Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 8
Рассматриваем значение слов, начинающихся на букву «З».
З
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н
За-Зав Заг-Закл Зако-Закх Зал-Зап Зар-Защ Зв-Зд Зеб-Зем Зер-Зех Зив-Зия Зл Зм Зн Зо-Зу
Зааван
(возм., «дрожать», «пугаться»), сын хоррея Эцера (Быт 36:27; 1 Пар 1:42).
Заббуд
(«подаренный»), потомок Бигвая, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:14).
Забвай
(евр. Заббай), израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:28). Возм., отец Варуха (Неем 3:20).
Забота
(евр. дэага йагон), в первую очередь — беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс 12:3, в Синод. пер. — «скорбь»; Притч 12:25, в Синод. пер. — «тоска»; Иез 12:18, в Синод. пер. — «печаль»). Наряду с этим слово «З.» означает опеку сильного над слабым, над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих (Неем 9:21; Пс 54:23; 1 Петр 5:7), как и обо всем сотворенном мире (Мф 5:45; Мф 6:26.28-30). В этом смысле следует понимать Его призыв не заботиться о пище и одежде (Пс 126:2; Мф 6:25-34; Лк 21:34; ср. Пс 39:18). Бог повелевает ученикам не заботиться о правильных ответах правителям, ибо им «будет дано, что сказать» (Мф 10:19.20; Лк 12:11). Павел также советует обращаться во всех своих делах к Господу (Флп 4:6), ибо тот, кто всецело отдается своим З., становится невосприимчивым к словам Божьим (Мф 13:22; Мк 4:19; ср. Ис 57:11); такой человек живет в отрыве от реальности (Екк 5:2). Праведной З. является З. о собственном грехе, т.е. осознание греха (Пс 37:19). Следует заботиться о других, особенно о своей семье и родных (1 Тим 5:8.16). Апостолы и предстоятели несут З. о церквах (2 Кор 11:28; Флп 2:20; 1 Тим 3:5), а церкви, в свою очередь, заботятся о мужах, служащих им (Флп 4:10). Но всегда существует опасность впасть в чрезмерную, по сути своей эгоистическую, З. о ближних (1 Кор 7:32-34); за такими заботами человек перестает внимать Богу и не ищет Его воли (Лк 10:41).
Завад
(«подарок»):
1) израильтянин из колена Иуды, потомок Иерахмеила (1 Пар 2:36);
2) сын Ахлая, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:41);
3-5) три израильтянина, расставшиеся со своими языч. женами (Езд 10:27.33.43);
6) (евр. «надел»), сын аммонитянки Шимеафы, слуга (чиновник или военач.) и один из убийц царя Иоаса (2 Пар 24:26). В 4 Цар 12:21 он назван Иозакаром.
Завадия
-> Зевадия (4).
Завдиил
(евр. Завдиэл, «подарок Божий»):
1) отец Иашовама, начальника 1-го отделения войска во времена Давида (1 Пар 27:2);
2) сын Гагедолима (Неем 11:14).
Завдий
(евр. Завди, возм., «подарок»):
1) предок Ахана, израильтянина из колена Иуды (Ис Нав 7:1);
2) вениамитянин, сын Шимея (1 Пар 8:19);
3) израильтянин из Шефама, надзиравший над запасами вина у царя Давида (1 Пар 27:27);
4) левит, сын Асафа (Неем 11:17).
Завеса
-> Скиния (III,2) -> Храм (III,1; VI)
В храме Ирода З. отделяли притвор от Святого и Святое от Святого Святых. Разрыв З. перед Святым Святых в момент смерти Иисуса (Мф 27:51) послужил знаком того, что Своей смертью и воскресением Иисус обеспечил человеку свободный доступ в то пространство, где присутствует Бог.
Завет соли
-> Соль (II,1) -> Союз, завет (II).
Завещание и завет
Оба этих слова в Синод. пер. НЗ употребляются для перевода греч. диатеке (2 Кор 3:14; Евр 9:16), к-рым Септуагинта передает евр. берит. З. — это распоряжение завещателя, к-рое вступает в силу после его смерти (Евр 9:16) и определяет судьбу оставшегося после него имущества. То же значение имеет слово диатеке. Но слово берит означает «союз», «соглашение, как минимум, между двумя участниками, в к-ром определены цели, условия, права и обязанности обеих сторон». Оба понятия лишь приблизит. передают значение обоих установлений Божьих — ветхого и нового заветов, или соглашений, поскольку только Бог устанавливает условия Своего соглашения, подобно тому как завещатель диктует условия своего З., и только Он определяет участие в Его славе как участие в Его наследстве. И люди должны решать, хотят они вступить в эти союзнич. отношения или нет. Т.о., в слове «завет» присутствуют одноврем. понятия З., поскольку это одностороннее распоряжение о наследстве, и союза, поскольку здесь устанавливаются отношения между живущими. ВЗ содержит историю и основные положения первого союза (завета), к-рые были переданы через Моисея, а НЗ — основы нового союза (завета), заключ. в посреднике Иисусе Христе (Мф 26:28; Мк 14:24; Лк 22:20). -> Библия -> Священное Писание.
Зависть,
недовольство человека тем, что Бог сохранил ч.-л. за Собой или оделил другого человека ч.-л., чего завистник страстно желал бы для себя. З., как и всякое зло, исходит от дьявола (Прем 2:24; Иак 3:14). Поводом для З. может быть богатство, к-рое достается другому (Быт 26:14; Притч 28:22), дети (Быт 30:1) или благоволение отца (Быт 37:11). Иисуса предали из З. (Мф 27:18); З. иудеев преследовала и апостолов (Деян 13:45). В Церкви действует правило относиться к ближнему с любовью, заботясь о его вечном спасении и земном благополучии. Это правило нарушается там, где появляется З. (2 Кор 12:20; Иак 3:16). Завистник стремится навредить тому, кому он завидует, но, напр., З. к проповеднику может заставить и самого завистника проповедовать. Распространение Евангелия было для Павла столь важным делом, что он радовался даже проповеди, мотивированной завистью к нему (Флп 1:15-18). От чувства З., как от дела плоти (Гал 5:20), следует избавляться (Рим 13:13; 1 Петр 2:1).
Завулон
(евр. Зевулун, «господство», вероятно «властитель»)):
1) десятый сын Иакова и шестой — Лии (Быт 30:19.20; Исх 1:3;). Вместе со своими тремя сыновьями — Середом, Елоном и Иахлеилом — он сопровождал Иакова в Египет (Быт 46:14). В своем благословении Иаков предрек З., что его потомки будут жить на морском побережье и их удел будет граничить с Сидоном (Быт 49:13). С географич. т.зр., это исполнилось лишь условно — между уделом Завулона и средиземноморским побережьем располагалась тер. колена Асира, к-рая вклинилась между З. и Сидоном. Но о торг. отношениях, связывающих колено З. с морем, а также с финик. торг. городом Сидоном, вновь говорится в благословении Моисея, где вместе упоминаются З. и Иссахар (Втор 33:18);
2) потомки сына Иакова, колено З., состоявшее по числу сыновей З. из трех родов (поколений) (Числ 26:26). При первом исчислении народа оно насчитывало 57 400 годных для войны мужчин (Числ 1:31), в конце странствования по пустыне его численность выросла до 60 500 человек (Числ 26:27). В обоих случаях З. оказывается на четвертом месте по численности среди израил. колен. В стане израильтян место З. находилось вост. скинии, рядом с коленами Иссахара и Иуды. Выступая в поход, они снимались с места первыми (Числ 2:3-9). При распределении тер. Ханаана колено З. получило удел в сев. части земли — между полуколеном Манассии на юге, Иссахаром и Неффалимом на востоке и на севере и Асиром на западе (Ис Нав 19:10-16). Четыре города этого удела были переданы -> левитам (Ис Нав 21:7.34.35). В эпоху судей колено З. участвовало в воен. действиях, к-рые Варак и Девора предприняли против Сисары (Суд 4:6-10; Суд 5:14.18); израильтяне из этого колена участвовали также в походе Гедеона против мадианитян (Суд 6:35). Из колена З. происходил судья Елон (Суд 12:11.12). Вместе с другими коленами завулоняне пришли в Хеврон, чтобы воцарить Давида (1 Пар 12:33.40). После падения израил. Северного царства нек-рые израильтяне из колена З. последовали призыву Езекии и приняли участие в празднике Пасхи в Иерусалиме (2 Пар 30:10.11.18). Исаия предсказал опустош. ассирийцами земле З. новое благословение; исполнением этого пророчества явилось земное служение Иисуса Христа (Ис 9:1; Мф 4:12-16). В пророчестве Иезекииля З. получает свой удел на юге земли обетованной, между Иссахаром и Гадом (Иез 48:26.27), а среди 144 тыс. запечатл. из 12 израил. колен 12 тыс. будут составлять израильтяне из колена З. (Откр 7:8).
Завуф
(евр. Завуд, «подаренный»), сын Нафана, один из высокопостав. придворных царя Соломона (3 Цар 4:5).