Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Ива, верба 
Евр слово арав, вероятно, обозначает тополь евфратский (Populus euphrati-ca). Произрастает, главн. образом, в долинах рек (Иов 40:17; Ис 44:4) и по высоте сопоставим с липой. Ветви начинают отходить от ствола на уровне человеч. роста (ср. Пс 136:2). Ветви этого дерева использовались в ритуалах праздника Кущей (Лев 23:40). Собственно И. (евр. цафцафа) подразумевается в Иез 17:5.

Ивлеам (Билеам), 
ханаан. город, выделенный во владение колену Манассии (Ис Нав 17:11) и не захваченный израильтянами (Суд 1:27). Вероятно, он лежал на пути из Изрееля в Мегиддо (4 Цар 9:27). В 1 Пар 6:70 И. (Билеам) назван левитским городом. В надписи в храме Карнака этот город именуется Й-бра-а-му и упоминается вместе с Таанахом. Исследователи предполагают, что он находился на месте Телль-Биламе, в 2 км юж. Дженина; эта местность была заселена уже в бронзовом веке.

Ивния 
1. (евр. Йивнейя, «Яхве построит, дарует большое потомство»), вениамитянин, сын Иерохама, живший в Иерусалиме (1 Пар 9:8).

2. (евр. Йивний), вениамитянин, отец Регуила (1 Пар 9:8).

Иври 
(«еврей»), левит, сын Иаазии (1 Пар 24:27).

Ивсам 
(евр. Йивсам, «(благовонный) бальзам»), потомок Фолы из колена Иссахара (1 Пар 7:2).

Игал (Игеал) 
(евр. Йигал, «Он (Бог) избавит»):

1) представитель колена Иссахара среди 12 соглядатаев, посланных в Ханаан Иисусом Навином (Числ 13:8);

2) сын Нафана из Цобы, один из храбрых у Давида (2 Цар 23:36);

3) потомок Зоровавеля (1 Пар 3:22).

Игеал 
-> Игал (3).

Игла 
-> Оружие и орудия труда.

Иго 
-> Ярмо, иго.

Игольные уши 
Толкователями НЗ неоднократно высказывалось предположение, что И.У. в притче Иисуса (Мф 19:24) обозначают узкие ворота в каменной стене, через к-рые не может пройти верблюд. С др. стороны, существует мнение, что в тексте были перепутаны греч. слова, обозначающие «верблюд» и «канат» (камэлос и камилос). Очевидно, что канат лучше ассоциируется с игольным ушком, чем верблюд, но представляется, что употребл. в тексте слово более образно.

Игра 
I. ДЕТСКИЕ ИГРЫ
Д.И. очень редко упоминаются в Библии. Одним из образов грядущего времени спасения является беззаботно играющий малыш около норы аспида (Ис 11:8), а также множество играющих отроков и отроковиц на улицах Иерусалима (Зах 8:5). Притча Иисуса изображает детей, играющих на улице в «свадьбу» и в «погребение» (Мф 11:16 и след.). На живых животных в качестве игрушек намекает следующий вопрос: «Станешь ли забавляться им (левиафаном), как птичкой, и свяжешь ли его для девочек твоих?» (Иов 40:24). В Ис 22:17 и след. речь идет, вероятно, о спортивной игре для взрослых (см. ниже, III,1). Сведения о детских играх и игрушках дают древние изображения, а также материалы раскопок. На Ближнем Востоке были найдены куклы самых различных видов, от примитивных фигурок до таких, у к-рых были подвижные руки и ноги и натуральные волосы; кр. того, обнаружены деревянные, глиняные и каменные игрушки, изображавшие животных, в том числе и на колесиках, чтобы их можно было катать. В Египте найден деревянный крокодил с подвижной нижней челюстью, а в Телль-Бейт-Мирсиме (Дебире) — детские свистульки, куклы и наполненные камешками глиняные погремушки, к-рые изготовлялись иногда в форме кукол.

