библии, как Пс 2:7, получили мессианское толкование уже у раввинов;

2) в НЗ «Сын Божий» (в ед.ч.), а также просто «Сын» — исключит. мессианское обозначение Иисуса: а) Сам Бог называет Иисуса Своим Сыном и признает Свое отцовство перед людьми (Мф 3:16.17; Мф 17:5; Лк 9:35); б) Иисус признает Себя Сыном Бога и открывает этим Свое происхождение от Бога и Свою особую связь с Ним (Мф 11:27; Ин 1:14.18; Ин 3:16). Поэтому Он, обращаясь к Богу, называет Его «Отче» и всегда говорит «Отец Мой», но никогда — «Отче наш» (в Мф 6:9; в Лк 11:2 «Отче наш» сказано от лица учеников и как наставление для них). Исключительность Иисуса как Сына Божьего подчеркивается и определением «единородный» (-> Единородный сын). Признание Иисусом того факта, что Он — Сын Божий, в конечном итоге приносит Ему смерть (Мф 26:63 и след.). Когда Иисус называет Себя Сыном Божьим, Он тем самым притязает на абсолютное главенство над всем творением (см. Кол 1:15 и след.; также Ин 1:3). Он предвечен, и все произошло от Него. Т.о., понятие «Сын Божий» равнозначно понятию «Господь»; в) когда человек исповедует Иисуса как Сына Божьего, он тем самым выражает свою веру в явленное в Нем откровение (Мф 16:16), становится членом Церкви (Деян 8:37) и вступает в общение с Богом (1 Ин 2:23). Но к этому исповеданию человека приводит только Сам Бог (Мф 16:17); г) даже бесы признают Иисуса Сыном Божьим (Мф 8:29; Мк 3:11), и это свидетельствует о Его вселенской власти.
Б. Выражение «сын Давидов» также является мессианским самообозначением Иисуса и формулой признания Иисуса Мессией:

а) обетование, данное Давиду Богом (2 Цар 7:12 и след.), истолковывается как мессианское (см. Пс 131:11). Оно часто повторяется пророками (см. Ис 9:6 и след.; Иер 23:5; Иез 34:23; Зах 12:8). Поэтому обозначение «сын Давидов» является титулом Мессии;

б) в Мф 22:41-46 Иисус возражает не против того, что Его называют «сыном Давидовым», а против неверного представления о том, что Мессия якобы ниже Давида. Даже будучи «сыном Давидовым», Мессия является Давиду Господом, поскольку происходит от Бога. Иисус признает это обращение (Мф 9:27; Мф 21:9), а Церковь признает (Мф 1:1) и исповедует Иисуса как Сына Божьего «от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3). Титул «сын Давидов» свидетельствует также о человеч. природе Иисуса и приобретает весомость только рядом с именем «Сын Божий» (см. Рим 1:3 и след.). Только оба имени вместе точно определяют Иисуса как Божье откровение во плоти.

IV-III. Существует много других имен, к-рые поясняют деяния Христа. Это, в первую очередь, такие обозначения, как «царь», «первосвященник», «пророк».

а) Цар. титул Иисуса тесно связан с обозначением «сын Давидов» (см. выше, II,Б). Царем признают Его мудрецы (волхвы) (Мф 2:2), и Сам Иисус признаёт Себя царем перед Пилатом (Ин 18:37). Его царство другого рода, оно не похоже на то, к-рое существует в человеч. представлении (Ин 18:36). Именно это стало причиной осмеяния страдающего Иисуса (Мф 27:29.37.42). Его господство скрыто, оно познается только верующими и торжествует над грехом, смертью и дьяволом.
Но это истинное господство над всей вселенной (1 Тим 6:15); ныне оно познается и признается верой, а в конце времен станет очевидным для всех (Мф 25:34; Откр 17:14; Откр 19:16). Т.о., титул «царь» указывает на -> Второе пришествие Иисуса в -> славе.

б)

1) в Псалтири и в Послании к евреям Иисус назван священником и первосвященником (Пс 109:4; Евр 5:6; Евр 7:1.3.17.21; -> Первосвященник, V). Прообразом примирит. и искупит. подвига Иисуса стало ветхозаветное -> богослужение: Он Сам Своей жертвой раз и навсегда открыл людям доступ в Святое Святых, т.е. к Богу (Евр 9:12). По Своей безгрешности (Евр 4:15; Евр 7:26 и след.) и Своему милосердию (Евр 2:17; Евр 4:15) Он стоит выше всех священников и пребывает вовек (Евр 10:13);

2) то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначением «Агнец». В Ис 53:7 агнцем называется «раб Божий» (-> Исаия, III,2а,б), что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира (Ин 1:29.36). Согл. Ин 19:30.31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца. Поэтому Павел вправе называть Иисуса «Пасха наша» (т.е. «наш пасхальный агнец» — 1 Кор 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1 Петр 1:19). В Oткр прославленный Иисус 29 раз является как закланный Агнец (Откр 5:6 и след.; Откр 13:8 и др.). Иисус как Агнец, пожертвовавший Собой ради Своей Церкви, дарует ей жизнь и победу (Откр 7:9 и след.; Откр 12:1 и след.; Откр 14:1 и след.).
Но Он и Сам побеждает безбожные и противостоящие Богу силы (Откр 6:16.17; Откр 14:10; Откр 17:14), а в конце времен Он откроется как господствующий над всем творением и соединится навечно в браке со Своей невестой — Церковью (Откр 19:7 и след.; Откр 21:1), спасенной от обольщения антихристом, принимающим вид Агнца (Откр 13:11).

в:

1) Иисус нигде не назван пророком в прямом смысле этого слова, напротив, всюду подчеркивается Его отличие от пророков. Народ, принимающий Его за пророка, не знает Его (Мк 6:15; Мф 16:14). С др. стороны, Моисей возвещает о Мессии как о грядущем пророке (Втор 18:15).
В отдельных случаях Он именуется в НЗ «Тем пророком» (Ин 6:14; ср. также Ин 1:21; Ин 7:52), что равнозначно понятию «Мессия». Если Иисус и осознаёт Себя пророком (Лк 13:33), то именно в этом смысле, более широком, чем тот, к-рый вмещает в себя собственно понятие «пророк». В Евр 1:1 и след. Иисус противопоставляется пророкам и ставится над ними как носитель окончат., решающего слова Божьего к человеку;

2) по-этому Иисус может быть назван и «Словом» (греч. логос). Отличие Иисуса от пророков в том и состоит, что Он не несет, подобно им, Божье Слово, а Сам является этим Словом. Т.е. несущий откровение равен самому откровению (см. выше, I,А). Он — то Слово, к-рое было в начале, и «все чрез Него начало быть» (Ин 1:1-3; ср. Быт 1:1): как посредник сотворения мира Он был предпослан всему созданному. Но как носитель откровения Он стал обитать среди людей, став равным им (Ин 1:14) и превратившись в -> посредника жизни (1 Ин 1:1). В конечном итоге Иисус как победоносное Слово Божье побеждает врагов (Откр 19:13).

г) Наряду с вышеперечисл. встречаются и менее употребит. имена:

1) на основании Ис 7:14 Иисус назван в Мф 1:23 «Еммануилом», поскольку понятие «с нами Бог» становится в Нем зримой реальностью;

2) выражение «лев от колена Иудина» (Откр 5:5) напоминает о Быт 49:9 и говорит о непобедимости Иисуса;

3) в 2 Петр 1:19; Откр 22:16 Иисус назван «утренней звездой», поскольку в Нем наступает совершенство;

4) «Женихом» Иисус называет Себя только в притчах (Мф 9:15; Мф 25:1; Ин 3:29), в к-рых метафорич. представлена Его Церковь, исполненная великой радости от общения с Ним;

5) «Отрасль» — это имя Мессии в Иер 23:5; Иер 33:15; Зах 3:8; Зах 6:12, где говорится о Христе как об отрасли Давидовой. Будучи «отраслью от корня Иессеева» (Ис 11:1) и Сыном Божьим, «Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3), Он открывается в Своей земной жизни как Царь царей и Господь господствующих. Обозначением «раб Мой, Отрасль» (Зах 3:8) указывается на унижение Мессии и на Его послушание вплоть до смерти (Ис 52:13 — Ис 53:12; Флп 2:5-8). В имени «Отрасль» (Зах 6:12 и след.) прослеживается связь с Сыном Человеческим как «последним Адамом» и «вторым человеком» (1 Кор 15:45-47), Который, будучи одноврем. священником и царем, правит миром; уделом — когда-то данным Адаму, но утраченным им в результате грехопадения.

IV-IV. Церковь, проповедуя и действуя в вере, совершает это «во имя Иисуса». Это словосочетание никоим образом не представляет собой формулы, подобно тем, что используются в магии и чародействе. Об опасности такого злоупотребления предупреждает заповедь (Исх 20:7). Креститься «во имя Иисуса» (Мф 28:19 — упоминается вся Троица; Деян 2:38; Деян 8:16) — это означает через веру связать свою жизнь с Иисусом (Рим 6:3-6; Гал 3:26 и след.). Так же следует понимать слова «во имя Иисуса» и в других случаях. Действовать «во имя Иисуса» значит действовать «силой и полномочиями Иисуса». Болезни отступают «во имя (именем) Иисуса Христа», т.е. перед Его силой (Деян 3:6; Деян 4:10); грехи прощаются «ради имени Его», т.е. Им Самим (1 Ин 2:12). И бесы повинуются тем, кто использовал полномочия, данные Иисусом (Лк 10:17; Деян 16:18). Наконец, и Церковь молится во имя Иисуса Христа (Ин 14:13; Ин 15:16; Ин 16:23), т.е. Его Духом; через Него она имеет доступ к Богу и благодарит во имя Иисуса Христа (Еф 5:20). «Во имя Иисуса Христа» должно совершаться все происходящее в Церкви (Кол 3:17).

V. -> Адам (I,4) -> Должность (III) -> Альфа и Омега -> Епископ -> Образ -> Краеугольный камень (II) -> Первородство, первородный -> Ходатай -> Помазанник -> Голова, глава -> Спаситель -> Святость, святой (II,4а) -> Господь (4а,в) -> Пастух, пастырь (II,3) -> Иисус Христос (I) -> Учитель (IV) -> Посредник (II) -> Священник (III).

Именей 
(греч. Гюменайос), первонач. имя греч. бога брака (в лит-ре обычно — Гименей). Христианин из Эфеса, ставший лжеучителем. И. утверждал, что воскресение мертвых уже произошло. Ап. Павел предал его сатане (1 Тим 1:20; 2 Тим 2:17 и след.; ср. также 1 Кор 5:5).

Имер 
-> Иммер.
Иммер (Имер, Еммер)
(«агнец»):

1) руководитель 16-й череды певцов в храме во времена Давида (1 Пар 24:14);

2) родонач. одного из священнич. родов (1 Пар 9:12; Неем 11:13; возм., также Неем 3:29; Иер 20:1). Его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:37; Неем 11:13); двое имели иноплем. жен (Езд 10:20);

3) город в Вавилонии, из к-рого возвратились угнанные туда иудеи (Езд 2:59; Неем 7:61), местонахождение И. неизвестно.

Имна 
(евр. Йимна), два разных евр. имени, одинаково передаваемых средствами рус. яз.

I. «Он (Бог) исчислит»:

1) сын Асира; его потомки образовали один из родов колена Асира (Быт 46:17; Числ 26:44; 1 Пар 7:30);

2) левит, отец Коре (2 Пар 31:14).

II. «Сдержанный» или «задерживающийся» — имя сына Гелема из колена Асира (1 Пар 7:35).

Имра 
(евр. Йимра, «строптивый»), еврей из колена Асира, сын Цофаха (1 Пар 7:36).

Имрий 
(евр. Имри, кр. ф-ма от «Господь говорил»):

1) предок Уфая, израильтянина из колена Иуды (1 Пар 9:4);

2) отец Закхура (Неем 3:2).

Имя, наречение именем 
В библ. времена, как и вообще в древности, И. являло нечто большее, чем просто «личное название человека». Наделить человека (или предмет) И. мог только тот, кто имел определ. полномочия в отношении нарекаемого. Из истории сотворения мира мы знаем, что человек получил от Бога повеление и право дать И. всем животным (Быт 2:19.20). Этим человек утвердил свою власть, данную ему Богом (Быт 1:28). И., к-рое родители дают своему ребенку (-> Дети), говорит о тех надеждах, к-рые они возлагают на него (Каин в Быт 4:1), или выражает некое душевное состояние (Вениамин-Бенони в Быт 35:18; Ихавод в 1 Цар 4:21). И., заимствов. из животного мира, свидетвует о желании родителей видеть в своем ребенке свойства того или иного животного (Девора — «пчела»; Дишон — «антилопа»; Иoна — «голубь»).
Часто встречаются И., выражающие отношение к Богу. Ср. И., начинающиеся с «Ио-» (кр. ф-ма от Яхве; -> Имена Бога, III); напр., Иоанн — «Яхве милостив» или Ел (Эль) — «Бог»; напр., Елисей — «Бог есть спасение», а также оканчивающиеся на «-ия», напр., Исаия — «Яхве есть спасение», или «-ил» («-эль»); напр., Самуил — «услышанный Богом» (о значении слова «Эль» -> Имена Бога, I). Изменение И. совершалось для демонстрации власти к.-л. над переименованным (Елиаким-Иоаким, 4 Цар 23:34; Даниил-Валтасар и его друзья, Дан 1:6.7), но в тех случаях, когда переименование исходило от Бога, оно служило выражением особого обетования (Аврам-Авраам, Быт 17:5) или особого отношения к Богу (Иаков-Израиль, Быт 35:10). (Ср. также: Сара-Сарра; Гедеон-Иероваал; Симон-Петр.) В тех случаях, когда имя ребенка было предопределено Богом, оно имело, как правило, пророч. значение (см. Ос 1:4.6.9; Ис 8:3.4; Мф 1:21; Лк 1:13). Часто детей называли в честь других членов семьи (Лк 1:61). В эпоху НЗ мальчики получали И. на 8-й день после рождения (Лк 1:59 и след.; Лк 2:21), когда их подвергали обрезанию (Лев 12:3). Важно осознать, что И. и его обладатель вступают в нерасторжимую связь. Так, И. может отождествляться с личностью его носителя (Деян 9:15). Исполнено значения и то, что Бог в ВЗ имеет одно И. — Яхве (в Синод. пер. — Иегова) (-> Имена Бога, III,1). Это И. Он Сам открыл Своему народу (Исх 3:13.14), открыв тем самым Себя Самого. Т.о., И. Яхве воплощает присутствие Бога в Своем народе и находится под особой защитой (Исх 20:7; Втор 5:11; -> Хула).

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий