Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Иерамеил 
-> Иерахмеил (3).

Иерамоф 
(евр. Йерамот), израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:29).

Иераполь 
(«святой город», «город священников»), город в Малой Азии, совр. Памуккале. Здесь проповедовал Евангелие Епафрас (Кол 4:12 и след.). Город известен горячими источниками, воды к-рых каскадами ниспадают на причудливые террасы сталактитовых образований. И. расположен вблизи Лаодикии.

Иерах 
(евр. «луна», «месяц»), потомок Сима, сын Иоктана (Быт 10:26; 1 Пар 1:20).

Иерахмеил (Иерахмиил, Иерамеил) 
(евр. Йерахмеэл, «Бог встретит с любовью, смилостивится»):

1) еврей из колена Иуды, сын Есрома (1 Пар 2:9). Многочисл. потомки И. населяли тер. на юге Палестины (1 Цар 27:10; 1 Цар 30:29);

2) сын левита Киса (1 Пар 24:29);

3) член цар. семьи, современник царя Иоакима (Иер 36:26).

Иерахмиил 
-> Иерахмеил (2).

Иеред (Иаред) 
(евр. Йеред, «нисходящий»):

1) сын Малелеила, отец Еноха и предок Иисуса Христа (Быт 5:15-20; 1 Пар 1:2; Лк 3:37);

2) еврей из колена Иуды, прародитель жителей Гедора (1 Пар 4:18; в Синод. пер. — «отца Гедора»).

Иеремай 
(возм., «Яхве высоко вознесен»), израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:33).

Иеремии пророка книга 
-> Книга пророка Иеремии.

Иеремия 
(евр. Йирмейя, Ийрмейяху). Значение имени спорно; предположит. «Яхве возвысит»:

1-2) двое гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:10.13);

3) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:4);

4) глава рода в полуколене Манассии (1 Пар 5:24);

5) отец Хамуталь, жены царя Иосии (4 Цар 23:31), жил в Ливне;

6) рехавит, отец Иазании (Иер 35:3);

7) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:1.12);

8) священник, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон и участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 10:2; Неем 12:34);

9) сын Хелкии, пророк (Иер 1:1). -> Книга пророка Иеремии.

Иеремоф (Иремоф) 
(евр. Йеремот):

1) вениамитянин, сын Берии (1 Пар 8:14);

2) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1 Пар 23:23). То же лицо, что и Иеримоф (7);

3) имя И. носили двое израильтян, расставшихся со своими женами-язычницами (Езд 10:26.27);

4) вениамитянин, сын Бехера (1 Пар 7:8).

Иеривай 
(«Он (Бог) спорит, оспаривает»), сын Елнаама, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:46).

Иериил 
(евр. Йериэл, возм., «Бог узрит»), потомок Фолы из колена Иссахара (1 Пар 7:2).

Иеримоф 
(евр. Йеримот):

1) Вениамитянин, сын Белы (1 Пар 7:7);

2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:5);

3) сын Емана, левит, певец, живший во времена Давида (1 Пар 25:4.22);

4) сын Давида. Его женой была Авихаиль, дочь брата Давида Елиава. Дочь И. и Авихаили Махалафу взял в жены Ровоам, сын Соломона (2 Пар 11:18; в Синод. пер. — Авихаиль — жена Ровоама);

5) смотритель в храме во времена Езекии (2 Пар 31:13);

6) сын Азриила, начальник над коленом Неффалима во времена Давида (1 Пар 27:19);

7) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1 Пар 24:30). То же лицо, что И. (2).
Иериофа
(евр. Йериот, «убежище», «робость»), жена Халева (1 Пар 2:18).

Иерихон 
Значение названия «И.» неясно, обычно cчитается, что это слово происходит от евр. яреах = «луна», т.е. «город луны»:

1) древнее хананейское поселение на Телль-эс-Султане, рядом с к-рым находится источник Елисея (4 Цар 2:19-22). И. также называли «городом пальм» (Втор 34:3; Суд 1:16; Суд 3:13). При -> раскопках (IV,4) на Телль-эс-Султане были обнаружены остатки поселения, относящиеся к V тысячел. до Р.Х. Древнейшие свидет-ва присутствия здесь человека относятся, по-видимому, к среднему периоду каменного века (IX тысячел. до Р.Х). Кр. того, было установлено, что остатки стены, ошибочно датированной Дж. Гарстэнгом временем завоевания города Иисусом Навином, относятся к IV тысячел. до Р.Х. и что стена была уничтожена пожаром ок. 2350 г. до Р.Х. Город И. располагался в плодородной долине (Втор 34:3; 4 Цар 25:5), вблизи гор (Ис Нав 2:16.22), рядом с Иорданом, за к-рым простирались земли Моава (Числ 22:1). Близ И. проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина (Ис Нав 16:7). Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торг. центром. И. — первый из ханаан. городов, завоеванных израильтянами. Израильтяне захватили и полностью разрушили И., после того как стены города рухнули от звука свящ. труб (Ис Нав 6).
Территория И. была отдана во владение колену Вениамина (Ис Нав 18:21). Вероятно, рядом с городскими развалинами все же сохранилось некое поселение. Библия говорит, что «город пальм» был захвачен моавит. царем Еглоном и его союзниками (Суд 3:13); затем город упоминается во времена Давида (2 Цар 10:5). Во времена Ахава Ахиил отстроил стены И., но за это поплатился своей жизнью и жизнью своих сыновей — так исполнилось проклятие, наложенное Иисусом Навином (3 Цар 16:34; Ис Нав 6:25). Несколько позднее в И. действовала пророч. школа (4 Цар 2:4.5). Возле И. вавилоняне пленили спасавшегося бегством Седекию (4 Цар 25:5). Жители города находились в числе возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:34) и участвовали в восстановлении иерусалимской стены под руководством Неемии (Неем 3:2);

2) новозаветный И. (Лк 10:30) с его амфитеатром, ипподромом, водопроводом и дворцом был зимней резиденцией Ирода Великого. Он стоял юж. древнего И. — на берегу Вади-Келт. В окрестностях города, согл. Лк 19:1.4, росли смоковные деревья (инжир). В И. был исцелен слепой Вартимей (Мк 10:46). В наст. время Иерихон — это плодородный оазис, располож. у вост. подножия лишенных растительности гор и окруженный пальмовыми плантациями. Совр. город находится в 2 км юго-вост. Телль-эс-Султана и в 7 км зап. Иордана. И. расположен на 250 м ниже уровня моря, поэтому здесь установился субтропич. климат.

Иерия 
(евр. Йерийя, Йерийяху, возм., «Яхве узрит»), левит, потомок Каафа, сын Хеврона (1 Пар 23:19; 1 Пар 24:23; 1 Пар 26:31).

Иероваал 
(евр. Йеруббаал), прозвище -> Гедеона, означающее: «пусть Ваал спорит с ним» (Суд 6:32).

Иеровоам 
(евр. Яровам, «да умножится народ»):

1) сын Навата, ефремлянин из Цереды. Его мать Церуа рано овдовела. И. был одним из чиновников (надсмотрщиков) Соломона (3 Цар 11:26). При строит-ве -> Милло он своим рвением обратил на себя внимание Соломона, поэтому царь поставил его смотрителем над оброчными работниками из дома Иосифа. Пророк -> Ахия предсказал И. царствование над десятью коленами. Разорвав свои новые одежды, пророк отдал ему 10 из 12 кусков, сказав при этом, что Господь поддержит И. и укрепит его дом, если он проявит послушание Его воле и будет следовать Его заповедям. Видимо, И. планировал поднять восстание против Соломона, поэтому царь пытался его убить. Но И. бежал в Египет к фараону Сусакиму (Шешонку), где и оставался до самой смерти Соломона. После этого он от имени десяти колен вел переговоры с сыном Соломона Ровоамом в Сихеме (3 Цар 12:3 и след.). После того как Ровоам дал безрассудный и резкий ответ, все колена, кроме Иуды и Вениамина, отказались от союза с ним и избрали И. царем Израиля. И.I царствовал в 926-907 гг. до Р.Х. Его резиденциями поочередно были Сихем, Пенуил на вост. берегу Иордана (3 Цар 12:25) и Фирца (3 Цар 14:17). Великим грехом И. стало установление в Вефиле и Дане золотых тельцов. Тем самым он подал дурной пример своим преемникам, также не чуждавшимся идолопоклонства, что в конце концов привело к падению Северного царства (4 Цар 17:21-23). Богослужение в Иерусалимском храме привлекало подданных И., и он опасался, что в силу этого они могут вернуться к Ровоаму (3 Цар 12:26-30). Поэтому он построил капище на высоте и назначил из народа священников, к-рые не принадлежали к колену Левия. Кр. того, И. перенес праздник Кущей с 15 афанима, или тишри (сент./окт.), на 15-й день следующего месяца, була, или мархешвана (окт./ноябрь); -> Календарь. Он сам совершал жертвоприношения в Вефиле. Не только предсказание о грядущем наказании, сделанное одним из иуд. пророков (3 Цар 13), но даже болезнь и смерть сына И. Авии (3 Цар 14:1-18) не заставили царя покаяться (3 Цар 13:33). Это упорство в грехе обрекло дом И. на полное истребление (3 Цар 15:29.30), к-рое было предсказано пр. Ахией (3 Цар 14:10.11). Авия, сын Ровоама, одержал решительную победу над И. Сила И. была сокрушена, и «поразил его Господь, и он умер» (2 Пар 13:1-20). -> Авия (3 и 4);

2) сын израил. царя Иоаса, взошедший на трон ок. 797 г. до Р.Х. в качестве соправителя отца и после его смерти правивший единолично с 787 по 747 г. до Р.Х. В правление И.II Северное царство достигло своего наивысшего расцвета. И.II вернул все израил. земли — от Емафа до Мертвого моря, как это предсказывал пр. Иoна (4 Цар 14:25). Однако его успехи в области внешней политики, к-рые стали возможны лишь благодаря ослаблению Дамаска, оказались временными. Вскоре после смерти И.II Северное царство пало. Именно в годы правления этого царя народ переживал религ. и нравств. упадок. Пороки израил. общества, известные по книгам пр. Амоса и Осии, оскорбляли Бога. Сам И.II совершал поступки, неугодные Господу. О роскоши, богатстве и великолепии израил. аристократии времен И.II, описанных Амосом и Осией, свидет-вуют и археол. находки в Самарии. К этому же периоду относится найденная в Мегиддо печать из яшмы с превосходно выполненным изображением льва и надписью: «Сема, раб Иеровоама».

Иерохам: 

1) левит, дед пр. Самуила (1 Цар 1:1; 1 Пар 6:27.34);

2) вениамитянин (1 Пар 8:27);

3) вениамитянин из Гедора, два сына к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:7);

4) отец начальника над коленом Дана во времена Давида (1 Пар 27:22);

5) отец военач. Азарии, современника Иодая (2 Пар 23:1);

6) вениамитянин, отец Ивнии, поселившегося в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (1 Пар 9:8);

7) священник в Иерусалиме, отец Адаии (1 Пар 9:12; Неем 11:12).

Иеруил 
(возм., «основанный Богом»), название пустыни. И. (2 Пар 20:16) — это часть Иудейской пустыни, расположенная у возвышенности Циц, предположит. юго-вост. Фекои.

Иерусалим 
Первонач., возм., «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира».

I. НАЗВАНИЕ
Во времена Авраама И. назывался Салимом — «мир» (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом — «святой» (см. Ис 52:1; Мф 4:5).

II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия — «долина сыроделов»). Вост. этой «долины сыроделов» расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. — Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.
Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: «Мое имя будет там» (3 Цар 8:29; ср. Пс 67:17; -> Избрание (II,2а) -> Ковчег завета -> Давид -> Храм -> Соломон).
В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название — «источник Марии»). От него в город иевусеев был проложен водопровод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем — по туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название — Бир-Эйюб, «колодец Иова»). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из источника в -> Ефаме (1) — из т.наз. прудов Соломона (см. Екк 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.

III. ИСТОРИЯ

а) Древнейший И. известен как город иевусеев — Иевус (Суд 19:10), или крепость Сион (2 Цар 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд 1:8.21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2 Цар 5:9). Царь восстановил гор. стену (2 Цар 5:9; 1 Пар 11:8; ср. -> Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также -> Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3 Цар 11:27 — в Синод. пер. — «починивал повреждения»), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма -> Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (3 Цар 3:1; 3 Цар 9:15.24).

б)

1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена «вторая часть» И. (4 Цар 22:14; Соф 1:10 — в Синод. пер. — «другие ворота»), к-рая из-за своей формы получила название «ступа» (Соф 1:11; в Синод. пер. — «нижняя часть города»). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2 Пар 26:9; 2 Пар 27:3; 2 Пар 32:5; 2 Пар 33:14), но вплоть до вавил. -> плена И., вероятно, больше не расширялся;

2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (3 Цар 14:25.26), а ок. 843 г. до Р.Х. — филистимлянами и арабами (2 Пар 21:16.17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4 Цар 12:17.18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот — на четыреста локтей (4 Цар 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (4 Цар 18-19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2 Пар 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном Нехао (Нехо) (2 Пар 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан 1:1.2; 4 Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (4 Цар 25); -> Год (II).

в) Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И.

Номерами 1-4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название «ворота Долины») ко времени Неемии ворота города иевусеев;
5 — Овечьи (Неем 3:1; Неем 12:39; Ин 5:2), или Вениаминовы, ворота (Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем 3:1; Неем 12:39);
6 — Рыбные ворота (Неем 3:3; Неем 12:39; 2 Пар 33:14; Соф 1:10). Вероятно, именно они называются «первыми» в Зах 14:10 и «средними» в Иер 39:3;
7 — Старые (Неем 3:6; Неем 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (4 Цар 14:13; Иер 31:38; 2 Пар 26:9; Зах 14:10);
8 — Ефремовы ворота (4 Цар 14:13; Неем 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Неем 12:38.39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем 3:8, где об этом участке говорится: «И восстановили Иерусалим до стены широкой»). Этому не противоречит и 4 Цар 14:13 (ср. 2 Пар 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Неем 3:8.11; Неем 12:38);
9 — ворота Долины (Неем 2:13; Неем 3:13; 2 Пар 26:9), к-рые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидет-вуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев;
10 — Навозные ворота (Неем 2:13; Неем 3:13.14; Неем 12:31), называемые также «воротами между двумя стенами» (4 Цар 25:4) и «воротами Харшиф» («ворота черепков», Иер 19:2);
11 — ворота Источника (Неем 2:14; Неем 3:15; Неем 12:37), рядом с к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем 2:14), в наст. времени засыпанный землей;
12 — Водяные ворота (Неем 3:26; Неем 8:1.16; Неем 12:37);
13 — Конские ворота (Неем 3:28; 2 Пар 23:15; Иер 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом;
14 — внутр. Темничные ворота (Неем 3:31, в Синод. пер. — «ворота Гаммифкад»; Неем 12:39) находились, вероятно, сев.-вост. храма.

г) Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир 50:1-4; III в. до Р.Х.).
д)

1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил -> храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и -> Гаввафа.
Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);

2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Tит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидет-ва своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.

Иерусалим Небесный 
-> Небесный Иерусалим.

Иеруша 
(евр. «владение»), дочь Садока, жена царя Озии и мать Иоафама (4 Цар 15:33; 2 Пар 27:1).

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий