Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 8 «З»

Заразная болезнь 
(в Синод. пер. — «язва») -> Болезнь.

Заред 
(евр. «поток»), речная долина на границе Моава (Числ 21:12; Втор 2:13), к-рую отождествляют с р. Аравийской (Ис 15:7) и ручьем Вади-эль-Ахси, что, однако, спорно. З. в Числ 21:12 назван местом стана (ср. Втор 2:14).

Засада 
-> Война.

Заступник, 
тот, кто выступает защитником обвиняемого (на суде, перед власть имущими и т.п.), посредником между двумя сторонами (в споре, тяжбе) или поручителем за к.-л. (см. Иов 5:4). В Синод. пер. словом «заступник» переданы различные др.-евр. слова: мафгиа — «ходатай»; цур — «скала», «оплот»; мисгав — «защита» и др. В Библии З. народа Израиля, а также всех благочестивых людей на земле, равно как и безвинно обижаемых и угнетаемых, именуется Сам Господь Бог (Втор 32:18.30.31; Иов 16:19; Пс 41:10; Пс 45:8.12; Пс 47:4; Пс 58:10). В Книге Исаии З. назван грядущий Мессия (Ис 19:20; Ис 53:12 — в Синод. пер. — «ходатай»; Ис 59:16). -> Заступник -> Посредник -> Ходатай.

Засуха: 

1) в Палестине, где выпадает сравнит. мало осадков, ежегодно наступает засушливый период — З.;

2) сильная З., несущая с собой неурожай, голод, болезни, может быть следствием непослушания израильтян Божьей воле (Втор 28:22; 3 Цар 8:35.37; Пс 67:7; Агг 1:11; Агг 2:17 и т.д.); богобоязненный же человек будет насыщен даже в З. (Ис 58:11). В грядущем царстве Иисуса Христа «пробьются воды в пустыне и в степи потоки», расцветет и зазеленеет земля (Ис 35:1.6; Ис 41:18). В переносном значении это относится к человеч. сердцам: когда окончится Божье наказание, народ Израиля, ослепленный и мертвый во грехе, подобно засушливой земле, не приносящей плода, будет, словно потоком, орошен и оживлен Божьим Св. Духом (Ис 44:3).

Заттуй (Заффу) 
(евр. Затту), израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:8; Неем 7:13). Шесть мужчин этого рода расстались со своими иноплем. женами (Езд 10:27); некий З. вместе с Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15).

Затылок 
-> Шея.

Заффу 
-> Заттуй.

Захария 
(евр. Зехарья и Захарьяху, «Господь вспомнил, подумал (о ком-то)»):

1) отец Иддо, главного начальника полуколена Манассии в Галааде во времена Давида (1 Пар 27:21);

2) левит, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1 Пар 9:21; 1 Пар 26:2). Он считался разумным советником;

3) левит, певец и привратник, современник Давида (1 Пар 15:18.20; 1 Пар 16:5);

4) священник, современник Давида (1 Пар 15:24);

5) левит, сын Ишшии и внук Озиила, современник Давида (1 Пар 24:25);

6) левит, сын Хосы из рода Мерари, привратник, современник Давида (1 Пар 26:10.11);

7) левит, отец певца Иозиила, современника Иосафата (2 Пар 20:14);

8) один из вождей колена Иуды во времена Иосафата (2 Пар 17:7);

9) сын царя Иосафата (2 Пар 21:2);

10) сын первосвященника Иодая. Исполненный Духа Божьего, З. предостерег царя и народ, когда Иоас, после смерти Иодая, отступил от Господа. Но против З. был составлен заговор и по приказу царя его побили камнями во дворе храма (2 Пар 24:20.21). Именно это убийство Иисус подразумевает в Мф 23:35; Лк 11:51. Упоминание в этом контексте имен Авеля и З. указывает на то, что уже во времена Иисуса книги Паралипоменон стояли на последнем месте в евр. ВЗ. Обращает на себя внимание то обстоят-во, что в Мф 23:35 этот З. назван сыном Варахии, как пророк З. Этому давались различные объяснения. Напр., высказывалось предположение, что З. был внуком Иодая, сыном к-рого был Варахия;

11) пророк, поучавший царя Озию «страху Божию» (2 Пар 26:5);

12) сын Иеровоама II, к-рый в 747 г. до Р.Х. в течение шести месяцев был израил. царем в Самарии. Он, как и его предшественники, делал неугодное в очах Господа и не отступал от грехов Иеровоама I — поклонения идолам (тельцу). Против него составил заговор Селлум; убив З., он воцарился вместо него. Так исполнилось предсказание о том, что потомки Ииуя будут занимать израил. престол только до четвертого колена (4 Цар 15:8-12);

13) один из вождей колена Рувима в то время, когда оно было уведено в плен ассир. царем Тиглатпаласаром III (1 Пар 5:7);

14) отец Ави (Авии) и дед царя Езекии (4 Цар 18:2; 2 Пар 29:1);

15) сын Варахии, к-рого пр. Исаия, по повелению Господа, призвал в свидетели вместе со священником Урией, начертав на большом свитке слова: «Магер-шелал-хаш-баз» (Ис 8:1-4);

16) левит из рода Асафа, современник Езекии (2 Пар 29:13);

17) левит из рода Каафа, современник Иосии (2 Пар 34:12);

18) священник, современник Иосии (2 Пар 35:8);

19-21) два израильтянина из колена Иуды, а также священник — их потомки жили в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:4.12);

22-23) два израильтянина, вернувшиеся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:3.11);

24) один из израил. начальников, к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы те привели в Иерусалим служителей для храма (Езд 8:16). Возм., он же стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4);

25) израильтянин, к-рый взял себе иноплем. жену (Езд 10:26);

26-27) левит и священник, принимавшие участие в освящении Иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:35.41);

28) вениамитянин, сын Иеила, «отца гаваонитян» (1 Пар 9:35.37). Возм., он же упомянут в 1 Пар 8:31 как -> Зехер;

29) пророк, автор одной из книг ВЗ; -> Книга пророка Захарии;

30) отец -> Иоанна Крестителя, священник из Авиевой чреды. Его жену звали Елисаветой. Эти праведные пред Богом люди были бездетны. Однажды в храме, во время совершения З. жертвы каждения, ему явился архангел Гавриил и предрек, что у Елисаветы родится сын, к-рый подготовит путь для Мессии. З. усомнился, т.к. его жена была уже в преклонном возрасте. Бог наказал его за неверие. Когда З. вышел к ожидавшему его благословения народу, то не мог говорить, т.к. был поражен немотой. После рождения сына З. написал на дощечке имя младенца: «Иоанн», после чего к нему вернулся дар речи. Исполнившись Св. Духа, З. восславил Господа, а затем, ссылаясь на ветхозаветные обетования, предсказал предназначение Иоанна (Лк 1:5-25.57-80).

Защищаться (держать ответ) 
В Библии это слово употребляется в значении: «отвечать на обвинение», «держать речь в свою защиту» (Деян 11:1; Деян 24:10; Деян 26:2.24). В соотв. с нормами рим. права, обвиняемый имел право отвечать на обвинения (Деян 19:33) и лично противостоять истцу (Деян 25:16). Так, Павел, находившийся в тюрьме по обвинению, выдвинутому иудеями, стремился защищать Евангелие — вплоть до обращения в высшую инстанцию рим. юстиции (Деян 26:2; Флп 1:7.17; 2 Тим 4:16). Понятие «держать ответ» имеет в Библии и другое значение, оно не обязат. означает защиту перед судом или перед властями (Лк 12:11) — каждый верующий должен быть готов держать ответ, если к.-л. спросит его о живущем в нем уповании (1 Петр 3:15).

Заяц
(евр. арнэвэт).
1) Это животное упомянуто в Лев 11:6 и Втор 14:7 как нечистое, потому что З. «жует жвачку, но копыта у него не раздвоены». К жвачным животным З. отнести нельзя, и данная ему в Библии характеристика связана, вероятно, с тем, что, пережевывая пищу, он делает движения челюстями, похожие на движения челюстей жвачных животных.
2) В Палестине встречаются разные виды З. В странах Средиземноморья живут сир. З. (Lepus syriacus), к-рые несколько мельче европ. (L. europaeus); уши у них короче, а череп — шире. В Негеве и в долине Иордана преимущ. обитают мелкие егип. З. (L. aegypticus), спины к-рых имеют желтоватую окраску.

Добавить комментарий