Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13

Рассматриваем значение слов, начинающихся на букву «Н».

Н

АБВГД, Е,Ж, ЗИКЛ, М

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Наам
(кр. ф-ма от «(Бог есть) блаженство, наслаждение»), сын Халева, внук Иефонии (1 Пар 4:15).

Наама (Ноема) 
(«приятная», «милая»).
I

1) дочь Ламеха из рода Каина, сестра Тувалкаина (Быт 4:22);

2) аммонитянка, наложница Соломона, мать Ровоама (3 Цар 14:31; 2 Пар 12:13).

II Местность, уроженцем к-рой был Софар, один из друзей Иова (Иов 2:11). Предполагают, что Н. находилась на сев.-западе Аравийского п-ва.

Нааман (Нееман) 
(«приятный», «милый»):

1) сын Белы, внук Вениамина; его потомки образовали один из родов вениамитян (Быт 46:21; Числ 26:40; 1 Пар 8:3-40);

2) пораженный проказой военачальник сир. царя Венадада, человек, через к-рого Бог даровал сирийцам победу. Пленная евр. девочка рассказала ему о возможности исцелиться у пророка из Самарии. Венадад направил Н. с посланием к израил. царю Иораму, чтобы тот «снял с него проказу» (4 Цар 5:7). Н. колебался, прежде чем последовать указаниям пр. Елисея, вызвавшегося исцелить его. Исцелившись, военачальник пожелал отныне приносить жертвы только Господу. Елисей, отказавшись от всех подарков, отпустил Н. с благословением. Слуга пророка Гиезий попытался извлечь собств. выгоду из благодарности сирийца, но в наказание за это был поражен проказой (4 Цар 5:27).

Наара 
(«девушка»), жена Ахшура, родоначальника жителей Фекои (1 Пар 4:5-23).

Наарай 
(кр. ф-ма от «Наария»), сын Езбая, один из храбрых у Давида (1 Пар 11:37). В 2 Цар 23:35 он назван Паараем.

Нааран (Наараф), 
город на границе уделов Ефрема и Вениамина (Ис Нав 16:7; 1 Пар 7:28). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, этот город находился в 7,5 км от Иерихона. Его отождествляют с Телль-эль-Джисром у источника Айн-эд-Док, находящегося прим. в 5 км сев.-зап. совр. Иерихона.

Наас 
(евр. Нахаш, «змея»):

1) царь Аммона, осадивший Иавис Галаадский. Когда жители города объявили о своей готовности сдаться, Н. сказал, что выколет каждому из них правый глаз. Для поисков помощи Н. дал семь дней, после чего явился Саул и разгромил аммонитян (1 Цар 11:1-15). Вероятно, этот же Н., царь аммонитян, упомянут в 2 Цар 10:2 и 1 Пар 19:1-19 как друг Давида;

2) отец -> Авигеи и Саруи, сводных сестер Давида (2 Цар 17:25; 1 Пар 2:16);

3) отец Сови из Раввы (2 Цар 17:27);

4) город Н., упомянутый в 1 Пар 4:12 (евр. название означает здесь скорее не «город змей», а «город меди»). Полагают, что он находился на месте совр. Хирбет-Нахаша, в 7,5 км сев.-зап. Пхунона, где сохранились следы горнорудных и медеплавильных мастерских.

Наассон 
(евр. Нахшен, «змея»), князь колена Иуды, живший во времена странствования по пустыне (Числ 1:7; Числ 2:3; Числ 7:12.17; Числ 10:14). Его сестра была женой Аарона (Исх 6:23). Н. был предком Вооза, Давида (Руф 4:18-22) и Иисуса Христа (Мф 1:4; Лк 3:32).

Нав 
-> Нон.

Наваиоф 
(евр. Невайот), старший сын Измаила (Быт 25:13; Быт 28:9; Быт 36:3), а также его потомки, североаравийское кочевое племя (Ис 60:7), названное в одной из надписей ассир. царя Ашшурбанипала как набитаи. Как в Быт 25:13, так и в Ис 60:7 имя Н. стоит рядом с именем -> Кидара. Полагают, что от племени Н. произошли набатеи, к-рые вытеснили -> идумеев с их исконных земель, в частн., с горы Сеир, и основали там свое царство, просуществовавшее прим. с 300 г. до Р.Х. до 106 г. по Р.Х., т.е. до вхождения царства в состав Римской империи на правах провинции. Набатейское царство простиралось от залива Акаба до Средиземного моря. В отдельные периоды в него входили такие города, как Дамаск (-> Арета) и Пальмира. Столицей набатеев была -> Петра, предположит. древняя Села эдомитян.

Сохранившиеся здесь сооружения, по большей части скальные гробницы, свидет-вуют о высоком уровне развития культуры набатеев. Наряду с разведением верблюдов и овцеводством они занимались торговлей южноаравийскими товарами, приводя караваны в портов. города Средиземноморья. Для контроля за своими торг. путями набатеи основывали селения и погран. крепости. Это было возможно только благодаря сооружению систем искусств. орошения, террас и насыпей, защищавших каждый клочок пахотной земли от натиска пустыни. Набатеи были единств. народом, занимавшимся земледелием в Араве; во времена их царства каждая водяная скважина была защищена укреплением, а вокруг лежали тщательно обработ. поля. После падения Набатейского царства пустыня вновь завладела этими областями.

Навал 
(«неразумный» (= безбожный), «безумец»), богатый скотовод, владелец имения близ Кармила на юге удела Иуды. Его пастухи находились под защитой людей Давида, скрывавшегося от Саула. Но когда Давид обратился к Н. с просьбой о посильной помощи, тот ответил грубым отказом. Жене Н. Авигее удалось исправить ошибку мужа и отвратить месть Давида. Этим она спасла жизнь Н., но через десять дней «поразил Господь Навала, и он умер» (1 Цар 25:38).

Нават 
(евр. Неват, возм., «Он (Бог) увидел»):

1) ефремлянин из Цареды, отец Иеровоама I (3 Цар 11:26);

2) -> Надав (2).

Наваф, 
место (вероятно, поселение пророков) недалеко от Рамы (1 Цар 19:18 — 1 Цар 20:1).

Наверху, вверху, сверху, свыше 
В обычном значении эти слова передают пространственное восприятие наблюдателя, к-рый видит к.-л. предмет или явление выше той точки, в к-рой находится сам. Именно поэтому Библия говорит о -> небе как о месте пребывания Бога (Исх 20:4; Пс 103:3). Оттуда, свыше, народ Божий получает благословения (Быт 27:39), оттуда же «проливаются» правда (Ис 45:8) и спасение. Вместе с тем «свыше» означает и «от Самого Бога», «из Его руки». В Иак 1:17 происхождение «свыше» приписывается всякому совершенному дару, в Ин 19:11 — всякой власти, а в Иак 3:17 — мудрости. С помощью понятий «вверху» и «внизу» в НЗ показано противопоставление всего божественного земному, человеч. (Ин 8:23). Свыше приходит Иисус (Ин 3:31), а все, кто в Него верует, заново рождены свыше (Ин 3:3). Если вышний Иерусалим назван «матерью всем нам» (Гал 4:26), то имеется в виду наша принадлежность к истинному народу Божьему. В этом случае выражение «ищите горнего» (Кол 3:1-4) означает: «во всем покоряйтесь воле Бога».

Навоз 
С древних времен Н. домашних животных использовался на полях в качестве удобрения, а высушенный верблюжий и коровий Н. — как топливо (Иез 4:15). В Библии слово «Н.» употребляется также в метафорич. значении, когда речь идет о поверженности, униженности («как навоз на поле», 4 Цар 9:37; Иер 9:22), ненужности (Лк 14:35). В Ис 25:10 завоеванный иноземцами Моав сравнивается с соломой, к-рая «попирается в навозе»; -> Уголь. В числе предписаний к совершению жертвы за грех содержится указание сжигать нечистоты жертв. животного вне стана (Исх 29:14; Лев 4:11 и др.), то же говорится и о человеч. нечистотах (Втор 23:12-14). Поэтому понятно, каким бесчестием считалось превращение любого сооружения в «место нечистот» (4 Цар 10:27) и каким позором грозило священникам обещание пророка «раскидать» на их лица «помет» за грехи их (Мал 2:3). Лежание в Н. (1 Цар 2:8; Пс 112:7 — в обоих случаях в Синод. пер. — «брение»; Плач 4:5) символизировало крайнюю нужду и унижение человека (ср. Ис 25:10).

Навозные ворота 
-> Иерусалим (III,В).

Навузазван 
(аккад. Набу-сезибанни, «Нево, спаси меня!»), начальник евнухов Навуходоносора (Иер 39:13).

Навузардан 
(аккад. Набу-зер-иддин, «Нево дает потомков»), начальник телохранителей -> Навуходоносора (4 Цар 25:8-20; Иер 39:9-18; Иер 41:10; Иер 43:6; Иер 52:12-26.30). Он же позаботился об освобождении пр. Иеремии (Иер 39:11-14; Иер 40:1-6).

Навуфей 
(евр. Навот, «отпрыск» или «возвышение»), изреелитянин, к-рый владел виноградником, располож. рядом с изреельским дворцом Ахава. Н. отказался продать Ахаву или обменять свой наследств. надел. Тогда царица Иезавель, подговорив лжесвидетелей, устроила неправедный суд над Н. Он был побит камнями, и Ахав вступил во владение виноградником. Явившийся пр. Илия возвестил царю, что за совершённое злодеяние его постигнет суд Господа (3 Цар 21:1; 3 Цар 22:38; 4 Цар 9:26.30-37).

Навуходоносор 
(аккад. Набу-кудурри-уцур, «Нево, сохрани права наследования»). Вавил. царь, сын и наследник царя Набопаласара, основателя Нововавилонского царства. Еще будучи наследником престола, Н. одержал победу над фараоном -> Нехао II (библ. Нехао) в 605 г. до Р.Х. в битве при Каркемише (библ. Кархемис) (см. Иер 46:2-12). Н. преследовал противника вплоть до егип. границы, но затем, из-за кончины Набопаласара, ему пришлось вернуться в Вавилон, чтобы закрепить за собой престол (605-562 гг. до Р.Х.). Вероятно, во время этого похода Н. вошел в Иерусалим и взял там заложников, в числе к-рых был и Даниил (Дан 1:1-7). В 605 и 604 гг. до Р.Х.

Навуходоносор покорил Сирию и Палестину; в декабре 604 г. он завоевал Аскалон (4 Цар 24:7). Вавил. хроника сообщает под 601 г. до Р.Х. о втором сражении между Н. и Нехо II, исход к-рого остался нерешенным, но подобная оценка вавил. летописца означает, что вавилоняне потерпели поражение. Во всяком случае, это сражение заставило Н. пополнить и заново вооружить свое войско. В этой связи -> Иоаким попытался освободиться от вавил. господства, что привело к осаде Иерусалима. Царь умер еще до прибытия Навуходоносора, к-рый лишь отстранил от власти и увел в плен его наследника -> Иехонию и назначил царем -> Седекию (597 г. до Р.Х.). На этот раз в числе пленных оказался пр. Иезекииль (ср. Иез 1:1-3). Но егип. фараон Априй (библ. Вафрий) доставлял Навуходоносору немало беспокойства. На западе разразилось новое восстание, в к-ром принял участие и Седекия. Иерусалим пал в 587 г. до Р.Х. после трехлетней осады; храм был полностью разрушен, а народ уведен в плен. Из восставших городов Тир оказывал наиб. долгое и упорное сопротивление (585-573 гг. до Р.Х.). Восстановив свою власть в Сирии и Палестине, Навуходоносор в 568 г. до Р.Х. вновь напал на Египет. Амасис II (569-526 гг. до Р.Х.), наследник Априя, покорился завоевателю. Поход Н. против аравийских племен (Иер 49:28-33), согл. вавил. хронике, приходится на 599-598 гг. до Р.Х.

Сведения вавил. источников о воен. походах Н. довольно скудны; посвящ. царю надписи воздают ему честь за заслуги в области культуры и религии. Он много сделал и в области законодат-ва. Но, видимо, ближе всего его сердцу было укрепление столицы и расширение ее границ, а также возведение в ней новых зданий. Он восстановил храм Мардука, укрепил гор. стены и соорудил для себя великолепный дворец, на крышах к-рого были разбиты знаменитые «висячие сады». Своим великолепием Вавилон превзошел Ниневию. Раскопки подтвердили слова Навуходоносора, приведенные в Дан 4:27: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» За высокомерие Н. постиг Божий суд: он на какое-то время потерял рассудок, и «царство отошло от него. По окончании же дней тех… разум возвратился» к нему, и он был «восстановлен на царство» (Дан 4:28-34). После смерти Н. вавил. престол перешел к его сыну -> Евилмеродаху.

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий