Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Неустройство 
-> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать.

Нефан-Мелех 
(евр. Нетан-Мелех, «царь дал»), евнух, современник Манассии и Иосии (4 Цар 23:11).

Нефания (Нафания) 
(евр. Нетанья, «Господь дал»):

1) сын Асафа, руководитель 5-й чреды левитских певцов (1 Пар 25:2.12);

2) левит, современник Иосафата (2 Пар 17:8);

3) отец Иегудии, современника Иеремии (Иер 36:14);

4) отец Исмаила, убийцы Годолии (4 Цар 25:23.25).

Нефег (Нафек)
(«неуклюжий», «медлительный»):

1) потомок Левия, сын Ицгара (Исх 6:21);

2) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2 Цар 5:15; 1 Пар 3:7; 1 Пар 14:6).

Нефинеи 
(евр. нетиним, «данные», «подаренные»), работники при святилище, к-рые исполняли черновую, тяжелую работу. Иисус Навин превратил в храмовых рабов жителей Гаваона, заставив их рубить дрова и черпать воду для дома Божьего (Ис Нав 9:23.27), остальных Н. передали в помощь левитам Давид и его приближенные (Езд 8:20). Еще Моисей передал священникам и левитам часть плененных мадианитянок (Числ 31:28-30.40.41.47; ср. Числ 31:18). Среди евреев, вернувшихся из вавил. плена, находились и Н. Они перечислены в родословных списках (Езд 2:43-54; Неем 7:46-56). Вместе с Зоровавелем вернулись и -> рабы Соломона (Езд 2:55-58; Неем 7:57-60; Неем 11:3), причисл. к Н.; общее число Н. и рабов Соломона составило 392 человека (Езд 2:58; Неем 7:60), с Ездрой возвратились еще 220 человек (Езд 7:7; Езд 8:17.20). Они, как и священники с левитами, были освобождены от налогов (Езд 7:24). Н. жили в Иерусалиме, в Офеле (Неем 3:26; Неем 11:21), но также, вероятно, и за пределами города (Езд 2:70; Неем 7:73; Неем 11:3). В Неем 3:31 упоминается дом Н., в Неем 11:21 — два их начальника. Обязат-во соблюдать Закон, принятое израильтянами при Неемии, касалось и Н. (Неем 10:28). В НЗ упоминаний о Н. нет.

Нефисим (Нефишсим), 
родоначальник семейства храмовых слуг (нефинеев), вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:50; Неем 7:52). В евр. языке имя Н. имеет форму мн.ч. и, возм., это не имя собств., а слово, обозначающее потомков Нафиша, одного из сыновей Измаила (Быт 25:15). Нафиш был родоначальником одного из араб. племен (1 Пар 5:19).

Нефишсим 
-> Нефисим.

Нефтоах, 
источник на границе уделов Иуды и Вениамина (Ис Нав 15:9; Ис Нав 18:15). Н., или Ме-Нефтоах, совр. Айн-Лифта (новоевр. Мей-Нефтоах), расположен в 3 км. сев.-зап. Иерусалима.

Неффалим 
(евр. Нафтали), в Быт 30:8 истолковано как «борец»:

1) шестой сын Иакова, второй от Валлы, рабыни Рахили (Быт 30:7.8; Быт 35:25). У Н. было четверо сыновей: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем (Быт 46:24; Числ 26:48-51; 1 Пар 7:13). Иаков в своем благословении сравнивает Н. со стройной серной (в Синод. пер. — «с рослым теревинфом»; Быт 49:21 — значение евр. текста неясно; ср. Втор 33:23). Более о Н. ничего не известно;

2) колено Неффалима — потомки Н., одного из сыновей Иакова. При первом исчислении народа в нем насчитывалось 53 400 годных для войны мужчин (Числ 1:43), а в конце странствования по пустыне их число снизилось до 45 400 (Числ 26:50), в результате чего колено Н. передвинулось с 6-го на 8-е место среди колен Израил. Колено Н. располагалось в стане сев. скинии собрания, рядом с коленом Асира; оно трогалось в путь последним, после колена Дана (Числ 2:25-31). При разделе Ханаанской земли колено Н. получило удел на севере, зап. Геннисаретского озера и верхнего течения Иордана, в плодородной области, «исполненной благословения Господа» (Втор 33:23), юж. уделов Иссахара и Завулона; на западе оно граничило с уделами Завулона и Асира (Ис Нав 19:32-39).

В уделе Н. левитам из рода Гирсона были выделены три города, из к-рых Кедес стал -> городом-убежищем (Ис Нав 20:7; Ис Нав 21:6.32). В этом уделе находился город Капернаум, располож. у озера в уделе Завулона и Н. (Мф 4:13). Колену Н. не удалось изгнать хананеев из Вефсамиса и Бефанафа (Суд 1:33). Сыны Неффалимовы приняли активное участие в борьбе Деворы и Варака с Сисарой (Суд 4:6.10; Суд 5:18); они оказали помощь и Гедеону (Суд 6:35; Суд 7:23). К Давиду в Хеврон из колена Н. пришли тысяча вождей, а с ними 37 тыс. воинов со щитами и копьями (1 Пар 12:34.40). Во времена правления израил. царя Ваасы удел Н. был опустошен сирийцами под предводительством Венадада (3 Цар 15:20; 2 Пар 16:4). В период правления Факея ассир. царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) увел колено Н. в плен (4 Цар 15:29). Вероятно, вслед за этим Исаия предсказал колену Н. новое благословение (Ис 9:1-7). Это предсказание исполнилось в служении Иисуса в Галилее (Мф 4:12-17). Пр. Иезекииль указал колену его удел в земле обетованной между коленами Асира и Манассии (Иез 48:3.4), а в Откр 7:6 среди 144 тыс. запечатленных названы и 12 тыс. из колена Н.

Нехао 
(в совр. лит-ре Нехо), сын и наследник егип. фараона Псамметиха (610-595 гг. до Р.Х.). В 612 г. до Р.Х. союзные войска вавилонян и мидийцев завоевали Ниневию и окончат. сломили могущество Ассирии. Тогда фараон Н. двинулся на север, пытаясь поддержать ослабевшее ассир. царство, а заодно установить власть Египта над Сирией и Палестиной. Выступивший против него иуд. царь -> Иосия пал в битве при Мегиддо в 609 г. до Р.Х. (4 Цар 23:29-30; 2 Пар 35:20-25). Затем вместе с ассир. царем Ашшурубаллитом II Н. попытался захватить Харран, но этим планам воспрепятствовал вавил. царь Набопаласар. Возвращаясь из похода, Н. остановился в Ривле и по своему усмотрению решил вопрос об иуд. престоле: пленив -> Иоахаза (4), к-рого народ поставил на царство как наследника Иосии, он сделал царем -> Иоакима (4 Цар 23:31-35; 2 Пар 36:2-4). Плененного Иоахаза Н. увел с собой в Египет. Война между вавилонянами и египтянами в Сирии продолжались. В след. своем походе на север, предпринятом в 605 г. до Р.Х., Н. потерпел от Навуходоносора сокрушит. поражение в битве при Каркемише, стоившее ему всех сир. и палест. тер. (ср. Иер 46:2-12). Вторая битва, состоявшаяся в 601 г. до Р.Х., в к-рой никто из противников не добился перевеса (D.J.Wiseman, Chronicles of the Chaldaean Kings. London, 1956), но к-рую следует расценивать скорее как победу египтян, не освободила Палестину от вавил. господства, но несколько приостановила экспансию вавилонян. После этого Н. и Навуходоносор на поле битвы больше не встречались (4 Цар 24:7). В последний период жизни фараон много времени уделял мореходству и другим мирным занятиям.

Нехелам, 
возм., родина лжепророка Шемаии «Нехеламитянина» (Иер 29:24.31-32). Город с таким названием неизвестен, слово же нехелами переводили как «мечтатель» или как «сын Нехелама».

Нехум 
-> Рехум (2).

Нехушта, 
дочь Елнафана, жена иуд. царя Иоакима и мать Иехонии (4 Цар 24:8).

Нехуштан 
-> Медный змий.

Нециах 
(«верный»), нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:54; Неем 7:56).

Нецив, 
(«столб», «пост», «постовой»), город в Шефеле, в уделе Иуды (Ис Нав 15:43), совр. Хирбет-Бет-Назиб, в 15 км вост. Лахиша и прим. в 10 км сев.-зап. Хеврона.

Нечестивец, нечестивый 
В ВЗ слово «нечестивый» (евр. раша, к-рое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также «безбожный»), встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соломона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: «нечестивец», «нечестивцы». Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, — поэтому слово раша часто переводится и как «беззаконник». Н. являет собой полную противоположность праведному (-> Справедливость, праведность), или благочестивому.

I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ. 

Безбожие — откровенное или скрывающееся под маской набожности — проявляется не только в отношении к Богу, но и в соответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч 12:10). Н., «забывающие Бога» (Пс 49:22), полагают, что Бог с них за это не спросит (Пс 9:25), и поэтому становятся «развратителями» (Пс 1:1), «поступающими по своим нечестивым похотям» (Иуд 1:18). «Нет страха Божия пред глазами» их (Пс 35:2). Н. попирают Божий Закон (Пс 118:53) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста (Пс 49:16). «В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер 12:2). Н. ненавидят Божье наставление (Пс 49:17), и за это «им нет мира» (Ис 48:22; Ис 57:21). «Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4). «Сердце нечестивого жестоко» (Притч 12:10). Н. «низлагает бедного и нищего» (Пс 36:14). Он «подсматривает за праведником и ищет умертвить его» (ст. 32). «Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее» (Притч 21:27). НЗ клеймит позором «нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд 1:4).

II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦ.: 

1) с человеч. т.зр., Бог «губит и непорочного и виновного» (Иов 9:22). Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: «всему и всем одно» (Екк 9:2), «праведного и нечестивого будет судить Бог» (Екк 3:17; ср. Мф 25:31-46);

2) над Н. свершится суд: «отросток корня Иессея» «духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис 11:4). Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым «пример будущим нечестивцам». Господь знает, «как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Петр 2:6.9). «…Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим 1:18), и «потому не устоят нечестивые на суде» (Пс 1:5);

3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис 55:7): Господь не желает «смерти грешника», но хочет, чтобы он «обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11). Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им «всех уставов» Бога (Иез 18:21): «В правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез 18:22);

4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который «умер за нечестивых» (Рим 5:6), мы «будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим 5:9). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим 4:5).

Нечистота 
-> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Нечистые духи 
-> Одержимость, одержимый, бесноватый.

Нечистый 
-> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Нея, 
место в уделе Завулона (Ис Нав 19:13), в окрестностях -> Риммона (2) и Ханнафона. Вероятно, Н. (или новозаветный -> Наин) можно отождествить с селением Ноа, название к-рого обнаружено на черепках времен Иеровоама II, найденных в Самарии.

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий