Библейская Энциклопедия Брокгауза. Часть 13 «Н»

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Ной 
(евр. Ноах, согл. Быт 5:29, возм. «утешитель»), потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Быт 5:28-32; ср. Быт 9:24). При рождении Н. его отец сказал: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь».

Когда Бог решил истребить людей за их неправедность, Н. обрел благодать пред Его очами; он был «человек праведный и непорочный» и «ходил пред Богом» (Быт 6:8). Господь велел Н. построить -> ковчег и войти в него вместе с женой, сыновьями и их женами. Н. должен был взять с собой семь пар чистых животных и по одной паре нечистых, а также пищу для себя и для животных. Н. послушался Господа и сделал так, как ему было сказано, показав тем самым пример истинной веры (Быт 6:13-22; Евр 11:7). Когда ему было 600 лет, губит. потоп обрушился на землю (Быт 7:6); только восемь человек спаслись от смерти (1 Петр 3:20). По окончании -> потопа Н. вышел из ковчега, к-рый оказался «на горах -> Араратских» (Быт 8:4.18), соорудил -> жертвенник и принес на нем жертву всесожжения. Тогда Бог решил больше никогда не проклинать землю за грехи человека; сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь никогда больше «не прейдут» (Быт 8:20-22). Бог благословил Н. и его сыновей (Быт 9:1-7; ср. Быт 1:28-31) и заключил -> завет (IV,2) с ним, его потомками и всеми живыми существами, к-рые были в тот момент с ним. В этом завете Бог обещал впредь не уничтожать потопом жизнь на земле; знаком завета стала радуга (Быт 9:8-17). Н. первым стал возделывать виноград. Когда однажды он, опьяневший, лежал в шатре, его, обнаженного, увидел младший сын Хам и насмеялся над ним, рассказав об этом братьям. Сим и Иафет прикрыли отца одеждой. Когда Н. узнал, что сделал Хам, то проклял его сына, Ханаана, и благословил Сима и Иафета (Быт 9:20-27). После потопа Н. прожил еще 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт 9:28-29). В Иез 14:14.20 и 2 Петр 2:5 о Н. говорится как о праведнике. Иудеи придают важное значение «семи заповедям», основанным на Быт 9:1-7, относя их ко всем людям и особенно к -> прозелитам.

Эти заповеди таковы:

1) признание властей;

2) запрещение богохульства;

3) запрещение идолопоклонства;

4) запрещение кровосмешения;

5) запрещение убийства;

6) запрещение разбоя и воровства;

7) запрещение потреблять мясо с кровью.

Номва 
-> Нов.

Нон (Нав) 
(евр. Нун, «рыба»), ефремлянин, отец -> Иисуса Навина (Исх 33:11; Ис Нав 1:1; 1 Пар 7:27).

Носилки (носильный одр) 
Креслами-носилками ( Песн 3:9 — евр. аппирейон, заимствование из греч.; Ис 66:20 — евр. цав), нередко имевшими балдахин, знатные люди пользовались вместо колясок. При продолжит. путешествиях Н. могли перемещать и с помощью лошадей, ослов или лошаков, в остальных случаях их несли рабы — от двух до шести человек.

Нофа, 
город, лежавший вост. Иордана и, вероятно, сев. Дивона (Числ 21:30). Этот моавитский город исследователи отождествляли с Новой (-> Нова), вблизи Иогбеги (Суд 8:11), а также искали его на месте развалин Новакис под Амманом.

Ноха, 
сын Вениамина (1 Пар 8:2).

Ночная влага 
-> Роса (Песн 5:2).

Ночная стража 
В ветхозаветную эпоху часы от заката до восхода солнца, согл. воен. обычаю, делили на три Н.С. (Исх 14:24; Суд 7:19; 1 Цар 11:11; Пс 89:5; Плач 2:19). Первая стража длилась примерно с 18 до 22 час., вторая — с 22 до 2 час., а последняя, утренняя, — с 2 до 6 час. В эпоху НЗ три стражи были заменены греч.-рим. делением ночи на четыре Н.С. (Лк 12:38; Мк 6:48): вечер, полночь, пение петухов и утро (Мк 13:35). Кр. того, ночь, как и -> день, делилась на 12 часов (Деян 23:23), и упомянутый здесь третий час ночи соответствовал, т.о., первой Н.С.

Ночное видение, 
сновидение, через к-рое человек может получить откровения (Иов 4:13-17) и через к-рое его совесть может быть разбужена Богом (Иов 33:15-18). -> Видение -> Книга пророка Захарии.

Ночное привидение 
Евр слово Лилит, переводимое как «ночное привидение» (Ис 34:14), является именем женщины-демона, к-рое встречается также в текстах вавил. заклинаний. По преданию, эта женщина-демон, обитающая в пустыне, нападает на людей. Изначально Лилит была, вероятно, демоном бури, но из-за схожести ее имени со словом лайла («ночь») евреи считали ее ночным демоном.

Ночь 
-> День -> Тьма -> Ночная стража.

Нрав, характер, ум 
В ВЗ эти понятия передаются евр. словами нефеш -> душа или руах -> дух (см. Пс 33:19; Притч 17:22); в НЗ — греч. словами нус (-> Ум, разум, разумение, разумный) или дианойа («мысли», «сознание», «взгляды» -> Благоразумие), напр. в Мф 22:37; Мк 12:30; Рим 7:23.25. В обоих случаях смысл этих понятий не ограничивается сферой человеч. чувств. В библ. понимании ум — это основа исполнения Закона Божьего (см. Рим 7:25), а также вместилище новой, духовной жизни возрожд. человека.

Ныне 
-> Сегодня, ныне.

Наа-Нав, Наг, Над-Наз, Наи-Нар, Нас-Наф, Нах-Нач, Неа-Неб, Нев-Нел, Нем-Нет, Неу-Нея, Низ-Ним, Нин-Нищ, Ноа-Нож, Ной-Ны

Добавить комментарий