Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Но (-Амон), 
так в Библии названы Фивы, столица Верхнего Египта (егип. Нвт, «город») (Иер 46:25; Иез 30:14). Богом города Н. был -> Амон (Амун). В 663 г. до Р.Х. ассирийцы овладели считавшимся неприступным Н. (Наум 3:8-10). Город был знаменит великолепными храмовыми сооружениями — Рамессеем Рамсеса II в Западных Фивах, храмом богини Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, храмом Рамсеса III в Мединет-Абу, храмом в Луксоре с перечнем покоренных Тутмосом III и Рамсесом II городов, храмом в Карнаке с перечнем побед, одерж. во время палест. похода Шешонком (библ. -> Сусаким). -> Египет.

Но-Амон 
-> Но (-Амон).
Ноа, 
дочь-наследница Салпаада (Числ 26:33; Числ 27:1; Числ 36:11; Ис Нав 17:3).

Ноадия 
(«Господь открыл Себя, известил о Себе»):
1) левит, современник Ездры (Езд 8:33);
2) пророчица, пытавшаяся устрашить Неемию (Неем 6:14).

Нов (Ново, Номва) 
Место, где во времена Саула жил священник Ахимелех со своим семейством (1 Цар 21:1; 1 Цар 22:9.11.19). В Ис 10:32 Н. упоминается как место последней остановки ассирийцев на пути к Иерусалиму. В Неем 11:32, при перечислении городов, в к-рых жили вернувшиеся из вавил. плена вениамитяне, Н. стоит между Анафофом и Ананией (Вифанией). Исходя из этих данных можно предположить, что Н. находился на сев. отроге Елеонской горы, на пути в Иерихон. Возм., это именно то место, где Давид поклонялся Богу (2 Цар 15:32). Однако существуют и другие т.зр. Иероним считал, что это Бейт-Нуба, располож. сев.-зап. Аиалона. Тогда Н., упомянутый в Первой книге Царств, следует отличать от того, что упомянут в Ис 10:32 и Неем 11:32. Кр. того, с Н. пытались отождествить Шафат, или Эль-Куме, лежащий сев. Иерусалима.

Нова, 
город вблизи Иогбеги (Суд 8:11); возм., тождествен -> Нофе (Числ 21:30).

Новах, 
израильтянин из колена Манассии, завоевавший местность -> Кенаф вост. Иордана и назвавший ее своим именем (Числ 32:42).

Ново 
-> Нов.

Новомесячие 
-> Луна -> Календарь.

Новообращенный 
(греч. неофютос). Слово «Н.», встречающееся в НЗ лишь в 1 Тим 3:6, обозначает человека, к-рый недавно был обращен ко Христу из иудаизма или язычества, т.е. в вере является еще новичком. Ему еще нельзя доверить ответств. должность в церкви, поскольку может возникнуть опасность, что он возгордится или станет объектом насмешек со стороны окружающих из-за своей неопытности или некомпетентности. Этот запрет призван подчеркнуть необходимость роста в вере (ср. Еф 4:15; 1 Петр 2:2; Евр 5:12-14).

Новый 
Понятие новизны часто встречается там, где говорится об отношении к Богу. Хлеб нового урожая нельзя есть, пока не будет принесена жертва Богу (Лев 23:14). Новым должно быть то, что используется в служении Богу: новая колесница для перевозки ковчега завета (1 Цар 6:7; 2 Цар 6:3; 1 Пар 13:7), новое одеяние, к-рое Ахия разодрал на 12 кусков, чтобы 10 отдать Иеровоаму (3 Цар 11:29-40), новая чаша, из к-рой Елисей бросает соль в источник, чтобы вода стала «здоровой» (4 Цар 2:20). Всегда новы деяния Бога, к-рыми Он вершит суд (Числ 16:30) и спасение (Суд 5:8); человек же отвечает на это новой песнью благодарности и хвалы (Пс 39:4; Пс 95:1; Пс 97:1; Пс 143:9; Ис 42:10). Наряду с утверждением Екклесиаста о том, что с человеч. т.зр. нет ничего нового под солнцем (Екк 1:9), известны просьба псалмопевца о новом духе и слова пророка о новом великом Божьем деянии. Об этом говорит Исаия (Ис 42:9; Ис 43:19; Ис 48:6), к-рый также возвещает, что народ Божий будет назван новым именем (Ис 62:2) и что в конце времен Бог сотворит новое небо и новую землю (Ис 66:22). Иезекииль предсказывал, что человек обновится -> сердцем и духом (Иез 11:19; Иез 36:10); он также описывал исходящий из святилища поток, на берегах к-рого деревья жизни будут ежемесячно приносить новые плоды (Иез 47:12). -> Обновление.
Новый Завет
-> Библия.

Нога 

I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) как и слово «рука», слово «Н.» встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. «колеблется» (Пс 120:3), «пошатывается» (Пс 72:2), «претыкается о камень» (Пс 90:12), «стоит на камне» (Пс 39:3) или «на пространном месте» (Пс 30:9); для Н. «расставляют сети» (Иер 18:22; Плач 1:13), их «ставят в колоду» (Иов 13:27);

2) -> обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну «обувь на ноги». Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил «нагой и босой», так и царь ассирийский вел «пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии … нагими и босыми», чтобы унизить их (Ис 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх 3:5; Ис Нав 5:15);

3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт 18:4; Суд 19:21; 1 Цар 25:41; Песн 5:3; Ин 13:4-14; 1 Тим 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк 7:46; Ин 12:3). Во время траура Н. не мыли (2 Цар 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор 33:24; ср. Иов 29:6);

4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на «выи» поверженных врагов (Ис Нав 10:24), клали их к «подножию ног своих» (Пс 109:1) — обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах — или «сокрушали их под ногами своими» (Плач 3:34; Рим 16:20; ср. Ис 51:23). Тот, кто властвует, «покоряет все под ноги свои» (Пс 8:7; 1 Кор 15:27). Выражение «попирать ногами» означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин 13:18; Евр 10:29);

5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис 60:14; Откр 3:9), благоговение (Деян 10:25; Откр 19:10; Откр 22:8-9), обратиться с просьбой (1 Цар 25:24; Мк 5:22; Мк 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4 Цар 4:27; Мф 28:9), целованием Н. (-> Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк 7:38.45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф 15:30; Деян 4:35; Деян 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Втор 33:3; Лк 10:39; Деян 22:3; ср. также Лк 8:35);

6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез 25:6) и гнев (Иез 6:11), а также о «говорении ногами» (Притч 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк 10:11; Деян 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф 10:14; Деян 13:51);
7) наконец, слово «Н.» употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх 4:25 и Ис 7:20 под «ногами» подразумеваются интимные части тела, а в Ис 6:2, очевидно, — тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх 20:26; 3 Цар 19:13).

II. ОМОВЕНИЕ НОГ 

1) об омовении Н. в повседневной жизни -> Купание (ср. 1 Тим 5:10);

2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в -> умывальнике (2) Н. и руки (Исх 30:18-21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;

3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин 13:3-20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть «не только ноги … но и руки и голову», Иисус говорит: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты…» (Ин 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх 29:4; Лев 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через «баню возрождения» (Ин 3:5; Тит 3:5; Евр 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2 Петр 1:9; 1 Ин 1:7-10; 1 Ин 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам «умывать ноги друг другу» так же, как Он, «Господь и Учитель, умыл ноги» им (Ин 13:14.15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.

Ногаг 
-> Ногах.

Ногах (Ногаг) 
(«яркое сияние», «блеск»), сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1 Пар 3:7; 1 Пар 14:6).

Ноготь 
Плоский роговой покров на конце пальца (евр. циппорэн) (Втор 21:12; Дан 4:30).

Нод 
(«(земля) неприкаянных»), земля, лежащая вост. Эдема, в к-рую удалился Каин (Быт 4:16).

Ноема 
-> Наама (I,1).

Ноеминь 
(евр. Нооми, кр. ф-ма: «(Бог есть) блаженство, милость»), жена Елимелеха, свекровь Орфы и Руфи (Руф 1:2-5).

Нож 
-> Оружие и орудия труда.

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий