Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Иора 
(евр. «наставник»), израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:18); в Неем 7:24 он назван Харифом.

Иорай 
(евр. «обучающий»), гадитянин, живший в Васане (1 Пар 5:13).

Иорам 
(«Яхве высок»):

1) сын емафского царя Фоя (2 Цар 8:10); в 1 Пар 18:10 он назван Хадорамом (в Синод. пер. — Иорам -> Хадорам, 2);

2) левит из рода Елиезера, сына Моисея (1 Пар 26:25);

3) священник, живший во времена царя Иосафата (2 Пар 17:8);

4) сын израил. царя Ахава, И. стал преемником своего старшего брата Охозии и правил в 851-845 гг. до Р.Х. Сведения о времени его правления, приводимые в 4 Цар 1:17; 4 Цар 3:1; 4 Цар 8:16 в сопоставлении со временем царствования совр. ему иуд. царей кажутся противоречивыми, но объясняются тем, что иуд. царь Иорам был соправителем своего отца Иосафата. Об израил. царе И. говорится, что он «делал неугодное в очах Господних», но при этом добавляется, что он был не хуже своих родителей. С одной стороны, И. убрал статую Ваала, установленную его отцом, но, с другой, упорствовал в грехе Иеровоама, сына Навата, т.е. поклонялся тельцу (4 Цар 3:2.3; -> Изображение). Когда сразу после смерти Ахава моавитский царь Меса (-> Меша) «отложился» от Израиля (4 Цар 1:1; 4 Цар 3:4.5), И. в союзе с иуд. царем Иосафатом и царем Эдома выступил против Моава (4 Цар 3). Несмотря на достигнутые успехи, И. не удалось захватить Кир-Харешет. Видимо, и после этого Меса оставался могуществ. властелином. Вероятно, именно И. был тем не названным по имени израил. царем, к к-рому сир. царь послал Неемана с просьбой снять с этого военачальника проказу (4 Цар 5:5-8); он мог быть также и тем царем, к-рому Елисей помог в войне с сирийцами (4 Цар 6:8-23) и к-рый был окружен войсками сир. царя -> Венадада в Самарии. Осада Самарии завершилась чудесным избавлением (4 Цар 6:24 — 4 Цар 7:20). И. умер от карающей руки Ииуя, когда возвратился в Изреель, чтобы залечить раны, получ. им в битве с сирийцами при Рамофе Галаадском (4 Цар 8:28.29); его тело, по приказу Ииуя, было брошено на поле Навуфея (4 Цар 9:16-26). Так исполнилось слово Господа об И., последнем правителе из династии Амврия;

5) сын иуд. царя Иосафата. В 852 г. до Р.Х. Иосафат, выступивший вместе с Ахавом против сирийцев, сделал 32-летнего И. своим соправителем; после смерти Иосафата И. единолично царствовал в Иудее в 847-845 гг. до Р.Х. Сразу после своего восшествия на престол И., первенец в семье, приказал убить всех своих младших братьев (2 Пар 21:2-5). Его женой была дочь Ахава -> Гофолия; именно поэтому он ходил неправедными путями израил. царей из дома Ахава и совершал богопротивные дела (4 Цар 8:18). Хотя царствование И. было нечестивым, Господь, ради Своего раба Давида, уберег Иудею от гибели (2 Пар 21:7); сам И., однако, не остался безнаказанным. Грядущая кара была предсказана ему пр. Илией в обличит. письме (2 Пар 21:12-15). От Иудеи, вероятно, не без содействия филистимлян, отделились Эдом и Ливна (4 Цар 8:20-22). Затем филистимляне и арабы вторглись в Иудею, захватили большую добычу и увели сыновей и жен И., так что с ним остался лишь младший сын Охозия (2 Пар 21:16.17). После этого Господь поразил И. неизлечимой болезнью (-> Болезнь), от к-рой он спустя два года умер. Народ же не совершал по нему погреб. курений, как это делалось по его предкам: никто не сожалел о смерти И. Он был похоронен в городе Давида, но не в цар. гробницах. Преемником И. стал его сын Охозия (4 Цар 8:24)6) -> Гадорам (2).

Иордан 
(евр. «нисходящий», «(текущий) вниз» или «река суда»), главная река Палестины. Три ее истока находятся на Ермоне — юж. оконечности горного хребта Антиливана. Наиб. живописный приток И. — Банияс — берет свое начало в древней -> Кесарии Филипповой, на высоте 329 м над уровнем моря; самый полноводный, но короткий — Нахал-Дан — начинается возле Телль-эль-Кади (-> Дан, 3), на высоте 154 м над уровнем моря; самый длинный, но мелководный — Хасбани — берет начало зап.
Ермона, у Хасбейи, на высоте 520 м над уровнем моря (см. Пс 41:7.8). Немного ниже впадения притоков И. разделяется на два рукава, текущих к оз. Хуле, располож. на высоте 70 м над уровнем моря. Еще через 15 км, у древней Вифсаиды-Юлии, И. впадает в -> Геннисаретское озеро (208 м ниже уровня моря). Между этими озерами И. течет по глубокому каньону, образовавшемуся в базальтовых породах.
Важнейший из немногих пешеходных мостов через И. — Джиср-бенат-Якуб («Мост дочерей Иакова»). Здесь через И. проходит знаменитый «приморский путь» (Ис 9:1) — древняя дорога, ведущая из Дамаска в Мегиддо и Газу, а затем в Египет (см. Исх 13:17 и карту на стр. 977). Ниже Геннисаретского озера река течет по -> «низким местам» (Втор 1:7), т.е. по Иорданской долине. Протяженность И. между Геннисаретским озером и Мертвым морем составляет прим. 110 км, а перепад высот — 180 м. Долина И. (Эль-Гор = «трещина»), раскинувшаяся на ширину от 4 до 20 км, представляет собой возделываемую землю, к-рая не простирается далее устья р. Яббок (Иавок), и пустыню, к-рая не отступает даже там, где из земли бьют источники или протекают впадающие в И. реки. Возле Иерихона также есть обширные плодородные земли. В известковой долине И. образовал пойму, ширина которой в период паводка достигает 1 км. Собственно русло реки имеет ширину 30 м. Его наиб. глубина 3-4 м, а у Иерихона — 6 м. По берегам И. растет субтропический лес (Эз-Зор), «заросли Иордана» (так более правильно перевести Иер 12:5), где раньше обитали даже львы (Иер 49:19). Области, лежащие по обе стороны И. сев. Мертвого моря, называются Иерихонской равниной, «долиной» (Втор 34:3; Иер 39:5), а также «Моавитской равниной» (Числ 35:1). (Cм. цвет. вклейку 88.) В нижнем течении в И. впадают многочисл. притоки; крупнейшие из левых притоков — Ярмук и Яббок (Эз-Зарка).
Из переправ через И. наиб. известны Хаджле («куропатка»), у к-рой, согл. преданию, проповедовал Иоанн Креститель (Ин 1:28; -> Вифания, 2), и Эд-Дамийе, располож. юж. устья Яббока. Здесь галаадитяне перехватили спасавшихся бегством ефремлян (Суд 12:5.6). Берега И. довольно крутые; его русло лежит в глубокой впадине, много ниже уровня моря, поэтому И. никогда не являлся транспортной артерией.

Иорим 
(греч. ф-ма арам. имени Иехорим, «Господь вознес»), предок Иисуса Христа (Лк 3:29).

Иоркеам 
(евр. «произрастание народа»), город в уделе Иуды (1 Пар 2:44). -> Иокдам.

Иосавеф 
(евр. Йехошева, «клятва Господня»), дочь иуд. царя Иорама, сестра царя Охозии и жена первосвященника -> Иодая. Когда ее мать Гофолия приказала истребить весь цар. род, И. спрятала Иоаса (-> Иоаш), сына Охозии, и тем спасла ему жизнь (4 Цар 11:2; 2 Пар 22:11).

Иосафат 
(евр. Йошафат, «Яхве рассудил»):

1) мифниянин, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:43);

2) сын Ахилуда, дееписатель при царях Давиде и Соломоне (2 Цар 8:16; 2 Цар 20:24; 3 Цар 4:3);

3) священник, живший во времена Давида (1 Пар 15:24);

4) сын Паруаха, приставник Соломона в уделе Иссахара (3 Цар 4:17);

5) сын и преемник иуд. царя Асы. Во время болезни отца 35-летний И. стал его соправителем, а в 868-847 гг. до Р.Х. он царствовал единолично (3 Цар 15:24; 3 Цар 22:1-51; 4 Цар 3:1; 2 Пар 17:1 — 2 Пар 21:1). В Свящ. Писании о нем говорится с одобрением: он поступал подобно своему отцу Асе, и дела его были благочестивы. И. уничтожил языч. святилища на высотах и изображения Ашеры (-> Дубрава), а также изгнал блудников, служивших богине плодородия (3 Цар 22:43.46; 2 Пар 17:6). Но И. не отменил почитание Господа на высотах (3 Цар 22:43; ср. 2 Пар 33:17). В отличие от Асы он стремился к миру и дружбе с царством десяти колен — Израилем. И. породнился с израил. цар. домом — его сын Иорам женился на -> Гофолии, дочери Ахава и Иезавели, — что после его смерти стало причиной многих несчастий Иудеи. И. принял участие в походе Ахава на Рамоф Галаадский, во время к-рого Ахав погиб, а сам И. подвергся смертельной опасности.
После его возвращения в Иерусалим прозорливец Ииуй, сын Анании, обличил его за помощь, к-рую он оказал нечестивому Ахаву (2 Пар 19:1-3). Во время его царствования Эдом находился под властью Иудеи (3 Цар 22:47). Вместе с Охозией, сыном Ахава, И. собирался совершить морское плавание, к-рое, однако, не состоялось (2 Пар 20:35-37). Вместе с -> Иорамом (4), братом и преемником Охозии, и с царем Эдома (вероятно, иуд. наместником) он выступил против Моава. Благодаря И. (4 Цар 3:14), к-рый и в других случаях обращался за советом к пророкам (3 Цар 22:5.7), цари получили помощь от Елисея. Возм., в качестве возмездия за участие И. в нападении на Моав в Иудею вторглись моавитяне, аммонитяне и маонитяне. Но в ответ на молитву И. и на хвалу левитов, вышедших перед войском, Господь посеял ссору во враж. войске, в результате чего враги перебили друг друга. Иудея без сражения праздновала победу и захватила богатую добычу. После этого место сражения стали называть долиной Благословения. С тех пор в царстве И. установились мир и покой (2 Пар 20:1-30). Помимо уже названных мер, принятых И. против идолослужения, он посылал князей и священников учить народ Закону Божьему (2 Пар 17:7-9). Кр. того, И. внес поправки в судопроизводство, указав судьям на то, что они вершат не человеч. суд, а суд Господа (2 Пар 19:5-11). Преемником И. стал его сын Иорам (5), к-рого он в 852 г. до Р.Х. сделал своим соправителем;
6) сын Намесси, отец израил. царя Ииуя (4 Цар 9:2.14);

7) в долине И., или долине суда (Иоил 3:2.12-21), находящейся, вероятно, возле Иерусалима, Господь будет вершить суд над народами. Видимо, Иoиль выбрал подобное название, руководствуясь значением имени И. — «Яхве рассудил»; о существовании в ветхозаветное время места с таким названием ничего не известно. Позднее иуд. и христ. предания отождествили долину И. с долиной -> Кедрона.

Иоседек 
(евр. Йехоцадак, «Яхве явил свою праведность»), сын Сераии, последнего первосвященника перед вавил. пленом (ср. 4 Цар 25:18), и отец Иисуса, первого первосвященника после возвращения из плена (1 Пар 6:14.15; Езд 3:2.8).

Иосиф 
(евр. Йосеф, «Он (Бог) прибавит (еще детей)»).

1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Быт 30:22-24). Из сопоставления Быт 30:25 и Быт 31:41 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е. когда Иаков еще находился в услужении у Лавана. Отец любил И. больше других своих сыновей, т.к. он родился, когда Иаков был уже в преклонном возрасте (Быт 37:3). Иаков сшил И. дорогую одежду, предположит. — длинную рубаху (-> Одежда); употребленное здесь евр. слово встречается также в 2 Цар 13:18.19; б) в судьбе И. проявился Божий промысел. Бог возвысил его, предварит. заставив пройти через тяжелые испытания. Через И. исполнился божеств. замысел сохранить Израиль и увести его народ в Египет, чтобы там, в уединении Гесема, вдали от искушений Ханаана, израильтяне сплотились и стали великим народом. Этот народ должен был истребить хананеев, прегрешения к-рых заслуживали жесточайшей кары, и унаследовать обетованную землю. И. отчасти понимал суть этого замысла (Быт 50:20) и даже на смертном одре верил в Божье обетование (Евр 11:22). Текст Пс 104:16-22 проливает свет на божеств. промысел в отношении И.: испытания были призваны укрепить его. Прежде он часто сообщал отцу «худые слухи» о своих братьях (Быт 37:2), с гордыней рассказывал о своих снах. Предпочтение, к-рое отец отдавал И., пробудило в его братьях зависть (Быт 37:4.8.11), и они в Сихеме замыслили убить его. Желая спасти юношу, один из братьев, Рувим, отговорил остальных от кровопролития, и они ограничились тем, что бросили И. в пересохший ров. По совету другого брата, Иуды, И. был продан за двадцать сребренников купцам, шедшим с караваном в Египет; те взяли И. с собой в Египет и там перепродали его Потифару, царедворцу фараона и начальнику телохранителей.
Вернувшись домой, братья показали Иакову одежду И., к-рую предварит. испачкали кровью козла, сказав, что нашли ее в таком виде. Иаков долго оплакивал И., считая, что его любимого сына растерзал хищник (Быт 37); в) при каком именно фараоне И. оказался в Египте, неизвестно. Исходя из того, что израильтяне оставались в Египте 430, а не 215 лет (-> Летосчисление, IV,2-4), можно предположить, что И. пришел в Египет в период между XIX и XVII в. до Р.Х.; известно только, что он появился там на 20 лет раньше Иакова. Часто эти события связывают с т.наз. Вторым переходным периодом (-> Египет) и со временем правления гиксосов (ок. 1786-1540 гг. до Р.Х.). От того, правильна ранняя или поздняя датировка исхода, зависит и точное определение времени, в к-рое И. находился в Египте. Библ. сведения о пребывании И. в Египте вполне соответствуют данным, получ. в результате археол. раскопок и из других источников, касающихся жизни древнего Египта; г) вначале жизнь И. в Египте складывалась удачно; он добился расположения своего хозяина, к-рый сделал его управляющим над домом и всем своим имуществом. Отвергнув домогательства жены Потифара, И. по ее ложному обвинению был брошен в темницу. Но Бог вновь поддержал И., и начальник тюрьмы сделал его надсмотрщиком над заключенными (Быт 39). Иосиф истолковал сны виночерпия и стольника фараона, и сказанное им исполнилось.
И. оставался в заточении два года, пока о нем не вспомнили, когда фараону приснились сны о коровах и колосьях и никто не мог их разгадать. И. привели к фараону, и он истолковал сны так: за семью годами изобилия в стране настанут семь лет голода, поэтому фараону следует найти разумного человека, к-рый бы за семь урожайных лет собрал и сохранил пятую часть урожая как запас на голодные годы. Совет так понравился фараону, что он назначил И. сборщиком этих запасов. Одежда узника сменилась дорогой полотняной одеждой, подаренной фараоном. На шею И. возложили золотую цепь, а на палец надели цар. перстень. Подарив И. одну из своих колесниц, фараон повелел, чтобы перед едущим провозглашали: «Преклоняйтесь!» Фараон поставил 30-летнего И. начальником «над всею землею Египетскою», дав имя Цафнаф-панеах, означающее, вероятно, «спаситель жизни» или «Бог говорит: он живет». Женой Иосифа стала Асенефа, дочь жреца Потифера из города Она, или Илиополя; она родила ему двух сыновей. Предсказание И. сбылось, и после семи лет изобилия настал голод (Быт 41); д) в гл. 42 рассказывается о первом путешествии сыновей Иакова в Египет за хлебом; своего младшего сына Вениамина Иаков, опасаясь за его жизнь, оставил дома. При встрече И. сразу узнал своих братьев, они же его не узнали. И. объявил братьев соглядатаями и на три дня заключил их под стражу. Затем, оставив у себя Симеона, он позволил остальным вернуться домой, но велел им привести к нему младшего брата. И. приказал «наполнить мешки их хлебом» и туда же тайно положить деньги за зерно. Когда братья, вернувшись домой, рассказали все отцу, Иаков никак не хотел отпускать Вениамина. Но голод заставил сыновей Иакова совершить второе путешествие. Иуда поручился за жизнь Вениамина, и тогда отец согласился отпустить его. Когда братья пришли к И., он освободил Симеона и приказал накормить их. Затем он велел подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу, чтобы затем задержать его, обвинив в воровстве. Лишь после того как Иуда вызвался стать рабом вместо Вениамина, И. открылся братьям (Быт 43:1 — Быт 45:15).
Он передал им и отцу приглашение фараона прийти в Египет вместе с семьями. Предложение было принято, и семья Иакова поселилась «в земле Раамсес» (Быт 47:11), «в земле Гесем»; е) И. предпринял ряд жестких мер, направленных на укрепление власти фараона. В обмен на зерно он потребовал, чтобы египтяне отдали фараону свой скот, а затем и землю; за разрешение пользоваться землей они должны были отдавать фараону пятую часть урожая. Только жрецы сохранили свои земли; ж) Иаков назвал сыновей И., Манассию и Ефрема, своими сыновьями, так что после этого род И. разделился на два колена (Быт 48:1-6). При этом Иаков поставил Ефрема выше Манассии, хотя Манассия был старше. Иаков даровал И. в отдельную собственность участок земли, к-рый он «взял из рук Аморреев». Когда Иаков умер, И. приказал набальзамировать его тело и похоронить в Ханаане. Он также заверил своих братьев, что не собирается мстить им за «все зло», к-рое они ему причинили (Быт 50:21). И. прожил 110 лет, застав «детей у Ефрема до третьего рода» и сыновей Манассии. Перед смертью И. предсказал, что Бог выведет израильтян из Египта, и заклял сынов Израиля (т.е., видимо, всех потомков Иакова), чтобы они при исходе взяли с собой его кости (Быт 50:25; ср. Исх 13:19). Они так и сделали, похоронив останки И. возле Сихема (Ис Нав 24:32);

2) колено И. -> Ефрем -> Манассия;

3) отец Игала, израильтянина из колена Иссахара, посланного Моисеем на разведку в Ханаан (Числ 13:8);

4) руководитель первой чреды певцов во времена Давида (1 Пар 25:2.9);

5) глава священнич. рода Шевании, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:14);

6) израильтянин, взявший в жены язычницу (Езд 10:42);

7-8) двое предков Иисуса Христа (Лк 3:24.30);

9) муж -> Марии, матери Иисуса. Из обеих родословных Иисуса Христа (-> Родословие) родословной И. принято считать список, приводимый в Мф 1:1-16. Более о происхождении И. ничего неизвестно. Кроме евангельских повествований о рождении и Иисуса И. больше нигде не упоминается (в последний раз — в Лк 2:41-51). Это позволяет предположить, что И. умер молодым. Он был плотником (Мф 13:55) и, вероятно, научил этому ремеслу Иисуса;

10) один из братьев Иисуса носил имя И. (в Синод. пер. — Иосий); помимо него названы Иаков, Симон и Иуда (Мф 13:55). В Мк 6:3 это имя приводится в его галилейской форме — Йосе (греч. Иосес, в Синод. пер. — Иосия);

11) сын -> Марии (4) и брат Иакова (Мф 27:56, в Синод. пер. — Иосия). В Мк 15:40 это имя приводится в его галилейской форме Йосе (греч. Иосес, в Синод. пер. — Иосия);

12) И. Аримафейский, член синедриона. Он был праведным человеком, ожидавшим Царства Божиего, тайным учеником Иисуса Христа, не принимавшим участия в суде над Ним. И. похоронил распятого Иисуса в гробнице, которую приготовил для себя (Мф 27:57-60; Мк 15:43-46; Лк 23:50-53; Ин 19:38-42);

13) первонач. имя -> Варнавы II. (греч. Иосех, ср. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Один из предков Иисуса Христа (Лк 3:26).

Иосифия 
(«Яхве прибавит (еще детей)»), израильтянин, чей сын вернулся из Вавилона вместе с Ездрой (Езд 8:10).

Иосия 
I. (евр. Йошийя, Иошийяху, «Господь поддержит, укрепит»):

1) сын и преемник иуд. царя Амона. И. царствовал в 639-609 гг. до Р.Х. и был последним благочестивым царем из рода Давида, правившего до вавил. плена (4 Цар 22:1 — 4 Цар 23:30; 2 Пар 34:1; 2 Пар 35:1). Когда И. взошел на престол, ему было восемь лет. Мощь Ассирии постепенно ослабевала, поэтому И. обладал большей, чем его предшественники Манассия и Аммон, свободой для принятия политич. решений. В восьмой год своего царствования И. начал искать Господа, а в двенадцатый принялся за очищение Иудеи и Иерусалима от высот, изображений Ашеры (-> Дубрава), резных и литых кумиров. Он распространил свои реформы и на бывшую область Северного царства, что свидет-вовало о тогдашнем бессилии Ассирии. И. сокрушил жертвенник в Вефиле, исполнив тем самым предсказание человека Божьего из Иудеи (3 Цар 13:2). Подробный обзор самых значимых деяний И. представлен в 4 Цар 23:1-25; 2 Пар 34:1-7. Он не остановился даже перед такими суровыми мерами, как истребление всех жрецов высот в Самарии и сожжение на их жертвенниках человеч. костей (4 Цар 23:20). Его рвение еще более усилилось после того, как в восемнадцатый год его правления (622 г. до Р.Х.) первосвященник Хелкия обнаружил в храме книгу Закона Божьего (4 Цар 22:8-20; 2 Пар 34:8-28).
Что именно содержала в себе эта книга — все Пятикнижие (от Бытия до Второзакония) или только книгу Второзаконие, — неизвестно. Весьма вероятно, что это действит. были все пять книг Моисея. О сказанном в книге И. послал вопросить пророчицу Алдаму, и та предсказала, что обещанное в книге Закона наказание исполнится, но И. будет погребен в мире и не увидит этого бедствия. И. созвал старейшин Иудеи и Иерусалима, повелел зачитать им книгу Закона и обновил, вместе с народом, завет служить Господу. Он совершил в Иерусалиме Пасху в соответствии с заповедями книги Закона, которых не придерживались со времен судей (4 Цар 23:22). Но Господь все же не смирил Свой гнев в отношении Иудеи; обращение народа к идолослужению во времена Манассии не прошло бесследно.
Из проповеди Иеремии становится ясно, что народ не всем сердцем обратился к Господу. Неизвестно, что подвигло И. противостать фараону Нехао (Нехо), когда тот выступил против ассир. царя. Возм., он надеялся присоединить к своему царству прежнюю тер. десяти колен и т.о. восстановить границы, существовавшие во времена Давида и Соломона. Возм. также, что И. хотел оказать услугу вавил. царю Набопаласару, в к-ром он видел будущего властителя Палестины. Смерть И. в битве с -> Нехао при Мегиддо разрушила эти планы. Вся Иудея и Иерусалим оплакивали смерть И., а Иеремия посвятил ему скорбную песнь (4 Цар 23:29.30; 2 Пар 35:20-27). Преемником И. стал его сын Иоахаз;

2) сын Софонии. В его доме Захария должен был возложить венцы на первосвященника -> Иисуса (Зах 6:10).

II. (евр. Йоша), князь колена Симеона, живший во времена Езекии (1 Пар 4:34).

III. Греч. ф-ма (Иосес) евр. имени Иосиф:

1) один из братьев Иисуса Христа (Мк 6:3). -> Иосиф (I,10);

2) сын -> Марии (4) и «брат Иакова меньшого» (Мк 15:40). -> Иосиф (I,11);

3) -> Иосиф (I,13);

4) -> Иешуа (I,3).

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий