Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 9 «И»

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Идбаш 
(евр. Йидбаш, «мед», «медовый»), сын Етама из колена Иуды (1 Пар 4:3).

Иддай 
(евр. Хиддай), израильтянин из -> Нахле-Гааша, один из храбых у Давида (2 Цар 23:30). Вероятно, то же лицо, что и -> Хурай.

Иддо 
(евр. Йиддо), сын Захарии, начальник над полуколеном Манассии в Галааде во времена Давида (1 Пар 27:21).

Иддо (Гиддо, Адда) 
I. «Главный в местности Касифье» во времена Ездры (Езд 8:17-20). Ездра просил И. как предстоятеля колонии левитов и нефинеев привести служителей для храма в Иерусалиме.

II. Кр. ф-ма от -> Адаии (возм., «любимец», или «Он (Бог) знал», или «Он позаботился (о к.-л.), принял к.-л. близко к сердцу»):

1) левит, потомок Гирсона (1 Пар 6:21), к-рого называли также Адаией;

2) отец Ахинадава, одного из приставников Соломона (3 Цар 4:14);

3) прозорливец, описавший деяния Ровоама (2 Пар 12:15) и сложивший сказание о деяниях Авии (2 Пар 13:22). Возм., этот И. (Адда) тождествен Иоилю, о к-ром говорится в 2 Пар 9:29;

4) дед пр. Захарии (Зах 1:1.7; ср. Езд 5:1; Езд 6:14); вероятно, тождествен священнику Иддо, вернувшемуся с Зоровавелем из вавил. плена. При первосвященнике Иоакиме главой рода священников из дома И. был назван Захария (Неем 12:4.16).

Идеала, 
погран. город удела Завулона (Ис Нав 19:15), упомянутый вместе с Шимроном и -> Вифлеемом (2). Возм., это совр. Хирбет-эль-Хуввара, в 1 км юж. Вифлеема (2).

Идифум 
-> Идифун.

Идифун (Идифум) 
(евр. Йедутун):

1) левит из рода Мерари (1 Пар 9:14.16), вместе с Асафом и Еманом руководивший певцами во времена правления Давида (1 Пар 25:1.3.6). Вероятно, прежде И. звали -> Ефаном (ср. 1 Пар 16:37.41 с 1 Пар 15:17.19). В то время как отделение Асафа осталось при ковчеге завета в Иерусалиме, Еман и И. служили в скинии, у жертвенника в Гаваоне (1 Пар 16:41.42). Соломон снова объединил их для совместного служения в храме (2 Пар 5:12). В 2 Пар 35:15 И. назван «царским прозорливцем»; упоминания о его потомках относятся ко времени правления царя Езекии (2 Пар 29:14), а также к эпохе после возвращения израильтян из вавил. плена (1 Пар 9:16; Неем 11:17). Имя И. встречается в заголовках трех псалмов (Пс 38:1; Пс 61:1; Пс 76:1). Его сыновья были привратниками в храме (1 Пар 16:42);

2) отец привратника -> Овед-Едома, левита из рода Корея (1 Пар 16:38; ср. 1 Пар 26:1.4.8).

Идлаф 
(евр. Йидлаф, от «плачущий»), сын Нахора и Милки (Быт 22:22).

Идол, идолослужение 
I:

1) под «идолами» (Лев 19:4; 3 Цар 21:26; Иез 30:13; 1 Фес 1:9), «чужими богами» (Втор 31:16), «иноземными богами» (1 Цар 7:3), «иными богами» (Ис Нав 24:2; 3 Цар 11:4), «другими богами» (Исх 20:3; Суд 2:17), «богами народов», т.е. язычников (4 Цар 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Суд 10:6), а также под «мерзостью» (3 Цар 11:5.7; Иез 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Исх 23:24; Втор 27:15; 4 Цар 23:24; Ис 2:8; Иез 22:3.4; Наум 1:14) (-> Терафим -> Звери пустыни, а также статьи, посвященные языч. божествам, напр., -> Ваал);

2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор 4:16-18; Рим 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать «славы Своей иному и хвалы Своей истуканам» (Ис 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исх 20:3-5; Исх 23:13.24.32.33; Втор 12:1-3.29-31). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (4 Цар 17:7-23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием (-> Брак, IV и V), развратом и -> блудом, намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, к-рые не позволяют наследовать Царство Божье (1 Кор 6:9.10; 1 Кор 10:14; Откр 21:8; Откр 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: в Еф 5:5 и Кол 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в 1 Цар 15:23 — «волшебство» и «противление», т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное «я» (ср. Мф 6:24);

3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов — бездушных (Пс 105:28), суетных (Иер 2:5), безгласых И. (Авв 2:18; 1 Кор 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Иер 2:28; Иер 10:5; ср. Иер 7): «Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил» (1 Пар 16:26; Пс 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми «богами», Он — Бог и Владыка всех «богов» (Втор 10:17; Пс 94:3; Пс 96:9), «которые в существе — не боги» (2 Пар 13:9; Гал 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно: «Идол в мире ничего, и … нет иного Бога, кроме Единого», — говорил ап. Павел (1 Кор 8:4). Он утверждал, что -> идоложертвенное приносится злым духам, и поэтому христианин не должен принимать участия в языч. идоложертв. трапезах (1 Кор 10:19-22).

II:

1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Ис 40:20; Ис 44:13), камень (4 Цар 19:18; Иер 2:27), золото, серебро, медь и железо (Исх 20:23; Ис 44:12; Дан 5:4; Откр 9:20). Наряду с литыми И. (Исх 34:17; Ис 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Ис 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Иер 10:3-5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Ис 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Иез 8:10), вероятно, имея в виду рисунки. Согл. Ис 44:12, мастера при изготовлении И. постились. (-> Изображение и -> Золотой телец.);

2) раскопки в Палестине подтвердили и существенно дополнили библ. свидет-ва об идолопоклонстве. В Хацоре (Асоре) обнаружена каменная фигура сидящего божества, к-рая была установлена в нише посвящ. ему храма, а также небольшие бронзовые фигурки, изображающие сидящих или стоящих И. Каменные рельефы с мужскими или женскими божествами высекались их поклонниками по обету. Найденные при раскопках формы для отливки бронзовых и серебряных статуэток богинь, в основном обнаженных, изготавливались в храмах. Известны также небольшие глиняные и каменные фигурки; видимо, именно такие статуэтки имеются в виду в Быт 35:2; Ис Нав 24:23. Иногда вместо антропоморфных И. встречаются символич. культовые изображения. К их числу принадлежат «маццебы», «ашеры» (-> Дубрава -> Ашера, 2) и памятники (2 Цар 18:18).

III. Согласно Библии, культ плодородия отправлялся на горах (Иер 3:6; Ос 4:13), холмах, под тенистыми деревьями (4 Цар 16:4; 4 Цар 17:10), в садах и дубравах (Ис 1:29; Иез 6:13), в долинах ручьев и расселинах скал (Ис 57:5.6). Здесь же находились храмы, или капища (1 Цар 5:2; 1 Цар 31:10), и -> высоты. Ханаан. и арам. храмы, обнаруженные при раскопках, имеют устройство, схожее с устройством -> храма в Иерусалиме. Храмовые постройки, относящиеся к эллинистич. временам, соответствуют греч. и рим. архитектурным образцам. Руины подобных строений, и сегодня производящие внушит. впечатление, можно видеть в Баальбеке и Пальмире.

IV:

1) в Библии говорится о таких формах идолослужения, принятых в богослужении израильтян, как жертва всесожжения (4 Цар 17:32 — в Синод. пер. — «служили»; 2 Пар 28:4; Ос 12:11), жертва хлебная и возлияние (Ис 57:6; Иез 16:19), жертва курения (4 Цар 16:4; 4 Цар 17:11; 4 Цар 23:5; Иез 6:13) и жертвенная трапеза (Иез 18:6). Эти сведения подтверждают обнаруженные при раскопках остатки костей животных, жертв. сосудов и сосудов для курения, масляная пленка на камнях. С особой формой жертвоприношения связан запрет варить козленка в молоке его матери (Исх 23:19);

2) практиковались также человеч. жертвоприношения, к-рые в Израиле были строго запрещены (4 Цар 16:3; 4 Цар 17:17; Пс 105:36-39; Ис 57:5; Иер 7:31; Иез 16:20.21 -> Молох), и культовый блуд (4 Цар 23:7; Ос 4:14; Мих 1:7 -> Цена пса -> Блуд, I,2);

3) также свидет-вами идолопоклонства являются найденные археологами на тер. храмов глиняные маски, бронзовые культовые штандарты и сосуды с изображением змей (-> Драконов источник; железный век, I), а также разнообразные пожертвования — жемчуг, украшения, амулеты, глиняные фигурки голубей и обезьян, миниатюрные жертв. сосуды.

V. В ВЗ говорится об отправлении культа плодородия и поклонении небесным светилам — Солнцу, Луне, планетам и «всему воинству небесному» (Втор 4:19; 4 Цар 17:16; 4 Цар 21:3; 4 Цар 23:5). Подобные обряды совершались, вероятно, на крышах (Соф 1:5), где сооружались соотв. жертвенники (4 Цар 23:12). В 4 Цар 23:4.11 упоминаются «вещи для всего воинства небесного», кони и колесницы солнца. К идолослужению относится и поклонение «царице небесной», вероятно, Венере (Иер 44:17-19 — в Синод. пер. — «богине неба»).

Идоложертвенное, 
продукты, приносимые в жертву или посвящаемые идолам, т.е. языч. божествам. В новозаветное время христианские общины, состоявшие из обращенных язычников, приобретали «на торгу» (1 Кор 10:25) мясо животных, как правило, забитых в ритуальных целях, т.е. принесенных в жертву идолам. В принципе, ап. Павел не видел ничего предосудительного в том, чтобы есть мясо, не спрашивая о его предназначении. Другое дело, если хозяин дома указывал гостю на то, что перед ним мясо И., или если употребление такого мяса могло стать «соблазном для немощных» (Рим 14:15; 1 Кор 8). (-> Немощный.) Христианам из язычников предписывалось воздерживаться от И. (Деян 15:29; Деян 21:25; ср. -> Апостольский собор), дабы иметь возможность сотрапезничать с христианами-евреями. В отношении же участия христиан в языч. жертвенных трапезах требование было безоговорочным: «Не можете быть участниками … в трапезе бесовской» (1 Кор 10:19-22).

Идумеи 
-> Эдомитяне, идумеи.

Идумея, 
появившееся в эллинистич. период греч. название области, к-рая располагалась в юж. части Палестины и простиралась до Беф-Цура (в 27 км юго-зап. Иерусалима) и Хеврона, Адоры и Мареши. Здесь жили -> идумеи, к-рые после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. продвинулись на север; их прежние земли заняли набатеи. И. входила в царство Ирода Великого, к-рый по происхождению был идуметянином. Во времена Иисуса И. (Мк 3:8) называли юж. часть Шефелы (-> Низкие (низменные) места) и Негев (юж. часть Палестины).

Иа-Иаб, Иав-Иас, Иаз-Иал, Иам-Иар, Иас-Иаш, Ив-Иг, Ид, Иеа-Иег, Иед-Иез, Иеи-Ием, Иер, Иес-Иех, Иец-Иеш, Из, Ии, Ий-Ил, Им, Ин-Иоа, Иов-Иоз, Иои-Иоп, Иор-Иос, Иот-Иош, Ир, Ис, Ит, Иу, Иф, Их-Иш

Добавить комментарий