Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Ниневия 
(ассир. Нинуа).

I.

1) главный город и столица -> Ассирии. Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма — Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) (см. ил. на стр. 859; 890 и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса — дворец Асархаддона;

2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца -> Саргона II, а южнее — развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена (Быт 10:12); юж. Нимруда лежал древний Калах (Быт 10:11-21) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманасара III, Саргона II, Ададнерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III.

II. Название «Н.» предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховоф-ир, к-рый, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы «великим городом» (Быт 10:11-21).
III. При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.;). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (-> Ассур, 2). Ашшурбанипал II (884-858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705-681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681- 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Hаум (Наум 2:1-13) и Софония (Соф 2:13-15) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум 2:6). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. -> Книга пророка Ионы.

Нир 
-> Нер.

Нирей 
(греч. Нерей, в греч. мифологии морское божество), рим. христианин, к-рого Павел приветствовал в своем послании (Рим 16:15).

Нирий 
(евр. Нери, «мой светоч»), предок Иисуса Христа, отец -> Салафиила (Лк 3:27).

Нирия 
(евр. Нерийя, «Господь есть светоч»), сын Маасеи, отец Варуха и Сераии (Иер 32:12; Иер 36:4; Иер 51:59).

Нисан 
-> Календарь.

Нисрох, 
языч. бог, в храме к-рого в Ниневии был убит своими сыновьями Синаххериб (библ. Сеннахирим) (4 Цар 19:37; Ис 37:38). Имя Н. однозначно истолковать пока не удалось.

Ничто 

I. Все сущее — это результат Божьего творения, для к-рого не было никаких объективных предпосылок. Все видимое сотворено из ничего «Богом… называющим несуществующее, как существующее» (Быт 1:1 и Евр 11:3; Рим 4:17).

II. Библия указывает на ничтожность всякого создания как раз в тех случаях, когда это создание возвышает себя и претендует на некую собственную значимость пред Богом. Людям, преисполненным осознания собств. значимости, следует помнить о том, что они есть «ничто» (Пс 38:6.12) и даже «все они вместе легче пустоты» (Пс 61:10). Таковы в Библии египтяне (Ис 30:7), все язычники (Ис 40:17; ср. Дан 4:32), идолы (1 Кор 8:4) и, наконец, те, кто не имеет любви (1 Кор 13:2).

III. Только тот, кто сам смиренно осознает себя как «Н.» (2 Кор 12:11), может стать Божьим соработником. Бог избирает как раз того, «кто есть ничто», чтобы через него творить историю, превращая в Н. тех, кто «хвалится пред» Ним (1 Кор 1:28). Бог Отец осуществляет великие деяния через Иисуса именно потому, что Сын «ничего не может творить Сам от Себя» (Ин 5:19.30). То же относится и к христианам, к-рые должны осознавать свою полную зависимость от Иисуса: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).

Нищий 
-> Бедность, бедный, попечительство о бедных.

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий