Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Насаждать 
-> Растения, насаждения, насаждать.

Насаждение 
-> Растения, насаждения, насаждать.

Насекомые 
Многочисленные виды Н. широко распространены по всему Ближнему Востоку. Эфиопия названа в Библии «землей, осеняющей крыльями» (Ис 18:1), вероятно, по той причине, что в этой стране всегда было множество Н. В Египте многочисл. озерца, появляющиеся в результате разливов Нила, становились рассадниками комаров — обыкновенных (Culex) и малярийных (Anopheles). Комары встречаются в Палестине в основном в прибрежной и Изреельской равнинах, в районах Геннисаретского озера и на болотах Хуле. Там же можно видеть огромные рои мошки обыкновенной (Simuliidae). Из многочисл. летающих Н., переносчиков опасных заболеваний, наряду с комнатной мухой (Musca) следует назвать жигалку осеннюю (Stomoxys calcitrans) и муху цеце (Glossiniae). Хотя все эти Н. широко распространены в Палестине, в Библии они упоминаются редко. киннимЕвр (Исх 8:16) и греч. конопс (Мф 23:24) — это собират. понятия, обозначающие комаров всех видов. Евр слова кинним и аров (Исх 8:17; Пс 77:45; Пс 104:31 — в Синод. пер. — «насекомые») употребляются только в стихах, где говорится о егип. -> казнях. зевувЕвр (Екк 10:1; Ис 7:18) — собират. понятие, обозначающее мух.

Наследование, наследственное право 

ЗЕМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

1) согл. наследств. праву времен Авраама, наследниками могли быть только сыновья от жен, но не от наложниц (Быт 21:10; ср. позднее Суд 11:2); но сыновья наложниц имели право на разовое получение некой части отцовского имущества, пособия (Быт 25:6). Иногда наряду с сыновьями наследницами становились и дочери (Иов 42:15). При отсутствии детей наследником мог быть назначен раб (домочадец) (Быт 15:2-6; ср. -> Праотец, патриарх);

2) в соотв. с Законом Моисея, собственность израильтянина после его смерти делилась между его сыновьями, причем старший сын получал вдвое больше, чем младшие (Втор 21:15-17). Если сыновей не было, то собственность наследовали дочери (Числ 27:1-8); в этом случае они должны были выходить замуж только за мужчин своего колена (Числ 36:1-12). Если же мужчина из другого колена или иноплеменник женился на дочери-наследнице, то дети от этого брака, видимо, причислялись к роду матери (1 Пар 2:34-41; Езд 2:61). Наследство мужчины, умершего бездетным, доставалось его брату, если же братьев не было, то братьям его отца, если не было и таковых, то наиб. близкому кровному родственнику (Числ 27:9-11);

3) брат умершего должен был жениться на его вдове. Первый сын от этого брака получал имя умершего и наследовал его имущество (Втор 25:5-19). Если у покойного не было брата, то в брак с его вдовой должен был вступить к.-л. из ближайших родственников (Руф 3:12-13), обязанный также выкупить земельный надел вдовы, если он был заложен или продан из-за нужды (Руф 4:1). Если не находилось никого, кто был бы готов жениться на вдове, то наследство становилось ее собственностью и после ее смерти переходило к ее ближайшим родственникам;

4) левитам не выделялось никакой части наследства, поскольку Господь сказал Аарону: «Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» (Числ 18:20; Втор 10:9; Иез 44:28 и др.);

5) подробные сведения о лишении наследства можно почерпнуть только из Талмуда (-> Мишна);

6) письм. завещания появились в Палестине лишь в период греч. и особенно рим. господства (Гал 3:15; Евр 9:17); в княж. роду ими определялся порядок Н. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 16,1; XVII, 13,2). В Талмуде предприняты попытки снять предусмотренные законом ограничения, с тем чтобы дать завещателю право более свободно распоряжаться своим имуществом.

НЕБЕСНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

Ап. Павел чаще чем к.-л. использует понятие Н. в переносном, духовном, смысле. Кр. того, в этом же значении оно встречается в 1 Петр 1:4; 1 Петр 3:9; Иак 2:5. «Участие в наследии святых во свете» (Кол 1:12) — это вечная жизнь, к к-рой милостью Иисуса Христа избраны верующие всех народов, ставшие т.о. и наследниками Самого Господа (Еф 1:11.18), как о том и предсказывалось в ВЗ (Пс 82:8). Это нетленное, чистое и неувядаемое наследие (1 Петр 1:4) предназначено христианам как чадам Божьим, но они сами ничем не заслужили его и не могут приобрести его собств. силами (Рим 4:14; Гал 3:29; Гал 4:7; Тит 3:7). Однако наследниками Христа становятся только те, кто страдает вместе с Ним (Рим 8:17); верным рабам Божьим в Его царстве воздастся — они получат наследие от Господа (Кол 3:24). Залогом этого является Святой Дух, живущий в сердцах вновь рожденных и поддерживающий в них уверенность в том, что они призваны к небесному наследию (2 Кор 1:22; Еф 1:14). Насмешка, поругание, насмехаться, насмешник (кощунник). В Библии и в ее переводах употребляются различные слова для передачи понятий «насмешка» и «поругание». В общеупотребительном смысле «насмехаться» или «издеваться» означает проделывать над кем-то озорные или злые шутки, выражаемые соотв. словами и действиями (4 Цар 2:23; Мф 22:6; Мф 27:31; Мк 10:34; Мк 15:20; Лк 20:11), напр. морщить нос в знак презрения (греч. мюктеридзеин; Гал 6:7, в Синод. пер. — «Бог поругаем не бывает»).

Кр. того, в Библии встречаются такие выражения: смеяться и издеваться над кем-л. (2 Пар 30:10); презреть и посмеяться (4 Цар 19:21); смеяться над кем-л. и говорить с презрением (Неем 2:19); лицемерные насмешники (Пс 34:16); порицать и поносить (4 Цар 19:22), а также посмеяние и поругание или поругание и посрамление и т.п. (Пс 43:14; Пс 78:4; Иер 20:8; Иер 29:18). Библия не одобряет насмешника и не рассматривает его как безобидного шутника. Особенно часто речь о такого рода людях идет в Притчах Соломона: по своей сути насмешник (в Синод. пер. — «кощунник») самонадеян, надменен и дерзок. Он действует в пылу гордости и не воспринимает назиданий (Притч 9:7-12); не обладая мудростью, он не слушает поучений (Притч 13:1). Поэтому кощунствующий избегает общения с мудрыми (Притч 15:12), но именно потому что он глуп, он и заслуживает наказания (Притч 19:29). «Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань» (Притч 22:10); где бы насмешник ни появился, он подстрекает к ропоту и возмущению (Притч 29:8). Но в конечном итоге Бог посмеется над насмешником и поругается над кощунствующим (Пс 2:2-3), предав преступников самих на поругание (Ис 43:27-28; Ис 45:16; Иез 22:4; Иез 23:32), ибо только смиренным Он дает благодать (Притч 3:34). «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» (Притч 17:5), и поругание становится настоящим кощунством, когда насмешник в своей самонадеянности восстает против Бога (4 Цар 19:22; 2 Пар 32:17). Проходившие мимо креста Иисуса злословили Его (греч. бласфемейн), то же делали и первосвященники, насмехаясь над Ним (греч. эмпайдзеин; Мф 27:39.41). В Пс 1:1 насмешники сопоставляются (в Синод. пер. — «развратители») с нечестивыми. Согл. истолкованию этого места раввинами, насмешники («развратители») — это такие люди, которые, собравшись вместе («в собрании развратителей»), не рассуждают о словах Торы (Закона Божьего).

Наставник 
-> Учитель (III и IV). -> Детоводитель, наставник.

Наугольник 
-> Оружие и орудия труда.

Наум 
(евр. Нахум, кр. ф-ма от Неемии):

1) пророк; -> Книга пророка Наума;

2) один из предков Иисуса Христа (Лк 3:25).

Наума пророка книга 
-> Книга пророка Наума.

Нафан 
(евр. Натан, «Он (т.е. Бог) дал»):

1) израильтянин из колена Иуды, сын Аттая (1 Пар 2:36);

2) отец одного из храбрых у Давида (2 Цар 23:36);

3) брат другого храброго у Давида (1 Пар 11:38);

4) пророк, возвестивший Божий суд Давиду, после того как царь совершил прелюбодеяние с Вирсавией и подстроил убийство Урии (2 Цар 12). Ранее Н. сообщил царю Божье откровение: строит-во храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Н., не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом (род) Давида и благословит его (2 Цар 7:1; 1 Пар 17). Когда Адония захотел стать царем, Н. вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем к-рого он был (2 Цар 12:25). Н. содействовал тому, чтобы Давид вовремя повелел помазать Соломона на царство (3 Цар 1). Через Н. и другого пророка, Гада, Господь передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов (2 Пар 29:25). Н. написал историч. труд о царствованиях Давида и Соломона (1 Пар 29:29; 2 Пар 9:29), но из этого не следует, что он дожил до конца правления Соломона. Невыясненным остается вопрос о том, можно ли отождествлять с этим пророком Нафана, упомянутого в 3 Цар 4:5 и 1 Пар 2:36 (см. 1 и 5);

5) один из рожденных в Иерусалиме сыновей Давида (2 Цар 5:14; 1 Пар 3:5; 1 Пар 14:4). Возм., он был отцом двух чиновников Соломона (3 Цар 4:5); его род упоминается и в Зах 12:12, а сам он — в Лк 3:31 как предок Иисуса Христа;

6) один из израильтян, направленных Ездрой в Касифью, чтобы призвать оттуда левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16-20);

7) израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:39).

Нафанаил 
(евр. Нетанэл, «Бог дал»):

1) сын Цуара, глава колена Иссахара во время странствования по пустыне (Числ 1:8; Числ 2:5; Числ 7:18);

2) сын Иессея и брат Давида (1 Пар 2:14);

3) священник, современник Давида (1 Пар 15:24);

4) отец писца Шемаии, левит (1 Пар 24:6);

5) левит из рода Корея, сын привратника Овед-Едома, современник Давида (1 Пар 26:4);

6) один из приближенных царя Иосафата, к-рые должны были учить народ Закону (2 Пар 17:7);

7) один из начальников левитов во времена царя Иосии (2 Пар 35:9);

8) священник, глава дома Иедаи во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:21);

9) священник из рода Пашхура, взявший себе иноплем. жену (Езд 10:22);

10) ученик Иисуса из Каны Галилейской, к-рого привел к Иисусу Филипп. Увидев Н., Иисус похвалил его как «подлинного израильтянина, в котором нет лукавства». Когда Иисус при этом добавил, что видел Н. под смоковницей, то сомнения последнего были побеждены и он признал: «Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев». Можно предположить, что Иисус тогда же призвал Н. в ученики, но определенно об этом не говорится (Ин 1:44-51). Хотя в списках апостолов имя Н. не упоминается, по общепринятому мнению, он фигурирует там как -> Варфоломей, т.е. «сын Толмая». После воскресения Иисуса Н. находился среди апостолов, ловивших рыбу на море Тивериадском (Ин 21:2). Не исключено, что Иисус был приглашен на свадьбу в Кане (Ин 2) как знакомый Н.

Нафания 
-> Нефания.

Нафаф-Дор 
-> Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

Нафек 
-> Нефег (2).

Нафиш 
-> Нефисим.

Нафоф-Дор 
-> Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

Нафтухим 
(в евр. мн. ч.), егип. племя (Быт 10:13; 1 Пар 1:11). Возм., от егип. на-птах, «люди (Бога) Птаха», т.е. жители Мемфиса (Нофа), города в Нижнем Египте, где поклонялись Птаху. Другой вариант перевода — «люди дельты».

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий