Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 8 «З»

Залог 

1) Предмет, к-рый должник оставляет своему заимодавцу в качестве гарантии возврата долга (евр. эравон — Быт 38:17; евр. авот — Втор 24:10; евр. хавол — Иез 18:12). Закон устанавливал границы своеволия кредитора: заимодавец мог взять в З. верхнюю одежду (если она была у должника единственной) на срок, не долее чем до захода солнца (Исх 22:25; Втор 24:12). З. не могли служить жернова и одежда вдовы. Когда заимодавец брал З., он не должен был входить в дом должника; ему полагалось ждать снаружи, пока ему вынесут З. Тот, кто брал З. с нарушением этих оговорок, приобретал репутацию человека неправедного (Иов 22:6; Иов 24:3; Иез 18:12). Передача в З. земельных наделов, ограниченная установлениями о продаже земли (-> Субботний год, II,2), упоминается в Неем 5:3 и позднее в Талмуде. -> Долг, должник, -> Заимодавец.

2) Павел говорит о З. (греч. аррабон) Св. Духа; это следует понимать в том смысле, что Св. Дух дан искупленным в качестве З. их небесного наследия (2 Кор 1:22; 2 Кор 5:5; Еф 1:14).

Замзумимы, 
могучий, великорослый народ, к-рый был изгнан аммонитянами (Втор 2:20). Его сравнивают с -> Енаковыми сынами, возм., З. тождественны -> зузимам. (-> Исполины.)

Замок 
-> Дворец.

Замок 
-> Дворец.

Заноах 
(возм., значение слова связано с евр. «издавать зловоние» или «нарушать, объявлять порочным»):

1) город в Шефеле (Ис Нав 15:34), заново засел. после вавил. плена (Неем 3:13; Неем 11:30). В «Ономастиконе» (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского упоминается Зануа, что в области Элевферополя. Вероятно, З. — это совр. Хирбет-Занва — лежащий в 4 км юго-вост. Бет-Шемеша (библ. Вефсамиса). Здесь были найдены остатки стен и керамич. черепки, относящиеся к эпохе царств;

2) город в нагорной области Иудеи (Ис Нав 15:56). Это либо совр. Хирбет-Занута, в 20 км юго-зап. Хеврона, либо Хирбет-Бет-Арма на реке Вади-Абу-Зеннах, в 3 км зап. Юты.

Западня, силки, 
ловушка, приспособление для ловли животных или птиц. В Библии эти слова встречаются только в переносном значении (Пс 68:23; Пс 139:6; Пс 140:9; Иер 5:26) и обозначают коварные, губительные замыслы и действия злых людей. О греч. слове скандалон, означающем ловушку -> Соблазн (I).

Запечатлевать, запечатывать 
-> Печать.

Заплата 
Иисус называет неразумными людей, к-рые в своих действиях уподобляются тем, кто использует для З. куски небеленой ткани. После стирки такая заплата, высыхая, дает усадку, разрывая старую ткань, к которой она приставлена (Мф 9:16; Мк 2:21). В Лк 5:36 этот образ употреблен по-иному: не стоит разрезать новые одежды для того, чтобы ставить З. на старые.

Заповеди блаженства 
Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. -> Блаженный, I,2 и 3) выделяются те, к-рые произнес Иисус в начале -> Нагорной проповеди и к-рые традиционно именуются «заповедями блаженства».

I. Матфей приводит девять «заповедей блаженства» (Мф 5:3-11), восемь из к-рых выражены в форме третьего лица («блаженны…»), а одни — в форме второго лица (Мф 5:11-48: «блаженны вы…»). Первые восемь «заповедей блаженства» разделены на две части, к-рые в греч. тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, к-рые в др.-евр. или арам. оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме. Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (Мф 7:24-27). Девяти «заповедям блаженства» в Ев. от Матфея соответствуют четыре в Ев. от Луки (Лк 6:20-23), к к-рым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления. При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения.

II:

1) с явлением Иисуса приблизилось -> Царство Божие на земле (Мф 3:2; Мф 4:17; Мк 1:15). Явился Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Ис 61:1; Лк 4:18). Его народ навеки наследует землю (Ис 60:21; ср. Пс 36:9); преданных Богу Он облачит в одежды правды (Ис 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Ис 61:3). Иисус призван проповедовать «лето Господне благоприятное» (Ис 61:2; Лк 4:19). Из этого следует, что «заповеди блаженства» и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (Мф 5:1.11; Лк 6:20);

2) в «заповедях блаженства» предпочтение часто отдается людям, к-рых общество рассматривает как отверженных и презираемых: а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл. общепринятым представлениям: -> нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, к-рые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, к-рые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (Мф 5:3-6; Лк 6:20).

При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоят-вах жизни этих людей, а Матфей — на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в к-рых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Втор 4:31; Неем 9:17.31), чистые сердцем (ср. Пс 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Лев 26:6; Иов 25:2; Кол 1:19.20; ср. Рим 15:33; Рим 16:20), а также гонимые, к-рых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (Мф 5:7-10). И эти люди, в к-рых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога — те, «кто от истины» (Ин 18:37) и кто слышит голос Бога — ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк 2:38);

3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, к-рые проявляются в разных обстоят-вах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, к-рые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом.

В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, к-рыми сопровождаются «заповеди блаженства». Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (1 Кор 13:12; 1 Ин 3:2; Откр 22:4). Но все же разрыв между «заповедями блаженства» и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср. 2 Кор 5:7). И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья -> награда. Тот, кто подвергается поношениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (Мф 5:11; Лк 6:22); враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (Ин 15:18-25; Ин 16:2; ср. Лк 6:26). Этим еще раз удостоверяется, что «заповеди блаженства», совокупно с их обетованиями, исполнимы только «во Христе».

Заповедь 
-> Закон -> Десять заповедей.

Запор 
-> Ключ.

Запрещать, запрет 
-> Закон.

Запустение 
-> Мерзость.

Запястья 
-> Украшение.

Добавить комментарий