Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 8 «З»

Зебудда 
(евр. Зевуда, от «наделять», «одаривать»), дочь Федаии из Румы, мать царя Иоакима (4 Цар 23:36).

Зевадия (Завадия) 
(евр. Зевадья и Зевадьяху, «Господь дарует»):

1) вениамитянин, потомок Берии (1 Пар 8:15.16);

2) вениамитянин, потомок Елпаала (1 Пар 8:17.18);

3) сын Иерохама из Гедора, вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1 Пар 12:7);

4) сын Асаила и племянник Иоава. Вслед за своим отцом он стал начальником 4-го отделения войска во времена Давида (1 Пар 27:7);

5) левит из рода Корея, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1 Пар 26:1);

6) левит, современник Иосафата (2 Пар 17:8);

7) вождь колена Иуды, сын Исмаила. Царь Иосафат поручил ему осуществлять надзор над судьями (2 Пар 19:11);

8) сын Михаила из рода Сафатии, вернувшийся из Вавилона вместе с Ездрой (Езд 8:8);

9) священник из сыновей Иммера, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:20).

Зеведей 
(греч. Зебедайос, ф-ма евр. имени Зевадия, «Господь дарует»), отец ап. Иоанна (Мф 4:21; Мк 1:19.20).

Зевей 
(евр. Зевах, возм., «рождённый в день жертвы заклания»), мадиамский царь, плен. и казн. Гедеоном (Суд 8:4-21; Пс 82:12).

Зевина 
(«купленный», «приобретенный»), израильтянин, отпустивший свою иноплем. жену (Езд 10:43).

Зевс 
(Деян 14:12), называемый также Юпитером — верховное божество греч.-рим. пантеона. Его почитали защитником существующего у людей порядка (гос-ва, семьи) и мстителем за нарушение договора или клятвы. Почитание З., вместе с греч. культурой, распространилось на все Средиземноморье и Ближний Восток. В Листре храм З. находился за пределами города. Жители ликаонийского г. Листры, язычники, пытались совершить поклонение ап. Павлу и Варнаве как богам. Они называли Варнаву З., а Павла воспринимали как его посланца.

Зевул 
-> Завулон. Главный начальник, к-рого Авимелех назначил в Сихем (Суд 9:28.30-33.36-38.41).

Зелень, зеленеть, цвести 
Праведники «зеленеют» (в Синод. пер. — «цветут») «во дворах Бога нашего» (Пс 91:13.14), «процветет» и жилище праведных (Притч 14:11), расцветет и народ Израиля, когда окончится время Божьего суда (Ис 27:6). «Зеленеющее дерево» (Лк 23:31; ср. Пс 1:3; Иер 17:7.8) — это безгрешный Иисус, принявший на Себя наказание за грехи человечества, сухое же дерево — это евр. народ, отвергнувший Его и идущий навстречу Страшному суду (см. 1 Петр 4:18). -> Трава.

Зелфа 
(евр. Зилпа, возм., «пылкая»), рабыня, к-рую Лия получила от своего отца Лавана (Быт 29:24). Позднее З. стала наложницей Иакова, к-рому она родила Гада и Асира (Быт 30:9-13; Быт 46:16-18).

Земира 
(«сопровождаемое музыкой пение»), вениамитянин, сын Бехера (1 Пар 7:8).

Земледелие 
В раннепатриарх. период важнейшей отраслью сельского хоз-ва у израильтян являлось -> животноводство. Овладев землей в Палестине, израил. народ в первую очередь стал заниматься З. Раскопки древнего Иерихона показывают, что Палестина — один из древнейших известных нам сельскохоз. центров. Во Втор 6:10 указывается, что З. существовало в Палестине еще до захвата страны израильтянами. По данным науки, интенсивная обработка почвы существовала здесь прим. с 7500 г. до Р.Х. Др.-израил. законодат-во типично для народа, занимающегося З. Об этом ясно свидет-вует упоминание в Пятой книге Моисея об отдыхе земли в -> субботний год, а также закон о нерушимости межевых знаков (Втор 19:14; Втор 27:17). Даже царь Саул вначале был земледельцем (1 Цар 11:5), а три главных праздника израил. народа связаны с урожаем.

I. КЛИМАТ И ПОЧВА
В библ. времена климат Палестины, вероятно, был похож на нынешний. Кол-во осадков вряд ли претерпело значит. изменения, т.о., З. определялось периодом дождей с октября по апрель. Границы сельскохоз. областей сегодня трудно установить; в результате раскорчевки лесов и уничтожения кустарника скотом они постоянно расширялись. Максимальное кол-во осадков выпадало на плоскогорьях северо-запада, минимальное — в пустынях на юге и востоке страны. Поскольку угодья очень неоднородны, то областей сплошного З. почти нет.

Для сельскохоз. обработки могут использоваться прежде всего площади долин и равнин; но и на склонах гор, вследствие выветривания красного известняка, образуется плодородная почва, так же как и в результате разрушения вулканич. лавы в областях вост. берега Иордана. Т.о., для З. пригодной оказывалась прежде всего холмистая область между приморской равниной и горами Иудеи, равнина Махне в Самарии — юго-вост. Сихема, окраины Изреельской равнины, плоскогорья Моава и Аврана. Почва облагораживалась прежде всего очисткой угодий от камней, а содержание земли под паром каждый седьмой год препятствовало ее истощению (Исх 23:10; Лев 25:1-7).

О планомерном удобрении почвы почти ничего не известно вплоть до периода рим. господства. Из-за недостатка равнинных земель в зап. части Иудейского нагорья практиковались террасы, когда плодородную почву на горных склонах удерживали с помощью спец. каменных оград. По климатич. причинам земледел. работы были возможны только после ранних дождей в конце октября, так что сбор зерновых даже в горах заканчивался к середине июня. Земля под паром могла использоваться для выпаса мелкого скота, что одноврем. являлось единств. способом внесения удобрений. Как только начинались ранние дожди и размягчалась твердая, как камень, почвенная корка, приступали к пахоте и севу. Урожай зависел от своевременности и кол-ва осадков, выпадавших в виде зимних, или поздних дождей (Ам 4:7-9). Урожай находился под постоянной угрозой нападения саранчи и заболеваний злаковых культур. Как правило, участками земли владели семейства, их обрабатывавшие, крупное землевладение встречалось редко; позднее его доля стала увеличиваться, о чем свидетельствуют осуждающие речи пророков (Ис 5:8-10; Мих 2:2). В таких крупных хоз-вах применялся труд рабов и наемных работников, находившихся, однако, под защитой Закона (Исх 21:2; Лев 25:39-46; Втор 15:12).

II. ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

1) для рыхления почвы первоначально, вероятно, использовалась мотыга — орудие труда с деревянной рукояткой и заостренным под углом металлич. наконечником (Ис 7:25). Позднее она стала применяться только при возделывании овощных культур (см. ниже);

2) появление З. в истинном смысле слова было связано с использованием плуга, к-рый уже существовал в Палестине к моменту прихода туда израильтян. Вначале почву рыхлили с помощью твердой заостренной деревянной палки; на ней под определ. углом имелось жестко укрепленное дышло, к-рое тянула пара волов или ослов. Но очень скоро этот деревянный плуг оснащается железным сошником, к-рый израильтяне, вероятно, заимствовали у филистимлян. Землепашец направлял плуг, с силой надавливая на рукоятку и погоняя животных, попарно привязанных к ярму, рожном, под к-рым в данном случае подразумевается палка с острым металлич. наконечником;

3) вероятно, применялись и бороны, весьма похожие на современные.

III. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ
Из известных нам зерновых культур выращивались прежде всего -> пшеница (в Галилее и на наиб. плодородных участках вост. берега Иордана) и -> ячмень (в Иудее), а также -> пшеница-спельта, или полба (Ис 28:25; Иез 4:9), и пришедшее из Африки -> просо — особенно урожайная культура, к-рую выращивали еще при мотыжном З. Рожь и овес, по-видимому, не были известны. Лучшим зерном для выпечки хлеба считалась пшеница, но наряду с ней, прежде всего бедными слоями населения, использовались (как минимум в качестве примесей) полба, просо и ячмень. Выращивались и садовые культуры: фиговые деревья (-> Смоковницы), -> виноград, -> маслины и -> гранаты, а также овощи (3 Цар 21:2; 4 Цар 4:39): чечевица (Быт 25:34), бобы (2 Цар 17:28), лук репчатый, чеснок и бахчевые культуры (Числ 11:5).
IV. СЕВ
Вспашку земли производили осенью. Сеяли в основном в ноябре и декабре, сначала — бобовые культуры, в декабре — пшеницу, в январе и феврале — яровые (-> Год). Сеятель широко разбрасывал семена, доставая их из мешкообразной сумы. На одном поле нельзя было сеять два рода семян (Лев 19:19), как нельзя было впрягать в одну упряжку двух животных разных видов. Знакомая израильтянам картина сева дает Иисусу материал для притчи, напр. в Мф 13:3.24; Мк 4:26, где Он сравнивает семена с Божьим словом, к-рое приносит плод в зависимости от почвы (сердец) и других факторов.

V. УБОРКА УРОЖАЯ
Тяжелая работа по подготовке почвы и сева, как и напряж. ожидание своеврем. дождя (ср. Лев 26:19; в 3 Цар 17:1 его отсутствие рассматривается как наказание), и страх перед палящим вост. ветром (Втор 28:22) вознаграждались радостью сбора урожая после поздних дождей в апреле/мае (ср. описания в Пс 125:5). Страда начиналась со сбора ячменя (прим. с начала апреля, в зависимости от погодных условий и местонахождения поля) и продолжалась прим. два месяца, причем пшеницу убирали в последнюю очередь. Урожай наименее ценного злака, проса, обычно самый богатый, за ним следует ячмень, к-рого нередко рождается в 50 раз больше посеянного, и наконец, самое ценное зерно, пшеница, умножала посеянное в 30-100 раз (Мф 13:8). Жали ручными серпами, причем в древнейшие времена на изогнутом куске дерева укрепляли острые кремни, а с наступлением железного века стали пользоваться железными серпами. Срезая правой рукой стебли прим. на половине их высоты, т.е. значительно выше, чем при косьбе, левой рукой жнец захватывал колосья и складывал их на землю. Вязальщики (в т.ч. и женщины, Руф 2:8) следовали за ним и вязали сжатые колосья в снопы, чтобы затем поставить их колосьями вверх, оберегая от ночной росы; но чаще снопы сразу относили на гумно, иногда не связывая, и укладывали слоями. Повозками для перевозки снопов пользовались редко, и то лишь в более поздние времена в равнинных областях зап. предгорий; повозки, вероятно, были переняты у филистимлян (1 Цар 6:7).

VI. ОБМОЛОТ
Во время страды земледельцы зачастую покидали жилища и жили в шатрах или в пещерах вблизи поля. В качестве гумна использовалось ровное место, твердую почву к-рого иногда дополнит. выравнивали и утрамбовывали; по периметру оно нередко укреплялось камнями. Зерно провеивалось наиб. эффективно, если гумно было ориентировано в направлении зап. ветра. Гумно редко принадлежало одному хозяину (2 Цар 24:18; Руф 3:2), значит. чаще оно находилось в общем владении земледельцев данной местности. Сжатые колосья раскладывались кипами.

Молотило и молотилка. Бобовые культуры и небольшое кол-во зерновых для потребностей семьи сначала обмолачивали палками, но, вероятно, чаще всего при молотьбе использовали скот (Втор 25:4; Ос 10:11). Животных гоняли по кругу, заставляя топтать разложенные по всему гумну колосья. Позднее стали применять и молотила (Ам 1:3). Молотило представляло собой несколько досок, скрепленных вместе и спереди загнутых кверху, под к-рыми были укреплены чаще всего острые камни (позднее стали крепить железные ножи) для вылущивания зерна и резания стеблей. Впоследствии появились молотилки (Ис 28:27) — станина с несколькими, иногда зубчатыми, каменными колесами или валиками, к-рую на полозьях проволакивают по куче зерна (как и молотило). Работник стоял при этом на молотиле или, соотв., на молотилке. После молотьбы зерно сначала провеивали с помощью многозубчатых деревянных вил (веялки), отделяя его от мякины на усиливающемся к вечеру ветру. Затем измельченную солому и зерна подбрасывали вверх деревянной лопатой, чтобы ветер унес легкие примеси. Прежде чем поместить зерно в кувшины или амбары до помола (-> Мельница), его просеивали (Ам 9:9). Излож. в книге Левит законы устанавливают определ. принципы ведения сельского хоз-ва. Эти природоохранные и экономич. основы не теряют своего значения и поныне, а иногда и открываются заново. Сюда относятся практич. предписания по защите почвы (содержание земли под паром на седьмой год, Лев 25) или регулирование социальных вопросов (бедные имели право подбирать оставшиеся на поле колосья, Лев 23:22). Всхожесть посевов Бог ставил в зависимость от соблюдения этих заповедей (Лев 26:14). -> Урожай, жатва.

Землемерная вервь 
-> Измерение.

Землетрясение 
— подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. Его причинами являются тектонич. (ведущие к образованию гор) и вулканич. процессы в недрах земли. В Сирии и Палестине З. отмечались во все времена. Особенно сильное З. произошло во времена иуд. царя Озии (Ам 1:1; Зах 14:5). Великие откровения святости и могущества Бога также сопровождались З.: дарование Закона на горе Синай (Исх 19:18) было отмечено З., о чем неоднократно упоминается и в псалмах (Пс 67:9; Пс 76:19; Пс 113:7); смерть Иисуса на кресте (Мф 27:51) и Его воскресение (Мф 28:2) также сопровождались З. Частые З. являются признаком приближающегося Божьего суда над миром (Мф 24:7; Откр 6:12; Откр 11:13.19; Откр 16:18). Илии, однако, довелось испытать, как Господь приближается к человеку не в З., а в веянии тихого ветра (3 Цар 19:11). З. показывают могущество Создателя (Ис 29:6) в противовес немощи мертвых идолов (Иер 10:10). З. был ознаменован суд над Иудейским царством (Ис 5:25; Ис 24:18; Ис 29:6), над Вавилоном (Ис 13:13; Иер 50:46) и Ниневией (Наум 1:5). В Деян 4:31 «колебание места», где собрались члены первохристианской общины, является свидет-вом Божьего ответа на молитву верующих, а в Деян 16:26 Господь использует З. для освобождения ап. Павла и Силы из темницы в Филиппах.

Земля: 

1) мир, в к-ром мы живем, в отличие от небес (Быт 1:1) (-> Мир);

2) суша, в отличие от моря (Быт 1:10), или заселенная земля (Быт 1:28; Быт 18:18). В поэтич. образах ВЗ говорится об основаниях, столбах (столпах), на к-рых покоится земля (1 Цар 2:8; Иов 9:6; Пс 74:4). Псалмопевец говорит об обитаемой земле как об основанной «на морях» и утвержденной «на реках» (Пс 23:2; Пс 135:6; ср. Исх 20:4); в остальных случаях глагол «основать» свидет-вует о том, что З. создана Творцом (Пс 101:26; Пс 103:5-9; Притч 3:19; Притч 8:29; Ис 48:13);

3) почва, на к-рой произрастают растения (Быт 27:28);

4) в Быт 11:1; Плач 2:15 и др. слово «З.» подразумевает все население земли или его часть.

Земля восточная 
-> Восточная земля.

Земля горшечника 
-> Акелдама.

Земля крови 
-> Акелдама.

Земляная смола, 
или асфальт — затвердевшая нефть, входящая в состав земной коры. По химич. составу это тяжелый углеводород, образовавшийся в результате разложения органич. веществ. В ветхозаветные времена З.С. пользовалась большим спросом, проводились поиски ее месторождений. Основным местом добычи З.С. в древности являлась южная часть Мертвого моря, к-рое поэтому называлось также Асфальтовым морем (лат. Lacus Asphaltitis). Здесь асфальт время от времени поднимался в больших количествах со дна и волны пригоняли его к берегу. В Быт 14:10 упомянуты «смоляные ямы» — копи горной смолы в долине Сиддим. В новозаветные времена монополией на поставки асфальта из Мертвого моря в Египет обладали набатеи. З.С. применялась для различных целей: для смоления кораблей (ср. Исх 2:3) и днищ лодок и, как полагают ученые, при бальзамировании трупов. В Вавилонии З.С. использовали как уплотнитель или заменитель строит. растворов (Быт 11:3).

Земное, 
в противоположность небесному, это — «принадлежащее земле по своей сущности». В подобном значении в Библии слово «З.» употребляется в паре со словами-антонимами: «плотское — духовное», «тленное — вечное», «Адам — Христос» (1 Кор 15:40). Поскольку все земное подчинено закону греха (Рим 5:12; Рим 7:14.23; 1 Кор 15:47), то и человеч. образ мыслей всегда направлен против Бога (Флп 3:18; Иак 3:15).

Добавить комментарий