II. ИГРА В КОСТИ НА ДОСКЕ
Из небиблейских источников до нас дошли сведения о различных играх в кости на доске. Наряду с изображениями и другими находками существует множество упоминаний об этом в лит-ре эллинистич. и рим. периодов; и все же основные правила таких игр неясны. Суть игры состояла в том, что камушки («фишки») на доске передвигались в зависимости от результата бросания костей. Очевидно, из Египта подобные игры попали и в Палестину, где игральные доски из известняка с начерченными на них клетками существовали начиная с позднего бронзового века; самый древний экспонат костей и игральных камешков обнаружен в Телль-Бейт-Мирсиме (средний бронзовый век). На игральной кости (кубике) насчитывается от одного до четырех глазков; с помощью палочки ее приводили во вращение, подобно волчку. В эту игру входят два набора по пяти камешков в каждом, игральная же доска не сохранилась. Обильно украшенная плита из Мегиддо также считается игральным столом. На каменном столбе во внутреннем дворе крепости Антония (сев. Иерусалимского храма) сохранились линии и фигуры, к-рые римские легионеры начертили там для своих игр.

III. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ

1) в ВЗ упоминаются упражнения по стрельбе из лука (1 Цар 20:20.35-40), игра в сражение, к-рая перешла в кровопролитие (2 Цар 2:14-16), и измерение силы при поднятии тяжестей (Зах 12:3). Остается неясным, можно ли из текстов 2 Цар 2:18 и след. и Екк 9:11 сделать вывод о существовании спортивных состязаний в беге. Упомянутая в Ис 22:17 и след. игра в мяч (в Синод. пер. — «ком»), возм., являлась развлечением, принятым при царском дворе и среди аристократии;

2) спортивные занятия и состязания были признаком греч. культуры; Павел часто намекает на общеизвестные в то время состязания, ссылается на их правила и на необходимую для победы полную самоотдачу участника. Важнейшими и регулярно проводившимися спортивными состязаниями в Др. Греции были Олимпийские игры в Олимпии, Немейские — в Арголиде, на Пелопоннесском полуо-ве, Истмийские — в Истме, на Коринфском перешейке, и Пифийские — в Дельфах.
В программу соревнований, проходивших по твердо установленным правилам (ср. 2 Тим 2:5), входили бег на короткие, средние и длинные дистанции (1 Кор 9:26; Гал 2:2; Гал 5:7), бег в полном воинском снаряжении и с оружием, кулачный бой (1 Кор 9:26), состязание на колесницах и пятиборье: прыжки, бег, метание диска, метание копья и борьба. Перед состязаниями проводились основательные тренировки; в Олимпии они длились 10 месяцев (1 Кор 9:25.27). Соревнования проходили при стечении большого числа зрителей (Евр 12:1). В состязаниях по бегу (Флп 2:16) участвовало много спортсменов — по четыре в каждом забеге, а в финале всегда определялся главный и единственный победитель (1 Кор 9:24; 2 Тим 4:7 и след.). Награда победителя (Флп 3:14) состояла только из венка (-> Венец, II,2): в Олимпии — из масличных ветвей, в Коринфе — из еловых, а в Дельфах — из лавровых. В родном городе победителя ожидали высокие почести и он пользовался всеобщим уважением. (-> Зрелище.) С распространением эллинистич. культуры такие игры устраивались также в Сирии и Палестине. В период правления Антиоха Епифана первосвященник Иисус, изменивший свое имя на Ясон, ввел греч. игры и в Иерусалиме (между 175 и 171 гг. до Р.Х.) и соорудил под городской крепостью гимнасий (1 Макк 1:14 и след.; 2 Макк 4:7-16). Особые нарекания благочестивых иудеев вызвало то обстоят-во, что здесь, вблизи храма, спортсмены тренировались и состязались без всякой одежды, как это было принято в Др. Греции (ср. Исх 20:26; Исх 28:42 и след.). Позднее Ирод Великий построил большой театр и стадионы в эллинистич. городах Кесарии и Самарии (Себастии), а также в сев. пригороде Иерусалима.

Игуд 
(евр. «иудейский» или «простертый»), город в уделе Дана (Ис Нав 19:45), совр. Иехуд, располож. в 12 км юго-вост. Яффы.

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий