Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 8 «З»

Злаки 
-> Земледелие.

Злачная пажить 
обозначает в большинстве случаев плодородную почву в поймах рек (Пс 22:2). Это словосочетание служит метафорой для выражения попечения Бога о человеке.
Зло, злоба, злобный
Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. — два полюса, между к-рыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Быт 3:1), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (-> Грех):

1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в к-ром все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Быт 3 — ср., однако, Ис 45:6). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Пс 5:5; Пс 33:17; Пс 36:9; Пс 139:12; Притч 24:20; Иез 36:29-33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (Мф 13:49; Откр 20:10.14);

2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Быт 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить к-рый его никто не понуждал. В Быт 3-11 (в гл. 3-11 речь идет о грехе, само же слово «грех» впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Быт 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было «хорошо весьма». Далее З. связывается с личностью, к-рая получает имя «лукавый» (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:13; 1 Ин 5:18). Но и здесь сведения о происхождении «лукавого» отсутствуют;

3) лукавый — это -> дьявол (от греч. диаболос), сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. — это любое существо или явление, от к-рых исходит противление Богу (Втор 1:34; Иер 13:10; Флп 3:2; 2 Фес 2:3). Но злоба — это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. — не просто пассивный «противник»: злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., «духи злобы» (Еф 6:12), стремятся к воплощению (Лк 8:32; Лк 11:24-26 -> Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Пс 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово — сод, к-рое обычно служит для обозначения «совета» народа Божьего (Иез 13:9), «сонма» святых (Пс 88:8) и даже «совета» Господа (Иер 23:18.22); в Пс 110:1 «совет» праведных отождествляется с общиной;

4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (Мк 9:20-22; Лк 13:16), в браке (1 Кор 7:5), в вопросах собственности (Мих 2:1) и в человеч. отношениях (Притч 15:28; Притч 17:4; Втор 15:9; Ис 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов 1:1 — Иов 2:1; Мф 5:10; 1 Фес 2:14-16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (Рим 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о «лукавом веке» (Гал 1:4; ср. 1 Ин 5:19), об оскверненной лукавством земле (Иер 3:2; ср. Числ 13:20), о злых зверях (Быт 37:20, в Синод. пер. — «хищный»; Лев 26:6, — Синод. пер. — «лютый»), злом и лукавом времени (Пс 36:19, — Синод. пер. — «лютое»; Еф 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим 7:24);

5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. Рим 5:14; Мф 4:1-11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;

6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс 28:3; 2 Кор 11:13-15) и действует «в глубине» и «в темноте» (Ис 29:15; Иез 8:12; Ин 3:19). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2 Фес 2:8);

7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, к-рое толкает его на непослушание Богу (Рим 7:7; Иак 1:14);

8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, к-рый дает о себе знать после совершения греховного поступка (1 Цар 15:24; 2 Цар 12:13; Мф 27:3). «Отягощенная» совесть служит человеку предостережением;

9) З. кроется в самом человеке (Быт 6:5; Втор 15:9; Мф 24:48; Иак 1:14; Иак 3:14; Иак 4:1). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Быт 3:10; Рим 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (Мк 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Пс 118:101; Пс 138:24; Иер 25:5; Деян 8:22) и полного очищения (Иер 4:14) Кровью Христовой (Евр 9:14), а также замены «сердца каменного» (Иез 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Притч 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер 1:16), либо «при кончине века» (Мф 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Откр 22:11);

10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (Кол 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1 Петр 2:1; Иак 1:21) и побеждать З. добром (Рим 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2 Тим 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (Евр 5:14) и свою истинную веру;

11) до полного искоренения З. (Откр 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (Еф 6:16). Понимая, что его враги — нечеловеч., нечестивые силы, «духи злобы» и «мироправители тьмы» (Еф 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: «Избавь нас от лукавого» (Мф 6:13), и тогда верою в «Его Царство» он в этой битве познает силу и славу Бога (Ин 16:33). Христианин знает, что умер для греха (Рим 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.

Злодеи, 
люди, сознательно творящие зло, поступающие беззаконно, неправедно по отношению к Богу или к окружающим (Иов 31:3; Иов 34:22; Пс 5:6; Пс 15:4; Пс 27:3; Пс 35:13; Пс 91:8.10; Притч 10:29; Притч 21:15; Ис 55:7). Враги Иисуса причисляли к З. и Его Самого (Мк 15:28; Ин 18:30; ср. Ис 53:12). Нередко так же злословят и учеников Иисуса (2 Тим 2:9; 1 Петр 2:12; 1 Петр 4:15). Иисус говорит, что лицемеры, к-рые исповедуют Его только на словах, — это те, кто «делает беззаконие», кто не исполняет волю Божью (Мф 7:23). З., распятые по правую и по левую руку от Иисуса (Лк 23:32), названы в Мф 27:38
разбойниками.

Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда 
Так переводятся различные евр. и греч. слова, значение к-рых можно определить как «преднамеренное согрешение, преступление, злой умысел, дерзость» (Быт 6:11; 2 Цар 6:7; Ам 1:3.6.9.11.13; Откр 18:5 и т.д.). Выражение «сделать дерзкою рукой», встречающееся в Числ 15:30, означает совершить грех преднамеренно с целью противления Богу и Его Закону. Такое противление Богу не могло быть искуплено жертвоприношением. -> Жертва.

Злоречие 
-> Хула, злословие, злоречие.

Злословие 
-> Хула, злословие, злоречие.

Злословить 
-> Брань, бранить, злословить.

Добавить комментарий