Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Надав (Нават) 

I. «Он (Бог) показал свою щедрость»:

1) старший сын Аарона (Исх 6:23), брат -> Авиуда;

2) израил. царь (907-906 гг. до Р.Х.), сын и наследник Иеровоама I. Н. поддерживал поклонение тельцу, введенное его отцом. Во время осады Гавафона Филистимского Н. был убит Ваасой. С убийством Н. и воцарением вместо него Ваасы был истреблен весь дом Иеровоама, как это и предвещал Ахия Силомлянин (3 Цар 14:10.11; 3 Цар 15:25-31);

3) сын Шаммая из колена Иуды (1 Пар 2:28.30);

4) вениамитянин, сын Иеила и Маахи (1 Пар 8:29.30; 1 Пар 9:35.36).

II. (евр. Нодав), арабское кочевое племя, обитавшее в сир. пустыне (1 Пар 5:19).

Надежда, надеяться, упование, уповать: 

1) в Библии Н. человека не связана с этим миром, а направлена на Бога, т.е. ее следует понимать с т.зр. свящ. истории. Н., направленная на что-либо видимое, уже имеющее место быть, не является Н. в библейском понимании, «ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Рим 8:24-39). Отличие христианина состоит в том, что он — человек уповающий (1 Фес 4:13; 1 Петр 1:3); вместе с тем он отбросил все мирские Н., т.е. Н. на видимые, преходящие блага, ради живого упования, совершающегося во Христе;

2) уповающий человек — это всегда человек верующий (Евр 11:1). Его взгляд устремлен на совершенство Божьего замысла спасения (Тит 1:2; Тит 2:13; Тит 3:7). Он верит, что Бог сохранит его во всех жизненных обстоят-вах, что Божьи пути святы и неисповедимы — как в истории избранного народа, так и в истории всех народов на земле. Эта связанная с верой Н. никогда не иссякает. Н. может ждать своего свершения (Тит 2:13), она вселяет уверенность в то, что последнее слово и последнее деяние всегда останутся за Богом. Бог будет «все во всем» (1 Кор 15:28);

3) это упование зиждется не на субъективных предположениях; его основой является Сам Бог, Его обетования, исполненные в Иисусе Христе или еще ждущие своего свершения (Второе пришествие Иисуса, Суд, вечная жизнь — Рим 5:2-5; Кол 1:5.23.27; Тит 3:7). Н. христианина основана на благах Божьего спасения, к-рые он получает в Иисусе Христе: прощение грехов, принятие Св. Духа, сила Которого уже сейчас дает ему жизненные силы (Гал 5:5; 1 Ин 3:3). Такая Н. опирается на знание о Божьих деяниях в Иисусе Христе, совершенных для нашего спасения. Бог примирил с Собою мир и искупил его через Иисуса Христа от власти греха, дав этим миру живое упование (1 Петр 1:3-5). Преодолев смерть Своим воскресением, Иисус Христос дал нам залог осуществления всех наших Н. Н. христианина в конечном итоге — ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, к-рое позволит Его Церкви всецело соединиться с Ним, Своим Господом и Главой. Христианину известна цель, на к-рую направлена вся его жизнь, — «почесть вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3:14). Это упование на будущее прославление дает верующему силы для постоянного служения своему Господу Иисусу Христу, Который есть основа, средоточие и цель Н. Он Своими страданиями и смертью примирил нас с Богом и тем самым даровал нам Н. на вечную жизнь (1 Кор 6:20). Вместе с тем эта Н. — плод Св. Духа и стимул к нашему очищению (1 Ин 3:3).

Надеяться 
-> Надежда, надеяться, упование, уповать.

Надменность 
-> Гордость, тщеславие, надменность.

Надпись 

1) В Др. Риме существовал обычай выписывать обоснование смертного приговора на табличку, к-рую несли перед приговоренным, следовавшим к месту казни. Затем, после распятия, эта Н. (греч. эпиграфэ или титлос) укреплялась на кресте над головой казненного (Мф 27:37; Мк 15:26). Пилат приказал укрепить над головой Иисуса Н. на трех языках (арам., лат., греч.), гласившую: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин 19:19-27). В такой форме иудеи восприняли надпись оскорбительной для себя (Ин 19:20-27; ср. Ин 19:15), но Пилат настоял на этих словах (Ин 19:22), возм., в отместку за то, что иудеи вынудили его осудить Иисуса (Ин 19:12, -> Кесарь, II).

2) Надпись на монете содержала название города, где производилась чеканка, а также имя правителя, чеканившего ее. Изображение имп. на рим. динарии свидетвовало о том, что эта монета — его собственность. Слова Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» означают след.: подобно тому как монета имеет изображение кесаря, человек носит образ Божий (Быт 1:26) и, следовательно, его жизнь принадлежит Богу.

Наема, 
город в Шефеле (Ис Нав 15:41), возм., совр. Хирбет-Феред на реке Нахал-Сорек, неподалеку от Арак-Наамана, в 7,5 км сев.-зап. Бет-Шемеша.

Наемник: 
(евр. сахир, «(нанятый) за плату»):

1) у израильтян наемные работники, в отличие от -> рабов, не принадлежали к домочадцам. Н., работавший у священника, не мог есть жертвенную пищу (Лев 22:10). Н. нанимали на определ. время, возм., всего на один день (Мф 20:1.2). Поскольку Н. существовал исключит. на -> вознаграждение за свой труд, то Закон предписывал выдавать работнику плату ежедневно, до захода солнца (Лев 19:13; Втор 24:14-22; ср. Иер 22:13; Иак 5:4). Плата Н. была вдвое больше, чем издержки на содержание раба (Втор 15:18). «Наемничьи года» (Ис 16:14; Ис 21:16) — это отсчит. с точностью до дня число полных лет работы Н. В Иов 7:1-6 содержится намек на лишенную гарантий и заполненную трудом жизнь Н., не имеющего собств. имущества. В Мк 1:20 упоминается о работниках Зеведея; в притче о блудном сыне также говорится о Н. (Лк 15:17.19). В Ин 10:12.13 словом «Н.» Синод. пер. передает греч. слово мистотос — «работающий за плату»;

2) еще одно знач. слова «Н.» — «наемный воин» (Иер 46:21; Иез 29:19; Лк 3:14; 1 Кор 9:7). В рим. эпоху это слово применялось, в частности, к солдатам-наемникам и поэтому получило дополнит. смысловой оттенок: «человек, безразличный к нравственному результату своей деятельности и заботящийся только о вознаграждении». В этом значении слово «наемник» и употребляется в Евангелии;
3) в переносном смысле смерть названа наемничьей платой за грех (греч. опсониа; в Синод. пер. — «возмездие»). «Плата наемнику» за грех — смерть — противопоставляется дару Божьему — вечной жизни во Христе Иисусе (Рим 6:23).

Назарет 
(возм., «стражница»), город в Галилее, родной город Иисуса Христа (Мф 2:23; Мк 1:9; Лк 2:39; Ин 1:46), в ВЗ не упоминается. Совр. Назарет (новоевр. Нацрат, араб. Эн-Назира) расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Изреельской равнины. Через небольшой в новозаветные времена Н. (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь. Иисус покинул Н. в начале Своего обществ. служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя (Мк 6:1-6; Мф 4:13; Ин 2:12). В наши дни в Н. показывают синагогу, где Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16-30), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (Лк 4:29). Дом, к-рый демонстрируют как жилище Марии, вызывает сомнение. Только единств. в округе большой источник, называемый сегодня «Источником Марии», вероятно, существовал еще в новозаветные времена.

Назорей, Назарянин 

1) Слово «назорей» происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Числ 6:7: «посвящение Богу его на главе его».

2) Постановление о назорействе приведено в Числ 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек — мужчина или женщина, — если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., Самсон; Суд 13:5.14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1 Цар 1:11).

3) Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» (Числ 6:3-21); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (Числ 6:5); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (Числ 6:6-21). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (Числ 6:9-12); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее — в храм) и положить их на огонь, к-рый горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (Числ 6:13-20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.

4) Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Числ 6:8) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11-16).

5) Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н. (Мф 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24.26.

6) Назарянин (греч. надзаренос), назорей (греч. надзорайос), прозвище Иисуса Христа из -> Назарета (Мф 2:23; Мф 26:71; Мк 1:24; Мк 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возм., по произношению и по смыслу слово «назорей» ассоциировалось и с евр. незер («отрасль») в пророчестве Исаии (Ис 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство «назорейской ересью» (Деян 24:5).

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий