Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 8 «З»

Звать, взывать, призывать 

1) Бог призывает к соблюдению Своих заповедей, к -> покаянию и восприятию Его слова о спасении (Иер 35:17; Мф 9:13). Его зов часто бывает призванием к особому служению (Исх 3:4; Мф 4:21; 1 Фес 5:24) или просто к общению с Ним (1 Кор 1:9).

2) Разговор людей с Богом, -> молитва, также может быть призывом, обращенным к Нему. Люди взывают к Господу в скорби (Пс 106:6) и ободряются, будучи услышаны (Пс 49:15). Бог всегда слышит нас (Пс 39:2 и проч.), знает о наших нуждах (Мф 6:8) и особенно внемлет призывам обездоленных и притесняемых (Исх 22:22; Суд 3:9; Суд 10:12). Сила призыва зависит от искренности молящегося (Мк 15:34; Евр 5:7). Но, не отказывая в помощи, Бог и в самых тяжких обстоят-вах сохраняет за Собой право, когда и как избавить человека от бедствия (Пс 21:2.3.24.25; ср. Мф 6:10). Он всегда свят (Пс 21:4), и Его кажущийся отказ ответить на призыв страждущего влечет за собой лишь большее благословение (2 Кор 12:8).

Звезда 

1) Вид звездного неба побуждал израильтян к молитве Богу (Пс 8:4; Пс 148:3), сотворившему звезды (Быт 1:16; Пс 135:7) и знающему все звезды по их числу и именам (Пс 146:4; Ис 40:26). В Библии названы многие созвездия и отдельные звезды. Мы не всегда знаем, какие созвездия подразумеваются под теми или иными названиями: -> Утренняя звезда (Иов 38:7) -> Орион -> Семизвездие (Плеяды; Иов 9:9; Иов 38:31; Ам 5:8). АшЕвр (Иов 9:9; в Синод. пер. — «Ас») или Аиш (Иов 38:32; в Синод. пер. — «Ас с ее детьми») предположит. можно отождествить с созвездием Льва. А «ее дети» — это, возм., часть звезд созвездия Девы, к-рые у арабов называются «псами, гонящимися за львом». Ряд исследователей считает, что это — созвездие Большой Медведицы. Часто звездное небо символизирует понятие «бесконечное множество» (Быт 15:5; Быт 22:17; Втор 1:10; Наум 3:16; Евр 11:12). Красота З., их сияние восхищали израильтян, однако они никогда не считали З. богами (подобно язычникам), а мыслили их сотворенными Богом и призванными, подобно Солнцу и Луне, выполнять опред. функцию — быть светилами на небосклоне (-> Небо) (Быт 1:15; Иер 31:35; -> Сотворение мира). Бог направляет движение З. (Иов 38:32), определяет очертания созвездий (Иов 9:9), решает, взойдет светило или нет (Иов 9:7). Бог «налагает печать» на З., т.е. «запечатывает (затворяет) им врата», так что они не могут взойти (там же).

2) Народ Израиля полагал, что З. — это существа, восхваляющие Бога (Пс 148:3) и способные сражаться (Суд 5:20), но, в отличие от других народов, не считал их божествами. Служение З. было запрещено Законом (Втор 4:19). Но иногда и израильтяне впадали в языч. служение З. Согл. Деян 7:43, жители Северного царства (Израиля) сделали изображение З. бога -> Ремфана и носили его с собой (по-видимому, в сражениях — см. Ам 5:26). Царь Манассия поклонялся воинству небесному в самом Иерусалимском храме (4 Цар 21:5; 2 Пар 33:3). Хотя царь Иосия и отменил это идолослужение (-> Идол, идолослужение, V) (4 Цар 23:4.11), но еще Иеремии и Иезекиилю пришлось бороться против служения З. и Солнцу (Иер 8:2; Иер 19:13; Иез 8:16). (-> Астарта.) Тесно связано с культом З. иск-во гадания по звездам (-> Предсказание), к-рое было очень развито в Вавилоне (Дан 2:27; Дан 4:4; Дан 5:11). Но однажды З. использовал и Господь, чтобы указать мудрецам (-> Волхвы с востока) с востока на рождение Мессии (Мф 2:2).

3) З. должны померкнуть перед наступлением особых судов Господних (Иез 32:7; Иоил 2:10; Иоил 3:15). Иисус называет среди знамений, возвещающих Его Второе пришествие, изменения, касающиеся З. (Мф 24:29; Лк 21:25); в книге Откровения также предсказываются космические катастрофы в конце времен (Откр 6:13; Откр 8:12; Откр 12:4; ср. Дан 8:10).

4) В переносном значении о Мессии говорится как о З. от Иакова (Числ 24:17), а о проповедниках Богопознания — как о З., сияющих на небосклоне (Дан 12:3).

Звезда утренняя 
-> Утренняя звезда.

Звездочет 
(арам. гезар, «определяющий», «решающий»), обозначение халдейского астролога (Дан 2:27; Дан 4:4; Дан 5:7.11), передано в Синод. пер. словом «гадатель». В Ис 47:13 астрологи подразумеваются и под словом «звездочеты». -> Звезда (II).

Звери пустыни 
Этим словосочетанием в Ис 13:21; Ис 34:14; Иер 50:39 (в Синод. пер. — «степные звери») переведено евр. слово цийим, к-рое предположит. означает «демоны пустыни». -> Косматый, леший -> Собака (I,3).

Здание 
-> Дом -> Дворец.

Добавить комментарий