Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Немврод 
-> Нимрод.

Немой 
-> Болезнь.

Немощный 
-> Немощь, немощный, бессильный.

Немощь, немощный, бессильный 

I.

1) Н., ограниченность и несовершенство — это признаки земного и человеч. начала (Мф 26:41; Рим 5:6; Рим 6:19; Евр 5:2; Евр 7:28). Не лишен этих качеств и ветхозаветный Закон (Рим 8:3; Гал 4:9; Евр 7:18). Осознание собств. Н. становится поводом просить милости у Бога (Пс 6:3), наделяющего немощных силой (1 Цар 2:4) и укрепляющего верующих от Н. (Евр 11:34);

2) человеч. Н. — важная предпосылка для совершения Богом Его деяний. Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное (1 Кор 1:27); «немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1:25). Христос взял на Себя наши Н. (Мф 8:17) и был распят в Н. (2 Кор 13:4). Тем не менее Он противостоял проистекающим из Н. искушениям и остался безгрешен. Поэтому Христос, одержавший победу над Н. и живущий силой Божьей (2 Кор 13:4), может сострадать нам в наших Н. (Евр 4:15). В Нем уже вполне проявилось то, что сеется в Н., а восстает в силе (1 Кор 15:43);

3) через Христа Божья сила и сейчас еще совершается в человеч. Н. (2 Кор 12:9). Быть немощным и вместе с тем жить силой Божьей (2 Кор 13:4) — взаимно обусловл. состояния, поскольку в наших Н. нас подкрепляет Дух (Рим 8:26). Поэтому Павел говорит: «…когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12:10), и считает возможным гордиться своей Н. (2 Кор 11:30; 2 Кор 12:5.9).

II. Среди христиан имеются немощные в особом смысле. Это люди, немощные в вере (Рим 14:1; ср. противоположный пример Авраама, Рим 4:19), неувер. в своих действиях (Рим 14:2; 1 Кор 8:7.10-12), слабые в духовном отношении, так что апостолу приходится говорить с ними, опираясь лишь на человеч. логику (Рим 6:19). Павел же вновь и вновь напоминает о том, чтобы духовно сильные христиане принимали немощных (Рим 14:1; ср. также Деян 20:35), сносили их Н. (Рим 15:1; 1 Фес 5:14) и не вызывали у них изнеможения или соблазна, необдуманно пользуясь своей свободой (Рим 14:21; 1 Кор 8:9). Для немощных Иисус Сам стал как немощный (1 Кор 9:22), чтобы помочь им (ср. Иез 34:4.16). Но духовная Н. должна быть преодолена, поскольку наличие множества «немощных» в одной церкви показывает, что там имеют место недостойное поведение и грех (1 Кор 11:30).

Немуил 
(евр. Немуэл):

1) сын Симеона, родоначальник одного из родов колена Симеона (Числ 26:12; 1 Пар 4, 1 Пар 24), то же лицо, что -> Иемуил;

2) израильтянин из колена Рувима, брат Дафана и Авирона (Числ 26:9).

Ненависть, ненавидеть 
Н. (ее противоположность — -> любовь) — это эмоциональное неприятие ч.-л. или к.-л. В своих крайних ф-мах Н. может проявляться в попытках уничтожить ненавидимое, поэтому во всяком порыве Н. уже содержится смертельный заряд (1 Ин 3:15). Неосознанная, инстинктивная Н. к Богу (Пс 80:16), Божьему порядку (Притч 6:16-19) и к праведным людям (Пс 33:22) — это зло. Осознанная Н., т.е. последовательное неприятие всякого беззакония (Пс 44:8) и отказ от идолопоклонства (Пс 30:7), — добро. Н. нужна как неприятие себялюбивого существования (Ин 12:25), как отказ от всех человеч. привязанностей, к-рые препятствуют исполнению воли Господа (Лк 14:26; ср. Мф 10:37), как отмежевание от всего, оскверненного грехом (Иуд 1:23). В ВЗ звучит призыв преодолевать Н. других собственной добротой (Исх 23:5), там же мы находим и запрет ненавидеть брата (Лев 19:17). НЗ запрещает ненавидеть даже врагов (Мф 5:43-48), потому что любовь Бога и Его Церкви обращена ко всем людям (1 Тим 2:4).

Необрезанные 
-> Обрезание.

Непорочное, 
т.е. «не оскверненное и не загрязненное грехом» — таково наследство, ожидающее верующих на небесах (1 Петр 1:4; в Синод. пер. — «чистое»). Христос — непорочный Агнец, принес. в жертву за нас (1 Петр 1:19; в Септуагинте понятие «непорочный» в данном случае выражено тем же словом, что и в Исх 29:1; Числ 6:14, в Cинод. пер. в обоих случаях — «без порока»). Он же — непорочный Первосвященник (Евр 7:26). Верующие в Него также должны хранить себя неоскверн. и непорочными в мире (Иак 1:27; Евр 13:4; ср. Иуд 1:23), ожидая Дня Господнего (2 Петр 3:14).
Непорочность, непорочный

Н. — это моральная чистота, безгрешность, порядочность. В Синод. пер. словами «непорочный», «непорочность» переданы различные евр. и греч. слова. Благодаря Н. Ноя он и его семья были спасены во время Божьего суда над миром (Быт 6:9-22). Бог защищает непорочных и хранит их (Притч 11:5.20). Н. праведников вызывает ненависть к ним со стороны людей нечестивых (Пс 63:5; Притч 29:10). Требование быть непорочными предъявляется ко всем христианам (2 Петр 3:14; Еф 1:4; Флп 2:15) и в первую очередь — к служителям церкви (1 Тим 3:2; Тит 1:7). Абсолютная Н. Иисуса Христа позволила Ему стать искупит. жертвой за грехи всего мира (Евр 7:26; Евр 9:14).

Непотребство 
(«распутство», греч. аселгеия — «разнузданность», «жажда удовольствий», «стремление к излишествам»). Значение этого слова, в отличие от прелюбодеяния и -> блуда, не ограничивается отношениями между полами, хотя чаще всего включает в себя именно этот аспект (Рим 13:13; 2 Кор 12:21; Гал 5:19; 2 Петр 2:18). Распутными (в Синод. пер. — «блудодействовавшие») названы в Иуд 1:7 жители Содома и Гоморры, но в греч. оригинале здесь употреблено не слово аселгеия, а выражение, означающее «всецело предаться блуду». В Иез 23 слова «непотребство» и «распутство» употребляются попеременно со словами «блуд» и «прелюбодеяние» как образ идолослужения (-> Идол, идолослужение) Израильского и Иудейского царств.

Неправда 
-> Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

Неправедный, неправедность 
-> Справедливость, праведность, правда -> Грех.

Нер (Нир) 
(кр. ф-ма от «(Господь есть) светоч») -> Кис (2):
1) вениамитянин, сын Авиила, отец Авенира, брат Киса и дядя Саула (1 Цар 14:50-52);
2) вениамитянин, к-рый в 1 Пар 8:33; 1 Пар 9:35-44, 1 Пар 9:39 назван сыном Иеила и отцом (возм., дедом) Киса.

Нергал, 
вавил. божество. Ср. -> Кута.

Нергал-Шарецер 
(аккад. Нергал-шарри-уцур, «Нергал, охрани царя»), один из приближенных вавил. царя Навуходоносора, участвовавший в завоевании Иерусалима (Иер 39:3.13). Значение его титула равмаг (в Синод. пер. — «начальник магов») доподлинно не известно, нек-рые исследователи переводят его как «управитель», «распорядитель». У ассирийцев и вавилонян встречался титул рабмуги, употреблявшийся в значении «посланник» или «военачальник». Этот Н.-Ш., вероятно, впоследствии стал либо вавил. царем, либо женился на дочери Навуходоносора.

Нерон, 
пятый император Рима (54-68 гг. по Р.Х.), приемный сын своего предшественника -> Клавдия, сына к-рого, Британика, Н. отравил, считая его опасным соперником. Н. был беззастенчивым и жестоким правителем. По мере устранения препятствий на пути к власти он все безудержнее потакал своим страстям. Н. был тем самым кесарем, суда к-рого, находясь в Кесарии, потребовал Павел (Деян 25:11.12). В 64 г. в Риме разразился сильнейший пожар, уничтоживший значит. часть города. Чтобы отклонить от себя возникшее подозрение в поджоге, Н. обвинил в нем христиан и распорядился казнить многих из них. Согл. преданию, во время гонения на христиан, устроенного Н., были казнены апостолы Петр и Павел. При Н. началось иуд. восстание в Палестине, окончившееся разрушением Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Злодеяния Н. в конечном итоге привели его к гибели. Оставленный своими войсками и низложенный сенатом, он покончил жизнь самоубийством. Сумма числовых значений евр. букв, составляющих выражение «император Нерон» (-> Алфавит), равняется «числу зверя», названному в Откр 13:18. Такая разгадка числа 666, имеет по сравнению с другими, то преимущество, что она возможна и при другом варианте прочтения «числа зверя» как 616. Но все же зверь не отождествляется с историч. Н., а, скорее, личность Н. является символом зверя.

Несовершенное знание 
До тех пор пока мы пребываем в -> вере, не удовлетворяясь видением (2 Кор 5:7), Бог дарует нам -> обетование не как законченную, совершенную и замкнутую в себе систему. Всю -> истину мы вместить не можем (Ин 16:12; ср. Быт 3:5). Св. Дух постепенно ведет нас к полной истине (Ин 16:13), Он дает нам то, что ныне необходимо для нашей деят-сти и для жизни в -> послушании. Только при свершении конечного обетования будут решены все вопросы (Ин 16:23). До тех пор наше знание, отчасти полагающееся на -> пророчество (1 Кор 13:9-13, 1 Кор 13:12), является несовершенным, ограниченным, но необходимым и достаточным для данного момента.

Несовершеннолетние 
(в Синод. пер. чаще всего — «младенцы»), люди, к-рые еще не достигли определ. возраста и в связи с этим в правовом отношении не могут действовать самостоятельно (Гал 4:1), дети (Плач 2:11; Мф 21:16). Бог открыл младенцам то, что утаил от мудрых и разумных (Мф 11:25; Лк 10:21). -> Дети, сыновья, младенцы, чада.

Нетопырь 
(евр. аталлеф), «летучая мышь». Закон Моисея, причисляя Н. к нечистым животным, запрещал употреблять его в пищу (Лев 11:19; Втор 14:18; Ис 2:20).

Нетофа (Нетофафа) 
(от евр. «капать»), город в уделе Иуды, недалеко от Вифлеема (Езд 2:22; Неем 7:26; Иер 40:8).

Нетофатитяне, 
жители города -> Нетофы, потомки Салмы (2 Цар 23:28.29; 4 Цар 25:23; 1 Пар 2:54). В 1 Пар 9:16; Неем 12:28 говорится о «селениях» и о «селах» нетофафских. Здесь, вероятно, подразумеваются поселения в окрестностях Нетофы.

Нетофафа 
-> Нетофа.

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий