Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Нахам 
(«Он (Бог) утешил»), брат жены Годии (1 Пар 4:19; в Синод. пер. Годия — сестра Нахама).

Нахарай (Нахорай) 
(возм., «прилежный», «умный», «опытный»), беротянин, оруженосец Иоава (2 Цар 23:37; 1 Пар 11:39).

Нахаф 
(евр. Нахат, «спокойствие», «покой»):

1) потомок Исава и Измаила, эдомский старейшина (Быт 36:13.17; 1 Пар 1:37);

2) левит из рода Каафа (1 Пар 6:26);

3) левит, современник Езекии (2 Пар 31:13).

Нахбий 
(евр. Нахби, «робкий»), еврей из колена Неффалима, один из разведчиков, посланных в Ханаан Иисусом Навином (Числ 13:15)

Нахле-Гааш (Нагале-Гааш) 
(«речные долины Гааша»), город или местность вблизи горы -> Гааш (2 Цар 23:30; 1 Пар 11:32).

Нахманий 
(евр. Нахамани, «Он (Бог) утешил»), один из вождей израильтян, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:7).

Нахон 
(«удар»), название гумна (2 Цар 6:6; в Синод. пер. Нахон — имя хозяина гумна); -> Хидон.

Нахор 

1) сын Серуха, отец Фарры, дед Авраама (Быт 11:22-26);

2) сын Фарры, брат Авраама и Арана (Быт 11:26). Его женой была Милка, дочь Арана и сестра Лота (Быт 11:29). Двенадцать сыновей Н. перечислены в Быт 22:20-24. В Быт 24:10 упомянут город Н., к-рый связывают с упоминаемым в посланиях архива Мари Нахуром, находившимся вблизи Харрана (Аран и Харран — разные варианты передачи на рус. язык одного и того же евр. слова харан).

Начальник, вождь 

I. В ВЗ:

1) в Синод. пер. слова «начальник» и «вождь» означают прежде всего «предводитель» или «командир» (Числ 14:4; Суд 11:6); они употребляются и в образной речи (Притч 6:7);

2) как правило, под этими словами подразумеваются военач. (Втор 20:9; Ис 22:3), прежде всего высшие воен. чины в Израиле (4 Цар 9:5; 4 Цар 25:23), Египте (Исх 15:4), Ассирии (Ис 36:9), Вавилоне (Иер 51:57) и Персии (Неем 2:9), в т.ч. и командиры телохранителей (Быт 37:36; Быт 40:3-8; 4 Цар 25:8). Полководец или главнокомандующий у филистимлян (Быт 21:22), хананеев (Суд 4:2), арамеев (2 Цар 10:16; 4 Цар 5:1) и израильтян (1 Цар 14:50; 2 Цар 19:13; 2 Цар 24:2; 3 Цар 4:4; 3 Цар 16:16; 4 Цар 4:13) назывался Н. войска, или военач. У израильтян он командовал народным ополчением; для созыва такого войска в его подчинении находился писец, «главный в войске, записывающий в войско народ земли» (4 Цар 25:19). Командиры отдельных воинских подразделений назывались Н. (2 Цар 18:5) без указания определ. воинского звания. За ними следовали воен. чины, командовавшие 1000, 100 и 50 воинами (Числ 31:14; 1 Цар 8:12; 2 Цар 18:1; 4 Цар 1:9; Ис 3:3);

3) «начальники храма» и «начальники стражи» (Лк 22:4.52; Деян 4:1; Деян 5:24.26) — это Н. левитской стражи при Иерусалимском храме (-> Левиты -> Сановник, военачальник).

II. В НЗ упоминаются след. начальствующие чины воен. и гражд. рим. власти:

1) центурион (в Синод. пер. — «сотник»; Мф 8:5; Мф 27:54; Мк 15:39.44; Деян 10:1; Деян 21:32) был Н. воен. подразделения, состоявшего из 100 человек (центурия), шесть центурий составляли рим. когорту; десять когорт составляли -> легион. Чин центуриона относился к низшим офицерским званиям и, как правило, не предполагал дальнейшего повышения. Центурион подчинялся (см. Деян 24:23; Деян 27:1; Деян 28:16) воен. трибуну (в Синод. пер. — «тысяченачальнику», Деян 23:10; Деян 22:26-29; Деян 23:17-19). Воен. трибун (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана: Деян 22:24; Деян 24:7.22) или, согл. греч. табели о рангах, хилиарх (т.е. командующий тысячей), предводительствовал когортой. Чин воен. трибуна (тысяченачальника) имел комендант рим. гарнизона в Иерусалиме (Ин 18:12; Деян 21:31). Военач. в Деян 28:16 имел, однако, другое воинское звание — трибун легиона (греч. стратопедарх), а по должности он был командиром преторианской когорты императорской гвардии в Риме;

2) упомянутые в Деян 16:20.35 преторы (в Синод. пер. — «воеводы») — это высшие чиновники, возглавлявшие администрацию рим. провинциального города (один из них — Филипп); преторы каждый год переизбирались. -> Князь.

Начальник дворца, начальник над домом царским 
Соотв. титул обозначал главного управляющего цар. дворцом, к-рый занимал должность царедворца-распорядителя (3 Цар 4:6; 3 Цар 16:9; 3 Цар 18:3; 4 Цар 18:18; Ис 22:15; Ис 36:3). Ученые не знают точно, какие обязанности выполнял Н.Д. Предположит. он отвечал за снабжение дворца провизией и прочим, нес ответственность за придворный церемониал, через него осуществлялся доступ к царю. О значении должности Н.Д. говорится в Ис 22:15-25; есть указание на то, что Иофам в период своего регентства исполнял обязанности Н.Д. и верховного судьи (4 Цар 15:5). В Лакише (Лахисе) найден оттиск печати, принадлежавшей Н.Д. по имени Годолия, вероятно, сыну Ахикама (4 Цар 25:22). -> Дееписатель.

Начальник дома, домостроитель, 
управляющий хоз-вом в доме своего господина. Так, Н.Д. был, напр., у Иосифа (Быт 43:19; Быт 44:1.4). Эта должность предполагает большое доверие со стороны хозяина дома, поэтому ап. Павел называет апостолов и -> епископов «домостроителями тайн Божиих» (1 Кор 4:1-5; Тит 1:7). Каждый верующий, благодаря тому, что он обладает доверенными ему Богом дарами, является домостроителем благодати Божьей (1 Петр 4:10).

Начальник корабля 
-> Корабль, кораблестроение (VI).

Начальник крепости 
В Неем 7:2 словосочетанием «начальник крепости» переводится евр. слово сар («начальник»), вероятно, в данном случае имеющее значение «офицер».

Начальник над податью 
(сбором дани). Во времена Давида и Соломона Н.н.П. (евр. аль-хаммас) надзирал за выполнением -> принудительных работ (2 Цар 20:24; 3 Цар 4:6; 3 Цар 5:14; 3 Цар 12:18; 2 Пар 10:18). Из людей, занимавших эту должность, известен только Адорам, или Адонирам, к-рый был настолько ненавистен израильтянам, что они побили его камнями в Сихеме, когда царь Ровоам неосмотрительно послал его своим представителем на переговоры с десятью восставшими коленами.

Начальник, начальство 

I. В Библии Н. названы те, кто занимает высокое положение в обществе, в частн.: рим. император (1 Петр 2:13), судья Иеффай (Суд 11:11), Даниил как Н. над всеми вавил. мудрецами (Дан 2:48; Дан 4:6) и др.

II.

1) главенствующее положение среди израильтян занимали Н. колен (Числ 7:2; Втор 5:23; Втор 29:10), к-рые названы также Н. народа (Исх 22:28; Числ 25:4; Неем 11:1) и Н. поколений, т.е. главы родов (2 Пар 1:2; Езд 1:5; Неем 7:70). (-> Голова, глава -> Князь -> Старейшины.) Н. общества — это также, очевидно, главы колен (Исх 16:22; Исх 34:31; Ис Нав 9:15). Кр. того, упоминаются Н. левитов (1 Пар 15:16; Неем 11:16) и Н. города Иерусалима (2 Пар 29:20);

2) в эпоху НЗ под Н. чаще всего подразумевались члены -> синедриона (Лк 18:18; Лк 23:35; Лк 24:20; Ин 3:1; Ин 7:48; Ин 12:42).

III. В ВЗ Н. названы и различные военачальники, среди них — израил. предводители 1000 воинов (тысяченачальники) и 100 воинов (стоначальники, 2 Пар 1:2; 4 Цар 11:4.9), а также начальствующие над колесницами (3 Цар 16:9; 3 Цар 22:31.32). См. -> Сотник -> Начальник, вождь (II).

IV. В НЗ словом «начальник» переведены греч. слова, обозначающие различные титулы высокопостав. чиновников в Филиппах (Деян 16:19; ср. -> Сотник), Фессалонике (Деян 17:8) и Эфесе (Деян 19:31). Кр. того, о Закхее говорится как о Н. мытарей в Иерихоне (Лк 19:2).

Начальники общества 
-> Советники, начальники общества.

Начатки плодов 
-> Первородство, первородный.
Не во время (не вовремя),
-> время, неподходящее для определённых действий или событий. Павел убеждает Тимофея проповедовать слово «во время» и «не во время» (см. 2 Тим 4:2). Даже когда время кажется неподходящим для благовествования, посланники должны нести слово Божье, взирая на Господа, а не сообразуясь с людьми, их мнениями, чувствами или обстоят-вами — «временем сим».

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий