Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6 «Е»

Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 6

Рассматриваем значение слов, начинающихся на букву «Е».

Е

АБВ, Г, Д, ЖЗИКЛМ

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Ева 
(вероятно, значение этого имени можно передать как «вызывать к жизни», «дарить жизнь»). Ева — имя, данное первым человеком своей жене, к-рой предстояло стать матерью всех живущих (Быт 3:20). По-евр. это имя звучит как Хавва, что значит «жизнь»; Септуагинта передала его в Быт 4:1 как Геуа, откуда и возникла известная нам форма этого имени. В Септуагинте, Быт 3:20, это имя было передано как Дзоэ, т.е. «жизнь». Бог создал Е. из ребра Адама, погрузив его в глубокий сон (Быт 2:21 и след.). Е. стала Адаму «помощником, соответственным ему». Соблазнившись предложением змея отведать плодов дерева познания добра и зла, Е. предложила запретный плод и Адаму (Быт 3:1-7). Божий суд определил ей «скорбь в беременности», сохранив в ней, однако, влечение к мужу, к-рому суждено было стать ее господином. Е. вместе с Адамом была изгнана из рая, и адресованное змею Божье проклятье затрагивает и ее. Е. была матерью Каина, Авеля, Сифа и других сыновей и дочерей, имена к-рых в Библии не названы (Быт 4:1 и след.,25; Быт 5:1-5). См. 2 Кор 11:3; 1 Тим 2:13 и след.; -> Женщина (I).

Евангелие, благовествование 
I. ЕВАНГЕЛИЕ КАК ПРОПОВЕДЬ О ХРИСТЕ
А. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) слово «евангелие» встречается в Библии только в НЗ (-> Евангелист, благовестник, 1). Соотв. греч. слово эуангелион в общепринятом смысле означало как «хорошую (благую) весть», так и «вознаграждение вестнику», принесшему ее. В дальнейшем оно стало употребляться в значении «известие о победе». Вместе с тем слово «евангелие» относится и к религ. лексике, занимая особое место в культе императора (-> Август; -> Рим, I). В эллинистич. эпоху, когда личность императора обожествлялась, сообщение о рождении наследника престола называлось «евангелием» («радостной вестью»); евангелием считалось и известие о его восхождении на престол, поскольку от императора ожидали спасения и мира. Указы правителя тоже назывались евангелиями;

2) хотя слово «евангелие» не встречается в ВЗ, древнеевр. язык все же содержит родств. ему по смыслу понятие — басар, означавшее «сообщать радостное известие» (Ис 52:7; Ис 61:1 и след.; Иер 20:15), «приносить известие о победе» (4 Цар 4:10; 4 Цар 18:26), а также -> «проповедовать» (Пс 39:10). Производное от басар слово мевассер («вестник, приносящий радостное известие»), к-рое часто употребляется во второй части Книги пр. Исаии, чрезвычайно важно для постижения новозаветного понятия «евангелие». В нем находит выражение великое ожидание победы Господа, установления Его власти и начала времени спасения. «Радостная весть» гласила: Господь царствует (Пс 95:2 и след.,10; Ис 52:7; ср. Ис 40:9; Ис 41:27; Ис 60:6 и след.; Наум 2:1), и это не просто сообщение, но торжеств. провозглашение. За этим известием, как за всяким Божьим словом, стоят Его сила и власть. Указанные места в ветхозаветном тексте Библии имеют прямые параллели с НЗ;

3) употребление слова «евангелие» в отдельных книгах НЗ различно. Более часто, чем в других частях НЗ, оно употребляется в посланиях ап. Павла. Лука прибегает в соотв. местах к глаголам эуангелидзейн или эуангелидзестаи, означающим «проповедовать благую весть» («благовествовать»), к-рые наряду с существительным употребляются в других местах НЗ. В сочинениях Иоанна собственно понятие «евангелие» не встречается, здесь ему соответствуют слова «жизнь» или «вечная жизнь».

Б. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ
1) слово «Е.» встречается в проповеди Иисуса редко, но там, где Он употребляет его, подразумевается вся полнота принесенной Им вести, к-рую Он возвещал не только в словах, но и в Своих деяниях (Мф 24:14; Мф 26:13; Мк 1:15; Мк 8:35; Мк 16:15). Матфей (Мф 4:23; Мф 9:35) и Марк (Мк 1:14), желая кратко охарактеризовать деят-сть Иисуса, говорят, что Он «проповедовал Евангелие». В этом их слова согласуются со словами пр. Исаии. Сам Иисус является глашатаем Божьего владычества, Царства Божиего, к-рое наступило вместе с Его приходом (Мк 1:15). Он и есть Благовестник, обещанный в ВЗ. Его весть — это Евангелие. Слово Писания исполнялось через Его проповедь и деяния (Лк 4:16-21). Царство Божие связано с жизнью Иисуса, Который открывает его собственной Личностью (Лк 17:21). Творимые Им чудеса свидетельствуют о наступлении этого Царства (Мф 11:2-6). Поэтому весть об Иисусе и есть благовествование (Деян 5:42; Деян 8:35; Деян 15:7; Деян 17:18; 1 Петр 4:17). Е. — это также и Божье воздействие на людей через Иисуса и в Иисусе;

2) ап. Павел часто употребляет слово «Е.» без уточняющих определений: вероятно, для него это слово являлось устоявшимся термином, понятным без дальнейших разъяснений. Тем не менее слово «Е.» имеет в его писаниях несколько значений: а) в 2 Кор 8:18; Флп 4:15 Павел подразумевает под Е. проповедь Благой Вести; в 1 Кор 9:14 Е. означает прежде всего собственно Благую Весть, а затем уже ее проповедь; б) Павел, в отличие от евангелистов, не отождествляет Благую Весть с проповедью Царства Божиего, хотя учение о Царстве Божием занимает в его посланиях важное место (Рим 14:17; 1 Кор 4:20; 1 Кор 6:9; Кол 4:11; 1 Фес 2:12; 2 Фес 1:5). Павел нигде не дает исчерпывающего определения Е., а называет лишь отдельные его положения: Иисус — предвечный Сын Божий, как человек — Он потомок Давида; Иисус умер, был погребен и воскрес (Рим 1:3 и след.; 1 Кор 15:3-5; 2 Тим 2:8); Он — превознесенный Богом Господь (Флп 2:9-11) и Судья (Рим 2:16). Итак, Благая Весть в посланиях Павла тождественна той, которую, в соотв. с названием своих трудов, стремились передать евангелисты: Иисус — это Помазанник Божий (Христос) и Его деяния — это спасение, даруемое Богом человеку и ради человека (Мк 16:15 и след.; Рим 1:16); в) для Павла, как и для евангелистов, Е. — это нечто большее, чем просто сообщение и провозглашение. Е. — это сила Божья, к-рая открывается в благовествовании «ко спасению» человека (Рим 1:16 и след.; 1 Фес 1:5). В Е. открывается -> правда Божья (Рим 1:17), к-рая отправляет грешника на суд, но она же и оправдывает его по вере (-> Послание к Римлянам).

Т.о., Е. воздействует на жизнь человека и приводит его к встрече с превознесенным Христом, к-рая может стать для человека спасением или неспасением, в зависимости от того, уверует он или нет (см. 1Кор 1:18 и след., где Е. передано как «слово о кресте», ср. 1 Кор 1:17). Поэтому Павел говорит о Евангелии Божием (2 Кор 11:7; Рим 1:1) или Христовом (Рим 15:19; 1 Кор 9:12), причем Христос одноврем. является и глашатаем Благой Вести и ее сутью; д) Павел нередко говорит о благовествовании, называя его «мое» или «наше» (Рим 2:16; 2 Кор 4:3; 2 Тим 2:8). При этом, однако, он не имеет в виду какое-то особое Е., поскольку его благовествование совпадает с проповедью других апостолов (1 Кор 15:1-5; Гал 2:6-9). Он лишь подчеркивает, что это благовествование вверено и ему так же, как апостолам; в качестве особого поручения он должен был нести Е. язычникам (Деян 20:24; Рим 15:20; 1 Кор 4:15). Но это было все то же благовествование об Иисусе Христе, повсюду сохраняющее свою действенность;
3) может вызвать вопросы текст Откр 14:6 и след., где ангел благовествует «вечное Евангелие». Но звучащий здесь призыв «убойтесь Бога и воздайте Ему славу» полностью соответствует смыслу Е. в других частях НЗ (см. Мк 1:15; Деян 14:15; 1 Фес 1:9). Вечным это Е. является по самой своей сути, поскольку оно еще раз провозглашает единую, неизменную и вечную Божью волю.

II. ЕВАНГЕЛИЯ КАК КНИГИ О ХРИСТЕ
А. НАЗВАНИЕ

Евангелия — общее название для первых четырех книг НЗ, повествующих о земной жизни, учении и смерти Иисуса Христа. Эти книги — средоточие и вершина НЗ и всей Библии в целом. Изначально слово «евангелие» употреблялось только в ед.ч. — так, в греч. тексте имеются названия «Евангелие от…». Употребление мн.ч. было вызвано тем, что со временем слово «Евангелия» стало обозначать отдельный сборник из четырех повествований. Е., получившие такое название со времен Тертуллиана (II в. по Р.Х.), представляют собой особый лит. жанр, к-рый встречается только в НЗ (за искл. апокрифич. евангелий, сочиненных по образцу новозаветных; -> Апокрифы, II,2).

Возм., что слово «евангелие» употреблено в значении лит. жанра уже в Мк 1:1. Е. являются письм. свидет-вом распространения Благой Вести — спасающего и побеждающего благовествования Иисуса Христа (об этом говорится в Лк 1:1-4; -> Служение, I,2). От других частей НЗ Е. отличаются тем, что повествуют о деяниях и учении Иисуса, Его страданиях и воскресении как об основе искупления и фундаменте спасающей веры. В апостольских посланиях больше внимания уделяется развитию этих основополагающих истин применительно к повседневной жизни. Четыре Е. — это единое целое, это четыре повествования, в к-рых описываемые события связаны одной Благой Вестью. Об этом свидет-вуют и заголовки: -> Евангелие от (букв. «согласно» — греч. ката) Матфея (от Марка, от Луки, от Иоанна). С др. стороны, благодаря четырем разным повествованиям, свидет-во об Иисусе дошло до нас во всем богатстве своих оттенков. К объединению Е., в том числе и внешнему, еще около 170 г. по Р.Х. стремился Татиан, к-рый в своем «Диатессароне» предпринял попытку согласовать Е. между собой с целью установления хронологии событий в жизнеописании Иисуса, переданном евангелистами. Такая попытка, однако, оказалась неудачной, поскольку евангелисты не стремились прежде всего к изложению точной хронологии жизни Иисуса (о частично разнящейся последовательности событий см. Ин 20:30). Рассказывая о личности и деяниях Христа, они хотели донести до читателей Благую Весть и пробудить в них веру (Ин 20:30 и след.).

Б. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ КАНОНА

1) в вопросе о возникновении четырех Е. исследователи исходят прежде всего из их большого сходства (вплоть до одинаковых выражений), к-рое проявляется в первых трех Е. Поэтому эти три Е. были названы синоптическими (от греч. сюнопсис, «общий обзор»). Наряду с ними существует Евангелие другого рода — -> Евангелие от Иоанна. Поскольку большая часть Е. от Матфея (как и Евангелия от Луки), довольно точно соответствует Евангелию от Марка, то было сделано предположение, что именно Евангелие от Марка было написано первым (ср. Лк 1:1), а затем дополнено Евангелиями от Матфея и Луки. Каждый из евангелистов пользовался при этом своими источниками, напр. собранием речей Иисуса и устным преданием (ср. Лк 1:1-4). Основываясь на замечании Папия о том, что Евангелие от Матфея изначально было написано на арам. языке, а позднее переведено на греч., и опираясь на предание древней Церкви, нек-рые исследователи считают этот арам. оригинал (никаких следов к-рого, однако, не обнаружено и поныне) самым древним из синоптич. Е. Но поскольку, за искл. Лк 1:1-4 (ср. также Ин 20:30 и след.; Ин 21:24 и след.), нигде больше не приводятся сведения о происхождении Е., то история их возникновения в конечном итоге предстает лишь в виде гипотез;

2) в основе каждого Евангелия — повествование о делах и проповеди Иисуса — публичной и в узком кругу учеников. На это предание опирается и древнехрист. проповедь, причем проповедь Евангелия отнюдь не сводится к простому повторению или дословному цитированию его. Ср., напр., как в -> Послании Иакова (III) часто делаются отсылки к Нагорной проповеди или другим словам Иисуса. Чем большее значение апостолы придают устной передаче евангельской вести (-> Евангелие от Матфея, I,а; -> Священное Писание, II,ВГ), тем очевиднее становится и то, что синоптич. Е. во многом до мельчайших подробностей совпадают друг с другом, причем это не обязательно связано с общим лит. источником. Папий сообщает и другие сведения о том, как передавались материалы Е. Он утверждает, что Марк был сотрудником Петра и написал свое Евангелие по сведениям, полученным от учителя, тщательно воспроизведя их по памяти (-> Служение, I,2).

Кр. того, Папий упоминает о собрании речей Иисуса, составленном Матфеем (см. выше). Т.о., мы можем сказать, что в трех первых Е. письменно зафиксированы изначально передававшиеся в устной форме предания о земной жизни, смерти и воскресении Иисуса, ставшие основой миссионерской и проповеднич. деятельности апостолов. Евангелие от Иоанна происходит из того же предания, что и остальные Е., но обретает особый характер благодаря самобытному языку и тому обстоят-ву, что оно обращено исключит. к Церкви;

3) наряду с этими Е. возник целый ряд других, апокрифических, к-рые в большинстве случаев приписываются апостолам (-> Апокрифы, II,2). Тем не менее, в отличие от канонических Е., к-рые с самого начала пользовались апостольским авторитетом, апокрифы не были включены в НЗ. Все они имеют более позднее происхождение и представляют собой всего лишь попытку, используя имена апостолов, приукрасить весть об Иисусе Христе и «восполнить» пробелы, особенно там, где канонич. Е. сообщают о Спасителе скупые сведения или вообще молчат, как, напр., в сообщениях о юных годах Иисуса;

4) тексты Лк 1:1-4; Ин 20:30 и след.; Ин 21:24 и след. ясно указывают на то, что Е. — это не бесстрастное изложение биографии Иисуса. Авторы Е. были людьми, к-рых глубоко тронула и потрясла Благая Весть, — именно поэтому они и уверовали в Христа (ср. 1 Ин 1:1-3). Е. нельзя воспринимать иначе, как свидет-во верующих, повествующих о муках, смерти и воскресении Иисуса. Из этого бесспорно следует, что сердцевина всей истории человечества — спасит. подвиг Иисуса. Когда Папий сообщает о том, что Марк в своих записях не придерживался хронологич. последовательности, это лишь еще раз подчеркивает, что Е. представляют собой прежде всего проповедь. Они стремятся помочь читателям уверовать и укрепить их веру, благовествуя об Иисусе как о Христе — Божьем Посланнике в мир и указывая на спасение, к-рое открывается в Нем для всех уверовавших в Него.

Ева ЕвИн ЕвЛк ЕвМк ЕвМф Еван-Еве Еви-Евр Евт-Еги Егл-Еден Едер-Еди Едо-Езд Езе-Езр Ек-Елиг Елид-Елик Елим-Елия Елк-Елц Ем-Ен Еп-Ет Еф-Ефра Ефре-Еш

Добавить комментарий