Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Иеафрай 
(евр. Йеатрай), левит из рода Гирсона (1 Пар 6:21). В 1 Пар 6:41 он назван -> Ефнием.

Иевосфей 
(евр. Иш-Бошет, «человек позора»), единств. из сыновей Саула, оставшийся в живых после смерти отца своего и трех братьев, павших в битве с филистимлянами. Первонач. его звали Ешбаал, «человек Господа (или Ваала)» (1 Пар 8:33; 1 Пар 9:39). Неизвестно, когда его имя было изменено; возм., это случилось в ту эпоху, когда именем Ваал называлось языч. божество, но не исключено, что изменению имени способствовал и бесславный конец правления И. Когда после победы филистимлян к власти в Хевроне пришел Давид, Авенир, двоюродный брат Саула и начальник его войска, провозгласил И. царем в Маханаиме, области, неподвластной филистимлянам (2 Цар 2:8-10).
Сначала его власть, вероятно, распространялась только на земли, располож. вост. Иордана; со временем Авенир присоединил к ним и земли на зап. берегу этой реки, чему филистимляне, по-видимому, не воспрепятствовали. Стих 9, вероятно, описывает примерный ход событий, продолжавшихся много лет; И. было сорок лет, когда он воцарился над Израилем «и царствовал два года». Между тем, Давид царствовал в Хевроне семь с половиной лет. Рядом с дядей И. не мог быть самостоятельным. Его протест против отношений Авенира с наложницей Саула Рицпой привел к тому, что разгневанный Авенир перешел на другую сторону (2 Цар 3:7-12). О том, насколько беспомощным был правитель Северного царства, свидетельствуют переговоры Давида с Авениром. Условие, к-рое Давид поставил Авениру перед началом переговоров, а именно: вернуть его жену Мелхолу, он направил И. как открытое требование, к-рому тот повиновался беспрекословно. Вслед за этим Авенир пал жертвой военач. Иоава. Не исключено, что безнаказанность убийцы побудила двух вениамитян напасть на И. в его доме и убить его. Они принесли Давиду в Хеврон голову И., но тот приказал их казнить, а голову И. похоронить в могиле Авенира (1 Цар 4).

Иевус 
Древний -> Иерусалим, стоявший на холме у источника Гион, называли также Сионом (2 Цар 5:7) или Иевусом (Суд 19:10; 2 Цар 5:6). Здесь наряду с израильтянами жили -> иевусеи (Ис Нав 15:63), а также другие народы, что видно из Иез 16:3: «Твой корень и твоя родина — в земле Ханаанской, отец твой — аморрей, и мать твоя — хеттеянка».

Иевусеи, 
народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян (Быт 15:21; Исх 3:8). Родоначальником И. был один из сыновей Ханаана, внука Ноя (Быт 10:16). Согл. Числ 13:30 и Ис Нав 11:3, ко времени завоевания Ханаана И. вместе с аморреями, хеттеями и ферезеями жили «на горе». В ВЗ они неоднократно упоминаются как жители Иерусалима (Ис Нав 15:8.63; Ис Нав 18:16.28; Суд 1:21; 2 Цар 5:6), к-рый поэтому называли городом иевусеев, или -> Иевусом (Суд 19:10.11). В то же время название Иерусалим было известно и до завоевания города израильтянами: в форме Урусалим оно встречается в док-тах Телль-Амарнского архива. Коленам Иуды и Вениамина не удалось изгнать И. из Иерусалима (Ис Нав 15:63; Суд 1:21; Суд 19:11). Город был взят Давидом (2 Цар 5:6-9), но и он не смог изгнать из него коренных жителей. У одного из И. (-> Орна) Давид купил гумно, на месте к-рого позднее был построен храм (2 Пар 3:1). Оставшихся И. Соломон «сделал оброчными работниками» (3 Цар 9:20.21).

Иевусей 
-> Иевусеи.

Иегаллелел 
(евр. Йехаллелел, «он прославит Бога»):

1) потомок Иуды (1 Пар 4:16);

2) левит из рода Мерари (2 Пар 29:12).

Иегар-Сагадуфа 
(арам. «(каменный) холм-свидетель»), название груды камней, собранных в знак свидет-ва примирения между Лаваном и Иаковом (Быт 31:47). -> Массифа (5).

Иегдай 
(евр. Йехдай), значение то же, что -> Иада. Наложница Халева (1 Пар 2:47 — в Синод. пер. «Иегдай» — имя неизвестного мужчины).

Иеглом 
(евр. Ялам, «сокрытый»), сын Исава и Оливемы (Быт 36:5.14; 1 Пар 1:35).

Иегоаддань 
(евр. Йехоаддан, возм., «Яхве — упоение, благополучие»), жена иуд. царя Иоаса, мать Амасии (4 Цар 14:2).

Иегова 
-> Имена Бога.

Иегоиарив 
(евр. Йехоярив), священник и начальник первой священнич. чреды во времена Давида (1 Пар 24:7; ср. 1 Пар 9:10 — в Синод. пер. — Иоиарив).

Иегоханан 
(«Яхве милостив»):

1) сын Мешелемии, привратник из рода Корея (1 Пар 26:3);

2) видный военач. царя Иосафата (2 Пар 17:15); возм., то же лицо, что и отец сотника Исмаила (2 Пар 23:1);

3) отец ефремлянина Азарии, жившего во времена Факея (2 Пар 28:12).

Иегу (Иуй, Ииуй, Иеуй) 
(евр. Йеху, «Господь есть Он (Бог)»):

1) вениамитянин из Анафофа, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:3);

2) сын Анании, пророк, предсказавший падение израил. царя Ваасы и его дома (3 Цар 16:1-4.7). Позже он осудил иуд. царя Иосафата за помощь, к-рую тот оказал Ахаву (2 Пар 19:1-3). И. составил запись о правлении иуд. царя Иосафата (2 Пар 20:34);

3) сын Иосафата (6) и внук Намессии, царь Израиля, правивший ок. 845-818 гг. до Р.Х. (3 Цар 19:16.17; 4 Цар 9-10; 2 Пар 22:7-9). Пр. Илия, к-рому Господь повелел помазать И. на царство в Израиле, поручил совершить это своему преемнику Елисею (согл. 4 Цар 9:25.26, Илия и И. встретились лично, когда пророк сообщил израил. царю Ахаву Божий приговор, гласивший, что дом Ахава будет истреблен — в наказание за идолослужение; тогда помазание не состоялось). Спустя годы, когда другой израил. царь, Иорам, был ранен в битве с арамеями (сирийцами), Елисей повелел одному из своих учеников помазать И. на царство. В то время И. находился с войском в Рамофе Галаадском. И. был провозглашен царем, после чего начал освобождать Израиль от идолопоклонства. Истребление дома Ахава И. провел с такой жестокостью, что позже пр. Осия говорил о «крови Изрееля», к-рую Господь взыщет с дома И. (Ос 1:4). Один за другим были убиты царь Израиля Иоарам (4 Цар 9:15-26), царь Иудеи Охозия (2 Пар 22:7-9), жена Ахава Иезавель (4 Цар 9:30-37) и 70 его сыновей (вероятно, имеются в виду также внуки и правнуки) (4 Цар 10:1-10), а также царские вельможи и священники. Были убиты 42 брата царя Охозии. Затем И. устроил ловушку для жрецов Ваала.
Собрав жрецов со всего Ханаана, он заявил им, что по случаю коронования хочет принести жертву их богу. Когда жрецы заполнили храм, солдаты И. перебили их. Статуи Ваала были разбиты, а храм осквернен и превращен в отхожее место. Господь одобрил ревность И. против идолослужения и обещал, что его потомки до четвертого поколения будут править Израильским царством. Это обетование исполнилось в отношении Иоахаза, Иоаса, Иеровоама II и Захарии. Однако И. «не старался ходить в законе Господа … от всего сердца». Он «не отступил от грехов» Иеровоама I (-> Идол), сохранив культ золотого тельца, центрами к-рого были Вефиль и Дaн. За это последовала Божья кара. Вскоре после вступления И. на трон ассир. царь -> Салманасар III предпринял поход на Самарию. И. вынужден был платить ему дань. Эти события увековечены на черном обелиске, к-рый ученые называют «обелиском Салманасара». Покорившись Салманасару, И. остался на троне, но при этом обрел непримиримого врага в лице царя Дамаска -> Азаила, оказывавшего ассирийцам сопротивление. Азаил отвоевал у израильтян земли вост. Иордана «при потоке Арнон». И. царствовал 28 лет и после смерти был погребен в Самарии. Его преемником стал его сын Иоахаз;
4) еврей из колена Иуды, сын Овида и отец Азарии (1 Пар 2:38);
5) князь из колена Симеона, современник царя Езекии (1 Пар 4:35-41).

Иегудий 
(евр. Йехуди, «иудейский», «иудей»), сын Нафании, посланец иуд. князей и царя Иоакима (Иер 36:14.21.23).

Иегудифа 
(евр. Йехудит), дочь хеттеянина Беэра и жена Исава (Быт 26:34).

Иегухал (Юхал) 
(евр. Йехухал, «Он (Господь) явит Свою власть»), сын Селемии, один из иуд. князей, противник Иеремии (Иер 37:3). В Иер 38:1-6 он назван Юхалом.

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий