Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 8 «З»

Золотая дощечка (пластинка) на челе 
-> Первосвященник.

Золото: 

1) драг. металл, к-рый в ветхозаветные времена ввозился в Палестину из Хавилы (Быт 2:11), Савы (3 Цар 10:1), Аравии (Пс 71:15) и Офира (3 Цар 9:28). В евр. языке для обозначения З., помимо наиб. употребит. слова захав, используются слова сегор (Иов 28:15), кетем (Иов 28:16.19; Пс 44:10 и др.), харуц (Зах 9:3 и др.) и паз (Пс 20:4 и др.), однако смысловые значения этих слов сегодня неизвестны;

2) с древнейших времен из З. делали ювелирные украшения (Быт 24:22). Много З. использовалось при постройке скинии, при изготовлении предназнач. для нее утвари (Исх 25) и первосвященнич. одеяний (Исх 28), и особенно при строит-ве храма во времена Соломона (1 Пар 22:14; 2 Пар 3:4-9; 2 Пар 4:7.19-22); вероятно, у Соломона имелись большие запасы этого металла (3 Цар 10:14-19). Золотая храмовая утварь стала добычей Навуходоносора (4 Цар 25:15; Дан 5:2), но была возвращена евреям царем Киром (Езд 1:7-11; Езд 5:14);

3) в Библии З. часто упоминается как символ духовного богатства. Цена самого чистого З. ничтожно мала по сравнению с ценой исходящей от Бога мудрости (Притч 3:14; Притч 8:10.19), Божьего Закона (Пс 118:72.127), разумных речей (Притч 20:15), доброй славы (Притч 22:1), христ. веры (1 Петр 1:7) и искупит. крови Христа (1 Петр 1:18). В 1 Кор 3:12 З. названо в числе «строительных материалов», к-рые в Судный день пройдут испытание огнем. Совершая суд, Господь будет, подобно золотых дел мастеру, плавить и очищать З. (Мал 3:2.3), «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего … золота» (1 Петр 1:7; Откр 3:18). В Иак 5:3 никчемность земного богатства подчеркнута образом «изоржавевшего» З. Но Небесный Иерусалим — это «чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр 21:18.21).

Золотой телец
На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления (Исх 25-31) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола — З.Т. (Исх 32:1-6). Моисей сжег З.Т., растер пепел, смешал с водой и эту воду дал пить израильтянам. По его повелению левиты учинили в стане израильтян суровый суд; позднее Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля (Исх 32:34; Числ 14:22). Изготовление З.Т. и поклонение ему считалось великим грехом и безоговорочно осуждалось (ср. Втор 9:8-21; Неем 9:18; Пс 105:19-23). Далее в Библии не говорится о поклонении подобным изображениям — до тех пор, пока Иеровоам, сын Навата, не повелел изготовить двух З.Т. и установить одного в Вефиле, а другого — в Дане (3 Цар 12:28). Этот грех отразился на его потомках, став одной из причин гибели Северного царства (4 Цар 17:21-23; ср. -> Иеровоам -> Высота).

Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распростр. и у других семит. народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества к.-л. божества. Аарон, а позднее Иеровоам, стремились с помощью З.Т. выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельяху («Бык Господень»), нацарапанное на черепках, найденных в -> Самарии. В различных языч. изображениях фигура быка служит подножием для самого божества; поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Вместе с тем, различные формы почитания быка, с к-рыми израильтяне познакомились в Египте, особенно культ бы-ка Аписа, могли повлиять на их представления о божестве, к-рые и привели к изготовлению З.Т.

Зоровавель 
(евр. форма от аккадск. Зеру-Бабили, «семя (потомство) вавилонское»), сын -> Салафиилов, иуд. князь, к-рого перс. царь Кир в 538 г. до Р.Х. назначил областеначальником Иудеи. В Езд 1:8.11; Езд 5:14.16 он офиц. назван своим вавил. именем Шешбацар. Ряд исследователей выражали сомнения относительно тождественности этих лиц; высказывались предположения о том, что Шешбацар является предшественником Зоровавеля. Но сравнение Езд 5:16 с Езд 3:2.6.8 и Зах 4:9 не оставляет сомнений, что речь идет об одном и том же лице. Вместе с первосвященником Иисусом Зоровавель привел в Иерусалим возвращающихся из плена иудеев (Езд 2:1; Неем 12:1-9), восстановил богослужение (Езд 3:1-5) и в 537 г. до Р.Х. приступил к строит-ву храма. Но в результате сопротивления чужеземных племен, переселенных ассирийцами в Палестину, работы приостановились (Езд 4:1-5). Они были возобновлены и доведены до конца только во времена пророков Аггея и Захарии — в 520 г. до Р.Х. (Езд 5:1; Агг 1:1.14; Зах 1:1; Зах 4:6-10). После освящения храма в 515 г. до Р.Х. было упорядочено служение левитов и священников (Езд 6:14-18; Неем 12:47). За этим последовало празднование Пасхи (Езд 6:19-22). О дальнейшей деят-сти Зоровавеля и продолжительности его наместничества ничего не известно. Когда впоследствии Неемия решил «собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись», то обнаружил запись произведенной при З. переписи вернувшихся вместе с ним из плена (Неем 7:5-7; ср. Езд 2). В НЗ Зоровавель упомянут в обоих родословиях Иисуса (Мф 1:12; Лк 3:27).

Зохеф 
(возм., от «подвижный»), сын Ишия из колена Иуды (1 Пар 4:20).

Зрелище 
Так в Синод. пер. передано греч. слово театрон = театр. В Деян 19:29.31 этим словом назван амфитеатр в Эфесе. Такие театры были в каждом греч. и эллинистич. городе (-> Иерусалим -> Петра -> Самария). Здесь проходили представления и спортивные игры (-> Позорище, II), а также народные собрания. Напротив полукруглой сценич. площадки находились поднимающиеся кверху и располож. полукругом ряды для зрителей, к-рые завершались зданием, предназнач. для переодевания актеров (греч. скене). Амфитеатры нередко вмещали 20-30 тыс. зрителей. Наряду с амфитеатрами существовали круглые сооружения без скене (напр., Колизей в Риме).

Зузимы, 
народ в Гаме, побежд. Кедорлаомером (Быт 14:5). Их отождествляют с -> замзумимами.

Зуй 
-> Цапля.

Добавить комментарий